Строительство подкралось незаметно
admin 23 Октября 2008 в 14:15:18
В Южно-Казахстанской области началось строительство новых школ по государственной программе. Что оказалось полной неожиданностью для местных чиновников.
Ответ на вопрос "сколько нужно школ для того, чтобы обеспечить полноценным средним образованием всех детей школьного возраста Южно-Казахстанской области", видимо, относится к разряду гражданских тайн.
Сотрудники областного департамента образования на прямой вопрос стеснительно мнутся, хотя тут же предлагают журналистам собственноручно провести несложные расчеты - в области свыше полумиллиона детей с 6 до 15 лет. В наличии имеется чуть больше 1000 школ. Среди них лишь 200 с "большим натягом" можно назвать соответствующими по вместимости (на 500 и более мест).
Сейчас же, как получается из соотношения количества школ и учеников, каждому учебному заведению приходиться "вмещать" в себя среднем по 500 школьников. Вопрос о соблюдении нормативов не то что образовательного процесса (когда в классе должно быть не более 25 человек, чтобы учитель мог за урок успеть "заметить" каждого), но и санитарно-гигиенических норм (на каждого ученика, оказывается, должна быть предусмотрена определенная школьная площадь) ввиду тупиковой ситуации, тихо упразднен еще в советские времена.
Учтем при этом, что свыше полутысячи школ в сельских районах вообще располагаются в нетиповых зданиях, где придется. Даже по официальным данным, полсотни школ находятся в аварийном состоянии, хотя продолжают эксплуатироваться. И это число рискует еще увеличиться. О каких тут нормах речь? И на вопрос - сколько "школ не хватает", впору отвечать - "всех"!
В общем, тема больная, и педагоги предпочитают ее даже лишний раз не будировать, дабы не навлекать на свою голову недовольства представителей вышестоящих структур исполнительной власти.
До начала 2000-х годов актуальнейший вопрос о необходимости строительства новых школ в Южно-Казахстанской области даже не поднимался - в бюджете не было денег. Хотя во всевозможных генеральных и перспективных планах развития как города (в частности Шымкента), так и села, всегда предусматривались проекты новых школ. В начале 2000 года областной акимат дал специальное задание архитекторам разработать несколько типовых проектов школ. Даже было выполнено образцово-показательное строительство новой школы ультрасовременного образца в поселке Шаян (чему, правда, в основном помогли спонсоры).
Принципиально дело обещало сдвинуться с мертвой точки только с принятием государственной программы "Сто школ, сто больниц".
Вообще, без преувеличения можно сказать, что эта госпрограмма нацелена прежде всего на потребности Южно-Казахстанской области, являющейся, образно говоря, "демографической житницей" всего Казахстана.
В частности, по планам правительства именно для ЮКО предусмотрено возведение более чем трети из намеченных 100 школ. До 2010 года должно быть построено 34 учебных заведения, рассчитанных почти на 24 000 мест.
Конкретно определены и несколько типовых проектов будущих школ (от 1 200 до 300 мест). Областным и городским управлениями градостроительства и архитектуры для новых объектов образования выделены земельные участки из муниципального фонда, согласно уже упомянутым генпланам развития того или иного региона.
В мае для ЮКО на 2008 год выделили первые средства из республиканского бюджета. Можно было бы ожидать ударных темпов строительства. Но…
Сначала как никогда аккуратно начались проводиться тендерные конкурсы по определению подрядчиков. Здесь стоит сказать, что еще в начале года в ЮКО со скандалом пришлось отменять итоги нескольких тендеров по госзаказам. Так что все новые конкурсы проходят сейчас в режиме повышенного контроля. Впрочем, это можно было бы отнести к плюсам, если только через полгодика не придется отменять и данные итоги...
Пока же главным недостатком повышенных требований стал тот факт, что результаты тендера были объявлены лишь к концу лета. Получив средства на финансирование в мае, заказчик - департамент образования, оперативно провел тендер в июне. Но по закону между объявлением о конкурсе и определением победителей должно пройти два месяца. Что было выполнено неукоснительно.
Правда, в итоге получилось, что объемы финансирования, рассчитанного на год строительства, подрядчики - строительные фирмы, должны освоить за квартал. Причем самого "не строительного" осенне-зимнего периода. Но, как выяснилось, и это был еще не самый главный подвох в школьном строительстве. Дальше практически по всем запроектированным 34 школам начали вскрываться принципиальные проектно-плановые ошибки.
В Шымкенте в микрорайоне "Казыгурт" один и тот же участок оказался одновременно выделенным и для строительства школы, и для разбивки нового сквера. В другом городском районе "Сауле" на запланированном участке оказалось в принципе невозможным какое-либо строительство - тут проходит нефтепровод, являющийся объектом стратегического назначения.
По целому ряду проектов выделенные земельные участки оказались меньше по площади, чем размеры зданий, которые должны здесь строиться.
То есть впервые в истории области выполнение строительства по госзаказу тормозится даже не по вине частных фирм подрядчиков, но из-за нестыковок и ошибок, допущенных уполномоченными органами - градостроительными, архитектурными земельными отделами.
Хотя вопрос сейчас стоит не столько в том, чтобы найти виновных, сколько в том, как быстро и оптимально исправить ситуацию.
Юлия Латышева , специально для Gazeta.kz
Ответ на вопрос "сколько нужно школ для того, чтобы обеспечить полноценным средним образованием всех детей школьного возраста Южно-Казахстанской области", видимо, относится к разряду гражданских тайн.
Сотрудники областного департамента образования на прямой вопрос стеснительно мнутся, хотя тут же предлагают журналистам собственноручно провести несложные расчеты - в области свыше полумиллиона детей с 6 до 15 лет. В наличии имеется чуть больше 1000 школ. Среди них лишь 200 с "большим натягом" можно назвать соответствующими по вместимости (на 500 и более мест).
Сейчас же, как получается из соотношения количества школ и учеников, каждому учебному заведению приходиться "вмещать" в себя среднем по 500 школьников. Вопрос о соблюдении нормативов не то что образовательного процесса (когда в классе должно быть не более 25 человек, чтобы учитель мог за урок успеть "заметить" каждого), но и санитарно-гигиенических норм (на каждого ученика, оказывается, должна быть предусмотрена определенная школьная площадь) ввиду тупиковой ситуации, тихо упразднен еще в советские времена.
Учтем при этом, что свыше полутысячи школ в сельских районах вообще располагаются в нетиповых зданиях, где придется. Даже по официальным данным, полсотни школ находятся в аварийном состоянии, хотя продолжают эксплуатироваться. И это число рискует еще увеличиться. О каких тут нормах речь? И на вопрос - сколько "школ не хватает", впору отвечать - "всех"!
В общем, тема больная, и педагоги предпочитают ее даже лишний раз не будировать, дабы не навлекать на свою голову недовольства представителей вышестоящих структур исполнительной власти.
До начала 2000-х годов актуальнейший вопрос о необходимости строительства новых школ в Южно-Казахстанской области даже не поднимался - в бюджете не было денег. Хотя во всевозможных генеральных и перспективных планах развития как города (в частности Шымкента), так и села, всегда предусматривались проекты новых школ. В начале 2000 года областной акимат дал специальное задание архитекторам разработать несколько типовых проектов школ. Даже было выполнено образцово-показательное строительство новой школы ультрасовременного образца в поселке Шаян (чему, правда, в основном помогли спонсоры).
Принципиально дело обещало сдвинуться с мертвой точки только с принятием государственной программы "Сто школ, сто больниц".
Вообще, без преувеличения можно сказать, что эта госпрограмма нацелена прежде всего на потребности Южно-Казахстанской области, являющейся, образно говоря, "демографической житницей" всего Казахстана.
В частности, по планам правительства именно для ЮКО предусмотрено возведение более чем трети из намеченных 100 школ. До 2010 года должно быть построено 34 учебных заведения, рассчитанных почти на 24 000 мест.
Конкретно определены и несколько типовых проектов будущих школ (от 1 200 до 300 мест). Областным и городским управлениями градостроительства и архитектуры для новых объектов образования выделены земельные участки из муниципального фонда, согласно уже упомянутым генпланам развития того или иного региона.
В мае для ЮКО на 2008 год выделили первые средства из республиканского бюджета. Можно было бы ожидать ударных темпов строительства. Но…
Сначала как никогда аккуратно начались проводиться тендерные конкурсы по определению подрядчиков. Здесь стоит сказать, что еще в начале года в ЮКО со скандалом пришлось отменять итоги нескольких тендеров по госзаказам. Так что все новые конкурсы проходят сейчас в режиме повышенного контроля. Впрочем, это можно было бы отнести к плюсам, если только через полгодика не придется отменять и данные итоги...
Пока же главным недостатком повышенных требований стал тот факт, что результаты тендера были объявлены лишь к концу лета. Получив средства на финансирование в мае, заказчик - департамент образования, оперативно провел тендер в июне. Но по закону между объявлением о конкурсе и определением победителей должно пройти два месяца. Что было выполнено неукоснительно.
Правда, в итоге получилось, что объемы финансирования, рассчитанного на год строительства, подрядчики - строительные фирмы, должны освоить за квартал. Причем самого "не строительного" осенне-зимнего периода. Но, как выяснилось, и это был еще не самый главный подвох в школьном строительстве. Дальше практически по всем запроектированным 34 школам начали вскрываться принципиальные проектно-плановые ошибки.
В Шымкенте в микрорайоне "Казыгурт" один и тот же участок оказался одновременно выделенным и для строительства школы, и для разбивки нового сквера. В другом городском районе "Сауле" на запланированном участке оказалось в принципе невозможным какое-либо строительство - тут проходит нефтепровод, являющийся объектом стратегического назначения.
По целому ряду проектов выделенные земельные участки оказались меньше по площади, чем размеры зданий, которые должны здесь строиться.
То есть впервые в истории области выполнение строительства по госзаказу тормозится даже не по вине частных фирм подрядчиков, но из-за нестыковок и ошибок, допущенных уполномоченными органами - градостроительными, архитектурными земельными отделами.
Хотя вопрос сейчас стоит не столько в том, чтобы найти виновных, сколько в том, как быстро и оптимально исправить ситуацию.
Юлия Латышева , специально для Gazeta.kz
|