Почему казахстанские чиновники запрещают мини-НПЗ
admin 08 Октября 2008 в 11:08:14
Бизнесмены видят спасение от топливной голодухи в строительстве мини-заводов по переработке нефти, но чиновники, на словах поддерживающие эту инициативу, на деле, как обычно, вставляют палки в колеса.
- Я в начале этого года заключил соглашение с российской компанией ФУСОИ на изготовление и монтаж мининефтеперерабатывающего завода, - говорит предприниматель Кайрат САДУКАЕВ. - Перед тем, как подписать договор, получил согласие местных властей и экологов. Но когда взялся за оформление всех необходимых бумаг - мне стали везде отказывать.
Вообще-то, мини-НПЗ - не ноу-хау. Они успешно эксплуатируются не только в России, но и в арабских странах, в Румынии и Японии. При этом мини-заводы не только способствуют насыщению рынка (мощность одного такого завода - от 100 до 200 тыс. тонн ГСМ в год), но и держат цены относительно низкими: у их владельцев более скромные аппетиты, чем у хозяев крупных нефтеперегонных предприятий.
- Когда в каком-либо районе появляется первый мини-завод, операторы один за другим начинают брать топливо у них, благо, оно значительно дешевле, - говорит экономист Виталий ШТЕЙРЛ. - Затем операторы - для повышения оборота на своих АЗС - снижают цены. Чтобы быть конкурентоспособными, крупным оптовым игрокам ничего не остается, как делать то же самое.
Однако у чиновников, выступающих против строительства мини-НПЗ в Казахстане, - свои аргументы.
"Для добросовестных операторов рынка деятельность таких заводов представляет серьезную опасность, - утверждает сотрудник Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Олег АЛИХМИН в своем письме бизнесменам. - Возьмем, к примеру, Калмыкию. Когда там появился первый завод, никто не обратил на это внимания. В результате теперь в Элисте 40 мини-НПЗ, и лишь половина из них выпускает продукцию, соответствующую стандартам. Такую ситуацию нельзя допустить в Казахстане, где экологическая обстановка и так не самая благоприятная".
Предприниматели, со своей стороны, упрекают чиновников в нарушении правил игры.
- Когда я получал благословение акимата на заключение договора о строительстве завода, все чиновники были просто счастливы, - говорит Кайрат Садукаев. - Еще бы - в области должен был появиться свой НПЗ: это и рабочие места, и дешевый бензин. А когда дошло до дела, мне отказали выделить землю под строительство, ссылаясь на приказ из Астаны. А по поводу несоответствия стандартам... Я же не подпольный самогонный аппарат собираюсь ставить!
В качестве доказательства возможности получать качественное топливо бизнесмены приводят в пример... ту же Калмыкию.
- В Калмыкии 50 процентов топлива, производимого на мини-НПЗ, соответствуют нормам Евро-3, - утверждает Даулет КОЖАНОВ, бизнесмен, заказавший мини-завод в Японии. - Остальные 50 процентов бензина производятся нелегально, на самодельных "самоварах". Какое уж тут качество…
Однако чиновники стоят на своем, утверждая: в качестве сырья для мини-заводов предприниматели, как правило, будут использовать дешевую нефть низкого качества с повышенным содержанием серы.
"Вследствие того, что для производства бензина будет использоваться низкокачественное сырье, нефтепродукты также получатся низкого качества, которое, конечно, не запрещено у нас, - утверждает в уже упомянутом письме чиновник Минэнерго. - Но в начале следующего года у нас вступают в действие нормы Евро-2, а это - особая ответственность".
Подобное утверждение казахстанских чиновников ввергло в ступор российских производителей мини-заводов.
- Как можно что-то предполагать, не видя документации? - недоумевает коммерческий директор одной из таких фирм Олег КИМ. - Могу со всей ответственностью заявить, что все десять мини-НПЗ, что заказаны у нас казахстанцами, изготовлены в расчете на легкую южноказахстанскую нефть. И технологический процесс настроен на выпуск ГСМ стандарта Евро-3, что подтверждает соответствующий сертификат Ростехнадзора.
О действительной причине запрета мини-заводов в Казахстане отечественные бизнесмены говорят без обиняков.
- Кто же захочет делиться таким караваем? - риторически вопрошает Даулет Кожанов. - Чиновники отстаивают интересы большого бизнеса, тем самым загоняя нас в подполье. Мы бы рады работать честно, платить налоги, но, видимо, этого не хотят влиятельные люди в Астане.
Проблемы казахстанского топливного рынка обсуждаются в нашей стране везде - от кабинета премьер-министра до кухонь обывательских хрущевок. Госмужи и их подданные сходятся в одном: своей горючки нам катастрофически не хватает. Вопрос в том, как насытить страну дешевым и качественным бензином. Ответа на этот животрепещущий вопрос пока не предвидится…
Комментарии в тему
Гани КАСЫМОВ, сенатор, лидер Партии патриотов Казахстана: Даешь мини по максимуму!
- Нефтепереработку нужно развивать. Мы и так за годы независимости ни одного производства не построили. Вообще в каждой области должны быть свои мини-заводы. Так мы не только насытим рынок, но и снизим цену рыночными методами. Потому что административные рычаги в условиях дефицита не действуют.
Ораз ЖАНДОСОВ, экономист, общественный деятель: Спросите у Мынбаева
- Не думаю, что мнение одного мелкого клерка Министерства энергетики отражает позицию ведомства в целом. А конкретно ответить на вопрос, нужны ли нам мини-НПЗ, при условии соответствия стандартам, может лишь министр г-н Мынбаев, либо его заместитель, курирующий эту сферу. Вот их об этом и нужно спрашивать. Если, конечно, они ответят.
От редакции
Мы решили внять совету Ораза Алиевича и позвонили министру энергетики и минеральных ресурсов Сауату МЫНБАЕВУ. В приемной министра, выслушав наш вопрос, вежливо порекомендовали перезвонить в департамент нефтехимии, заверив при этом, что такой уважаемой газете, как "Время", комментарий дадут обязательно. Сотрудники этого департамента, в свою очередь объяснившись в любви к нашей газете, заявили: без разрешения министра никаких комментариев давать они не могут. При этом соединять нас с министром, чтобы он дал соответствующее указание, никто не стал.
Алексей КОНОВАЛОВ, "Время"
- Я в начале этого года заключил соглашение с российской компанией ФУСОИ на изготовление и монтаж мининефтеперерабатывающего завода, - говорит предприниматель Кайрат САДУКАЕВ. - Перед тем, как подписать договор, получил согласие местных властей и экологов. Но когда взялся за оформление всех необходимых бумаг - мне стали везде отказывать.
Вообще-то, мини-НПЗ - не ноу-хау. Они успешно эксплуатируются не только в России, но и в арабских странах, в Румынии и Японии. При этом мини-заводы не только способствуют насыщению рынка (мощность одного такого завода - от 100 до 200 тыс. тонн ГСМ в год), но и держат цены относительно низкими: у их владельцев более скромные аппетиты, чем у хозяев крупных нефтеперегонных предприятий.
- Когда в каком-либо районе появляется первый мини-завод, операторы один за другим начинают брать топливо у них, благо, оно значительно дешевле, - говорит экономист Виталий ШТЕЙРЛ. - Затем операторы - для повышения оборота на своих АЗС - снижают цены. Чтобы быть конкурентоспособными, крупным оптовым игрокам ничего не остается, как делать то же самое.
Однако у чиновников, выступающих против строительства мини-НПЗ в Казахстане, - свои аргументы.
"Для добросовестных операторов рынка деятельность таких заводов представляет серьезную опасность, - утверждает сотрудник Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Олег АЛИХМИН в своем письме бизнесменам. - Возьмем, к примеру, Калмыкию. Когда там появился первый завод, никто не обратил на это внимания. В результате теперь в Элисте 40 мини-НПЗ, и лишь половина из них выпускает продукцию, соответствующую стандартам. Такую ситуацию нельзя допустить в Казахстане, где экологическая обстановка и так не самая благоприятная".
Предприниматели, со своей стороны, упрекают чиновников в нарушении правил игры.
- Когда я получал благословение акимата на заключение договора о строительстве завода, все чиновники были просто счастливы, - говорит Кайрат Садукаев. - Еще бы - в области должен был появиться свой НПЗ: это и рабочие места, и дешевый бензин. А когда дошло до дела, мне отказали выделить землю под строительство, ссылаясь на приказ из Астаны. А по поводу несоответствия стандартам... Я же не подпольный самогонный аппарат собираюсь ставить!
В качестве доказательства возможности получать качественное топливо бизнесмены приводят в пример... ту же Калмыкию.
- В Калмыкии 50 процентов топлива, производимого на мини-НПЗ, соответствуют нормам Евро-3, - утверждает Даулет КОЖАНОВ, бизнесмен, заказавший мини-завод в Японии. - Остальные 50 процентов бензина производятся нелегально, на самодельных "самоварах". Какое уж тут качество…
Однако чиновники стоят на своем, утверждая: в качестве сырья для мини-заводов предприниматели, как правило, будут использовать дешевую нефть низкого качества с повышенным содержанием серы.
"Вследствие того, что для производства бензина будет использоваться низкокачественное сырье, нефтепродукты также получатся низкого качества, которое, конечно, не запрещено у нас, - утверждает в уже упомянутом письме чиновник Минэнерго. - Но в начале следующего года у нас вступают в действие нормы Евро-2, а это - особая ответственность".
Подобное утверждение казахстанских чиновников ввергло в ступор российских производителей мини-заводов.
- Как можно что-то предполагать, не видя документации? - недоумевает коммерческий директор одной из таких фирм Олег КИМ. - Могу со всей ответственностью заявить, что все десять мини-НПЗ, что заказаны у нас казахстанцами, изготовлены в расчете на легкую южноказахстанскую нефть. И технологический процесс настроен на выпуск ГСМ стандарта Евро-3, что подтверждает соответствующий сертификат Ростехнадзора.
О действительной причине запрета мини-заводов в Казахстане отечественные бизнесмены говорят без обиняков.
- Кто же захочет делиться таким караваем? - риторически вопрошает Даулет Кожанов. - Чиновники отстаивают интересы большого бизнеса, тем самым загоняя нас в подполье. Мы бы рады работать честно, платить налоги, но, видимо, этого не хотят влиятельные люди в Астане.
Проблемы казахстанского топливного рынка обсуждаются в нашей стране везде - от кабинета премьер-министра до кухонь обывательских хрущевок. Госмужи и их подданные сходятся в одном: своей горючки нам катастрофически не хватает. Вопрос в том, как насытить страну дешевым и качественным бензином. Ответа на этот животрепещущий вопрос пока не предвидится…
Комментарии в тему
Гани КАСЫМОВ, сенатор, лидер Партии патриотов Казахстана: Даешь мини по максимуму!
- Нефтепереработку нужно развивать. Мы и так за годы независимости ни одного производства не построили. Вообще в каждой области должны быть свои мини-заводы. Так мы не только насытим рынок, но и снизим цену рыночными методами. Потому что административные рычаги в условиях дефицита не действуют.
Ораз ЖАНДОСОВ, экономист, общественный деятель: Спросите у Мынбаева
- Не думаю, что мнение одного мелкого клерка Министерства энергетики отражает позицию ведомства в целом. А конкретно ответить на вопрос, нужны ли нам мини-НПЗ, при условии соответствия стандартам, может лишь министр г-н Мынбаев, либо его заместитель, курирующий эту сферу. Вот их об этом и нужно спрашивать. Если, конечно, они ответят.
От редакции
Мы решили внять совету Ораза Алиевича и позвонили министру энергетики и минеральных ресурсов Сауату МЫНБАЕВУ. В приемной министра, выслушав наш вопрос, вежливо порекомендовали перезвонить в департамент нефтехимии, заверив при этом, что такой уважаемой газете, как "Время", комментарий дадут обязательно. Сотрудники этого департамента, в свою очередь объяснившись в любви к нашей газете, заявили: без разрешения министра никаких комментариев давать они не могут. При этом соединять нас с министром, чтобы он дал соответствующее указание, никто не стал.
Алексей КОНОВАЛОВ, "Время"
|