Опубликован окончательный отчет по результатам расследования катастрофы ВС CRJ-200 АО "Авиакомпания "СКАТ"

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Alexy 05 Марта 2015 в 10:29:57
Общие сведения

29 января 2013 года экипаж самолета CRJ-200 UP-CJ006 АО «Авиакомпания «SCAT» в составе командира воздушного судна, второго пилота, 2-х бортпроводников и пилота-наблюдателя (обзервера) выполнял регулярный рейс VSV-760 с целью перевозки пассажиров по маршруту Кокшетау - Алматы. При заходе на посадку в аэропорту Алматы самолет в районе маяка VOR «АТА» столкнулся с земной поверхностью и разрушился.

В результате авиационного происшествия 5 членов экипажа и 16 пассажиров погибли. Среди лиц, находившихся на борту самолета, один человек был гражданином Кыргызстана, остальные были гражданами Республики Казахстан.

3. Заключение.

Катастрофа самолета CRJ-200 UP-CJ006 произошла при реализации принятого экипажем решения по уходу на второй круг, в инструментальных метеоусловиях, без возможности визуального контакта с наземными ориентирами (вертикальная видимость в тумане не превышала 40 м), необходимость которого была вызвана несоответствием фактических метеоусловий минимуму экипажа для выполнения посадки.

В результате отклонения руля высоты на пикирование самолет был переведен в интенсивное снижение и столкнулся с землей. Однозначно определить причину перевода самолета на пикирование (вместо набора высоты) по имеющимся данным не представилось возможным.

Комиссия не выявила признаков отказов авиационной техники в аварийном полете, а также внешнего воздействия на самолет (обледенение, сдвиг ветра, попадание в спутный след) при попытке выполнения ухода на второй круг.

Наиболее вероятными факторами, приведшими к авиационному происшествию, явились:

- частичная потеря работоспособности пилотирующего летчика (КВС), который к моменту столкновения самолета с землей не находился в рабочей позе;

- недостаточный уровень CRM в экипаже и нарушение принципа Fly-Navigate-Communicate. что проявилось в отвлечении внимания второго пилота на ведение внешней радиосвязи и отсутствии контроля параметров полета по приборам;

- отсутствие реакции и требуемых действий на предупреждение EGPWS;

- влияние соматогравитационных иллюзий восприятия угла тангажа (иллюзия кабрирования);

- повышенное психоэмопионалвное напряжение членов экипажа, связанное с неоправдавшимися ожиданиями об улучшение метеоусловий к моменту выполнения посадки;

- невыполнение требований к медицинскому освидетелвствованию летного состава, что привело к выполнению КВС полетов без реабилитационного периода и без оценки его состояния здороввя ВЛЭК после перенесенной операции;

4. Недостатки, выявленные в ходе расследования

4.1. В ходе работы комиссии было установлено, что на момент АП технические средства метеорологического обеспечения, установленные на ИВПП в 2011 году, не прошли периодическую поверку (срок поверки истек 28.11.2012 года. Выявленные замечания были устранены 15.02.2013 года, отклонений в измерениях метеорологических элементов не выявлено).

4.2. Дежурный синоптик-консультант не систематически взаимодействует с диспетчером ОВД в части получения сообщений об опасных явлениях погоды от экипажей воздушных судов, что не соответствует п. 5 «Инструкция дежурного синоптика ГМО АМЦ Алматы».

4.3. На момент АП не использовались расчетные методы оценки возможности обледенения.

4.4. Процедуры предполетного досмотра пассажиров, багажа и почты во временном аэровокзале аэропорта Кокшетау выполнялись с нарушением требований нормативных правовых актов в сфере гражданской авиации по организации предполетного досмотра пассажиров и багажа.

4.5. В Инструкции (Программе) авиационной безопасности субъектов гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2011 г. № 973 ДСП, отсутствуют требования по фиксации поименного состава экипажа и служебных пассажиров о прохождении досмотра в контролируемую зону аэропорта в соответствии с заданием на полет. Кроме того имеется ряд других нарушений этого документа:

4.5.1. В аэропорту Кокшетау карта досмотра пассажиров, багажа, ручной клади, груза, почты на рейс VSV 760 по маршруту Кокшетау-Алматы (ВС CRJ-200 регистрационный бортовой номер UP-CJ006) инспекторами досмотра не составлялась, что не соответствует пункту 276 указанного документа.

4.5.2. Контрольно-пропускные пункты не были оборудованы камерами видеоконтрольных устройств охранного телевидения, в связи с их отсутствием в АО «Авиакомпания «Кокшетау», что не соответствует пункту 357 указанного документа.

4.5.3. В нарушении пункта 315 в АО «Авиакомпания «Кокшетау» отсутствует инженерно-технический персонал для эксплуатации и проведения технического обслуживания технических средств досмотра.

4.6. В Правилах перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2011 года № 1522, не определен порядок заполнения перевозочной документации (сводно-загрузочная ведомость, пассажирский манифест, грузовой манифест, багажная ведомость), в том числе с отражением сведений о среднестатистическом весе пассажиров, ручной клади, экипаже, служебных пассажирах и их багаже в перевозочной документации.

4.7. Хранение копии центровочного графика эксплуатантом не обеспечено, в нарушении пунктов 127 и 128 «Правил производства полетов в сфере гражданской авиации», утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 3 июля 2011 года № 419. По информации эксплуатанта электронные версии центровочных графиков в аэропортах РК сохраняются, т.к. они совмещены со сводно-загрузочной ведомостью по рейсу. Центровочные графики ручной обработки специалистами службы организации перевозок не принимаются от экипажей.

5. Рекомендации по повышению безопасности полетов

5.1. Авиационным властям Республики Казахстан:

5.1.1 С летным составом авиакомпаний провести изучение материалов расследования катастрофы самолета CRJ-200 UP-CJ006.

5.1.2 Совместно с Министерством здравоохранения Республики Казахстан разработать систему мер, которая позволит передавать в распоряжение ЦВЛЭК (ВЛЭК) сведения о перенесенных заболеваниях, операциях, методах и средствах лечения летного состава от лечебных территориальных органов (независимо от форм собственности) и частных врачей для дальнейшего контроля за выполнением требований положения о медицинском освидетельствовании летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации;

5.1.3 Разработать и внедрить программы подготовки по разъяснению членам летных экипажей механизма возникновения и действия соматогравитацнонных иллюзий и путям их предотвращения.

5.2. Авиакомпании «SCAT».

5.2.1 Провести дополнительные занятия с летным составом авиакомпании по вопросам технологии работы экипажа, CRM (с учетом принципа Fly-Navigate-Conmiunicate) и действиям при срабатывании систем раннего предупреждения о близости земли.

5.2.2 Повторно обратить внимание летных экипажей на необходимость проведения предпосадочной подготовки с рассмотрением, в том числе, порядка ухода на второй круг.

5.3. Руководству аэропорта Кокшетау.

Устранить выявленные недостатки, отмеченные в пунктах 4.4. 4.5. 4.5.1. 4.5.2, 4.5.3.

Выдержки предоставлены из официального отчета Комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  AWP 05.03.2015 в 10:48:21   # 409915
А где пункты 1 и 2?
Что то какие-то хрен пройми статьи .
  Alexy 05.03.2015 в 11:02:11   # 409924
Цитата: AWP от 05.03.2015 10:48:21
А где пункты 1 и 2?
Что то какие-то хрен пройми статьи .

Выложил только результаты работы комиссии (читайте под статьей сереньким цветом) - на мой взгляд то, что является наиболее важным. Если публиковать весь отчет, то не хватит места для новости. Да и, судя по Вашему "хрен пойми статьи", большинство титусян не поймут разделы 1 и 2.
Но, если Вам интересно, можете почитать полный отчет на официальном сайте МАК.
  Nurzh 05.03.2015 в 11:02:33   # 409925
изначально аэропорт Кокшетау не должен был разрешать вылет в данных метеоусловиях в Алматы, командир должен был принять альтернативное решение по выбору аэропорта для посадки с лучшими метеоусловиями(Тараз, Шымкент,Талдыкорган или Караганды), но это существенные дополнительные затраты на которые не идут бюджетные авиакомпании.
  Alexy 05.03.2015 в 11:12:35   # 409930
Цитата: Nurzh от 05.03.2015 11:02:33
изначально аэропорт Кокшетау не должен был разрешать вылет в данных метеоусловиях в Алматы.

Nurzh, аэропорт экипажу ничего запрещать не может!
  Nurzh 05.03.2015 в 15:23:30   # 410019
Цитата: Alexy от 05.03.2015 11:12:35
Цитата: Nurzh от 05.03.2015 11:02:33
изначально аэропорт Кокшетау не должен был разрешать вылет в данных метеоусловиях в Алматы.

Nurzh, аэропорт экипажу ничего запрещать не может!


ну по хорошему должны быть наземные штурманы, которые этим раньше занимались, а щас как на базаре :(
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь