Полный «стабилизец» американской политики в Центральной Азии

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Sosed 29 Августа 2007 в 08:15:59
Но как ни усердствовал господин Баучер, ему не удалось скрыть нарастающую напряженность между Бишкеком и Вашингтоном. Наверно, это и давило на него, когда на вопросы журналистов он невразумительно нес какую-то галиматью.

Рассуждая о дальнейшей судьбе военного присутствия США в республике, Баучер, как говорят сами американцы, «beat about the bush», т.е. выражался обиняками. В итоге, он сказал лишь, что авиабаза в Манасе нужна для поддержки наземных операций в Афганистане против террористических группировок, и решение вопроса о сроках использования аэропорта зависит от Бишкека. Это, возможно, был сухой дипломатический ответ. Однако, заявив, что нынешние власти Кыргызстана не должны препятствовать продолжению работы авиабазы, он косвенно подтвердил, что переговорный процесс по этому вопросу складывается не в пользу Вашингтона. Далее Баучер не смог удержаться и высказал, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), куда помимо Киргизии входят Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, не должна обсуждать эту проблему. По его словам, нет необходимости во вмешательстве третьих сторон в американо-кыргызские отношения. В этом очередном бреде Госдепа нет никакой логики, поскольку не США, а именно страны ШОС отвечают в регионе за свою безопасность.

Интересная логика получается. Поляки и прочие младоевропейцы могут чего хотят творить с базами ПРО и прочими атрибутами новой «холодной войны» в Европе, а Кыргызстану отказывают в его суверенном праве самому определять, нужен ли ему кованный сапог янки на его земле!? Ведь Бишкек добровольно вступил в ШОС и ОДКБ!? Значит, там он обладает своими правами и обязанности. Одна из них – консультации с союзниками по вопросам военного сотрудничества с государствами, не являющимися членами этих структур.

Видимо, в США серьезно побаиваются растущего международного авторитета ШОС. Тем более, что американцы были вынуждены в 2005 году покинуть Узбекистан после обращения ШОС касательно определения сроков пребывания иностранных военных сил на территории стран Центральной Азии. Вопросы безопасности региона являются одной из приоритетных сфер в деятельности Организации. Поэтому вашингтонским дипломатам советую внимательно прочесть Устав (Хартию) ШОС и ее другие основополагающие документы, где это ясно и четко изложено.

Таким образом, именно в коллективном решении членов ШОС и будет представлена позиция правительства Киргизии, чего опасается Баучер. В то же время, внесение на повестку дня очередного саммита ШОС вопроса об американском присутствии в Кыргызстане представляет для США серьезную угрозу в виде очередного лишения опоры, необходимой для влияния на процессы в странах Центральной Азии, политику РФ и КНР в регионе, а самое главное - укрепления позиций США непосредственно на рубеже с Китаем и на южном фланге России.

Основные доводы США по сохранению своей базы в Киргизии связаны с ситуаций в Афганистане. В настоящее время в этой стране находятся свыше 25 тысяч американских военнослужащих и около 20 тысяч солдат коалиционных сил. Однако после начала антитеррористической операции в 2001 г. долгожданная стабилизация в этой стране так и не наступила. В последние время, несмотря на проведение масштабных операций против движения «Талибан» и членов «Аль-Каиды», обстановка в стране все более ухудшается, растет число потерь среди мирного населения. Это отражается на усилении среди простых афганцев антизападных настроений, толкающих их в ряды боевиков. В результате, за последнее время вдвое возросло число нападений боевиков на правительственные силы и на военных международной коалиции. Их жертвами в период с 1 сентября 2006 г. и 25 февраля 2007 г. стали 2732 человек. И это та часть, про которую нам сообщили. А сколько смертей не прошли через сито военной цензуры США!?

Присутствие американцев также не повлияло на эффективность борьбы с наркопроизводством в Афганистане. Наоборот, США опасаются, что из-за противодействия наркобизнесу они потеряют поддержку полевых командиров, а ныне губернаторов и глав местных администраций, которые «по совместительству» являются и наркобаронами. Заявляя, что борьба с наркотиками не входит в их задачи по уничтожению террористов, американцы и их союзники не вмешиваются в ситуацию. Получается, что афганские наркодоллары не только обогащают коррумпированные власти на местах, но и являются удобным источником финансирования талибов.

Согласно последнему докладу Управления ООН по наркотикам и преступности, рост производства наркотиков в Афганистане в 2007 г. вырос на 50 %, по сравнению с прошлым годом. В лабораториях, расположенных на территории Афганистана, производится 90% мирового опиата. Доходы от нелегального оборота наркотиков в этой стране составляют более $3 млрд. в год, что укрепляет финансовые основы проталибовских боевиков.

Так о какой эффективности и необходимости присутствия ВВС США на территории Киргизии для восстановления Афганистана говорил господин Баучер?

База в Манасе постепенно перестала быть базой коалиционных сил, задействованным в Афганистане, и превратилась в сугубо американскую. Долгосрочная цель Вашингтона ясна – «иметь ежа в штанах Москвы и Пекина», говоря словами Н.Хрущева. А заодно иметь в Бишкеке своих «сукиных сыновей», какие засели в Тбилиси или Киеве. Однако Азия – это вам не Европа, и свой стратегический прокол, произошедший здесь в 2005 г., Вашингтон слишком поздно осознал.

Появление в 2002 г. «Доктрины упреждающих действий» полностью отвечает стремлению США держать под своим контролем регионы мира, значимость которых определяется их географическим положением, ресурсами и геополитикой. Вот почему американцам необходим Манас в Киргизии. Более 64,9% респондентов в Киргизии считают, что американское военное присутствие на их территории является инструментом решения геополитических интересов США. Хотя, по большому счету (и янки об этом хорошо знают), более 90% населения Кыргызстана в той или иной мере выступают против США и проводимой ими политики в мире.

Однако, американская политика, из-за своей чрезмерной амбициозности и невообразимой, извиняюсь за выражение, тупости, терпит фиаско в Центральной Азии. В итоге, антиамериканизм в центрально-азиатских государствах становится частью общемировой тенденции снижения авторитета США, особенно при нынешней администрации в Белом доме. Между тем, в Вашингтоне до сих пор полагают, что, однажды обеспечив себе физическое (т.е. военное) присутствие, они получат возможность делать все, что им заблагорассудится, и все будет с них сходить, как с гуся вода. Достаточно вспомнить историю американских баз в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Усилению антиамериканских настроений в Киргизии способствовали несколько факторов. Основными из них являются вопросы экономического характера. Денежная сторона дела чрезвычайно важна для нуждающейся в дополнительных средствах экономики КР. Затем идут коррупционные скандалы, связанные с использованием финансовых средств полученных от продажи топлива для американских самолетов; слив ядовитого топлива на бишкекских дачников; столкновение по ошибке американского военного самолета с кыргызским Ту 154 и, как минимум, 3 инцидента, связанные с неисправностью техники американской авиабазы, в результате чего получили повреждение кыргызские гражданские самолеты. Эти события привели к дипломатическому скандалу, завершившемуся высылкой из Киргизии двух американских шпионов-дипломатов. Наконец, в этом же ряду стоит беспричинное убийство психованным американским солдатом Хэтфилдом 6 декабря 2006 г. гражданина Киргизии Александра Иванова. Сначала американские бухгалтеры хотели откупиться от скандала выплатой вдове Иванова «компенсации» в размере около $1 тыс., оценив жизнь ее супруга суммой, унижающей достоинство любого человека. Только после требования выдать убийцу в руки кыргызскому правосудию, Пентагон объявил о повышении размера этой выплаты до $50 тыс. 22 марта с помощью Госдепа Хэтфилд был отправлен обратно в США. Хотя даже самый близкий союзник Америки в Азии - Япония сейчас «отвоевала» право судить американских военных, совершивших преступления на ее территории и против этой страны.

Не выдерживает критики также то утверждение, что нахождение военной базы США приносит благо Киргизии в виде вливания средств в ее бюджет. Арендная плата за эксплуатацию базы на момент соглашения 4 декабря 2001 г. составляла всего $2 млн. в год. Однако выясняется, что авиабаза ВВС США за пять лет задолжала кыргызским авиадиспетчерам $15 млн.

В прошлом году президент К.Бакиев заявил, что намерен повысить арендную плату в сто раз – с $2 млн. до $207 млн., что было воспринято американской стороной в штыки. Бишкек пытались пугать, мол, перебежим в Казахстан и тогда не видать вам наших зеленых бумажек. В результате долгих переговоров Вашингтон все-таки пошел на попятную и согласился выплатить единовременно $150 млн. и доплачивать каждый год по $15 млн. Это очередная уловка США, в целях выиграть время, поскольку до сих пор неизвестно, сколько в реальности они будут платить. Новое соглашение, определяющее новую цену военного присутствия США в Киргизии, так и не было подписано. В результате, снова республика получает «шиш» вместо денег. Вот почему в июне, перед предстоящим августовским саммитом ШОС, в Бишкеке высадился американский десант высокопоставленных официальных лиц Пентагона и Госдепа.

И вообще, деньги, выделяемые США, уходят как вода в песок. Выделяют 10 миллионов долларов – 7-8 миллионов съедят свои же американские консультанты и лоббисты. Оставшиеся 15-20% либо оседают на чьих-то швейцарских счетах, либо идут на подготовку и подкормку «пятой колонны» в стране в виде наемных правозащитников и американских агентов влияния, в лице байсаловых, отунбаевых, абдурасулевых и прочей проамериканской шантрапы.

Вот и спрашивается: а зачем, собственно, деньги получать от США или контролируемых ими международных финансовых организаций? Что совой об пень, что пнем о сову! Все равно те, кто сотрудничает с Вашингтоном и его «подмастерьями» - есть прямые кандидаты на потерю суверенитета (Чехия, Панама, Гондурас и прочие), приобретение неподъемных внешних долгов (Аргентина – 120 млрд., а также Колумбия, Парагвай и прочие страны, осуществлявшие под руководством МВФ неолиберальные экономические реформы в 1980-х гг.), либо на создание перманентного внутриполитического кризиса (Украина, Зимбабве, Колумбия, Индонезия и др.).

Ясно дело: политика США в Центральной Азии, на примере ситуации вокруг присутствия ВВС США в Манасе, подтверждает, что сегодня администрация Дж.Буша в большой панике пытается оттянуть срок полного изгнания янки из Центральной Азии. А пока в Кыргызстане создано новое общественно-политическое движение, целью которого является полный вывод американских войск из страны. Возглавляет его вдова убитого янки Иванова, сильная духом простая русская женщина. Ясно, что при всем желании, Вашингтон уже не сможет гарантировать отказ Киргизии от рассмотрения в рамках ШОС вопроса о присутствии американских военных на своей территории. И если это случится, то вердикт уже ясен: «Янки, гоу хоум!». Пока же, делая сравнение с украинской политикой времен «бабы с косой» в 2006 г., можно сказать, что наступил «полный стабилизец американского влияния в Центральной Азии». Даже Астана, последний «сукин сын» Вашингтона в регионе, осмелел и делает, что хочет и плевать хотел на мнение господ с берегов Потомака.

Андрей Фефелов
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гаришъ 29.08.2007 в 19:28:25   # 284
Quote:
Бишкек пытались пугать, мол, перебежим в Казахстан и тогда не видать вам наших зеленых бумажек.
ОЙ, ну не смешите казахские тюбитейки, шиш вам на посном масле, мы дружим с Россией

Админ, где смайлики, так охото было поставить смайлик с языком
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь