Как белорусская студентка координирует протест дальнобойщиков в Москве

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 15 Декабря 2015 в 09:08:59
Представляете, чтобы в Беларуси обычные люди неделями поддерживали протест обычных работников, носили им еду и деньги? Kyky поговорил с Таисией Никитенко — студенткой-журналисткой из Витебска, которая стала пресс-секретарем лагеря протеста дальнобойщиков в подмосковных Химках. История из первых уст: почему Тася выбрала для себя этот путь, и чем живет лагерь фур и их водителей.



История присоединения Таисии Никитенко к протестам российских дальнобойщиков проста, и Тася не видит в ней никакого героизма. Началось все с бутербродов. «Я увидела в Твиттере, что дальнобойщиков гонят по Ленинградке, что ребята хотят поесть и выпить чаю. Я привезла им бутерброды, и так с ними и осталась», — рассказала Тася в эфире «Дождя». В беседе со мной добавляет: «Я очень хотела помочь, потому что мне понятна идея, за которую они сейчас бастуют».

Тася Никитенко на пикете в Москве у посольства Беларуси, фото из Facebook
Таисия Никитенко родом из Витебска, в Москву переехала, чтобы учиться в московском Институте журналистики и литературного творчества. Сейчас Тася на втором курсе. Когда она приехала в Химки, оказалось, что водителям здесь нужны не только и не столько бутерброды — им нужны люди. Во-первых, чтобы привозить еду, медикаменты и топливо — дальнобойщики проводят на стоянке круглые сутки, спят в своих машинах, и топливо им нужно, чтобы прогревать кабины. Во-вторых, чтобы рассказывать о событиях в СМИ. Государственные СМИ «сливают» протест, пишут о нем пренебрежительно, да и просто стараются как можно реже о нем упоминать. У независимых журналистов информации мало, да и та смешалась в кучу. Разные политические силы пытаются «присвоить» протесты, а лидерство в акциях уже пытались приписать себе разные люди, которых дальнобойщики и в глаза никогда не видели.
Интернет на стоянке в Химках, по словам Таси, глушат, стабильной связи нет — вся информация собирается по кусочкам, все коммуникации проходят не без проблем.
Когда девушка поняла, что может помочь чем-то большим, чем бутербродами, то без раздумий взялась за дело: решила остаться в лагере в Химках и помочь скоординировать его действия. Пропуски занятий, по ее словам, в университете принимают адекватно — ведь здесь она работает по своей прямой специальности.
Что происходит, и против чего бунтуют?

Кратко введем в курс дела тех, кто не слышал о протестах российских дальнобойщиков (или слышал только краем уха). 15 ноября в России был запущен «Платон» — система взимания оплаты за проезд большегрузных автомобилей (максимальной массой более 12 тонн) по федеральным трассам РФ. Название — сокращение от «плати за тонны». По правилам системы, перевозчик должен зарегистрироваться на сайте «Платона» и перед рейсом пополнять кошелек в своем аккаунте на сумму, нужную для оплаты запланированного маршрута. Стоимость одного километра дороги — 3,73 российского рубля (или приблизительно $ 1 за каждые 18,5 километров). За неоплату проезда предусмотрены штрафы: 5 тысяч рублей для водителей, 40 тысяч — для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, ответственных за грузовик, 450 тысяч — для юридических лиц. Штрафы за второе нарушение — до 1 миллиона российских рублей.

Новый дорожный сбор стал третьим логистическим налогом в России — там уже действуют транспортный налог и акциз на дизельное топливо. Неудивительно, что протесты начались еще до пуска «Платона». 10 ноября правительство России пошло на скидку: снизило цену на проезд до весны 2016 года до 1,53 руб/км, а до конца 2018 года — до 3,06 рубля. Но это не стало решением проблемы, и 11 ноября дальнобойщики начали первые акции протеста. Через неделю акции охватили уже 24 региона России. 25 ноября водители со всей России заявили, что намерены двинуться маршем на Москву. Через два дня в Москву въехало 200 дагестанских фур, а 4 ноября фурам удалось частично перекрыть МКАД, однако в целом «Поход на Москву» был сорван.

Госдума РФ на протесты отреагировала: депутаты согласились снизить штрафы за неоплату почти в 100 раз (5 тысяч за первое нарушение, 10 — за повторное), а вице-премьер РФ Дворкович пообещал, что система начнет работать не только по пред-, но и по постоплате. Медведев, однако, утверждает, что ввод «Платона» — правильное решение, а Путин и вовсе молчит о проблеме. Протесты продолжаются: водители фур не идут на компромиссы, их устроит только полная отмена «Платона». Под Москвой дальнобойщики разбили два лагеря: один — на юго-востоке, на Каширском шоссе, другой — на северо-западе, в Химках, где наша героиня, студентка Тася Никитенко, и стала пресс-секретарем.

Как дальнобойщики приняли студентку Тасю

Представьте ситуацию сами: хрупкая 19-летняя студентка координирует действия водителей 12-тонных фур. Спрашиваю у Таисии, не обижают ли ее суровые мужики, воспринимают ли серьезно: «Проблем, тьфу-тьфу, нет. Оберегают меня и кормят. Кто-то даже не совсем понимает, чем я занимаюсь, а кто-то считает, что я большая молодец. И мужики совсем не суровые: добрые, честные и гордые. Я их всех немножко люблю».

Тася взяла на себя много обязанностей: «Я держу контакт с прессой и правозащитниками, мониторю бытовые нужды, слежу за порядком». Все важные бытовые моменты девушка постит на своей странице в Facebook, а оттуда информация разлетается дальше. У одного из дальнобойщиков, Сергея, начинается сильная ангина — Тася ищет для него врача. Находит — на днях Сергею сделали операцию. Нужны вещи — высылает запрос: «Можно привезти солярку, питьевую воду, некрепких сигарет (типа синего винстона)».

Протесту не удается разрастись количественно, хотя желающих присоединиться много: полиция, ГИБДД и ОМОН просто не пропускают грузовики к стоянке, перекрывают все подъезды. Но с дальнобойщиками солидарны сотни простых москвичей: каждый день они привозят вещи и высылают деньги. «Поддержка потрясающая, меня тут совсем раскормили!» — благодарит Тася. — «Люди везут горячую еду бидонами, наполняют пустые канистры соляркой. Музыканты приезжают, да и просто люди приходят пообщаться. Первое время наши парни боялись всякой помощи. Сейчас все в порядке, но удивляются до сих пор». Представляете, чтобы в Беларуси обычные люди днями, неделями поддерживали протест обычных работников, носили им еду и деньги? Большинство просто побоялось бы ехать к лагерю. А тех, кто не побоялся бы, наверняка быстренько забрали бы «под протоколы».

Отчеты о тратах денег, которые россияне присылают дальнобойщикам, Тася каждый вечер выкладывает в сеть: снимает на фото чеки и постит фотографии на ту же страницу в Facebook. Деньги уходят на интернет, на топливо, на нужные продукты. У многих водителей, которые протестуют в Химках, дома остались семьи, а вместе с семьями — кредиты. Солидарные россияне привозят деньги и на их погашение, ведь пока дальнобойщики протестуют здесь, никакой зарплаты они не получают. Водители пишут трогательные расписки: «Я, такой-то и такой-то, взял из общей кассы столько-то рублей на погашение кредита». ФИО, дата, подпись. Каждый здесь готов отвечать за свои действия, каждый отвечает за себя. А юная Тася отвечает еще и за всех вместе.

Поддерживают, конечно, не все — хватает и злых языков. «Начиталась я в интернетах всякого за это время», — признается девушка. — «Но от мужиков ни одного грубого слова не услышала. Я с ними круглосуточно, поэтому я сама уже почти дальнобойщик».

История этого протеста еще не окончена. Тася рассказала мне, что в ближайшее время лагерь дальнобойщиков ждет важных встреч и решений. В пятницу, 11 декабря, в ее Facebook появилось очередное сообщение: «Перевозчики готовятся к крупнейшей акции, но все подробности пока держим в секрете, т.к. это может помешать осуществлению плана. Совсем скоро вы сами все увидите». Может, и в самом деле увидим.

http://news.21.by/society/2015/12/14/1147366.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  phoenixx 15.12.2015 в 09:21:49   # 481693
Quote:
Люди везут горячую еду бидонами, наполняют пустые канистры соляркой. Музыканты приезжают, да и просто люди приходят пообщаться.

кажется я где то это уже видел. скоро и пИченьки возить начнут "отцы" дерьмократии...
  bozon house 15.12.2015 в 09:59:45   # 481724
Всем дальнобойцам - крутите смирно баранку и довольствуйтесь тем, что имеете, а то и это потеряете.
  Desperado 15.12.2015 в 09:59:48   # 481725
Quote:
рассказала Тася в эфире «Дождя»
Мне все понятно..
  андремас 15.12.2015 в 10:10:12   # 481729
Тася,Тася..этакая Саша Коллонтай,
" я их всех немножко люблю..", та матросов немножко любила.
Дальнобои любят " плечевых", немножко за деньги.
  Manitu 15.12.2015 в 10:11:38   # 481730
Quote:
И мужики совсем не суровые: добрые, честные и гордые. Я их всех немножко люблю».
А родители думают учиться поехала.
  СССР 15.12.2015 в 10:59:15   # 481756
Афигеть, молоденькая девочка пошла тусить к дальнобойщикам
  Profi 15.12.2015 в 11:40:18   # 481782
сосня?
  строитель 15.12.2015 в 13:04:45   # 481818
А чо за флаг на ней?
  Serg1986 15.12.2015 в 14:23:32   # 481845
Дыркой торгонуть, да славу сыскать на просторах интернета. Как ещё заработать бедной студентке!
  almako 15.12.2015 в 14:31:58   # 481846
Так то дальнобои протестуют, а очень многие их поддерживают, не столько по факту самого сбора, но в немалой степени против конкретно способа сбора.ЗАО "ПуРот и друзья" установили 20% коммисии,которая за период 15.11-31.11 составила 160 млн.руб., согласно отчету МинТранса.По сути всего за две недели "ни за что" и "в никуда" из кармана конечных потребителей (граждан РФ)в карманы ротенберга (и того кто стоит над ним) перетекла сумма, которую, при настоящей заботе о дорогах, можно было бы потратить на, например, 8 000 груженых самосвалов с асфальтом....8 тыс. самосвалов раз в две недели, глядишь, за пару лет можно и дороги в России отремонтировать...Но разве это озвучат любители путинки..
  Стрельцов 15.12.2015 в 16:53:53   # 481924
и почем у нее бутерврот
  KOT 15.12.2015 в 19:53:31   # 481980
Quote:
Я привезла им бутерброды, и так с ними и осталась
==> Quote:
Поддержка потрясающая, меня тут совсем раскормили!
- она явно не журналист, а классный финансист, очень грамотно инвестировала: пара бутербродов входняк, и последующее халявное питание на весь период протеста.
Quote:
хрупкая 19-летняя студентка
если верить подписи под фотографией, то термин "хрупкая" крайне не уместен. с такими формами можно "протестовать" не с одним десятком дальнобоев...
  AlexOm 15.12.2015 в 22:01:24   # 482038
Во всём мире платят и эти тоже должны платить. Самый большой вред дорогам от дальнобойщиков. Если хотим ездить по хорошим дорогам нечего их поддерживать.
  Serg1986 16.12.2015 в 09:11:09   # 482089
У нас рядом трасс м54,на которой частенько ставят мобильные пункты весового контроля,иногда стоят по нескольку дней,так за эти дни вдоль трассы,на обочинах собирается столько дальнобойщиков,что конца края не видно,все ждут когда весовщики уедут.Если бы все перевозчики соблюдали нормы,тогда их можно было бы понять!А так они почти все с перегрузом гоняют,это очень сильно сказывается на состоянии дорог,особенно весной и осенью!
  Alexy 16.12.2015 в 09:24:19   # 482091
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь