В Алматы открыли памятник жертвам голодомора

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 01 Июня 2017 в 19:55:10
В Алматы состоялось торжественное открытие памятника жертвам голода 1931-1933 годов. Аким южной столицы, выступая на церемонии, напомнил, что в эти страшные годы в Казахстане погибло около 1 млн 700 тысяч человек, передает NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу акимата города.



Отмечается, на мероприятие были приглашены потомки репрессированных и жертв голода, а также общественные деятели, ученые, активисты и молодежь.

Аким Алматы Бауыржан Байбек отметил, что монумент открыт по прямому поручению президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. В период с 1918 по 1933 год в Казахстане по разным данным погибло более трех миллионов человек, в том числе с 1931 по 1933 год погибло около 1 млн 700 тысяч людей.



БАУЫРЖАН БАЙБЕК

Жертвами репрессий 1937-1938 годов стали свыше 100 тысяч казахстанцев.

«Сегодня, в День памяти жертв политических репрессий, мы открываем памятник жертвам голода 1931-1933 годов, чтобы увековечить эту непреходящую боль нашего народа.

По поручению главы государства в прошлом году нами был объявлен конкурс на создание эскиза будущего памятника. Среди более 20 предложенных работ, решением государственной комиссии, был выбран проект Дулата Усенбаева, Айдоса Буркитбаева и Каната Бегулиева - скульптура «Ана».

Образ матери, прижимающей к груди обессилевшего от голода ребенка, олицетворяет всю скорбь казахского народа. Мать - это источник всего сущего, основа нации, гарантия будущего», - сказал Байбек.



Памятник жертвам голода 1931-1933 годов установлен в сквере «Карагайлы» на пересечении улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра. Трехметровая скульптура матери, прижавшей к груди обессилевшего от голода ребенка, выполнена из бронзы и гранита.

«Смотря на своего слабого и беззащитного сына ее сердце обливается кровью от горя и безысходности. Тонкие руки и ноги мальчика свисают, он не в силах обнять свою мать, глаза его прикрыты. У ног женщины лежит перевернутый вверх дном пустой казан», - пояснили авторы скульптуры.



Напомним, что с 1997 года 31 мая, согласно Указу президента Республики Казахстан, объявлен в стране Днем памяти жертв политических репрессий.

Так, ранее в Астане был открыт монумент «Ашаршылық құрбандарына ескерткіш» и музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР», в Алматинской области был возведен монумент на месте захоронения жертв голода и политических репрессий, во всех регионах страны открыты музеи, мемориальные комплексы и памятники.



Источник: https://www.nur.kz/1509220-v-almaty-otkryli-zhutkiy-pamyatnik-zhert.html?utm_source=smi2
Комментарии, по рейтингу, по дате
  ka3ax001 02.06.2017 в 11:53:45   # 608165
Ағайындар, youtube желісінде "АШАРШЫЛЫҚ" деген деректі фильм бар. Көруге тұрарлық фильм. Сол ашаршылық заманның хал-жағдайын кеңінен ашып көрсеткен...

  ustbe 02.06.2017 в 12:14:49   # 608175
Mina saitta otirgan adamdardin kobisi keshegi bolshevikter,arine olar ozderinin istegen kilmisin moiyndamaidi!Sondiktan olardin sozderine senbender,eger sensender tek kana olim kutedi sizderdi.Al endi asharshiliktan olgen otandastarimnin zhatkan zheri zhayli bolsin,biz sizderdi eshkashan umitpaimiz!(((
  ka3ax001 02.06.2017 в 12:42:11   # 608187
Сол замандағы қазақтың басынан өткен қасіретін Илияс Жансүгіров ағамыздың бір шумақ өлеңінен-ақ білуге болады:

Күніне қазақ мыңдап өліп жатыр,
Тұқымы сағат сайын кеміп жатыр.
Өз баласын өзі үйітіп, сирағын жеп,
Көр азабын тірідей көріп жатыр...
  ss720 02.06.2017 в 12:51:26   # 608188
Вот нас всех ЕНПФ кинул на ахуллард тенге и это то что нам сказали официально, вот если на это посмотреть с точки зрения "полит истории", то это капец как раскулачивание народа.... где памятник?
  NBE 02.06.2017 в 12:59:05   # 608191
У СССР были недостатки, но СССР Казахстану дал в разы больше. Очень спорный памятник.
  ustbe 02.06.2017 в 13:13:03   # 608195
Стихи Татьяны Невадовской март 1933г
В природе март — пришла весна хмельная.
А все забыть — не помнить не могу...
Уж травка первая, а я припоминаю
Замерзшие фигуры на снегу.
Убожество и грязь, я их не замечаю,
Не замечаю ни заплат, ни вшей,
И беспредельно, искренне страдаю
За этих обездоленных людей.
Их косит голод... Я не голодаю,
Обута я... а тот казах босой.
Безумную старуху вспоминаю
И женщину с протянутой рукой.
Из грязных тряпок груди вынимает,
Чтоб объяснить: «Ни капли молока».
И крохотное тельце прижимает
Худая материнская рука.
Не содрогаюсь я от отвращенья,
Но и смотреть спокойно не могу,
Как люди, падая от истощенья,
Перебирают колоски в стогу.
Под проливным дождем, под ветром, под снегами
Стога соломы здесь в степи стоят.
Колосья прелые, изъедены мышами,
Покрыты плесенью... содержат яд.
Беспомощные детские ручонки
Находят полусгнивший колосок,
И слышится надтреснутый и тонкий,
Болезненный ребячий голосок.
Так в чем же их вина? За что такие муки?
Здесь, на своей земле, в краю родном?
Ах, эти худенькие пальчики и руки
И девочка больная под стогом.
Под кожей ребра и торчат лопатки...
Раздутые ребячьи животы...
Нет оправдания и нет разгадки
Причины этой жуткой нищеты.
Вот озимь поднялась. Синеют в дымке дали,
И жаворонки в небесах уже...
Нельзя, нельзя, чтоб дети голодали.
...И этот труп казаха на меже.
Кто приказал? Узнать—понять хочу я,
Кто смерть и нищету послал сюда?
Где спокон веку жил народ, кочуя
С верблюдом, осликом, и пас стада.
Зачем снимать последнюю рубаху
И целый край заставить голодать?
Кому понадобилось — богу иль аллаху
Все отобрать и ничего не дать?
Какой же деспот создал эту пытку?
Иль полоумному пришла такая блажь?
Последнюю овцу, кошму, кибитку,
Мол, заберешь и ничего не дашь.
Но все молчат, хоть знают — не умеет
Казах-пастух ни сеять, ни пахать.
Без юрты он зимой окоченеет,
Без стада и овец он будет голодать.
И не пеняй на климат, на природу,
На то, что Казахстан степной и дикий край.
Такой был урожай! — Хватило бы народу
На хлеб и на табак, на мясо и на чай!
Так нет же! — Увезли отборную пшеницу,
Огромные стога остались на полях.
У тех стогов такой кошмар творится —
Не мог бы выдумать ни бог и ни аллах...
Без шерсти и кошмы — казах совсем раздетый,
Без дичи и без шкур он будет не обут.
Откуда ему знать, что в Подмосковье где-то
В колхозах на полях сажают, сеют, жнут.
Я не умею с этим примириться,
Мне тяжело на это все смотреть.
На небе радостно поют, трепещут птицы,
А на земле страданья, голод, смерть.
Мерещатся мне детские ручонки
У прошлогодней и гнилой скирды,
И небо ясное и жаворонок звонкий,
Смесь зла, добра, нужды и красоты.
  koshkoed 02.06.2017 в 13:39:31   # 608216
Цитата: ustbe от 02.06.2017 13:13:03
Стихи Татьяны Невадовской март 1933г
В природе март — пришла весна хмельная.
А все забыть — не помнить не могу...
Уж травка первая, а я припоминаю
Замерзшие фигуры на снегу.
Убожество и грязь, я их не замечаю,
Не замечаю ни заплат, ни вшей,
И беспредельно, искренне страдаю
За этих обездоленных людей.
Их косит голод... Я не голодаю,
Обута я... а тот казах босой.
Безумную старуху вспоминаю
И женщину с протянутой рукой.
Из грязных тряпок груди вынимает,
Чтоб объяснить: «Ни капли молока».
И крохотное тельце прижимает
Худая материнская рука.
Не содрогаюсь я от отвращенья,
Но и смотреть спокойно не могу,
Как люди, падая от истощенья,
Перебирают колоски в стогу.
Под проливным дождем, под ветром, под снегами
Стога соломы здесь в степи стоят.
Колосья прелые, изъедены мышами,
Покрыты плесенью... содержат яд.
Беспомощные детские ручонки
Находят полусгнивший колосок,
И слышится надтреснутый и тонкий,
Болезненный ребячий голосок.
Так в чем же их вина? За что такие муки?
Здесь, на своей земле, в краю родном?
Ах, эти худенькие пальчики и руки
И девочка больная под стогом.
Под кожей ребра и торчат лопатки...
Раздутые ребячьи животы...
Нет оправдания и нет разгадки
Причины этой жуткой нищеты.
Вот озимь поднялась. Синеют в дымке дали,
И жаворонки в небесах уже...
Нельзя, нельзя, чтоб дети голодали.
...И этот труп казаха на меже.
Кто приказал? Узнать—понять хочу я,
Кто смерть и нищету послал сюда?
Где спокон веку жил народ, кочуя
С верблюдом, осликом, и пас стада.
Зачем снимать последнюю рубаху
И целый край заставить голодать?
Кому понадобилось — богу иль аллаху
Все отобрать и ничего не дать?
Какой же деспот создал эту пытку?
Иль полоумному пришла такая блажь?
Последнюю овцу, кошму, кибитку,
Мол, заберешь и ничего не дашь.
Но все молчат, хоть знают — не умеет
Казах-пастух ни сеять, ни пахать.
Без юрты он зимой окоченеет,
Без стада и овец он будет голодать.
И не пеняй на климат, на природу,
На то, что Казахстан степной и дикий край.
Такой был урожай! — Хватило бы народу
На хлеб и на табак, на мясо и на чай!
Так нет же! — Увезли отборную пшеницу,
Огромные стога остались на полях.
У тех стогов такой кошмар творится —
Не мог бы выдумать ни бог и ни аллах...
Без шерсти и кошмы — казах совсем раздетый,
Без дичи и без шкур он будет не обут.
Откуда ему знать, что в Подмосковье где-то
В колхозах на полях сажают, сеют, жнут.
Я не умею с этим примириться,
Мне тяжело на это все смотреть.
На небе радостно поют, трепещут птицы,
А на земле страданья, голод, смерть.
Мерещатся мне детские ручонки
У прошлогодней и гнилой скирды,
И небо ясное и жаворонок звонкий,
Смесь зла, добра, нужды и красоты.

Не смущает что у автора данного эпоса ни биографии, ни книги, ни другого стиха.
Вот она, информационная война)
  ustbe 02.06.2017 в 14:02:04   # 608228

На фото: Татьяна Невадовская пытается помочь умирающему от голода казаху за несколько минут до его смерти. Казахстан, 1933 год.

Татьяна Невадовская была еще юной девушкой, живущей в казахском ауле Шымдаулет, когда она начала записывать в свой дневник ужасающие последствия массового голода на всей территории Казахстана в начале 1930 годов. В один из тех дней 19-летняя Татьяна Невадовская, переехавшая в голодающий Казахстан вместе с родным отцом, сосланным профессором, во время прогулки столкнулась с молодым казахом, изможденным, обессиленным от голода. После этой встречи она описала в своем дневнике событие, свидетелем которого она была.

«Ранняя весна 1933 года. Я шла с кем-то из специалистов, со мной был фотоаппарат. На дороге сидел обессиленный, истощенный казах. Он с трудом тащился с полевых работ, обессилел, стонал, просил и есть, и пить. Я передала фотоаппарат своему спутнику и поспешила принести воды. Казах пил с жадностью. Я не заметила, когда мой товарищ меня сфотографировал. Я снова поспешила домой, чтобы принести голодающему кусочек хлеба и сахара. Когда я подошла к нему с хлебом, он уже был мертв».
  ustbe 02.06.2017 в 14:04:03   # 608231

Изображение: Фоторепродукция страницы дневника Татьяны Невадовской о Голоде в Казахстане.

Пятьдесят лет спустя Татьяна Невадовская пришла в Центральный государственный архив Казахстана в Алматы и передала свой личный архив, в том числе фотографию, которую сделал ее спутник во время той встречи с голодающим молодым казахом, сборник собственных стихов, рисунки и дневник, который она назвала “Ужасные, голодные 1932 - 1933 годы”.
  ustbe 02.06.2017 в 14:05:36   # 608233
  koshkoed 02.06.2017 в 14:42:26   # 608248
Цитата: ustbe от 02.06.2017 14:04:03

Изображение: Фоторепродукция страницы дневника Татьяны Невадовской о Голоде в Казахстане.

Пятьдесят лет спустя Татьяна Невадовская пришла в Центральный государственный архив Казахстана в Алматы и передала свой личный архив, в том числе фотографию, которую сделал ее спутник во время той встречи с голодающим молодым казахом, сборник собственных стихов, рисунки и дневник, который она назвала “Ужасные, голодные 1932 - 1933 годы”.

Поздравляю вас, но кроме "радио "свабода"" никто о данном человеке и его стихах не слышал.
Обычный вброс(
  bozon house 02.06.2017 в 14:55:08   # 608249
Примечательно, что о данной гражданке упоминается с декабря 2008 г....
  ustbe 02.06.2017 в 15:04:32   # 608252
Koshkoed,duristap oki sokir bala!
Quote:
Пятьдесят лет спустя Татьяна
Невадовская пришла в Центральный
государственный архив Казахстана
в
Алматы и передала свой личный архив, в
том числе фотографию

  Пермяк 02.06.2017 в 15:29:55   # 608263
Неводовский Г.С. - профессор ботаник, член
"Повстанських Вийск Визволения Украини", имеется сознание отдельных участников организации, посланных в свое время 2-м отделом польского Генштаба для диверсионной работы.
Организация была выявлена в 1930 году. Неводовский был разоблачен, сознался в участии одной из ячеек организации, за что и был выслан в Казахстан.
Татьяна Неводовская, дочь контры, этим все объясняется.
  koshkoed 02.06.2017 в 15:33:04   # 608264
Цитата: ustbe от 02.06.2017 15:04:32
Koshkoed,duristap oki sokir bala!
Quote:
Пятьдесят лет спустя Татьяна
Невадовская пришла в Центральный
государственный архив Казахстана
в
Алматы и передала свой личный архив, в
том числе фотографию



Ага ага. Напиши мне любую тему, я тебе за день такую же статью сделаю с фотками и письмом с арзива
  ustbe 02.06.2017 в 15:39:56   # 608266
Koshkoed,езжай в центральный архив,там и убедишься.
  bozon house 02.06.2017 в 15:46:13   # 608268
ВИЛЕНСКИЙ Е.Л.
Судьба ученого. Гавриил Степанович Неводовский*
Однажды на выставке архивных документов, посвященной памяти политических ссыльных в СССР, организованной Казахстанским обществом «Адилет» и Центральным государственным архивом Казахстана, я увидел фотокопию стихотворения о страшном голоде
в Казахстане начала 30-х годов. Стихи поразили меня своей чистотой и сердечностью, какой-то
светлой добротой и жалостью к несчастным людям, беднякам-казахам, выброшенным из колеи
прежней привычной кочевой жизни сталинской политикой оседания и коллективизации.
Под стихотворением стояла подпись «Т.Г. Неводовская». Вчитываясь в образы,
нарисованные автором стиха, я все время думал: кто она такая, эта не известная
«Т.Г. Неводовская»? Как оказалась в Казахстане в годину его тяжких испытаний? Где
хранились стихи до того, как увидели свет, не вызвав опасных последствий для самого
автора? И я решил провести небольшое исследование.
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/41965/07-Vilensky.pdf?sequence=1
  ustbe 02.06.2017 в 16:22:00   # 608286
Дело не в стихах и вообще последствия говорят сами за себя.Как вы обьясните одновременный отток миллионов казахов в Кнр,Россию,Таджикистан,Узбекистан,Иран,Афвганистан ?Раньше в северном,восточном казахстане жили в основном казахи,а сейчас там население процентов 80 составляет русские.Именно эти области пострадали больше всех от голода.Сведения о событиях строго засекречены и хранятся в Москве.
  koshkoed 02.06.2017 в 16:48:47   # 608298
Цитата: ustbe от 02.06.2017 16:22:00
Дело не в стихах и вообще последствия говорят сами за себя.Как вы обьясните одновременный отток миллионов казахов в Кнр,Россию,Таджикистан,Узбекистан,Иран,Афвганистан ?Раньше в северном,восточном казахстане жили в основном казахи,а сейчас там население процентов 80 составляет русские.Именно эти области пострадали больше всех от голода.Сведения о событиях строго засекречены и хранятся в Москве.

Наверно потому что границы при распаде ССР чертили на пофиг. Так первая столица Казахстана отошла России, а некоторые части России Казахстану. Это грубо говоря.
  koshkoed 02.06.2017 в 16:49:53   # 608299
Цитата: ustbe от 02.06.2017 16:22:00
Дело не в стихах и вообще последствия говорят сами за себя.Как вы обьясните одновременный отток миллионов казахов в Кнр,Россию,Таджикистан,Узбекистан,Иран,Афвганистан ?Раньше в северном,восточном казахстане жили в основном казахи,а сейчас там население процентов 80 составляет русские.Именно эти области пострадали больше всех от голода.Сведения о событиях строго засекречены и хранятся в Москве.

А отток и сейчас идёт.
Хорошо там где нас нет
  robinson 02.06.2017 в 16:52:15   # 608300
а вот в Пензе еще в 1994г. открыли памятник Памятник жертвам голода и репрессий 1930-50гг.
http://welcome2penza.ru/attractions/108/15/#start
им скажете что они повторяют историю Украины?

вот одно мнение по этому поводу
Quote:
В.В. Кондрашин:
Мне трудно отвечать на такие вопросы. Тут сплошная политика, а я научный работник. Я всегда считал, что надо отдать дань уважения жертвам голода, их страданиям. У нас есть в Малой Сердобе в Пензенской области памятник жертвам голода. И я не буду возражать, наоборот, буду горячо приветствовать, если наше руководство будет продолжать политику по увековечиванию памяти людей, крестьян, которые действительно были не виноваты в своей трагической судьбе, но погибли в результате чудовищных ошибок власти, ее недальновидности. Сочувствие к невинным жертвам голода, а тем более желание увековечивания их памяти - это нормальное человеческое чувство. Хотя рассуждать на тему политики мне очень трудно. Я думаю, надо делать все, чтобы нам с Украиной жилось хорошо. Я, как и многие россияне, люблю украинскую горилку, сало, мне хочется ездить в Украину и т.д.

http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/obrukr-golod.htm
  ustbe 02.06.2017 в 17:23:25   # 608312
А как же остальные страны?Северный Кз раньше была территорией Россией!?Бред!!Не надо мне "наверное",мне нужно точная информация!Почему 1,5 миллиона казахов умерло и столько же казахов покинули свои родные края?Если не можете ответить то вам вовсе не стоило принимать участвие в этой дискуссии и обвинять в разжигании украинцев!
  koshkoed 02.06.2017 в 18:15:45   # 608330
Цитата: ustbe от 02.06.2017 17:23:25
А как же остальные страны?Северный Кз раньше была территорией Россией!?Бред!!Не надо мне "наверное",мне нужно точная информация!Почему 1,5 миллиона казахов умерло и столько же казахов покинули свои родные края?Если не можете ответить то вам вовсе не стоило принимать участвие в этой дискуссии и обвинять в разжигании украинцев!

Тогда бы ни одного казаха не осталось. Всего 3 миллиона было.
  koshkoed 02.06.2017 в 18:22:44   # 608334
Www.cga.kz сайт архива. Не смог я найти там стихотворения Невадовской
  ustbe 02.06.2017 в 18:24:03   # 608335
Koshkoed,было 5-6 миллионов,осталось 2-3 млн.
  koshkoed 02.06.2017 в 18:30:32   # 608337
Цитата: ustbe от 02.06.2017 18:24:03
Koshkoed,было 5-6 миллионов,осталось 2-3 млн.

Смотри перепись. Она в открытом доступе!
  Marvel 02.06.2017 в 21:59:32   # 608392
Хорош сраться. То что был голод и люди от него пухли - это было. И не только в Казахстане. Где Софруджу? Его предки с России бежали сюда в Казахстан.

koshkoed, хорош тут утверждать так, как будто сам там был
  Мура45 02.06.2017 в 22:10:35   # 608394
  koshkoed 03.06.2017 в 00:16:18   # 608406
Цитата: Marvel от 02.06.2017 21:59:32
Хорош сраться. То что был голод и люди от него пухли - это было. И не только в Казахстане. Где Софруджу? Его предки с России бежали сюда в Казахстан.

koshkoed, хорош тут утверждать так, как будто сам там был


И что мне вообще нельзя иметь собственного мнения о том где я не был? И думать перестать? И дальше историю изучать?
Зачем, если я там не был, то мне достаточно будет послушать что с экрана льют мне в уши и этим жить
  Marvel 03.06.2017 в 00:21:51   # 608407
Цитата: koshkoed от 03.06.2017 00:16:18
Цитата: Marvel от 02.06.2017 21:59:32
Хорош сраться. То что был голод и люди от него пухли - это было. И не только в Казахстане. Где Софруджу? Его предки с России бежали сюда в Казахстан.

koshkoed, хорош тут утверждать так, как будто сам там был


И что мне вообще нельзя иметь собственного мнения о том где я не был? И думать перестать? И дальше историю изучать?
Зачем, если я там не был, то мне достаточно будет послушать что с экрана льют мне в уши и этим жить


Ну тогда посмотри сколько человек умерло от голода в Поволжье, Северном Кавказе в 30-е
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь