Р.Мамедов: В ожидании войны? В 2009 году возможно начнется очередная армяно-азербайджанская битва за Карабах
admin 14 Января 2009 в 18:15:27
В ОЖИДАНИИ ВОЙНЫ?
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В 2009 ГОДУ ВОЗМОЖНЫ ЗА НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
После драматических событий, разыгравшихся в Закавказье в августе 2008 года, когда Россия помогла Южной Осетии отразить агрессию со стороны Грузии и признала независимость ее и Абхазии, на постсоветском Южном Кавказе вновь заговорили о возможности развязывания новой войны. На этот раз - за Нагорный Карабах.
Карабах – "горячая точка" в замороженном состоянии.
Фото ИТАР-ТАСС
Казалось бы, при посредничестве России в Москве лидеры Армении и Азербайджана подписали так называемую Майндорфскую декларацию (документ был подписан в подмосковной резиденции Майндорф), обязавшись решить карабахскую проблему на основе международных принципов, то есть цивилизованными методами. Однако спустя некоторое время президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Московская декларация не исключает возможности и военного решения этой проблемы. Реальным подтверждением таких намерений является увеличение военного бюджета страны до 2,2 млрд. долларов США, то есть более чем в три раза по сравнению с 2006 годом.
При этом большая часть политической элиты Армении, а также почти весь Нагорный Карабах (НКР), где сейчас проживают только армяне, посчитали, что Майндорфская декларация исключает признание НКР стороной конфликта, а значит, представители этой непризнанной республики не смогут в полной мере реализовать свои интересы. Формула урегулирования нагорнокарабахского конфликта, утвержденная в Москве, зиждется на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана. Для многих армян это неприемлемо. На этом фоне усилились военные стычки и обстрелы на линии соприкосновения армянской и азербайджанской сторон. А к процессу урегулирования конфликта подключилась Турция, желающая установления с Ереваном дипломатических отношений, развертывания активных экономических отношений и открытия границы.
Вполне очевидно, грузинского сценария решения карабахской проблемы не будет, поскольку Нагорный Карабах уже де-факто признается Арменией, а Россия, ее союзница, не намерена портить отношения с Азербайджаном, страной более чем лояльно и главное - пока предсказуемо относящейся к Москве. Однако это совсем не значит, что между Баку и Ереваном не могут быть развернуты активные боевые действия. И это станет возможным, если произойдет дальнейшее обострение политической обстановки не только в Азербайджане, но и как в Армении, так и в непризнанной НКР. В этом случае возможен сценарий, когда станет реальностью реализация требований армянской оппозиции о признании де-юре Нагорного Карабаха стороной конфликта, то есть признание его независимого государственного статуса, как в свое время это сделала Россия в отношении Абхазии и ЮО.
Секретарь армянской парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян прямо считает, что "Армения должна очень императивно выдвинуть условие и потребовать, чтобы основной стороной переговоров в этом конфликте стал Нагорный Карабах". Он считает, что это произойдет в том случае, если оппозиция в парламенте Армении будет составлять большинство. И Сафарян совсем не исключает, что "фактически для признания Нагорного Карабаха у Армении остался один сценарий, если Азербайджан нападет на Карабах". Короче говоря, мы видим, что возможность новой войны за Нагорный Карабах не исключают многие реальные политические силы как в Баку, так и в Ереване.
СПРАВКА "ВПК"
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха (В Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана проживало тогда не менее 23% азербайджанцев) о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. (Тогда почти все азербайджанское население, бежавшее из Карабаха, не голосовало.) Начавшиеся вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере Азербайджаном контроля над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибли примерно 25-30 тысяч человек и несколько сот тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома.
Здесь встает ряд вопросов. А именно: в случае начала боевых действий между Арменией и Азербайджаном, на чьей стороне будет Москва? Какую политику тогда надо будет ей проводить на Южном Кавказе, чтобы отстоять свои интересы? Как отнесутся к новым боевым действиям между Арменией и Азербайджаном страны НАТО, и в первую очередь США, и так далее? Как надо будет строить Москве отношения с ними?
Несмотря на всю гипотетичность и некоторую провокационность, ответы на эти вопросы должны быть получены уже сейчас, чтобы возможные военные события в НКР Москву не застали врасплох, и самое главное - чтобы военно-дипломатические круги и военные силы РФ и ее союзников смогли организовать и провести упреждающие меры.
Вполне очевидно, что РФ в случае возобновления боевых действий на армяно-азербайджанском фронте вправе потребовать прекращения огня и начала активных мирных переговоров. Вряд ли будет правильным оказание военной помощи (даже скрытой) Армении со стороны российской военной базы, дислоцированной в Гюмри. Российские войска, чтобы не раздражать Баку, должны соблюдать жесткий нейтралитет, при этом дипломатические круги МИД РФ не должны допускать ввязывания в конфликт стран НАТО и США. Самый оптимальный способ поддержания интересов Москвы в зоне конфликта - требование введения на линию разграничения российских "голубых касок", а также, возможно, миротворцев из лояльных России стран СНГ - Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана, но никак не из Европы, чего, видимо, будет требовать "армянское лобби".
Думается, миротворческая деятельность России в карабахском конфликте должна состоять не в поддержании Еревана, а в учете интересов всех конфликтующих сторон, в том числе в создании условий возвращения в Нагорный Карабах азербайджанцев, курдов и других народов, насильно выселенных оттуда в 1990-1993 годы.
Источник - Военно-промышленный курьер
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ В 2009 ГОДУ ВОЗМОЖНЫ ЗА НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
После драматических событий, разыгравшихся в Закавказье в августе 2008 года, когда Россия помогла Южной Осетии отразить агрессию со стороны Грузии и признала независимость ее и Абхазии, на постсоветском Южном Кавказе вновь заговорили о возможности развязывания новой войны. На этот раз - за Нагорный Карабах.
Карабах – "горячая точка" в замороженном состоянии.
Фото ИТАР-ТАСС
Казалось бы, при посредничестве России в Москве лидеры Армении и Азербайджана подписали так называемую Майндорфскую декларацию (документ был подписан в подмосковной резиденции Майндорф), обязавшись решить карабахскую проблему на основе международных принципов, то есть цивилизованными методами. Однако спустя некоторое время президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Московская декларация не исключает возможности и военного решения этой проблемы. Реальным подтверждением таких намерений является увеличение военного бюджета страны до 2,2 млрд. долларов США, то есть более чем в три раза по сравнению с 2006 годом.
При этом большая часть политической элиты Армении, а также почти весь Нагорный Карабах (НКР), где сейчас проживают только армяне, посчитали, что Майндорфская декларация исключает признание НКР стороной конфликта, а значит, представители этой непризнанной республики не смогут в полной мере реализовать свои интересы. Формула урегулирования нагорнокарабахского конфликта, утвержденная в Москве, зиждется на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана. Для многих армян это неприемлемо. На этом фоне усилились военные стычки и обстрелы на линии соприкосновения армянской и азербайджанской сторон. А к процессу урегулирования конфликта подключилась Турция, желающая установления с Ереваном дипломатических отношений, развертывания активных экономических отношений и открытия границы.
Вполне очевидно, грузинского сценария решения карабахской проблемы не будет, поскольку Нагорный Карабах уже де-факто признается Арменией, а Россия, ее союзница, не намерена портить отношения с Азербайджаном, страной более чем лояльно и главное - пока предсказуемо относящейся к Москве. Однако это совсем не значит, что между Баку и Ереваном не могут быть развернуты активные боевые действия. И это станет возможным, если произойдет дальнейшее обострение политической обстановки не только в Азербайджане, но и как в Армении, так и в непризнанной НКР. В этом случае возможен сценарий, когда станет реальностью реализация требований армянской оппозиции о признании де-юре Нагорного Карабаха стороной конфликта, то есть признание его независимого государственного статуса, как в свое время это сделала Россия в отношении Абхазии и ЮО.
Секретарь армянской парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян прямо считает, что "Армения должна очень императивно выдвинуть условие и потребовать, чтобы основной стороной переговоров в этом конфликте стал Нагорный Карабах". Он считает, что это произойдет в том случае, если оппозиция в парламенте Армении будет составлять большинство. И Сафарян совсем не исключает, что "фактически для признания Нагорного Карабаха у Армении остался один сценарий, если Азербайджан нападет на Карабах". Короче говоря, мы видим, что возможность новой войны за Нагорный Карабах не исключают многие реальные политические силы как в Баку, так и в Ереване.
СПРАВКА "ВПК"
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха (В Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана проживало тогда не менее 23% азербайджанцев) о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. (Тогда почти все азербайджанское население, бежавшее из Карабаха, не голосовало.) Начавшиеся вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере Азербайджаном контроля над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибли примерно 25-30 тысяч человек и несколько сот тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома.
Здесь встает ряд вопросов. А именно: в случае начала боевых действий между Арменией и Азербайджаном, на чьей стороне будет Москва? Какую политику тогда надо будет ей проводить на Южном Кавказе, чтобы отстоять свои интересы? Как отнесутся к новым боевым действиям между Арменией и Азербайджаном страны НАТО, и в первую очередь США, и так далее? Как надо будет строить Москве отношения с ними?
Несмотря на всю гипотетичность и некоторую провокационность, ответы на эти вопросы должны быть получены уже сейчас, чтобы возможные военные события в НКР Москву не застали врасплох, и самое главное - чтобы военно-дипломатические круги и военные силы РФ и ее союзников смогли организовать и провести упреждающие меры.
Вполне очевидно, что РФ в случае возобновления боевых действий на армяно-азербайджанском фронте вправе потребовать прекращения огня и начала активных мирных переговоров. Вряд ли будет правильным оказание военной помощи (даже скрытой) Армении со стороны российской военной базы, дислоцированной в Гюмри. Российские войска, чтобы не раздражать Баку, должны соблюдать жесткий нейтралитет, при этом дипломатические круги МИД РФ не должны допускать ввязывания в конфликт стран НАТО и США. Самый оптимальный способ поддержания интересов Москвы в зоне конфликта - требование введения на линию разграничения российских "голубых касок", а также, возможно, миротворцев из лояльных России стран СНГ - Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана, но никак не из Европы, чего, видимо, будет требовать "армянское лобби".
Думается, миротворческая деятельность России в карабахском конфликте должна состоять не в поддержании Еревана, а в учете интересов всех конфликтующих сторон, в том числе в создании условий возвращения в Нагорный Карабах азербайджанцев, курдов и других народов, насильно выселенных оттуда в 1990-1993 годы.
Источник - Военно-промышленный курьер
|