Сами люди решают сегодня, на каком языке или на каких языках им говорить.
admin 26 Сентября 2008 в 09:20:59
Казахи, взявшие на себя право говорить от имени всех казахов, советуют русским отказаться от имперского мышления, взамен предлагая имперские же методы внедрения казахского языка - языковую полицию и прочие изыски в стиле бенкендорфов и унтер-пришибеевых. Русские, взявшие на себя право говорить от имени всех русских, взывают к отдельным статьям нашей иногда незыблемой Конституции, подчеркивая их однозначность в вопросах языковой политики. У всех своя правда, у всех свои доводы.
Выступаю от своего имени и, наверное, от имени тех, кто молчит, но, не кликушествуя и не истязая собственное сознание, живет по новым реалиям.
Недавно увидел на улице молодую русскую женщину, которая держала за руку плачущую маленькую дочурку и говорила ей:
- Мама сказала "жок" - значит "жок"!
В исконно казахской семье наблюдал сцену. Прибежал сын-дошкольник с улицы и попросил у отца что-то на чистейшем, исконном казахском. Отец, выполнив просьбу, добавил:
- Айналайын, давай теперь то же самое скажем на русском.
Мальчик с трудом, путая слова, высказал свою просьбу и с гиком убежал во двор.
У брата младший сын бегло говорит на двух языках. Как-то спросил его: "А английский сможешь выучить?" Мальчик ответил: "Запросто, только если папа купит мне ноутбук!" Цена знания мирового языка для этого пацана - компьютер за две зарплаты отца.
Не стоит комплексовать
К чему я это? А к тому, что не власти, не политики, не министерства, а сами люди решают сегодня, на каком языке или на каких языках им говорить. Ибо они живут в реальном мире без лозунгов, стенаний и митингов, где для них важно понять, услышать друг друга.
Для изучения казахского языка в стране создано лучшее условие в мире - знание языка страны проживания (не пребывания) воспринимается везде как должное, только в Казахстане это воспринимается с благодарностью, поощряется морально и материально и вызывает неподдельное восхищение и уважение. Прощается многое.
Обращаясь к своим единокровникам, хочу сказать, что не надо комплексовать по поводу того, что не казахи открыли Америку, не мы первыми полетели на Луну, не наши предки изобрели порох. Зато мы создали великую кочевую цивилизацию и правила жизни в гармонии с природой. Уверен, наш опыт, наша национальная "фишка" вскоре будут востребованы миром и, возможно, спасут его. У каждой нации бывает свой звездный час. Убейте меня, но я не чувствую себя колониальным придатком или остатком метрополии. Я на равных чувствую себя со всеми и везде. Кто не был колонией? Кто не терял язык? Элиту? Но никто не посыпает голову пеплом и не ищет ответы на сегодняшние вызовы во вчерашнем дне. Гораздо труднее и опаснее выявлять решения современности в дне сегодняшнем. Меня унижает утверждение о том, что если до обеда президент заговорит по-казахски, то к вечеру все будут знать этот язык. Это плебейское мышление. И никто его вам не навязывает, скорее это издержки воспитания в семье.
На каком ты берегу?
Я знаю свой язык потому, что стыдно было его не знать. Я жил в ауле - алтын бесике. Понятие "нация" имеет огромное количество значений. Как правило, во всех из них присутствуют такие свойства, как "общая территория", "общая история", "культурная идентичность", "общий язык" и прочее. Я бы добавил очень, на мой взгляд, "лакмусовое" свойство - общие планы на будущее. Каковы планы на будущее у большинства казахов, русских, украинцев, уйгур? Они сопоставимы? Они понятны? Они не противоречат друг другу? Смогут ли многие граждане Казахстана ответить честно на этот вопрос? А планы могут быть разными. И основным здесь будет ответ на вопрос: связываете ли вы свое будущее с этой страной? Ответа два: а) я буду здесь жить и умирать, б) я уеду отсюда когда-нибудь. Третьего не дано.
Притирка характеров, поиск общих корней и общих добрых дел идет в народе Казахстана. Выросло новое поколение, состоялись многие граждане страны, признающие, но пока не борющиеся за цивилизованные правила общежития.
И в этой связи я бы хотел сказать вот о чем. Почему молчат состоявшиеся в Казахстане представители народов, в силу тех или иных обстоятельств оказавшихся на этой благодатной и благодарной земле? Мои соотечественники славяне-бастыки - министр здравоохранения, ответсекретарь Минфина, руководители Народного банка, председатель Конституционного совета, зампред "Нур Отана", зампред мажилиса, сенаторы - это я к вам. Разве не ваши единокровники уезжают из страны? Разве не ваши родные в тревожном ожидании растят своих детей? А вы, успешные, не можете вдохнуть в них уверенность, оптимизм. Ведь ваши биографии - пример для подражания. Пример того, что можно состояться в Казахстане. Дежурные официальные речи и на ломаном: "КYрметтi Елбасы" не в счет. Кроме того, что вы хорошие менеджеры, вы - граждане страны, имеющие с ней, ее народом, общие планы на будущее. Вы не высказываетесь по вопросам развития языков, не остудите горячие головы националистов, не приструните зарвавшихся "народников". Ведь к вам прислушиваются и ждут комментариев не только по развитию индустриального дела и скачущим рейтингам финсектора, но и по животрепещущим вопросам общества, в том числе и межнациональным. Потому что вы - часть элиты страны. А она (элита) обязана формировать общественное мнение, быть ответственной за состояние общества и настроение граждан.
Все уляжется. Народы Казахстана мудры и слишком многое пережили вместе, чтобы отдавать свое будущее на откуп недалеким политикам, маргиналам и людям с "чемоданами в голове". Будем же вместе причастны к победе разума и высокой гражданственности.
Память прочна
Весной довелось побывать в Москве. После обязательной программы, суеты и бешеной гонки поехал на Новодевичье. Знакомые аллеи, новые великие имена. Но что-то подвигло изменить давнему маршруту, свернул в сырую темень по давно нехоженной тропе и, раздвинув лапы вековой ели, увидел. Это была могила Затаевича - автора "Тысячи песен казахского народа". Гранит и мрамор, барельеф российского исследователя и высеченная в камне фигура сидящего кюйши, самозабвенно играющего на домбре. Давно отошли в мир иной собиратель степного искусства и его безымянный герой, но они вместе навсегда. Не буду говорить о своих "философских мыслях", комке в горле - все это, возможно, от воспоминаний прекрасной поры студенчества двадцатипятилетней давности. Просто я стоял у могилы человека, на надгробье которой был высечен не банальный стишок, не сакральное изображение, а мой далекий агайын. В далекой столице, у монастыря, за границей. И так останется навсегда, потому что гранит - прочный камень. Как прочна память, которую кое-кто хотел бы превратить в разменную монету. Прошло немного времени, и я обратил внимание на то, что думаю все время о музыке. О музыке Степи. На далеком кладбище, в окружении русских гениев и злодеев.
Нурлан ЕРИМБЕТОВ, "АиФ-Казахстан"
Выступаю от своего имени и, наверное, от имени тех, кто молчит, но, не кликушествуя и не истязая собственное сознание, живет по новым реалиям.
Недавно увидел на улице молодую русскую женщину, которая держала за руку плачущую маленькую дочурку и говорила ей:
- Мама сказала "жок" - значит "жок"!
В исконно казахской семье наблюдал сцену. Прибежал сын-дошкольник с улицы и попросил у отца что-то на чистейшем, исконном казахском. Отец, выполнив просьбу, добавил:
- Айналайын, давай теперь то же самое скажем на русском.
Мальчик с трудом, путая слова, высказал свою просьбу и с гиком убежал во двор.
У брата младший сын бегло говорит на двух языках. Как-то спросил его: "А английский сможешь выучить?" Мальчик ответил: "Запросто, только если папа купит мне ноутбук!" Цена знания мирового языка для этого пацана - компьютер за две зарплаты отца.
Не стоит комплексовать
К чему я это? А к тому, что не власти, не политики, не министерства, а сами люди решают сегодня, на каком языке или на каких языках им говорить. Ибо они живут в реальном мире без лозунгов, стенаний и митингов, где для них важно понять, услышать друг друга.
Для изучения казахского языка в стране создано лучшее условие в мире - знание языка страны проживания (не пребывания) воспринимается везде как должное, только в Казахстане это воспринимается с благодарностью, поощряется морально и материально и вызывает неподдельное восхищение и уважение. Прощается многое.
Обращаясь к своим единокровникам, хочу сказать, что не надо комплексовать по поводу того, что не казахи открыли Америку, не мы первыми полетели на Луну, не наши предки изобрели порох. Зато мы создали великую кочевую цивилизацию и правила жизни в гармонии с природой. Уверен, наш опыт, наша национальная "фишка" вскоре будут востребованы миром и, возможно, спасут его. У каждой нации бывает свой звездный час. Убейте меня, но я не чувствую себя колониальным придатком или остатком метрополии. Я на равных чувствую себя со всеми и везде. Кто не был колонией? Кто не терял язык? Элиту? Но никто не посыпает голову пеплом и не ищет ответы на сегодняшние вызовы во вчерашнем дне. Гораздо труднее и опаснее выявлять решения современности в дне сегодняшнем. Меня унижает утверждение о том, что если до обеда президент заговорит по-казахски, то к вечеру все будут знать этот язык. Это плебейское мышление. И никто его вам не навязывает, скорее это издержки воспитания в семье.
На каком ты берегу?
Я знаю свой язык потому, что стыдно было его не знать. Я жил в ауле - алтын бесике. Понятие "нация" имеет огромное количество значений. Как правило, во всех из них присутствуют такие свойства, как "общая территория", "общая история", "культурная идентичность", "общий язык" и прочее. Я бы добавил очень, на мой взгляд, "лакмусовое" свойство - общие планы на будущее. Каковы планы на будущее у большинства казахов, русских, украинцев, уйгур? Они сопоставимы? Они понятны? Они не противоречат друг другу? Смогут ли многие граждане Казахстана ответить честно на этот вопрос? А планы могут быть разными. И основным здесь будет ответ на вопрос: связываете ли вы свое будущее с этой страной? Ответа два: а) я буду здесь жить и умирать, б) я уеду отсюда когда-нибудь. Третьего не дано.
Притирка характеров, поиск общих корней и общих добрых дел идет в народе Казахстана. Выросло новое поколение, состоялись многие граждане страны, признающие, но пока не борющиеся за цивилизованные правила общежития.
И в этой связи я бы хотел сказать вот о чем. Почему молчат состоявшиеся в Казахстане представители народов, в силу тех или иных обстоятельств оказавшихся на этой благодатной и благодарной земле? Мои соотечественники славяне-бастыки - министр здравоохранения, ответсекретарь Минфина, руководители Народного банка, председатель Конституционного совета, зампред "Нур Отана", зампред мажилиса, сенаторы - это я к вам. Разве не ваши единокровники уезжают из страны? Разве не ваши родные в тревожном ожидании растят своих детей? А вы, успешные, не можете вдохнуть в них уверенность, оптимизм. Ведь ваши биографии - пример для подражания. Пример того, что можно состояться в Казахстане. Дежурные официальные речи и на ломаном: "КYрметтi Елбасы" не в счет. Кроме того, что вы хорошие менеджеры, вы - граждане страны, имеющие с ней, ее народом, общие планы на будущее. Вы не высказываетесь по вопросам развития языков, не остудите горячие головы националистов, не приструните зарвавшихся "народников". Ведь к вам прислушиваются и ждут комментариев не только по развитию индустриального дела и скачущим рейтингам финсектора, но и по животрепещущим вопросам общества, в том числе и межнациональным. Потому что вы - часть элиты страны. А она (элита) обязана формировать общественное мнение, быть ответственной за состояние общества и настроение граждан.
Все уляжется. Народы Казахстана мудры и слишком многое пережили вместе, чтобы отдавать свое будущее на откуп недалеким политикам, маргиналам и людям с "чемоданами в голове". Будем же вместе причастны к победе разума и высокой гражданственности.
Память прочна
Весной довелось побывать в Москве. После обязательной программы, суеты и бешеной гонки поехал на Новодевичье. Знакомые аллеи, новые великие имена. Но что-то подвигло изменить давнему маршруту, свернул в сырую темень по давно нехоженной тропе и, раздвинув лапы вековой ели, увидел. Это была могила Затаевича - автора "Тысячи песен казахского народа". Гранит и мрамор, барельеф российского исследователя и высеченная в камне фигура сидящего кюйши, самозабвенно играющего на домбре. Давно отошли в мир иной собиратель степного искусства и его безымянный герой, но они вместе навсегда. Не буду говорить о своих "философских мыслях", комке в горле - все это, возможно, от воспоминаний прекрасной поры студенчества двадцатипятилетней давности. Просто я стоял у могилы человека, на надгробье которой был высечен не банальный стишок, не сакральное изображение, а мой далекий агайын. В далекой столице, у монастыря, за границей. И так останется навсегда, потому что гранит - прочный камень. Как прочна память, которую кое-кто хотел бы превратить в разменную монету. Прошло немного времени, и я обратил внимание на то, что думаю все время о музыке. О музыке Степи. На далеком кладбище, в окружении русских гениев и злодеев.
Нурлан ЕРИМБЕТОВ, "АиФ-Казахстан"
|