Кризис на окрики не реагирует
admin 22 Сентября 2008 в 09:51:32
В условиях возможного падения экономики требования к правительству и его главе меняются
На фоне катаклизмов, происходящих сегодня в мировой экономике, Казахстан из затронутого экономическим кризисом государства превращается в некий островок стабильности. Или представляется небольшим мелководным заливом, слабо связанным с основным водоемом и поэтому не слишком подверженным бушующим там финансовым «штормам». Как говорится, желающие могут выбирать по вкусу. Однако наша стабильность – вещь относительная, потому что падение фондовых индексов практически на всех зарубежных рынках, сопряженное с заметным понижением цен на традиционные продукты казахстанского экспорта, не может на нас не отразиться.
Если учесть, что фондовый рынок у нас не развит, а представительство иностранного спекулятивного капитала относительно низкое, понижение рыночной капитализации отечественных сырьевых гигантов и крупных коммерческих банков вещь хотя и неприятная, но не смертельная. Во всяком случае до тех пор, пока это не отразится на их способности выполнять обязательства перед партнерами и клиентами.
Что касается «Казахмыса», ENRC, «КазМунайГаза» и прочих, то запас прочности у них гигантский – и за счет прибыли предыдущих лет, и за счет по-прежнему высокого уровня цен мирового рынка. В крайнем случае эти гиганты индустрии просто сократят или отменят свои амбициозные инвестиционные планы и проекты продвижения на зарубежные рынки. Хуже обстоит дело с банками второго уровня. Хотя все они после прошлогодних проблем стабилизировались, поддерживают достаточный уровень ликвидности и приспособились работать в условиях «голодного пайка», условия внешнего заимствования для них должны ухудшиться.
Но банки при всей важности их роли в экономике всего лишь финансовые посредники, так что они, скорее всего, выживут. Если, конечно, государство в интересах отдельных крупных чиновников не попытается воспользоваться их затруднениями для захвата подешевевших активов. Однако общее ухудшение экономических условий должно вызвать и наверняка вызовет дальнейшее подорожание кредита. А в условиях, когда собственных средств участников рынка недостаточно, уровень накоплений в экономике низок, а платежеспособный спрос схлопывается, выживаемость среднего и малого бизнеса должна понизиться еще больше.
Сегодня правительство проталкивает через парламент целый блок экономических законопроектов, включая новый Налоговый и Бюджетный кодексы. Но будут ли предусмотренные там послабления достаточными, чтобы компенсировать ухудшение общеэкономических условий? Или их хватит только на то, чтобы сгладить предыдущее заметное подорожание денег, сокращение платежеспособного спроса и повышение аппетитов коррумпированного госаппарата?
К сожалению, сегодня спор между бизнесом, налогоплательщиками и государством идет, с одной стороны, чисто теоретический, с другой – на личных ощущениях. Мы не имеем достоверных замеров состояния казахстанского рынка – предпринимательской среды, бизнеса, налогоплательщиков. Государство же больше беспокоится о том, чтобы не дать ускользнуть предпринимателям, а объединения последних специализируются на точечном лоббировании своих интересов. В результате правительство Масимова выглядит неким шарлатаном, лечащим больного с помощью заговора и пассов руками в надежде, что ситуация исправится сама собой.
Между тем совсем не факт, что созданная за последние годы четырехзвенная система управления госсектором «правительство – госхолдинги – нацкомпании – предприятия» окажется работоспособной в условиях падающей экономики. Если частный бизнес способен на быстрое приспособление к новым условиям хозяйствования, госсектор вместо локомотива экономики может превратиться в его тормоз, «черную дыру», куда сначала уйдет инвестиционная часть сперва госбюджета, а потом и Национального фонда. Примером тому – строительство алматинского метрополитена, который требует значительных бюджетных вложений, а после запуска будет нуждаться в дотациях.
В условиях, когда экономика падает или скоро начнет падать, требования к правительству и его главе сильно меняются. Уже недостаточно громко разносить подчиненных, напоминая им о персональной ответственности, – всему этому Карим Кажимканович хорошо научился и демонстрирует свои умения каждый день. На первый план теперь выходят совсем другие вещи.
Во-первых, способности реально управлять экономическими процессами, что подразумевает как минимум знание того, что и как делается. Во-вторых, на два порядка более тесная координация с бизнесом. В-третьих, умение быть стойким к давлению финансово-промышленных и элитных групп. А со всем этим у г-на Масимова как раз напряженка, что должно заставить президента начать искать ему замену, чтобы, если ситуация на мировых рынках начнет развиваться по самому плохому варианту, можно было быстро скомплектовать новую, аварийную команду.
В этих условиях «почетные» премьер-министры вроде Ахметжана Есимова, Булата Утемуратова и прочих, имеющих политический вес и влияние на главу государства, должны уступить место «техническим», вроде Умирзака Шукеева, Сауата Мынбаева и других. Тем, кто имеет опыт руководства экономикой в условиях реально дефицитного бюджета, сокращения налоговых поступлений, падения объемов и стоимости экспорта и прочего, от чего за восемь лет отвыкло наше государство.
По неофициальной информации, глава государства свой краткосрочный отпуск проводил в Турции, однако события на мировом финансовом рынке начала этой недели должны были привести его в рабочее состояние. Потому что, хотя цены на нефть упали до отметки 90 долларов, а на цветные металлы и газ держатся на хороших показателях, практика показала, что временной запас может исчисляться несколькими месяцами.
Что будет делать Казахстан, если цены на нашу нефть упадут ниже 60 долларов за баррель, предусмотренных в трехлетнем бюджете? Государство сможет продержаться на Национальном фонде, а бизнес и граждане? Или нам снова предстоит пройти через кризис 1998 года?
P.S. Мы понимаем, что в Казахстане любой кризис, включая экономический, происходит только с разрешения Нурсултана Абишевича. Однако хотелось бы все-таки услышать от премьер-министра и прочих государственных мужей, чем, по их мнению, грозят Казахстану негативные процессы, происходящие сегодня на мировом финансовом рынке, чего нам ждать, к чему готовиться.
http://respublika-info.livejournal.com/25541.html
На фоне катаклизмов, происходящих сегодня в мировой экономике, Казахстан из затронутого экономическим кризисом государства превращается в некий островок стабильности. Или представляется небольшим мелководным заливом, слабо связанным с основным водоемом и поэтому не слишком подверженным бушующим там финансовым «штормам». Как говорится, желающие могут выбирать по вкусу. Однако наша стабильность – вещь относительная, потому что падение фондовых индексов практически на всех зарубежных рынках, сопряженное с заметным понижением цен на традиционные продукты казахстанского экспорта, не может на нас не отразиться.
Если учесть, что фондовый рынок у нас не развит, а представительство иностранного спекулятивного капитала относительно низкое, понижение рыночной капитализации отечественных сырьевых гигантов и крупных коммерческих банков вещь хотя и неприятная, но не смертельная. Во всяком случае до тех пор, пока это не отразится на их способности выполнять обязательства перед партнерами и клиентами.
Что касается «Казахмыса», ENRC, «КазМунайГаза» и прочих, то запас прочности у них гигантский – и за счет прибыли предыдущих лет, и за счет по-прежнему высокого уровня цен мирового рынка. В крайнем случае эти гиганты индустрии просто сократят или отменят свои амбициозные инвестиционные планы и проекты продвижения на зарубежные рынки. Хуже обстоит дело с банками второго уровня. Хотя все они после прошлогодних проблем стабилизировались, поддерживают достаточный уровень ликвидности и приспособились работать в условиях «голодного пайка», условия внешнего заимствования для них должны ухудшиться.
Но банки при всей важности их роли в экономике всего лишь финансовые посредники, так что они, скорее всего, выживут. Если, конечно, государство в интересах отдельных крупных чиновников не попытается воспользоваться их затруднениями для захвата подешевевших активов. Однако общее ухудшение экономических условий должно вызвать и наверняка вызовет дальнейшее подорожание кредита. А в условиях, когда собственных средств участников рынка недостаточно, уровень накоплений в экономике низок, а платежеспособный спрос схлопывается, выживаемость среднего и малого бизнеса должна понизиться еще больше.
Сегодня правительство проталкивает через парламент целый блок экономических законопроектов, включая новый Налоговый и Бюджетный кодексы. Но будут ли предусмотренные там послабления достаточными, чтобы компенсировать ухудшение общеэкономических условий? Или их хватит только на то, чтобы сгладить предыдущее заметное подорожание денег, сокращение платежеспособного спроса и повышение аппетитов коррумпированного госаппарата?
К сожалению, сегодня спор между бизнесом, налогоплательщиками и государством идет, с одной стороны, чисто теоретический, с другой – на личных ощущениях. Мы не имеем достоверных замеров состояния казахстанского рынка – предпринимательской среды, бизнеса, налогоплательщиков. Государство же больше беспокоится о том, чтобы не дать ускользнуть предпринимателям, а объединения последних специализируются на точечном лоббировании своих интересов. В результате правительство Масимова выглядит неким шарлатаном, лечащим больного с помощью заговора и пассов руками в надежде, что ситуация исправится сама собой.
Между тем совсем не факт, что созданная за последние годы четырехзвенная система управления госсектором «правительство – госхолдинги – нацкомпании – предприятия» окажется работоспособной в условиях падающей экономики. Если частный бизнес способен на быстрое приспособление к новым условиям хозяйствования, госсектор вместо локомотива экономики может превратиться в его тормоз, «черную дыру», куда сначала уйдет инвестиционная часть сперва госбюджета, а потом и Национального фонда. Примером тому – строительство алматинского метрополитена, который требует значительных бюджетных вложений, а после запуска будет нуждаться в дотациях.
В условиях, когда экономика падает или скоро начнет падать, требования к правительству и его главе сильно меняются. Уже недостаточно громко разносить подчиненных, напоминая им о персональной ответственности, – всему этому Карим Кажимканович хорошо научился и демонстрирует свои умения каждый день. На первый план теперь выходят совсем другие вещи.
Во-первых, способности реально управлять экономическими процессами, что подразумевает как минимум знание того, что и как делается. Во-вторых, на два порядка более тесная координация с бизнесом. В-третьих, умение быть стойким к давлению финансово-промышленных и элитных групп. А со всем этим у г-на Масимова как раз напряженка, что должно заставить президента начать искать ему замену, чтобы, если ситуация на мировых рынках начнет развиваться по самому плохому варианту, можно было быстро скомплектовать новую, аварийную команду.
В этих условиях «почетные» премьер-министры вроде Ахметжана Есимова, Булата Утемуратова и прочих, имеющих политический вес и влияние на главу государства, должны уступить место «техническим», вроде Умирзака Шукеева, Сауата Мынбаева и других. Тем, кто имеет опыт руководства экономикой в условиях реально дефицитного бюджета, сокращения налоговых поступлений, падения объемов и стоимости экспорта и прочего, от чего за восемь лет отвыкло наше государство.
По неофициальной информации, глава государства свой краткосрочный отпуск проводил в Турции, однако события на мировом финансовом рынке начала этой недели должны были привести его в рабочее состояние. Потому что, хотя цены на нефть упали до отметки 90 долларов, а на цветные металлы и газ держатся на хороших показателях, практика показала, что временной запас может исчисляться несколькими месяцами.
Что будет делать Казахстан, если цены на нашу нефть упадут ниже 60 долларов за баррель, предусмотренных в трехлетнем бюджете? Государство сможет продержаться на Национальном фонде, а бизнес и граждане? Или нам снова предстоит пройти через кризис 1998 года?
P.S. Мы понимаем, что в Казахстане любой кризис, включая экономический, происходит только с разрешения Нурсултана Абишевича. Однако хотелось бы все-таки услышать от премьер-министра и прочих государственных мужей, чем, по их мнению, грозят Казахстану негативные процессы, происходящие сегодня на мировом финансовом рынке, чего нам ждать, к чему готовиться.
http://respublika-info.livejournal.com/25541.html
|