Акция «национал-оранжистов» в Алма-Ате, или Опасное спускание паров

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 26 Сентября 2008 в 11:47:21
На прошлой неделе, автором этих строк была опубликована заметка, в которой я рассказал о готовящемся на воскресенье митинге, посвященном защите государственного языка, на котором будут выступать национал-патриоты и представители демократической оппозиции. Я назвал этот союз (разовый или долговременный) казахстанским национал-оранжизмом и предположил, что воскресная акция обязательно будет представлять собой веселое зрелище. Один из читателей в своём комментарии поправил меня – «будет не весело, а смешно». Могу уверенно возразить ему для начала, что смешным, (в смысле – жалким) это мероприятие точно не было.

И сам я должен признаться, что мой личный прогноз (который, я правда не высказал в заметке) относительно национал-оранжистского митинга оказался почти полностью ошибочным. Рассуждал я примерно таким образом – раз уж люди неохотно и в минимальном количестве посещают акции протеста касающиеся их прямых имущественных интересов и социальных прав, то чего ждать от них активности в отношении языкового вопроса – такого абстрактного и малоинтересного сейчас, в начале экономического кризиса, который многие эксперты называют «новой Великой депрессией»? А я, убеждённый сторонник тезисов, что бытие определяет сознание и о приоритете материальных интересов над всеми прочими.

Что же, суровая жизненная реальность любит давать щелчки книжным премудростям. Побывав в минувшее воскресенье на этом мероприятии, я был… мягко говоря озадачен. Вместо жалкой кучки пожилых дегенератов ряженных в чапаны и колпаки, я увидел достаточно большое количество участников – около полутора тысяч человек.

[Я был на всех митингах, которые проходили за последние год-два в знаменитом скверике за кинотеатром (благо живу совсем близко – тащиться не в лом) и ни на одном из них я ни видел такого количества публики. А в этом году там проходило и совместное мероприятие самозастройщиков, дольщиков и выселенцев (а это многие тысячи людей в одной только Алма-Ате и области!), и митинг в защиту публициста Нурлана Алимбекова. Но митинг «жилищный» мог сравниться с патриотическим не без натяжки, а правозащитный так вообще собрал лишь какую-то пригоршню оппозиционных и около-оппозиционных деятелей.]

Ряженные здесь тоже, конечно, присутствовали, но в небольшом количестве. Основной контингент, насколько я могу судить, это читательская аудитория газеты «Жас Алаш» - казахоязычные горожане, чей мидл-классовый статус состоялся за минувшую нефтяную десятилетку. Назвать их «интеллигенцией», было бы, пожалуй, преувеличением, но термин «просвещенное мещанство» подходит к ним великолепно. Примечательно, что на митинг не пришли делегаты или даже просто зрители от множества инициативных групп участвующих в борьбе за легализацию участков и отсрочку банковских выплат – социальная оппозиция этот митинг проигнорировала.

Юношей и девушек было немало, но никому не составило бы труда догадаться, что они являются лишь полу-добровольными студентами (на митинг пришло немало университетских профессоров), а также дисциплинированными отпрысками патриотических агашек.

Сразу же нужно отметить достаточно высокий уровень организации. В руках у митингующих не было ни одного самодельного плаката и транспаранта – весь реквизит только полиграфического качества. Сцена для выступления представляла собой не пыльный дощатый ковчег, а нормальную площадку, какие используют во время городских празднеств. Звуковая аппаратура тоже на уровне, тем более в программе были даже песенные выступления(!)

Подробно описывать это мероприятие, продлившееся без малого два с половиной часа (ещё одно скобочное восклицание) подробно, думаю, не стоит. Тем более что несмотря на ораторскую разноголосицу, все требования сводились к нескольким простым как мычание выводам:

1) Все вокруг говорят на русском языке, а должны на казахском.

2) Президент, правительство и парламент тоже говорят на русском – нам не нужна такая власть.

3) С тех пор как казахский стал государственным языком, прошло почти 20 лет, а мы никак не можем избавиться от тоталитарного наследия русской (вариант: красной) империи, русского колониализма, великодержавного шовинизма и коммунизма (все эти компоненты были смело уравнены в идеологической принадлежности).

Да, необходимо сразу предупредить, что автор имеет несчастье принадлежать к категории так называемых «шала-казахов» (псевдо-казахов) и понимал не всё, хотя и многое, поскольку мероприятие, как нетрудно догадаться, проходило исключительно на государственном языке.

По правде говоря, нравственное, а порой и психическое состояние выступающих ораторов и жадно внимающих им зрителей, вызывало подчас серьёзную обеспокоенность. Поскольку толпа радостнее всего реагировала на те лозунги и требования, которые явно переливались из берегов «здорового национализма», в болото самого что ни на есть банального шовинизма. К примеру, восторг зрителей вызвало требование одного аксакала переименовать Республику Казахстан в Казахскую Республику.

«Зачем нам этот «стан»»? - праведно гневался почтенный дядечка. Толпа ликовала.

Юноша, который закрывал митинг, припомнил инициативу президента по переименованию Петропавловска и Павлодара в Кызылжар и Кереку, и возмутился тем, что переименовывать предложили только эти два города, но саму инициативу предложил всё же воплотить в жизнь, а заодно порадовался, что Семипалатинск называется теперь Семей. Хотя казалось бы, сколько уже раз сказано, что слова «семей» в казахском языке нет, и с таким же успехом можно назвать Талдыкорган «Талдыком», а Усть-Каменогорск «Устькаманом». Да и вообще, какое отношение это имеет к языковому вопросу? Это уже из области переписывания истории…

Итак, два с половиной часа – рекорд для подобного рода мероприятий! Но роль сыграла также и высокая степень креативности, которой никогда даже близко не было на оранжевых сходках. Сценарий вышел неплохой – Шаханову стоило бы забросить ремесло драматурга к вящей радости отечественных театралов и стать политтехнологом.

Во-первых, кроме выступлений, в программе наличествовали два певческих дуэта – какая-то супружеская пара (да не знаю я как их зовут! – я вообще панк-рок предпочитаю…) и отец с сыном - последние кажется, были непрофессиональными певцами. Затем, шумные овации сорвала… семилетняя Айсулу, которая с необычайным артистизмом и отнюдь не детской серьёзностью читала шахановские верлибры, посвященные опять-таки, языковому вопросу. «Куда ни придешь: на базар, на вокзал, в транспорт – везде говорят на русском»! – юная чтица трагически заламывала тоненькие ручки в патриотическом угаре.

В стихотворении поминался также Путин с женой Людмилой и хула в адрес шовинистов (русских – надо полагать).

Выглядело это эффектно, свежо, трогательно и забавно – лично мне, напомнив эпизод из второго «Брата», когда школьный хор исполняет песню «Наутилуса». Впрочем, было в этом и что-то жутковатое, заставляющее вспомнить книгу Стругацких «Гадкие лебеди», в которой рассказывается о таких вот, не по годам серьёзных детях.

Лидеры демократической оппозиции, судя по их кислым физиономиям, чувствовали себя чужими на этом празднике жизни. В этот раз, их лучшим оратором оказался Амиржан Косанов, который снова продемонстрировал, что может одинаково хорошо «зажигать» на обоих языках. Также как и писать газетные колонки. К тому же, он был едва ли не единственным, кто сказал, что нельзя ограничиваться только языковыми требованиями, но беспокоиться также насчёт казахской нефти, угля и прочих богатств. Но подобные замечания людей задевали гораздо меньше. В схожем духе выступил его шеф Туякбай. Не очень длинной, но очень простой вышла речь Булата Абилова – ни для кого ни секрет, что его познания в родном языке весьма скромны. Хотя и побольше чем у руководителя «Шанырака» Асылбека Кожахметова, который с трудом подбирал каждое слово и ушёл сразу же после выступления, поняв видимо, что сунулся не по адресу.

Но самым любопытным стало появление на сцене представителя городского акимата. Его выступление было скучным и официозным, и вызвало открытое недовольство зрителей – его буквально освистали. Но сам факт его появления, лично мне, дал ключ к разгадке -властям выгодны такого рода митинги и такие «протестующие». И именно сейчас, в период экономического краха. Ведь национализм для того и нужен правящим классам в смутные эпохи - чтобы отвлекать население от куда более насущных проблем. Пускай даже на этом митинге ругали власть. Главное, чтобы не за реальные косяки (тупиковую экономическую политику, развал сельского хозяйства, науки, промышленности, здравоохранения), а за то, что она видите ли не говорит на государственном языке. Хотя положа руку на сердце, разве будет нам легче, если наша насквозь коррумпированная, некомпетентная и равнодушная бюрократия вдруг стала изъясняться бы исключительно на казахском?

И внезапно – прямо в этот момент, когда я пишу эти строки, - мне стало понятно, что тезис о первичности материи в общем-то ничуть не опровергнут массовостью и шумностью патриотического шабаша. Наоборот – полностью его подтверждает. В конце концов, те кто занят действительно важными вещами, вроде борьбы за свои социальные и экономические права – они правильно делают, что не торчат на этих дурацких митингах, которые лишь призваны выполнять функцию паровых клапанов, к тому же на краю города, дабы не тревожить занятое начальство. А вот для тех, кто не осмеливается открыто идти против системы и предпочитает выражать своё недовольство через национальные и языковые конфликты – для них это в самый раз. Прийти в парк, пошуметь, погалдеть, похлопать, провести «пятиминутку» ненависти к русским и русскоязычным, даже немножко поругать власть с её милостивейшего разрешения – чем не жизнь?

Очень надеюсь, что грядущие перемены вправят им мозги. В противном случае, потомки будут говорить о них: «Хорошие люди, но языковой вопрос их испортил».

Бахытжан Шамекенов
источник - www.geokz.tv
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 27.09.2008 в 16:13:24   # 5052
<consored>
  Гость 27.09.2008 в 22:14:13   # 5055
Молодец афтар, харашо написал.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь