Место этнической толерантности в современном Казахстане

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 28 Ноября 2008 в 13:27:06
Согласно итогам переписи 1999 г. население Казахстана составляет 14,9 млн. человек, из них 53,4 % - казахи, 29,9 % - русские, 16,7 % - прочие этносы. Всего в РК проживает 130 национальностей. Уровень полиэтничности Казахстана достаточно высок ввиду большого коэффициента соотношения государствообразующего этноса с представителями других этносов. Если учесть, что основными этническими группами считаются те, численность представителей которых составляет не менее 1 % жителей страны, то в РК к таковым можно отнести 7 этносов со значительным удельным весом, будучи представленные почти во всех регионах, в то же время имеющие ареалы компактного проживания. Но отличительная особенность этнополитической ситуации Казахстана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казахского и русского. В таких обществах, называемых "централизованными" или биэтническими, заключен наибольший потенциал для конфликта.

Поэтому актуальным для Казахстана является рассмотрение проблемы толерантности в этнической сфере на государственном, межгрупповом и индивидуальном уровнях.

Казахстанское государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию РК, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне центральной, региональной и местной власти. Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в рабатах Президента Н.А.Назарбаева "Казахстан-2030", "На пороге ХХI века", "Пять лет независимости", "В потоке истории" и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира. Концепция государственной политики в этнической сфере в Республике не разработана, в то время как, по словам С.М.Борбасова, "любое общество и любое государство нуждается в идеях, концепциях, программах, которые консолидируют граждан вокруг первостепенных задач, которые стоят перед государством на данном этапе, в ближайшей и далекой перспективах" /1, 24/.

Стремясь предупредить возможное перерастание противоречивых интересов в этноконфликты, государство проводит центристскую политику.

Выработка этнополитики Казахстана за время его суверенитета прошла несколько сложных и противоречивых этапов. Период с декабря 1986 по декабрь 1991 года является этапом господства национальной парадигмы. В ст. 47 Конституции 1993 г. было объявлено об этноориентированной национальной политике. Этому же документу не противоречили принятые до этого Декларация о государственном суверенитете и Декларация о государственной независимости Казахстана, где придавался акцент особому статусу казахской нации. Тем самым преследовалась идея консолидации всех этносов вокруг казахского этноса, что не нашло поддержки у большинства населения, ибо национальная парадигма была искусственно ограничена рамками идеи получения суверенитета.

Второй этап условно обозначают как доминирование гражданско-политической идеи. Он начинается в 1992 году и продолжается по сей день. На данном этапе Казахстан дважды меняет Конституции и пытается найти баланс между стабильностью и динамизмом, сильной властью и демократией. В тексте последней Конституции (1995 г.) отсутствует разделение казахстанцев на представителей титульной и нетитульной наций. В ней четко выражены общегражданские принципы характера государственности с переходом к гражданской модели нации. Ясно прослеживается толерантный аспект этнической политики - устранение этнонациональной иерархии и установление межэтнического согласия. На открытии сессии Парламента РК 01 сентября 2004 года Н.А.Назарбаев сказал, что "межэтническое и межконфессиональное согласие должно быть неотъемлемым качеством общеказахстанской культуры. В этом должен быть свой казахстанский дух. Мы должны считать его нашей национальной чертой характера. Нельзя допускать роста трайбализма, классового противостояния или регионализма" /2/.

В целом казахстанская государственная политика в этнической сфере основывается на принципиальном равенстве всех граждан страны, независимо от их национальной принадлежности, а в качестве стратегической задачи выделяет политическую стабильность и консолидацию общества на основе межэтнического согласия и единства. Однако интеграция казахстанского общества натолкнулась на существенное противоречие, возникшее при реализации концепции "национального строительства".

Анализируя глубокие изменения в Казахстане, Н.А.Назарбаев в книге "В потоке истории" обосновал необходимость поиска казахстанской модели национальной идентификации граждан, выделив два уровня - этнический и демотический (гражданский). В последнее время эта проблема неоднократно обсуждалась на многих научных конференциях ведущими политологами, философами и общественными деятелями. Часть из них, в том числе и элита коренного этноса (как его защитники), - приверженцы этнического подхода. Они считают, что в Казахстане существует только одна нация - казахи, а все остальные, проживающие в Республике народы являются диаспорами. Соответственно, интересы титульного этноса должны быть приоритетными: использование казахского языка как единственного средства коммуникации во всех сферах казахстанского общества, представительство во власти только казахского этноса.

На принципиально иных позициях стоят те, кто считает, что в многонациональном государстве не может быть "титульного", "коренного", "государствообразующего" этноса. В Казахстане как многонациональном государстве национальная идея должна быть общегражданской, общегосударственной по своему существу идеей, включающей: равенство всех этносов как составных частей единого согражданства Казахстана, пропорциональное представительство во власти всех этносов, придание русскому языку наряду с казахским языком статуса государственного, присущность всем гражданам самоидентификации - казахстанцы. Основанием данной позиции служат: а) Конституция РК, где в преамбуле сказано: "Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом...", б) второй долгосрочный приоритет стратегии "Казахстан-2030", нацеливающий на внутриполитическую стабильность и консолидацию общества. Хотя сразу отметим, что о консолидации в нашем обществе пока говорить рано.

По мнению профессора Р.К.Кадыржанова, сторонники казахской национальной идеи имеют своих приверженцев, как правило, среди казахов. Сторонниками гражданского подхода к национальной идее являются, в основном, представители некоренных, в первую очередь, славянских, этнических групп республики, хотя среди его приверженцев имеется немало и казахов /3, 70-71/. Прежде всего, основателем и сторонником этой идеи является Глава государства, который сказал, что "в нашем понимании казахстанская нация - это свободная ассоциация проживающих в стране этносов, их культурно-политическое и социально-экономическое единство при сохранении этнического многообразия" /2/.

В настоящее время в Казахстане противоположность двух подходов к национальной идее порождает их противостояние, идейный конфликт.

Однако на микроуровне (среди граждан) обеих стран наблюдается бóльшая значимость и распространение государственно-гражданской идентификации. По результатам междисциплинарного исследования гражданской идентичности в 2007 г., проведенного "Центром гуманитарных исследований" (ЦГИ) при Институте философии и политологии МОН РК в пяти регионах, этноидентичность респондентов не предстает в качестве ведущей, а восприятие себя казахстанцем как носителем наднациональных качеств, выразителем неких общих для этносов традиций, ценностных императивов характерно для 12-45 % опрошенных (в зависимости от номинальных групп) /4, 236/. В менталитете граждан преобладает представление о казахстанской нации как наднациональном сообществе, что выражает политические устремления в отношении формирования гражданской общности политического типа.

Приведенные данные показывают востребованность в гражданской идентификации. Это означает, что: 1) национальные элиты необъективно отражают волю народа; 2) граждане, связанные с разными уровнями и формами отношений с общественными институтами, отдают предпочтение не родственным связям, а правовому полю и взаимодействию с государственными институтами гражданского общества; 3) граждане, отдавшие предпочтение гражданской идентичности более склонны к межэтнической толерантности.

Все этнические группы населения проявляют высокую толерантность и готовность к таким формам межэтнических взаимодействий, как работа в многонациональном коллективе, соседские взаимоотношения, дружба с представителями других национальностей. Взаимоотношения двух крупных этносов в настоящее время характеризуются как спокойные, но носят сложный, многоуровневый, и порой, противоречивый характер.

Согласно социологическим исследованиям SOCIUM, 30 % опрошенных считают, что в Казахстане все же существуют разногласия между представителями различных национальностей /5/. Однако по сравнению с 2001 и 2002 гг. тревожность у казахстанцев относительно конфликтных столкновений на этнической почве значительно выросла. При оценке представителями различных национальностей возможность обострения отношений между этносами в 2001 г. составляла 22,2 %, в 2002 г. - 17,7 % /6, 20-21/. Процент уверенности казахстанцев в долгосрочном и стабильном характере межэтнических отношений достаточно высок. Полагаем, что перспективная оценка межэтнических отношений складывается на основе развития реальных толерантных/интолерантных отношений. По опросам населения всей Республики, проводимым различными социологическими агентствами за период с 1998 г. по настоящее время, заметной динамики интолерантных проявлений на национальной почве не наблюдается. Проявляющиеся межэтнические столкновения и конфликты в основном происходят на бытовой почве и носят случайный характер. Наиболее известными в последнее время являются вспыхнувшие масштабные конфликты в различных регионах Казахстана - Шилике, Казаткоме, Тенгизе, Маятасе между казахами и уйгурами, чеченцами, турками, курдами. По официальным данным причинами разразившихся массовых конфликтов в различных случаях стали либо хулиганские действия молодых людей различных национальностей, либо криминальные действия представителей этнического меньшинства, которые провоцировали ответные действия представителей коренного этноса против этих меньшинств, либо трудовые споры.

Официальные данные о преступлениях, совершенных на почве национальной ненависти, отсутствуют. Конечно, это не означает, что отсутствуют сами проявления этнического экстремизма. В данном случае либо информация об этнических преступлений по Казахстану блокируется, либо законы, направленные на профилактику и пресечение этнического экстремизма бездействуют.

Тем не менее, при таких показателях можно утверждать, что у казахстанских граждан достаточно высок этнический толерантный потенциал, сформированный на генетическом уровне благодаря "степной демократии" и евразийской истории, характеризующимися открытостью и великой толерантностью общества.

Вместе с тем, в некоторых выборках государственную идентичность "перевешивают" языковые идентичности граждан. Таким образом, 1) для подавляющей части казахстанцев язык остался основным этнодифференцирующим индикатором, 2) в настоящее время реализуется смешанная модель нации, в которой наличествует гражданский и лингвистический компоненты, 3) язык является основным источником межэтнической толерантности/интолерантности в казахстанском обществе.

Государственным языком является казахский язык, а в государственных структурах, органах местного самоуправления, согласно Конституции РК, можно официально использовать русский язык наравне с казахским. Об этом ни раз говорил и сам Президент Н.Назарбаев: "Помогая госязыку, нельзя принижать значе­ние русского языка..."; "...Русский язык имеет международное значение, расширяет информационное поле. Он необходим и сейчас, и в будущем"; "...Я знаю, что несколько акимов заявили о переводе делопроизводства на госязык. Такие меры нельзя воспринимать однозначно. Если делопроизводство переходит на госязык, это значит, что все документы будут составляться и на государственном, и на русском языках. Если на собраниях доклад ведется на казахском языке и в зале присутствуют люди, не владеющие госязыком, должен быть синхронный перевод. Никто не должен быть ущемлен по языковому признаку" /7/. Отметим, что, согласно закону, для поступления на государственную службу знание казахского языка не требуется.

Бесспорным является факт того, что освоение государственного языка неказахами является основным каналом интеграции в казахское общество и казахстанское государство, а кто считает себя гражданином Казахстана, должен стремиться к освоению госязыка. Но при этом имеет место опасение, что русскоязычные, оставшись проживать в Казахстане, и, освоив государственный язык, могут утратить русскую лингвистическую культуру. Но данное опасение несостоятельно. На этот счет справедливо высказывание профессора политологии Г.Н.Иренова: "Тревожиться русскоязычным нет никаких оснований. Русскому языку ничто не угрожает. Во-первых, он велик и достаточно авторитетен на международной арене; он один из шести языков Организации Объединенных Наций. Во-вторых, он язык наравне с общегосударственным языком в нашей стране. В-третьих, он находится в вершине науки, ибо без него невозможно постигать ценности отечественной, мировой науки и культуры. С этой точки зрения, на мой взгляд, и впредь мы, так или иначе, продолжим говорить и изучать его. А вот поднимать престиж казахского языка сегодня, как государственного языка, должно стать делом всех, но без крайностей, насилия и неприязни" /8, 96/. При этом добавим, что в этом процессе не должно быть поспешности и перегибов.

Однако на форсированное в ряде мест внедрение казахского языка указывают А.В.Никифоров, М.К.Канафина, а по словам Г.Н.Иренова, "навязывание государственного языка силовым методом чуть ли не стало „дорогой в пропасть"" /8, 96/.

Вопрос о перспективе места и роли казахского и русского языков в жизни казахстанских граждан обнаруживает противоречивость тенденций.

С одной стороны, в обществе языковой проблемы нет, что подтверждается следующим: во-первых, данными последней переписи населения, согласно которым более 65 % казахстанцев владеют государственным языком. Представители 18 этносов владеют казахским языком от 60 до 80 %%, уровень знания государственного языка 45 этносами значительно выше знания их собственного языка. Причем в их числе не только представители тюркоязычных народов. К примеру, в среде болгарской диаспоры владеющих казахским языком - 29 %, корейской - 28,8 %, еврейской - 17,6 %, польской - 9,9 % /9, 69/. Некоторые представители славянских этносов также уже овладели не только на бытовом, но и на профессиональном уровне государственным языком. Этому свидетельствует привлечение рядом телевизионных каналов славян в качестве дикторов казахских программ. Данный шаг представляется нами правильным и должен поощряться редакторами телеканалов; во-вторых, принятый 22 июня 2006 г. президентом России В.Путиным Указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", не вызвал "очередную волну" русской эмиграции.

В обществе крепнет понимание необходимости изучения и развития государственного языка, создаются необходимые условия для интенсивного обучения государственному языку различных слоев населения. Лишь в качестве пожеланий желающие изучить государственный язык высказывают улучшение качества обучения казахскому языку.

С другой стороны, языковой вопрос продолжает оставаться проблемой. Во-первых, об этом свидетельствует превалирование языковой идентичности у неказахских граждан над государственной идентичностью. Во-вторых, с принятием Закона о языках, целью которого было расширение сферы применения казахского языка без ущемления прав граждан на использование других языков, все же усилились миграционные настроения и процессы, - по словам М.Машана, - процессы "голосования ногами", сравнимые по масштабам только с годами великих бедствий в истории казахов /10, 44/. В-третьих, несмотря на сокращение эмиграционных потоков в последнее время, адаптацию населения к новым реалиям, стабилизацию экономического положения в РК, у неказахского населения перспективной остается реализация "отложенной" эмиграции (откладывание отъезда по различным причинам). О своих миграционных намерениях (отвечая на вопрос "Хотите ли вы переехать на постоянное место жительства в другие страны СНГ?", заданный группой SOCIUM в 2006 г.) опрошенные заявляют: нет - 74,5 %, да - 21,0 %, другое - 4,5%. Из числа тех, кто заявляет о своем намерении выехать из страны на постоянное место жительства, адресом своего планируемого выезда называют: Россию - 54,5 %, Украину - 6,0 %, Белоруссию - 6,0 %, Узбекистан - 2,0 %, Грузию - 1,5 %, другое (в том числе затруднившиеся с ответом) - 30,5 % /5/. А в 1996 г. по данным республиканского социологического опроса, проведенного Институтом развития Казахстана собиралось эмигрировать из Казахстана около 15 % (из них около 25 % русских и более 29 % этнических меньшинств) и около 12 % затруднялись ответить. Таким образом, за 10 лет желающих эмигрировать увеличилось на 6 %.

Как представляется, основной причиной выезда было и остается нарушение государством конституционного положения использования русского языка как официального. Согласно данным республиканского опроса общественного мнения агентством "БРИФ", 71,1 % респондентов, в том числе 54,1 % казахов, считают, что есть необходимость во втором государственном языке. По данным другого социологического опроса (ЦГИ), 64 % респондентов г. Алматы высказались за необходимость второго государственного языка, среди них 45,1 % казахов. 63,2 % респондентов г. Шымкента также положительно ответили на этот вопрос, среди них 38,3 % казахов. В студенческой среде г. Алматы на этот вопрос положительно ответило 74,9 % респондентов, в том числе 54,7 % казахов /11, 89-90/.

Славянскому населению трудно овладеть казахским языком, и порой даже, не из-за нежелания, а из-за своих культурных особенностей. Н.В.Романова отмечает: "Историческая практика показывает, что если культура народов многонационального государства имеет близкую систему национальных ценностей и общую религию, то проблемы совместимости и интеграции, как правило, не возникает. Поэтому можно допустить, что интеграция части национального населения в культуру казахского народа, вообще восточных народов, трудна" /12, 56/.

За последние 10 лет востребованность русского языка в качестве государственного снизилась, но незначительно. Причина в том, что русский язык даже среди казахов сохраняет приоритет в языковой идентичности граждан, остается достаточно обширно и инструментально востребованным в обучении, в профессиональной реализации, в бытовом общении. Междисциплинарное исследование гражданской идентичности в Казахстане в 2007 г. ЦГИ показало, что фактическими билингвистами называют себя 10 % респондентов-казахов и 4 % представителей других этнических групп.

Для снятия остроты языковой проблемы на данном этапе политического развития суверенного государства Президент Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года выделил необходимость создания триединой языковой политики. Как он отметил, во-первых, продолжая проведенную работу в рамках программы "Культурное наследие", следует изучить вопрос о создании "Фонда Духовного Развития Народов Казахстана". Во-вторых, предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта "Триединство языков". Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику /13/. Заведующий Центра по изучению проблем межэтнических отношений (ЦИПМО) в Алматинском Доме дружбы Г.А.Усенов аллегорично сравнил эти языки с 3-мя ключами от квартиры, машины и собственного дела /14/.

Свои предложения по установлению межэтнической толерантности в Казахстане высказывали и многие специалисты. Так, Л.Пухович предлагает провести корректировку в определении этнических групп в Казахстане. В словосочетаниях "казахстанские русские", "казахстанские корейцы" и т. д., он рекомендует поменять местами элементные слова и произносить: "русские казахстанцы", "корейские казахстанцы" и т. д., где "казахстанцы" станет первичным, а вторичным будет этническое происхождение /15, 443/. Н.В.Романова высказала идею о формировании казахстанского патриотизма и создании Кодекса межэтнических отношений (КМО) /16, 57-58/. Думаем, эти идеи нужно поддержать.

В целом, для установления подлинной межэтнической толерантности в обществе, также необходимо:

- комплексное идеологическое обеспечение государственной политики и деятельности Президента;
- проведение научных исследований в рамках актуальности темы и соотнесения их с социально-политическими реалиями и реагирование гос.органов на представленные материалы;
- проводить регулярный мониторинг общей ситуации с измерением социальной напряженности и уровня конфликтности в стране и оценкой реализации важных государственных программ и мероприятий;
- фактическое привлечение к ответственности СМИ и лиц, разжигающих межнациональную вражду;
- проводить пропаганду по межэтнической толерантности.

Список использованных источников:

1. Борбасов С.М. Идеологические аспекты обеспечения политической модернизации в Республике Казахстан // Конституционно-правовые проблемы обеспечения ускоренной экономической, социальной и политической модернизации Казахстана: Сборник материалов Круглого стола посвященного 10-летию Конституции Республики Казахстан. - Алматы: ОФППИ "Интерлигал" в Казахстане, 2005. - С. 223 - 226.
2. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на открытки сессии Парламента РК. Астана. 1 сентября 2004 г. // Сайт Президента РК http://www.president.kz/.
3. Кадыржанов Р.К. Национальная идея и межэлитные отношения по вопросу государственного языка в Казахстане // Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: Мат. респ. науч.-теорет. конф., посвящ. 60-летию д.ф.н., профессора, зав. отд. Ин-та философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. - Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Цент гуманит. исслед., 2008. - С. 69-77.
4. Бурова Е.Е. Особенности гражданской идентификации в современном Казахстане // Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи: Мат. респ. науч.-теорет. конф., посвящ. 60-летию д.ф.н., профессора, зав. отд. Ин-та философии и политологии МОН РК А.Г.Косиченко. Сост.: А.Н.Нысанбаев, А.Г.Косиченко, В.Д.Курганская. - Алматы: Ин-т философии и политологии МОН РК, Цент гуманит. исслед., 2008. - С. 227-243.
5. Комплексное социологическое исследование "Экономическая и социально-политическая ситуация в Республике Казахстан в оценке общественного мнения местного населения" / Центр социологических и маркетинговых исследований SOCIUM. Сентябрь 2006 г. // http://pda.regnum.ru/news/725763.html.
6. Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Айтхожин К.К. Мониторинг прав этнических меньшинств в Казахстане (Научно-исследовательский отчет). - Алматы: Центр гуманитарных исследований, 2003. - 100 с.
7. Начнем с понедельника. № 17 (679) 4-10 мая 2007 г. С. 7.
8. Иренов Г.Н. Консолидация общества. Павлодар. ТОО "ЭКО", 2003. - 182с.
9. Биекенов К. Язык как средство воспитания толерантного поведения молодежи // К идеалам мира - через преемственность поколений: Материалы Республиканской научно-практической конференции. - Алматы: "ТОО TST-Company", 2006. - С. 68-76.
10. Машан М.С. Политическая стабильность: сущность и механизмы обеспечения // Стабильность и безопасность Казахстана на стыке веков / Н.С.Бектурганов, Г.Т.Телебаев, Ж.Куанышали, А.Н.Нысанбаев и др. Астана: Елорда, 2000. - С. 42-50.
11. Малинин Г.В., Дунаев В.Ю., Нурмуратов С.Е. Казахстанское общество и социальное прогнозирование: социологическое измерение. Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2001. - 186 с.
12. Романова Н. Этнополитические процессы в Республике Казахстан. - Алматы, Қазақстан, 1998. - 68с.
13. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" // Казахстанская правда от 28 февраля 2007 г.
14. Усенов Г.А. Процветать в мире и дружбе // Страна и мир. - 2007. - 5 октября (№ 36). - С. 9.
15. Пухович Л. Государственный язык и национальная идентификация как факторы обеспечения безопасности и стабильности республики Казахстан // Безопасность: международная, региональная, национальная (системный подход). Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора политических наук, профессора М.С.Машана. - Алматы. "Дайк-Пресс", 2007. - С. 440-446.
16. Романова Н.В. Этнополитические процессы в современном Казахстане // Казахстанский путь политического реформирования: Сб. мат. "круглого стола" (12 декабря 2007 г.). Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. - С. 53-60.

***

Цепкова И.Б.,
К.п.н., доцент, докторант КНПУ им. Абая (Алматы)
Назаров Р.Р. - к.ф.н., Институт истории АН РУз (Ташкент)
28.11.2008
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 27.06.2009 в 08:32:17   # 17280
Вы правы, толерантность нашей стране не помешала бы.Мы начали терять знания русского языка, но и изучение казахского языка ведется не на должном уровне. Есть множество фактов унижения людей не в полной мере владеющих казахским языком. От казахского народа другие национальности ждут поддержки и помощи в узучении гос.языка, а не насмешек за неправильное произношение.Где же казахское гостеприимство и терпимость, что случилось с людьми? Вы изучаете историю казахского народа, так будьте внимательны там есть множество ответов на все, что происходит сейчас.Не допустите ошибок, учитесь на ошибках своих предков.Помогите живущим рядом с вами людям освоить казахский язык, не унижая их.Будьте терпимее друг к другу...
  Гость 16.06.2010 в 03:57:45   # 47594
вот так приходится сталкиваться при обращении по каким либо вопросам
  Гость 19.08.2010 в 09:20:17   # 56152
вот вот, особенно когда обращаешься в гос. органы, все бланки на казахском языке, и когда я спросила, что может я дарственную на квартиру подписываю, мне милая казашечька сказала, что я 20 лет назад еще должна была это сделать. После это я не перестала уважать казахов, т.к. много друзей осталось в Казахстане, я по прожнему люблю его и считаю своей Родиной, спасибо огромное Назарбаеву за то что он дал мне, и всем остальным русским прожить эти 20 лет в мире, дай Бог ему прожить долго. Страшно за будущее, что ждет после Назарбаева, глядя на соседей, то ничего хорошего.Поэтому я живу уже в России, и безгранично этому рада.
  Гость 19.08.2010 в 11:01:46   # 56162
Да полностью согласен с предыдущим оратором! Казахам спасибо большое, они много сделали для нас, но и мы не мало сделали для них, вообще все делали во благо всех нас. Но сейчас есть тенденция к тому что молодое поколения не до конца и не совсем правильно понимает "историю" и "настоящее" и поэтому некоторые получает такие ответы про дарственную...
  Гость 14.09.2010 в 23:10:04   # 61624
В общем то государственный язык знать нужно
  Гость 18.10.2010 в 22:54:39   # 69144
По одному человеку не судят о народе, тем более, говоря о целом государстве. Есть "единицы", но они у всех есть. Здесь акцент ставится не на уровне положения народа или страны, а на общих "чертах" современных людей.
  Гость 18.10.2010 в 22:57:29   # 69148
Нам ли судить о делах таких? Живите своей жизнью, не каждый способен изменить чужую на лад...
  Гость 24.11.2010 в 17:51:39   # 82744
Қазақ тілі-қазақ халқының ана тілі. Қазақ тілі-бай, көркем, әдемі, әсем тіл. қай ұлт өкілі болса, Қазақстан жерінде тұрып, қазақ тілін білу керек. "Өнер алды-қызыл тіл"
  Гость 25.12.2011 в 21:23:32   # 165516
  Гость 08.01.2012 в 01:58:29   # 167760
Был недавно на Родине,выдавливание русскоязычного населения не то что продолжается,а усиливается именно насильственным навязяванием изучения всеми государственного языка.Через 10 лет все его должны знать,отчёты и пр. документы требуют на казахском. О равноправии языков только говорят красиво.По крайней мере на юге во власти,в полиции,других структурах,кругом сплошь титульная так сказать нация.Даже знающих язык не берут,то говорят всё равно в Россию уедут то ещё что-нибудь придумают,десяток причин найдут.Поэтому грамотные специалисты,которых и так уже практически не осталось,продолжают уезжать,уступая место посредственным работникам,зато владеющих языком,тем самым всё больше загоняют сами себя в угол.
  НЕ Гость 08.01.2012 в 11:07:34   # 167768
Как это не прискорбно, но ты прав! На юге идет специальная агитационная политика правительства по навязыванию каз.языка! Даже сами казахи уже не хотят жить здесь, т.к. говорят аульных тут куча, а у них не образования нет, нет ни моральных ценностей, ни материальных. (бывают конечно исключения, но это зависит от культуры заложенной с детства). Я сам родился в Чимкенте, в то время действительно это был Чимкент (порядочный,добрый, культурный), а теперь Шымкент (безграмотный, без культурный, и все продажный город).Очень жаль, что начинаешь понимать, что уже свои дети будут расти в таком городе, поэтому вольно невольно понимаешь, что пора отсюда уезжать. Кстати, все наши "крутики" здесь только занимаются бизнесом (включая акиматских), а сами стараются жить в алмате-астане, либо кто богаче в лондоне. Вот такая она правда жизни...
  Гость 08.01.2012 в 11:11:39   # 167769
Весь народ Казахстана за два языка!! Так было испокон веков! Русский и Казахский! Это всегда были два братских языка общения! Кому-то просто выгодно разругать этносы под видом возвышения одного языка! Люди уже давно не бараны, чтобы им навязывать один язык!
  Гость 24.04.2012 в 17:23:08   # 192898
Вдумайтесь 130 национальностей на территории КЗ,и я думаю работают и все делают для процветания КЗ -ПРИМЕР спортсмены -86 % это не титульная нация,велоспорт,теннис,хоккей,зимнии виды спорта,футбол,стрельба,тяж атлетика,легкая атлетика и Все стремятся поднять ФЛАГ-КЗ
  Гость 24.04.2012 в 17:29:06   # 192901
#167760 Тебя категорически нельзя оставлять,а тем более брать во власть на Родине,как ты выразился.Догадайся почему?
  Гость 25.04.2012 в 22:23:31   # 193227
Мне кажется что вы ошибаетесь на счет "выдавливания" русского языка . как ни крути уже долгое являемся не просто соседями или союзниками . наши культуры уже на столько перемешались . Лично я казах и считаю русский язык вторым родным языком . Бывают конечно неприятные моменты демонстрации расовой дискриминации представителями как я считаю низких по уровню интеллекта . недавно был подписан договор о таможенном союзе сомневаюсь что стороны решились на это для удовлетворения экономических интересов . скорее здесь решаются политические вопросы . возможно обстановка в мире накаляется чему свидетельствуют определенные факты . это я о том что мы нуждаемся в поддержке друг друга .
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь