Запад не может больше безучастно наблюдать за тем, как бесчинствует бандит-Россия ("The Guardian", Великобритания)
admin 11 Августа 2008 в 13:29:23
Сегодня, когда министры иностранных дел стран Европейского Союза соберутся на внеочередное заседание для обсуждения ситуации в Грузии, они должны начать с вопроса о том, почему вообще случилось так, что они собираются обсуждать войну. Собственно, у них нет никаких причин удивляться этому, ибо признаки надвигающегося конфликта были очевидны уже как минимум год назад, и все это время грузинское руководство непрестанно пыталось поднять тревогу по этому поводу. Прошлым летом, практически в это же время, российский самолет нарушил воздушное пространство Грузии и сбросил ракету к северу от Тбилиси - судя по всему, нападение на грузинскую радиолокационную станцию просто не удалось. Россия отрицала это, однако два проведенных отдельно независимых расследования показали, что все так и было. Тем не менее, призывы Грузии к дипломатической поддержке не были услышаны практически никем.
Неизвестно, был ли этот инцидент организован специально, чтобы проверить реакцию международного сообщества на наращивание военной активности России в Грузии. Как бы там ни было, отсутствие такой реакции Москву явно подбодрило. Поскольку правительства западных стран были в тот момент заняты другими вопросами - не в последнюю очередь Ираном, а для перевода решения ядерной проблемы Ирана в формат переговоров им необходима поддержка России, - российские стратеги, очевидно, пришли к выводу, что в своем 'ближнем зарубежье' могут творить все, что захотят. В апреле Владимир Путин объявил, что Россия усилит официальные связи с двумя самопровозглашенными регионами Абхазией и Южной Осетией - в том числе установит официальные отношения с их политическими органами и расширит торговые связи.
Тем самым лишь подтвердилось то, что было очевидно уже в течение нескольких лет - что Россия не действует в соответствии со своим мандатом как честный посредник, а активно поддерживает сепаратистские силы. С утверждений России о том, что она играет в Грузии роль миротворца, слетел последний фиговый лист.
За первичной эскалацией последовали и другие шаги в этом же ключе. Под предлогом работ на железной дороге Россия направила 400 своих солдат в Абхазию. Российские самолеты начали сбивать грузинские беспилотнники. Отмечался рост вооруженных нападений со стороны поддерживаемых Россией сил в Южной Осетии; одним из них стал взрыв заложенного у дороги фугаса, в результате которого были ранены шестеро грузинских полицейских; также было совершено покушение на главу временной прогрузинской администрации Южной Осетии.
Ни один из этих инцидентов не получил освещения за пределами региона, и поэтому создалось впечатление, что нынешние бои начались именно с неспровоцированного нападения Грузии на Южную Осетию. Это совершенно не так. Конечно, со стороны Грузии имели место необдуманные действия, однако к наступательным действиям она прибегла в конце долгого периода эскалации напряженности, и Россия за это время сделала все, что могла, чтобы взбаламутить воду и спровоцировать эту реакцию.
История 'замороженных конфликтов' Грузии - история долгая и сложная, и наверняка ни одна из сторон не без греха. Войны, последовавшие за обретением Грузией независимости, были исключительно жестокими, и в этих войнах члены всех общин были и среди жертв, и среди злодеев. То, что и абхазы, и югоосетины не доверяют Тбилиси и хотят гарантий безопасности, понятно. Также нельзя отрицать, что президент Грузии Михаил Саакашвили оказался несколько не таким образцовым демократом, как казалось сначала. Многих из тех, кто им восхищались, шокировали его все более авторитарные поступки. Однако сложность - не повод в столь важных ситуациях воздерживаться от выражения своей моральной позиции. Если выявление ответственных за этот конфликт и не назовешь черно-белым, то одинаково серого там тоже немного. По любым разумным меркам, результат российской политики не сравним ни с чем по степени разрушительности, стремления к нестабильности и политической раздробленности Кавказа. Что бы ни происходило в 90-е годы, в общем и целом Грузия хорошо обращается с меньшинствами, оставшимися под ее властью. А Саакашвили, каковы бы ни были его недостатки, все же не Милошевич - и дикие заявления русских о каком-то геноциде не подтверждаются независимыми источниками. Его предложения о предоставлении автономии Абхазии и Южной Осетии можно, под соответствующим международным надзором, превратить в приемлемое конституционное положение, гарантирующее безопасность и основные права проживающих на этих территориях людей.
Главная проблема заключается в том, что подобные соображения в корне не согласуются с тем, как будущее этого региона видит Россия. Она говорит, что защищает народ Южной Осетии, однако Кремль на самом деле преследует цели не гуманитарного, а геополитического характера. Он пытается восстановить сферу влияния, которую считает 'правом России по рождению', утерянным ею в связи с распадом Советского Союза ('величайшей геополитической катастрофой', как назвал это событие Путин). В рисуемой Кремлем картине нет места ни независимой Грузии, ни независимой Украине, ни независимой Молдове. Когда российские лидеры говорят о преимуществах "суверенной демократии", они имеют в виду исключительно свой собственный суверенитет - а демократию отбрасывают напрочь. Ни у одной страны, граничащей с Россией, нет права на собственную внешнюю политику, если она не согласуется с российской. Особенно ярко это проявляется в вопросе энергопоставок, где Грузия играет роль единственного коридора между Востоком и Западом, свободного от монополии России - что России неприятно вдвойне. К нам Кремль относится точно так же.
Так чем же должны ответить страны Запада? В первую очередь этот вопрос необходимо задавать НАТО, очередной шаг к членству в которой собирается сделать Грузия, если получит План действий по подготовке к членству.
Скептики внутри НАТО - например, Германия - наверняка посчитают этот конфликт свидетельством ненадежности Грузии как партнера и скажут, что от таких партнеров надо держаться подальше. Но это совершенно неправильный подход к проблеме: у Грузии совершенно реальные проблемы в сфере безопасности, и источник этих проблем - Россия. Значит, это Россия должна сделать все, чтобы у сопредельных стран не возникало страхов, толкающих их в НАТО, а именно - убрать войска, которые те не хотят видеть, и активно участвовать в политическом разрешении замороженных конфликтов. А если она этого не сделает - пусть пеняет на себя.
Все остальное зависит от того, что будет происходить дальше. Вчера в некоторых победных реляциях, раздававшихся из Москвы, прослеживались весьма тревожные нотки - создавалось впечатление, что Россия теперь чувствует себя вправе 'наказать' Грузию, возможно, даже аннексировав ее территорию. И терпеть это не должны быть готовы ни ЕС, ни его союзники. Как очень часто случается со странами-бандитами, под поведением российского правительства скрывается осознание собственной уязвимости и жажда видеть уважение со стороны других, а это делает Россию гораздо более восприимчивой к нашему мнению, чем нам часто кажется. И если воспоследуют дальнейшие агрессивные шаги России против Грузии, то это, очевидно, должно стать для нас причиной снова задать себе вопрос, имеет ли Россия право пользоваться престижем, которое дает членство в 'большой восьмерке'.
Есть и еще один возможный ответ, который, кстати, будет в тему к нашей нынешней одержимости Олимпийскими играми. Россия сама собирается в 2014 году принимать Зимнюю Олимпиаду в Сочи и надеется, как и китайцы, использовать это мероприятие в качестве утверждения своего могущества на международной арене. Очень хорошо было бы теперь спросить у Международного Олимпийского комитета, может ли страна, активно занимающаяся расчленением своего соседа в считанных километрах от будущих спортивных ристалищ, считаться достойным носителем знамени олимпийских идеалов.
Слишком часто европейские правительства склоняются перед Россией в фаталистической вере, что на нее невозможно повлиять. Может быть, именно поэтому они и решили не обращать внимания на тревожные знаки в Грузии - а потом было уже слишком поздно.
Анна Гонсалес , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 11 августа 2008, 10:57
Дэвид Кларк - бывший советник правительства Великобритании, председатель Фонда "Россия" (Russia Foundation)
Оригинал публикации: The west can no longer stand idle while the Russian bully wreaks havoc
Неизвестно, был ли этот инцидент организован специально, чтобы проверить реакцию международного сообщества на наращивание военной активности России в Грузии. Как бы там ни было, отсутствие такой реакции Москву явно подбодрило. Поскольку правительства западных стран были в тот момент заняты другими вопросами - не в последнюю очередь Ираном, а для перевода решения ядерной проблемы Ирана в формат переговоров им необходима поддержка России, - российские стратеги, очевидно, пришли к выводу, что в своем 'ближнем зарубежье' могут творить все, что захотят. В апреле Владимир Путин объявил, что Россия усилит официальные связи с двумя самопровозглашенными регионами Абхазией и Южной Осетией - в том числе установит официальные отношения с их политическими органами и расширит торговые связи.
Тем самым лишь подтвердилось то, что было очевидно уже в течение нескольких лет - что Россия не действует в соответствии со своим мандатом как честный посредник, а активно поддерживает сепаратистские силы. С утверждений России о том, что она играет в Грузии роль миротворца, слетел последний фиговый лист.
За первичной эскалацией последовали и другие шаги в этом же ключе. Под предлогом работ на железной дороге Россия направила 400 своих солдат в Абхазию. Российские самолеты начали сбивать грузинские беспилотнники. Отмечался рост вооруженных нападений со стороны поддерживаемых Россией сил в Южной Осетии; одним из них стал взрыв заложенного у дороги фугаса, в результате которого были ранены шестеро грузинских полицейских; также было совершено покушение на главу временной прогрузинской администрации Южной Осетии.
Ни один из этих инцидентов не получил освещения за пределами региона, и поэтому создалось впечатление, что нынешние бои начались именно с неспровоцированного нападения Грузии на Южную Осетию. Это совершенно не так. Конечно, со стороны Грузии имели место необдуманные действия, однако к наступательным действиям она прибегла в конце долгого периода эскалации напряженности, и Россия за это время сделала все, что могла, чтобы взбаламутить воду и спровоцировать эту реакцию.
История 'замороженных конфликтов' Грузии - история долгая и сложная, и наверняка ни одна из сторон не без греха. Войны, последовавшие за обретением Грузией независимости, были исключительно жестокими, и в этих войнах члены всех общин были и среди жертв, и среди злодеев. То, что и абхазы, и югоосетины не доверяют Тбилиси и хотят гарантий безопасности, понятно. Также нельзя отрицать, что президент Грузии Михаил Саакашвили оказался несколько не таким образцовым демократом, как казалось сначала. Многих из тех, кто им восхищались, шокировали его все более авторитарные поступки. Однако сложность - не повод в столь важных ситуациях воздерживаться от выражения своей моральной позиции. Если выявление ответственных за этот конфликт и не назовешь черно-белым, то одинаково серого там тоже немного. По любым разумным меркам, результат российской политики не сравним ни с чем по степени разрушительности, стремления к нестабильности и политической раздробленности Кавказа. Что бы ни происходило в 90-е годы, в общем и целом Грузия хорошо обращается с меньшинствами, оставшимися под ее властью. А Саакашвили, каковы бы ни были его недостатки, все же не Милошевич - и дикие заявления русских о каком-то геноциде не подтверждаются независимыми источниками. Его предложения о предоставлении автономии Абхазии и Южной Осетии можно, под соответствующим международным надзором, превратить в приемлемое конституционное положение, гарантирующее безопасность и основные права проживающих на этих территориях людей.
Главная проблема заключается в том, что подобные соображения в корне не согласуются с тем, как будущее этого региона видит Россия. Она говорит, что защищает народ Южной Осетии, однако Кремль на самом деле преследует цели не гуманитарного, а геополитического характера. Он пытается восстановить сферу влияния, которую считает 'правом России по рождению', утерянным ею в связи с распадом Советского Союза ('величайшей геополитической катастрофой', как назвал это событие Путин). В рисуемой Кремлем картине нет места ни независимой Грузии, ни независимой Украине, ни независимой Молдове. Когда российские лидеры говорят о преимуществах "суверенной демократии", они имеют в виду исключительно свой собственный суверенитет - а демократию отбрасывают напрочь. Ни у одной страны, граничащей с Россией, нет права на собственную внешнюю политику, если она не согласуется с российской. Особенно ярко это проявляется в вопросе энергопоставок, где Грузия играет роль единственного коридора между Востоком и Западом, свободного от монополии России - что России неприятно вдвойне. К нам Кремль относится точно так же.
Так чем же должны ответить страны Запада? В первую очередь этот вопрос необходимо задавать НАТО, очередной шаг к членству в которой собирается сделать Грузия, если получит План действий по подготовке к членству.
Скептики внутри НАТО - например, Германия - наверняка посчитают этот конфликт свидетельством ненадежности Грузии как партнера и скажут, что от таких партнеров надо держаться подальше. Но это совершенно неправильный подход к проблеме: у Грузии совершенно реальные проблемы в сфере безопасности, и источник этих проблем - Россия. Значит, это Россия должна сделать все, чтобы у сопредельных стран не возникало страхов, толкающих их в НАТО, а именно - убрать войска, которые те не хотят видеть, и активно участвовать в политическом разрешении замороженных конфликтов. А если она этого не сделает - пусть пеняет на себя.
Все остальное зависит от того, что будет происходить дальше. Вчера в некоторых победных реляциях, раздававшихся из Москвы, прослеживались весьма тревожные нотки - создавалось впечатление, что Россия теперь чувствует себя вправе 'наказать' Грузию, возможно, даже аннексировав ее территорию. И терпеть это не должны быть готовы ни ЕС, ни его союзники. Как очень часто случается со странами-бандитами, под поведением российского правительства скрывается осознание собственной уязвимости и жажда видеть уважение со стороны других, а это делает Россию гораздо более восприимчивой к нашему мнению, чем нам часто кажется. И если воспоследуют дальнейшие агрессивные шаги России против Грузии, то это, очевидно, должно стать для нас причиной снова задать себе вопрос, имеет ли Россия право пользоваться престижем, которое дает членство в 'большой восьмерке'.
Есть и еще один возможный ответ, который, кстати, будет в тему к нашей нынешней одержимости Олимпийскими играми. Россия сама собирается в 2014 году принимать Зимнюю Олимпиаду в Сочи и надеется, как и китайцы, использовать это мероприятие в качестве утверждения своего могущества на международной арене. Очень хорошо было бы теперь спросить у Международного Олимпийского комитета, может ли страна, активно занимающаяся расчленением своего соседа в считанных километрах от будущих спортивных ристалищ, считаться достойным носителем знамени олимпийских идеалов.
Слишком часто европейские правительства склоняются перед Россией в фаталистической вере, что на нее невозможно повлиять. Может быть, именно поэтому они и решили не обращать внимания на тревожные знаки в Грузии - а потом было уже слишком поздно.
Анна Гонсалес , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 11 августа 2008, 10:57
Дэвид Кларк - бывший советник правительства Великобритании, председатель Фонда "Россия" (Russia Foundation)
Оригинал публикации: The west can no longer stand idle while the Russian bully wreaks havoc
|