К.Джанбурчин: На мой взгляд, стране не нужны Вооруженные силы

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 08 Января 2009 в 11:00:47
Минувший 2008 год стал для Казахстана хронологическим отрезком, заставившим по-новому оценить в том числе и ситуацию с военной безопасностью. Это связано прежде всего с набирающими в мире тенденциями силового решения политических проблем. Учитывая, что больше всего опасность сегодня может исходить от разного рода террористических и экстремистских формирований, Вооруженные силы республики должны быть готовы действовать как самостоятельно, так и совместно с органами безопасности и правопорядка, а также аварийно-спасательными формированиями. А поскольку эти и другие вопросы постоянно находятся в центре внимания секретариата Совета безопасности, о мерах, принимаемых для своевременного предупреждения существующих вызовов и угроз, мы попросили рассказать заместителя секретаря Совета безопасности Козы-Корпеша ДЖАНБУРЧИНА.

- Козы-Корпеш Есимович, согласно новой Военной доктрине, завершается первый этап модернизации Вооруженных сил республики. Насколько он был успешным, что намечено осуществить для дальнейшего укрепления казахстанской армии, а главное, не повлияет ли мировой финансовый кризис на планы военного реформирования?

- В целом мероприятия первого этапа развития казахстанской армии выполнены. Сейчас стоит задача по реализации следующих мер, предусмотренных на период до 2010 года: во-первых, необходимо повысить качественные параметры войск, продолжить их техническое переоснащение современными образцами вооружения и военной техники, во-вторых, принять дальнейшие меры по профессионализации армии.

В этой связи для дальнейшего динамичного развития Вооруженных сил запланированы расходы на модернизацию, восстановление и приобретение вооружения, военной и иной техники. Также на предстоящий период планируется направить значительные средства на капитальное строительство военных объектов и жилья для военнослужащих.

Если же говорить о возможных бюджетных ограничениях, то хочу отметить, что это не должно существенно повлиять на ход дальнейшего развития нашей армии. Есть определенные резервы для экономии средств, поэтому думаю, что за счет рационального и целевого использования денег из оборонного бюджета, четкого выстраивания приоритетов казахстанская армия будет и дальше совершенствоваться.

Вместе с тем, возвращаясь к теме военного реформирования, хочу сказать, что, на мой взгляд, стране не нужны Вооруженные силы, рассчитанные на устаревшие представления о войнах как о противоборстве только между регулярными войсками воюющих стран.

Все предложения по дальнейшей трансформации казахстанской армии очень внимательно, я бы сказал, тщательно и всесторонне анализируются и продумываются секретариатом Совбеза, с привлечением известных военных экспертов и специалистов. При этом мы стараемся максимально учитывать опыт ведущих стран в области развития своих Вооруженных сил, современные тенденции и наработки военной теории и практики. И здесь мне кажется уместным сказать следующее: нельзя увлекаться реформированием ради реформирования. Вообще армия, военная сфера в целом - это консервативный социальный механизм, который не терпит скоропалительных, поспешных решений, и последствия непродуманных реформ бывают очень даже печальными. Вооруженные силы любого государства - это не та структура, которая должна непрерывно реформироваться. Процесс перманентного реформирования армии приведет к тому, что вместо вооруженных сил мы получим некое их подобие, они будут не способны выполнить многие из поставленных перед ними задач.

Необходимо определиться по основным вопросам реформирования, принять по ним решения и дальше заниматься вопросами совершенствования Вооруженных сил, повышения их боеспособности и боеготовности.

- Итак, по-вашему, необходимо определиться с базовыми вопросами реформирования. Не могли бы вы в таком случае развить этот тезис подробнее?

- Еще на заре создания казахстанской армии Президент страны поставил задачу: необходимо четко знать, с какими рисками и угрозами мы можем столкнуться или уже сталкиваемся. В связи с этим мы должны были ясно и понятно сформулировать для себя: какие задачи должны быть поставлены перед Вооруженными силами, чтобы при необходимости военными способами нейтрализовать реальные или потенциальные угрозы для страны.

Исходя из этого, нам нужно было определиться с составом, структурой и численностью наших Вооруженных сил, количеством и качеством вооружения и так далее.

В дальнейшем следовало оптимизировать инфраструктуру Вооруженных сил, решить для себя вопросы дислокации частей и подразделений, исходя из новых реалий.

Мы должны были знать, сколько нам нужно офицеров, сержантов, контрактников, "срочников", какое количество военных учебных заведений необходимо и по каким направлениям они должны готовить специалистов. И таких вопросов было великое множество.

Я отразил лишь основные вопросы, на которые Верховный Главнокомандующий, руководство страны нашли адекватные ответы. Но есть еще очень много вопросов, затрагивающих все иные аспекты военной сферы, которые ждут своего решения и которые должны решаться уже не на уровне Главы государства, а в Министерстве обороны, в Комитете начальников штабов, наконец, в конкретных частях и подразделениях нашей армии.

Решения по реформированию нашей армии в основном уже отражены в основополагающих документах, определяющих деятельность военных компонентов государства, таких как Военная доктрина, Стратегия национальной безопасности.

Естественно, что какие-то решения, с учетом событий последних лет, обдумываются и принимаются также и сейчас. Однако, как мне представляется, процессу непрерывного военного реформирования надо сказать "стоп" и активно наполнять Вооруженные силы качественным содержанием. Иными словами, создав костяк нашей армии, мы должны нарастить его мясом, а еще лучше - крепкими, стальными мускулами.

- В политологии бытует мнение, что вооруженный конфликт - это, как правило, недоработка политиков. Так уж вышло, что в 2008 году мировое сообщество стало свидетелем нескольких таких недоработок. Свежий пример тому - югоосетинский конфликт, в который оказалась втянута и Россия. В этой связи вопрос - насколько эффективны, прежде всего, политические механизмы, позволяющие предотвращать военные конфликты в регионе?

- В своем Послании народу "Новый Казахстан в новом мире" Президент страны Нурсултан Назарбаев четко определил дальнейшую политику нашей республики: "Мы будем и далее укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества".

Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности основывается на том, что любой военный конфликт нежелателен как средство разрешения межгосударственных и внутренних противоречий. Для укрепления региональной безопасности Казахстан использует различные механизмы международного сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, СВМДА, ОБСЕ, СЕАП, ООН. Немаловажную роль в укреплении международной безопасности имеет, конечно же, политический принцип добрососедских отношений, и наша страна отдает предпочтение политико-дипломатическим и другим невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации угроз военной безопасности.

Однако как любое суверенное государство мы оставляем за собой право на индивидуальную и коллективную оборону в случае агрессии против нас и наших союзников.

- Мы знаем о вкладе Казахстана в нормализацию обстановки в Ираке. Означает ли это, что и в дальнейшем Казахстан станет участвовать в многонациональных операциях за пределами своей территории, и если да, то каковы принципы подобного участия?

- Согласно конституционным нормам Казахстана, решение об использовании Вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности принимает Парламент на совместном заседании палат по предложению Главы государства.

В 1990-х годах минувшего века службу в Таджикистане, связанную с укреплением внешних границ СНГ, проходил сводный стрелковый батальон из военнослужащих армии, пограничных и внутренних войск. Другим примером может служить миротворческая деятельность, осуществленная инженерно-саперным подразделением Вооруженных сил республики в Ираке. Обе эти задачи были успешно выполнены.

К настоящему времени в рамках ОДКБ завершается выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу соглашения о создании коллективных миротворческих сил государств - членов ОДКБ.

По завершении правового оформления этого процесса совместная миротворческая деятельность наших стран должна активизироваться. Но при этом имеется в виду, что коллективный миротворческий контингент будет направляться в зону применения вне территорий государств - членов ОДКБ только при наличии соответствующего мандата Совета безопасности ООН.

Разумеется, Казахстан сохраняет за собой суверенное право участвовать в любых миротворческих операциях под эгидой ООН по собственному усмотрению с учетом наших национальных интересов, то есть не обязательно в составе коллективных сил ОДКБ.

