Кто держит цены на бензин?
admin 23 Января 2009 в 09:47:51
Цены на горючее в стране снижаются, но гораздо медленнее, чем во всем мире. Почему?
“Возможны факты создания монополистами искусственного дефицита продукции путем снижения объемов производства для удержания высоких цен”, – заявил 16 января глава Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев.
На самом деле в Казахстане дефицит самых нужных для жизни товаров – явление постоянное. Кстати, в кризисные 1930-е и 1970-е в Европе и США размер прибыли торговцев определяло правительство. Никто не имеет права наживаться на общей беде, считали капиталисты и ограничивали рост цен. У нас, похоже, считают по-другому…
Антимонопольщики раскрыли Сговор
Владельцы НПЗ “ограничивают равный доступ к переработке и покупке нефтепродуктов независимым субъектам рынка. Цены на горючее снижаются, однако гораздо медленнее, чем падает цена нефти на мировом рынке. В результате прибыль розничных торговцев ГСМ составляет в среднем 30–40 процентов указывается в отчетном докладе Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) за 2008 год.
На самом деле эта ситуация повторяется каждый год – в сезон уборки или сева то один, то другой нефтезавод останавливался на “плановый ремонт”, горючее резко дорожало, а на заправках возникали очереди. Но только в январе этого года АЗК наконец признало, что рынок горючего в стране монополизирован: “Более 70 процентов оптового рынка реализации нефтепродуктов координируют четыре компании (торговый дом “КазМунайГаз”, торговый дом “ПетроКазахстан”, “ПетроКазахстанКумкольРесорсиз”, “Гелиос”). Реализация нефтепродуктов “доминирующей четверкой” осуществляется только определенному кругу лиц”, – говорится в докладе.
Совсем недавно антимонопольщики раскрыли сговор на рынке авиационного керосина, которого в Казахстане не хватает. “Существует значительная разница между себестоимостью и ценой реализации у крупных поставщиков авиакеросина. К примеру, при себестоимости от 30 до 60 тысяч тенге за тонну цена реализации составляет 100–130 тысяч тенге”.
Но пока чиновники готовят доклады, реальные владельцы нашего рынка ГСМ – несколько хорошо известных людей – спокойно “стригут” деньги с населения. Например, 19 января оптовая цена бензина марки АИ-92 в Астане составила 39–40 тенге за литр. На заправках столицы его продавали уже по цене от 65 до 68 тенге за литр. Таким образом, накрутка АЗС превышала 60 процентов!
В некоторых регионах республики цены еще выше. Например, в Павлодаре, где находится нефтехимический завод, бензин АИ-93 стоит от 73 до 78 тенге за литр – дороже, чем в Алматы и Астане. Причем самые высокие цены – у “Гелиоса”, заправки которого находятся буквально под стенами ПНХЗ. Межсезонное дизтопливо завод отдает по 42–43 тенге за литр, но на заправках города оно стоит от 72 (“Гелиос”) до 67 (КМГ) тенге.
Резервуары Павлодарского НХЗ переполнены готовой продукцией, которая не продается, как заявил генеральный директор завода Валерий Фомин 16 января на совещании в акимате области, из-за “снижения покупательского спроса”. Никак не объясняя огромный разрыв между оптовыми и розничными ценами на свою продукцию, руководители НХПЗ потребовали… снизить пошлины на экспорт.
Примерно такая же ситуация в Атырау. На городских заправках “КазМунайГаза”, которому принадлежит Атырауский НПЗ, бензин
АИ-93 19 января продавался по 78 тенге, а дизель – по 65 тенге. Таким образом, разница в цене составляла от 20 до 30 тенге с 1 литра.
А вот в Шымкенте, где тоже работает НПЗ, сегодня горючее – самое дешевое в стране. Это произошло потому, что прокуратура Южно-Казахстанской области еще в конце прошлого года потребовала от владельцев заправок обосновать цены на ГСМ, а потом начала проверки АЗС. Теперь 93-й тут продают по 54 тенге, 92-й – по 52 тенге, а солярку – по 44 тенге за литр. И никто не работает в убыток!
Что мешает распространить этот полезный опыт регулирования цен на горючее на всю страну?
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ
Караван
“Возможны факты создания монополистами искусственного дефицита продукции путем снижения объемов производства для удержания высоких цен”, – заявил 16 января глава Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) Мажит Есенбаев.
На самом деле в Казахстане дефицит самых нужных для жизни товаров – явление постоянное. Кстати, в кризисные 1930-е и 1970-е в Европе и США размер прибыли торговцев определяло правительство. Никто не имеет права наживаться на общей беде, считали капиталисты и ограничивали рост цен. У нас, похоже, считают по-другому…
Антимонопольщики раскрыли Сговор
Владельцы НПЗ “ограничивают равный доступ к переработке и покупке нефтепродуктов независимым субъектам рынка. Цены на горючее снижаются, однако гораздо медленнее, чем падает цена нефти на мировом рынке. В результате прибыль розничных торговцев ГСМ составляет в среднем 30–40 процентов указывается в отчетном докладе Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) за 2008 год.
На самом деле эта ситуация повторяется каждый год – в сезон уборки или сева то один, то другой нефтезавод останавливался на “плановый ремонт”, горючее резко дорожало, а на заправках возникали очереди. Но только в январе этого года АЗК наконец признало, что рынок горючего в стране монополизирован: “Более 70 процентов оптового рынка реализации нефтепродуктов координируют четыре компании (торговый дом “КазМунайГаз”, торговый дом “ПетроКазахстан”, “ПетроКазахстанКумкольРесорсиз”, “Гелиос”). Реализация нефтепродуктов “доминирующей четверкой” осуществляется только определенному кругу лиц”, – говорится в докладе.
Совсем недавно антимонопольщики раскрыли сговор на рынке авиационного керосина, которого в Казахстане не хватает. “Существует значительная разница между себестоимостью и ценой реализации у крупных поставщиков авиакеросина. К примеру, при себестоимости от 30 до 60 тысяч тенге за тонну цена реализации составляет 100–130 тысяч тенге”.
Но пока чиновники готовят доклады, реальные владельцы нашего рынка ГСМ – несколько хорошо известных людей – спокойно “стригут” деньги с населения. Например, 19 января оптовая цена бензина марки АИ-92 в Астане составила 39–40 тенге за литр. На заправках столицы его продавали уже по цене от 65 до 68 тенге за литр. Таким образом, накрутка АЗС превышала 60 процентов!
В некоторых регионах республики цены еще выше. Например, в Павлодаре, где находится нефтехимический завод, бензин АИ-93 стоит от 73 до 78 тенге за литр – дороже, чем в Алматы и Астане. Причем самые высокие цены – у “Гелиоса”, заправки которого находятся буквально под стенами ПНХЗ. Межсезонное дизтопливо завод отдает по 42–43 тенге за литр, но на заправках города оно стоит от 72 (“Гелиос”) до 67 (КМГ) тенге.
Резервуары Павлодарского НХЗ переполнены готовой продукцией, которая не продается, как заявил генеральный директор завода Валерий Фомин 16 января на совещании в акимате области, из-за “снижения покупательского спроса”. Никак не объясняя огромный разрыв между оптовыми и розничными ценами на свою продукцию, руководители НХПЗ потребовали… снизить пошлины на экспорт.
Примерно такая же ситуация в Атырау. На городских заправках “КазМунайГаза”, которому принадлежит Атырауский НПЗ, бензин
АИ-93 19 января продавался по 78 тенге, а дизель – по 65 тенге. Таким образом, разница в цене составляла от 20 до 30 тенге с 1 литра.
А вот в Шымкенте, где тоже работает НПЗ, сегодня горючее – самое дешевое в стране. Это произошло потому, что прокуратура Южно-Казахстанской области еще в конце прошлого года потребовала от владельцев заправок обосновать цены на ГСМ, а потом начала проверки АЗС. Теперь 93-й тут продают по 54 тенге, 92-й – по 52 тенге, а солярку – по 44 тенге за литр. И никто не работает в убыток!
Что мешает распространить этот полезный опыт регулирования цен на горючее на всю страну?
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ
Караван
|