На границе Узбекистана и Казахстана страсти не утихают
admin 12 Августа 2008 в 16:23:01
После закрытия основного погранпоста на границе Узбекистана и Казахстана «Гишт-Куприк», расположенного в 20 км от Ташкента, единственным связывающим звеном между узбекской столицей и казахстанским югом стал КПП «Майский».
Прошло уже более полутора месяцев с тех пор, как 25-го июня по двустороннему соглашению властей Узбекистана и Казахстана был закрыт самый крупный на узбекско-казахской границе КПП «Гишт-Куприк», что доставило массу хлопот гражданам обоих государств.
По словам официальных лиц, причиной закрытия этого КПП стало проведение ремонтно-строительных работ по обе стороны границы, завершение которых планируется к началу 2009 года.
А начаты они были еще в 2005 году, когда на приграничной территории Узбекистана в течение полутора месяцев было снесено бульдозерами более тысячи частных домов.
В начале июня текущего года узбекские власти продолжили снос жилых домов, находящихся в непосредственной близости к государственной границе Узбекистана с Казахстаном - для «осуществления мер по совершенствованию приграничной полосы и обеспечения ее соответствия мировым стандартам».
После закрытия КПП «Гишт-Куприк» многотысячная толпа, состоящая, в основном, из гастарбайтеров, вынужденно уезжающих на заработки в Казахстан и Россию, хлынула на КПП «Майский», явно не предназначенный для такого большого людского потока.
Неподготовленная узбекская сторона поначалу не справлялась с подобной ситуацией: была парализована транспортировка грузов, а для граждан процесс перехода границы существенно усложнился.
Особенность КПП «Майский» заключается в том, что расстояние между ним и казахстанским КПП – более 13 километров, поскольку узбекский погранпост задвинут вглубь страны. Что противоречит распоряжению президента Узбекистана начала 2007 года, согласно которому узбекские таможенный и пограничный посты должны были быть перенесены максимально близко к аналогичным казахским постам, чего почему-то не произошло.
И теперь, после закрытия поста «Гишт-Куприк», пересечение границы стало для граждан еще более дорогим «удовольствием». Раньше до "Гишт-Куприк" можно было добраться из Ташкента на маршрутке от юнусабадского «Универсама» всего за 300 сумов, то до «Майского» маршрутки ходят уже за 1500 сумов с человека.
Добравшись до погранпоста, вновь прибывший оказывается в кругу, так называемых «перевозчиков», в основном, почему-то женщин с казахстанской стороны, которые на глазах у равнодушно наблюдающих сотрудников узбекских правоохранительных органов предлагают помощь в пересечении границы.
Услуги «перевозчика» тянут на 2 000 тенге или около 24 тысяч сумов ($ 18). А если вам нужно доехать, скажем, до Шымкента, то общая сумма оплаты составит уже 3 000 тенге или 36 тысяч сумов, что весьма ощутимо для кармана среднего узбекистанца.
Но за эти деньги «перевозчики» берут на себя, в том числе, и оформление всех необходимых документов
При этом, обычным путем, выстояв многочасовую очередь под испепеляющим солнцем, на пересечение границы и поездку в столицу южного Казахстана можно потратить средств в пять раз меньше.
Попутно, «перевозчики» описывают вам все «ужасы» прохода через границу, говоря: «Здесь то вы пройдете паспортный контроль, но вам еще нужно добраться до казахстанской границы, а там… Короче, с нами дешевле будет».
На самом деле, обстановка на КПП «Майский» на сегодняшний день, относительно, нормализовалась. Сейчас здесь скапливаются уже не тысячи, как раньше, а сотни людей. Видимо, это связано со схлынувшим сезонным потоком трудовых мигрантов.
Если раньше поток желающих попасть в Казахстан состоял, в основном, из узбекских гастарбайтеров, то на сегодняшний день в очереди на паспортный контроль людей с «голубыми» казахскими и «зелеными» узбекскими паспортами, приблизительно, поровну.
В настоящее время оформление таможенной декларации, таможенный досмотр и паспортный контроль на узбекской стороне осуществляются в течение часа-полутора. Для сравнения, когда год назад, весной был снят, так называемый, многолетний «карантин», и на КПП «Гишт-Куприк» хлынули десятки тысяч мигрантов, корреспондентам Uznews.net, зажатым в тисках толпы, пришлось преодолевать расстояние от узбекского до казахского КПП в течение всего светового дня.
Сегодня, «счастливчикам», прошедшим паспортный контроль, далее предстоит преодоление 13-ти километрового участка на такси за 2 000 сумов с человека, а потом еще час-полтора необходимых процедур на казахском КПП.
Остается добавить, что, несмотря на временную разгрузку КПП «Майский», здесь возможна еще не одна волна трудовой миграции. И «хождения по мукам» десятков тысяч людей, которым предстоит на открытом пространстве переносить летнюю жару, судя по всему, еще не скоро закончатся.
Uznews.net, Германия
Прошло уже более полутора месяцев с тех пор, как 25-го июня по двустороннему соглашению властей Узбекистана и Казахстана был закрыт самый крупный на узбекско-казахской границе КПП «Гишт-Куприк», что доставило массу хлопот гражданам обоих государств.
По словам официальных лиц, причиной закрытия этого КПП стало проведение ремонтно-строительных работ по обе стороны границы, завершение которых планируется к началу 2009 года.
А начаты они были еще в 2005 году, когда на приграничной территории Узбекистана в течение полутора месяцев было снесено бульдозерами более тысячи частных домов.
В начале июня текущего года узбекские власти продолжили снос жилых домов, находящихся в непосредственной близости к государственной границе Узбекистана с Казахстаном - для «осуществления мер по совершенствованию приграничной полосы и обеспечения ее соответствия мировым стандартам».
После закрытия КПП «Гишт-Куприк» многотысячная толпа, состоящая, в основном, из гастарбайтеров, вынужденно уезжающих на заработки в Казахстан и Россию, хлынула на КПП «Майский», явно не предназначенный для такого большого людского потока.
Неподготовленная узбекская сторона поначалу не справлялась с подобной ситуацией: была парализована транспортировка грузов, а для граждан процесс перехода границы существенно усложнился.
Особенность КПП «Майский» заключается в том, что расстояние между ним и казахстанским КПП – более 13 километров, поскольку узбекский погранпост задвинут вглубь страны. Что противоречит распоряжению президента Узбекистана начала 2007 года, согласно которому узбекские таможенный и пограничный посты должны были быть перенесены максимально близко к аналогичным казахским постам, чего почему-то не произошло.
И теперь, после закрытия поста «Гишт-Куприк», пересечение границы стало для граждан еще более дорогим «удовольствием». Раньше до "Гишт-Куприк" можно было добраться из Ташкента на маршрутке от юнусабадского «Универсама» всего за 300 сумов, то до «Майского» маршрутки ходят уже за 1500 сумов с человека.
Добравшись до погранпоста, вновь прибывший оказывается в кругу, так называемых «перевозчиков», в основном, почему-то женщин с казахстанской стороны, которые на глазах у равнодушно наблюдающих сотрудников узбекских правоохранительных органов предлагают помощь в пересечении границы.
Услуги «перевозчика» тянут на 2 000 тенге или около 24 тысяч сумов ($ 18). А если вам нужно доехать, скажем, до Шымкента, то общая сумма оплаты составит уже 3 000 тенге или 36 тысяч сумов, что весьма ощутимо для кармана среднего узбекистанца.
Но за эти деньги «перевозчики» берут на себя, в том числе, и оформление всех необходимых документов
При этом, обычным путем, выстояв многочасовую очередь под испепеляющим солнцем, на пересечение границы и поездку в столицу южного Казахстана можно потратить средств в пять раз меньше.
Попутно, «перевозчики» описывают вам все «ужасы» прохода через границу, говоря: «Здесь то вы пройдете паспортный контроль, но вам еще нужно добраться до казахстанской границы, а там… Короче, с нами дешевле будет».
На самом деле, обстановка на КПП «Майский» на сегодняшний день, относительно, нормализовалась. Сейчас здесь скапливаются уже не тысячи, как раньше, а сотни людей. Видимо, это связано со схлынувшим сезонным потоком трудовых мигрантов.
Если раньше поток желающих попасть в Казахстан состоял, в основном, из узбекских гастарбайтеров, то на сегодняшний день в очереди на паспортный контроль людей с «голубыми» казахскими и «зелеными» узбекскими паспортами, приблизительно, поровну.
В настоящее время оформление таможенной декларации, таможенный досмотр и паспортный контроль на узбекской стороне осуществляются в течение часа-полутора. Для сравнения, когда год назад, весной был снят, так называемый, многолетний «карантин», и на КПП «Гишт-Куприк» хлынули десятки тысяч мигрантов, корреспондентам Uznews.net, зажатым в тисках толпы, пришлось преодолевать расстояние от узбекского до казахского КПП в течение всего светового дня.
Сегодня, «счастливчикам», прошедшим паспортный контроль, далее предстоит преодоление 13-ти километрового участка на такси за 2 000 сумов с человека, а потом еще час-полтора необходимых процедур на казахском КПП.
Остается добавить, что, несмотря на временную разгрузку КПП «Майский», здесь возможна еще не одна волна трудовой миграции. И «хождения по мукам» десятков тысяч людей, которым предстоит на открытом пространстве переносить летнюю жару, судя по всему, еще не скоро закончатся.
Uznews.net, Германия
|