- Насколько серьезную угрозу для Казахстана представляет собой нестабильность обстановки в Афганистане? В какой степени и в каких формах Казахстан оказывает поддержку афганским народу и правительству?

- Безусловно, на ситуацию в Центрально-Азиатском регионе серьезное влияние оказывают такие дестабилизирующие факторы, как транснациональный терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков. В этой связи совершенно естественно, что мы заинтересованы в устойчивом и стабильном развитии дружественного нам Афганистана, поскольку от нормализации обстановки в этой стране во многом зависят мир и безопасность в Центральной Азии в целом и в Казахстане в частности.

Я убежден, что стабилизировать ситуацию в этой стране, обеспечить безопасность и устойчивое развитие только военными средствами невозможно, и сегодняшняя практика это убедительно подтверждает.

Поэтому основной путь к нормализации обстановки мы видим в наращивании усилий по мирной реконструкции Афганистана.

В частности, сейчас государственными органами Казахстана совместно с зарубежными экспертами рассматривается вопрос о предоставлении разрешения на наземный транзит товаров невоенного назначения (продовольствие, горюче-смазочные материалы и так далее), необходимых для организации мирной жизни в этой стране.

В 2007 году нашим Правительством принят план мероприятий по содействию Афганистану, предусматривающий реализацию ряда социально-экономических проектов, развитие двусторонних торгово-экономических связей.

Уже сейчас внешнеторговый оборот между Казахстаном и Афганистаном демонстрирует устойчивый рост: если два года назад товарооборот достигал отметки 179,5 миллиона долларов, то по итогам 2007 года он составил 196,5 миллиона, а за первое полугодие года уходящего превысил 300 миллионов.

Казахстан также готов оказывать помощь Афганистану в подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях. В частности, мы будем ежегодно принимать сто афганских граждан для их обучения в высших и средне-специальных учебных заведениях.

В начале следующего года Правительство нашей республики планирует принять очередной план по содействию Афганистану на 2009-2010 годы, в котором также будут предусмотрены мероприятия, представляющий взаимный интерес для обоих государств.

- Мы приняли уже третью Военную доктрину. В этой связи наших читателей интересует, в чем кардинальные отличия действующей сегодня доктрины от предыдущих? Разве за это время изменились приоритеты оборонного строительства?

- В марте прошлого года была принята третья Военная доктрина в истории Республики Казахстан, которая существенно отличается от двух предыдущих. Первая из них основывалась на наличии в стране ядерного оружия, а вторая - предусматривала участие нашего государства в глобальных войнах с привлечением огромных мобилизационных и людских ресурсов.

Внутренними факторами принятия Военной доктрины послужили социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, что предопределяет совершенствование и развитие военной организации государства.

Внешними предпосылками выступает современная международная ситуация, характеризуемая нестабильностью и порождающая опасность для стран, независимо от их экономического и военного потенциала.

Новая Военная доктрина отображает современные военно-политические реалии, дает ответы на вызовы последнего периода времени, связанные с борьбой с терроризмом и экстремизмом. В ней предполагается, что Казахстан готов обеспечить свою территориальную целостность и суверенитет военными средствами, вести борьбу с терроризмом, незаконными вооруженными формированиями, а также оказывать посильную, включая военную, помощь своим союзникам, исходя из принятых нами обязательств.

Действующая доктрина классифицирует возможные вызовы и угрозы безопасности страны, конкретизирует условия развития новых возможностей Вооруженных сил, других войск и воинских формирований. Выполнение этой задачи требует интеграции всех имеющихся в распоряжении государства ресурсов, взаимодействия с дружественными странами по обеспечению как национальной безопасности Казахстана, так и региональной стабильности.

Определена оборонительная направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, что подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов, к которым в первую очередь относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные.

Тем не менее, хотелось бы нам этого или нет, военные меры по-прежнему остаются актуальным инструментом обеспечения безопасности государства.

Юрий ФОМЕНКО, "Казахстанская правда"
Комментарии, по рейтингу, по дате
  MrX 12.01.2009 в 11:17:52   # 8002
На мой взгляд, стране не нужны Вооруженные силы - и это говорит замсек совбеза ! пипец...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь