В Мажилисе начали обсуждать поправки по вопросам смертной казни

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 12 Ноября 2008 в 11:18:40
"О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам смертной казни". Этот правительственный законопроект представлен сегодня в Комитете Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе. В рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Мажилиса Николаем Турецким, представил законопроект директор департамента законодательства Министерства юстиции Ерлан Жумагулов.

Наряду с парламентариями в первом заседании рабочей группы приняли участие представители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств юстиции, внутренних дел, обороны, КНБ Республики Казахстан. В числе участников - члены Общественной палаты при Мажилисе, Комиссии по изучению вопроса об отмене смертной казни в Республике Казахстан, ученые из ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазГЮУ. В заседании участвовали также представители Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Общественного фонда "Хартия за права человека", БДИПЧ ОБСЕ по вопросам верховенства права в Центральной Азии, Центра исследования правовой политики.

Согласно пояснению разработчиков, в Общей части Уголовного кодекса предлагается закрепить, что смертная казнь устанавливается только за террористические преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Вносятся поправки и в Уголовно-процессуальный кодекс, в частности, к подсудности дел областного и приравненного к нему судам, а при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого и суда с участием присяжных заседателей отнесены дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрено пожизненное лишение свободы.

В рабочую группу экспертное заключение по законопроекту представил Общественный фонд "Хартия за права человека". Этим фондом даны также к законопроекту замечания членов Комиссии по изучению вопроса об отмене смертной казни в РК при Правительстве Республики Казахстан, а также директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Е.А. Жовтиса и исполнительного директора этого фонда Ж.У. Турмагамбетовой. Кроме того, в рабочей группе сверстана Сравнительная таблица к законопроекту, содержащей замечания и предложения профильных комитетов и отдельных депутатов Мажилиса.

Все эти документы будут рассмотрены на последующих заседаниях рабочей группы.

* * *

Пресс-служба Аппарата Мажилиса предлагает тезисы доклада руководителя рабочей группы, депутата Мажилиса Николая Турецкого:

"Сегодня мы проводим первое заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам смертной казни".

Хочу выразить слова благодарности Общественному фонду "Хартия за права человека", БДИПЧ ОБСЕ по вопросам верховенства права в Центральной Азии за участие в рабочей группе по данному законопроекту.

Законопроект поступил в Мажилис 29 сентября 2008 года.

Целью принятия проекта Закона, как указано в пояснительной записке, является совершенствование действующего законодательства, приведение в соответствие с положением Конституции РК, а также обеспечение основополагающего права человека на жизнь. В этой связи Министерством юстиции в лице Правительство разработан данный законопроект.

Общемировая тенденция такова, что многие государства мира законодательно движутся по пути поэтапной отмены смертной казни, понимая невозможность рационально объяснить необходимость ее сохранения в качестве ординарной меры уголовного наказания. В том числе и наша страна, начиная с 1994 г., придерживаясь общепризнанных принципов и норм международного права, проводит политику поэтапной отмены смертной казни. Свидетельством того может служить изменения и дополнения которые были внесены в Основной Закон 21 мая 2007 года в пункт второй статьи 15, которое стало основанием для разработки представленного законопроекта, приводящего в соответствие нормы действующего Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов с положением Основного Закона.

Таким образом, данный законопроект является практической реализацией тех идей, целей, задач, которые заложены в статье 15 Конституции РК. Поэтому очень важно правильное понимание новой редакций ст. 15 Конституций РК, специфики правового регулирования уголовного закона и на этой основе тщательная проработка вносимых изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство с учетом глубокого изучения соответствующего законодательства зарубежных стран, отменивших смертную казнь.

Следует отметить, что по данному законопроекту есть научно-правовая, криминологическая и антикоррупционная экспертизы, а также заключения 5 комитетов. Свои предложения также внесли депутаты Сарпеков Р.К. и Халмурадов Р.С. Кроме того имеется заключения НПО "Центр исследования правовой политики".

Анализируя данные заключения и предложения, можно констатировать, неоднозначное понимание содержащихся в законопроекте юридико-технических положений.

У меня вызывает вопрос насколько правильно механическое, перенесение в общую часть УК (ст. 49) конституционной формулировки, не учитывая при этом, что данная формулировка не содержит собственно уголовно-правовой терминологии? Что означает понятие "террористического преступления"? Что означает категория "гибель людей" (например, с точки зрения форм вины - умышленное лишение жизни, гибель по неосторожности и т д.)?

Законопроектом предлагается пунктом 2 к статье 233 УК РК дать перечень "террористических преступлений". И здесь возникает опасение. Не создает ли законопроект ситуацию, когда в дальнейшем конституционные ограничения легко будет преодолеть на сугубо законодательном уровне, всего лишь расширив понятие "террористических преступлений".

Пункт 2 примечания к статье 41 УК РК дает перечень преступлении, относящихся к экстремизму. Это: 164, 168-171, 233-3, 236, частями второй и третьей статьи 337, статьей 337-1 УК РК. В то же время разработчики, предлагая перечень террористических преступлении допустили дублирование преступлений в пунктах примечания, так как статья, например, 233-3 УК РК относятся разработчиками к преступлениям, содержащим признаки экстремизма, и к террористическим преступлениям.

Далее, перечень "террористических преступлений", сконструированный разработчиками в предлагаемой редакции п. 2 примечания к ст. 233 УК РК и насчитывающий 11 составов преступлений, сам по себе для нас необъясним. Скажем, какое отношение к "террористическим преступлениям" имеет наемничество, предусмотренное ст. 162 УК РК? В общественной опасности данного деяния никто не сомневается, но совершается оно не в террористических целях, а сугубо по корыстным мотивам (это видно даже по этимологическим корням термина "наемничество", поскольку речь идет о "найме")? Напрашивается вопрос, по каким критериям отбирались и должны отбираться составы преступления, которые составляют перечень террористических преступлений?

Законопроектом предлагается отменить смертную казнь за воинские преступления, совершенные в военное время (ст. 367, 368, 369, 373, 374, 375, 380 УК РК). В то же время разработчики вводят в Общую часть УК РК норму об "установлении" смертной казни за совершение в военное время особо тяжких преступлений. Возникает вопрос - зачем? Есть ЗРК "О военном положении". Статья 9 Закона гласит: "Президент Республики Казахстан в период военного положения издает нормативные правовые акты по вопросам военного положения;". ЗРК "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан" определяет военное время как период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Если предположить, что Законы позволяют, Главе государства при наступлении военного времени издавать специальное военно-уголовное законодательстве, где, в частности, будет решаться вопрос о применении смертной казни за совершение наиболее опасных в условиях военного времени воинских преступлений, то зачем тогда вообще включать в уголовный закон отрывочные упоминания о смертной казни "в военное время"? Какой в этом практический и теоретический смысл?

Может быть рациональнее отказаться от упоминания о смертной казни в военное время в действующем УК РК, либо сделать отсылочную норму к специальному закону?

И еще один момент, на которое хотел бы обратить ваше внимание, это как было выше сказано, законопроектом предлагается отменить смертную казнь за воинские преступления, совершенные в военное время (ст. 367, 368, 369, 373, 374, 375, 380 УК РК). В то же время пунктом 2 примечания к ст. 233 УК РК законопроект, отменяя смертную казнь за некоторые составы преступлений, одновременно вводит ее за другие составы преступлений, где она предусмотрена не была (ст. 163, 234, 238, 239).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что законопроект нуждается в тщательной доработке и глубоком осмыслении ее положении".

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 11 ноября
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь