Промывка мозгов и пришельцы
admin 03 Июля 2007 в 15:08:04
Можно ли всерьез говорить об «инопланетном факторе»? Думается, да – особенно, если речь идет о сугубо земных проблемах. И здесь даже не важно – существуют ли сами инопланетяне. Как говорил незабвенный лектор в «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке это неизвестно!»
Важно другое – как может быть использован сам «миф» об инопланетянах в актуальной политической борьбе? Вот уже много десятилетий информационное пространство заполняется самыми разными образами, которые связаны с инопланетной тематикой. Огромную роль в этом сыграли литература и кинематограф, но нельзя сбрасывать со счетов и уфологию, претендующую на то, чтобы считаться наукой. При этом в ряде случаев «уфология» носит характер этакой квазирелигии. А иногда можно говорить даже и о сектантстве, причем весьма изуверском. Так, в 1997 году последователи «уфологической» секты «Небесные врата» совершили массовое самоубийство (приняв убойную дозу снотворного), обставленное как путешествие на «летающую тарелку». Случай, конечно, экстремальный, но все-таки показательный.
Впрочем, вряд ли тут можно все сводить к маргинализму. Напротив, уфология активно используется жрецами оккультного, неоязыческого движения «Нью-Эйдж» – наравне с теософией, спиритизмом и т.п. А это уже очень серьезный уровень, на котором происходит «обкатка» различных глобалистских проектов.
В свое время ветеран русского патриотического движения Г. Шиманов высказал достаточно любопытное предположение. «Для создания мирового правительства, наделенного диктаторскими полномочиями, нет лучшего предлога, чем опасность, угрожающая свободе и даже жизни всего человечества… Я нисколько не удивлюсь, если однажды правительство США обратится ко всему человечеству с посланием, в котором откроет, наконец, страшную тайну. “Да, мы скрывали долгое время эту грозную опасность, чтобы избежать ненужной паники. Мы надеялись договориться с инопланетянами на взаимоприемлемой основе. Но теперь стало ясно, что с их стороны эти переговоры были только уловкой и что они намерены попросту уничтожить нас… Все население Земли должно знать: либо оно объединится ради своего спасения под властью единого мирового правительства для отражения возникшей угрозы, либо будет полностью уничтожено инопланетянами…” И в подтверждение этих слов последуют удары из космоса… Появятся сообщения о высадке инопланетных десантов. О таинственных лучах, которыми инопланетяне воздействуют на наше сознание… Об агентах инопланетян среди людей…» («НЛО и «новый мировой порядок»)
Мне такой жуткий сценарий представляется вполне правдоподобным. «Общество Спектакля» должно устроить какое-нибудь впечатляющее представление – накануне «закрытия сезона». И технические возможности для этого уже есть – в обилии. Да и само общественное сознание неплохо подготовлено к вторжению инопланетян.
Готово, впрочем, не только сознание. К.Г. Юнг очень точно подметил огромное влияние фактора НЛО на «бессознательное». Его тоже мало интересовала сама реальность пришельцев. Он просто констатировал наличие некоего, возможно сугубо природного, феномена – «летающих тарелок». По его мнению, они выполняют некоторую «компенсаторскую» функцию. Современный человек слишком высоко ставит свое Я. Поэтому его «бессознательное» ставит человека на место, используя для этого небесные явления. Сами эти явления играют роль механизма, включающего обильное мифотворчество. А уже оно «компенсирует» непомерное возвеличивание Я. Не будучи согласным с учением Юнга, я, тем не менее, солидарен с его выводами о то, что «тарелки» сильнейшим образом воздействуют на подсознание. (Многие православные богословы обращают внимание на то, что контакты с пришельцами, о которых рассказывают разного рода очевидцы, удивительным образом похожи на контакты с бесами, описываемые в средневековых источниках. Такой подход применил иеромонах Серафим Роуз в исследовании «НЛО в свете православной веры»)
ГОЛЛИВУД И АГИТПРОП
В деле раздувания «инопланетомании» огромная «заслуга» принадлежит западному кинематографу, который создал образ враждебного инопланетянина – «Чужого», готового поработить и уничтожить Землю. Вспомним «День независимости» или «Марс атакует». Последний, конечно, комедиен, но это весьма мрачная комедия, заставляющая не только посмеяться, но и вздрогнуть.
Причем, по некоторым киношедеврам можно попытаться вычислить – кто же станет основным организатором действа под названием «нашествие инопланетян». Все эти «страсти-мордасти» только кажутся банальной «развлекухой» для обывателя. На самом деле массовая культура есть средство для распространения идеологии, которая подается массам в приемлемой для них упаковке. Грубо говоря, Голливуд есть то, чем был в СССР Агитпроп, только первый оказался посильнее последнего. Советская агитация и пропаганда были слишком уж прямолинейными, они требовали от человека постоянного политического напряжения. Поэтому, со временем, люди просто устали от Агитпропа. А на Западе все было обставлено гораздо умнее. Здесь Агитпроп носит характер цветастой и завлекающей масс-культуры.
Это касается и темы инопланетян. Западная фантастика, рассчитанная на массового читателя, подавала жуткий, но яркий и волнующий образ инопланетного врага. Она учитывала, что сознание человека склонно делить мир на «своих» и «чужих». Вот почему фанатические истории о злых пришельцах воспринимались как бередящая душу драма и своеобразная героическая сага о борьбе со злом. А вот советская фантастика была полна этакого «галактического благодушия».
У братьев Стругацких даже звучала тема необоснованной «космофобии». Они показали образ параноидального борца с возможными происками вселенской суперрасы «Странников» – Рудольфа Сикорского. В то же время «крутые», «продвинутые» инопланетяне Стругацих – очень даже неплохие существа (леонидяне, например), хотя и дико странные. Ну да ведь у Стругацких желание странного – почетно. У них очень даже странный «Малыш» – человечий ребенок, воспитанный еще одной «сверхцивилизацией», радостно принимается в лоно землян.
Тут, кстати, уместно вспомнить фильм «Петля Ориона» – настоящий шедевр благодушия. Там великие инопланетяне помогают землянам, на которых движется космический вирус. Вирус они, правда, несмотря на всю высокоразвитость, не могут изничтожить, зато готовы спасти нас – набросив некую космическую петлю (так и хочется сказать – удавку). Очень символично – фильм был снят в начале 80-х, накануне перестройки. Через несколько лет такую вот петлю – «петлю Вашингтона» – на нас и накинули, надо думать, чтобы избавить от какого-нибудь вируса.
Вот это вялое благодушие вкупе с «галактическим альтруизмом» и проигрывало волнующей тревожности, присущей космическим боевикам Запада. Советские школьники с гораздо большим интересом смотрели «Звездные войны», чем «Петлю Ориона».
БОРЬБА С ЖУКАМИ
Итак, что же нам предлагает западный Агитпроп по части инопланетной угрозы? Любопытная модель обрисована в фильме «Люди в черном». Там показана деятельность некоей таинственной спецслужбы, контролирующей деятельность инопланетян на Земле. Агенты действуют совершенно скрытно и, похоже, никак не связаны с государством. Более того, нормальная, классическая полиция только мешает «людям в черном» в борьбе с разного рода инопланетными «уголовниками» – контрабандистами, террористами и т.д. Сама спецслужба возникла в 50-е годы как маленькое, небогатое агентство, вступившее в контакт с инопланетянами. И в ходе этих контактов оно получило доступ к мощным инопланетным технологиям, что позволило ему стать крупной структурой, равной спецслужбе развитого государства. Не знаю уж, как кому, а мне это напоминает крупную транснациональную корпорацию (ТНК), являющуюся чем-то вроде отдельного государства. И поэтому возникает вопрос – уж не ТНК ли будут использовать тему инопланетной угрозы с целью создания мирового правительства? Тем более, что именно транснациональная олигархия сегодня заинтересована в демонтаже «устаревших» национальных государств. (Как выразился, президент First National City Bank Corp У. Спенсер, «политические границы национальных государств слишком узки и удушающи, чтобы соответствовать размаху и широте современного бизнеса». И наличествует уже предостаточно мыслителей, готовых обосновать претензии крупнейшего бизнеса. Пишет же Тоффлер о «Всемирном совете глобальных корпораций».)
Что ж, если все произойдет так, как в «Людях в черном», то мир (или какую-либо его «объединившуюся» часть) ожидает страшная тоталитарная диктатура. Шутники посмеивались – дескать, «люди в черном» – не иначе, как эсесовцы… А ведь это может быть пророческой шуткой. Только вот фашизм уже будет транснациональным и гораздо более тоталитарным. Ведь и сама спецслужба «ЛвЧ» изображена как некий орден, адепты которого рвут все свои прежние человеческие связи. Конечно, фильм изображает их людьми благородными и гуманными, но это фильм. А реальность даст совсем иные результаты. Старший агент в фильме утверждает: «Человек разумен, а толпа – тупой и опасный зверь, склонный к панике». Так что с демократией будет, скорее всего, покончено.
Есть, впрочем, иной «кинопроект» – «Звездный десант», где, напротив, инопланетянам противостоит мощное государство имперского типа. Демократией, впрочем, и здесь не пахнет – полноценными гражданами будущей империи могут быть только воины. А они ведут отважную и тяжелую борьбу с расой разумных жуков. (Занятное совпадение – в «Лвч» также показаны зловещие инопланетные жуки. А вот у Стругацких страх перед «жуком в муравейнике» явно высмеивается.)
Скорее всего, «Звездный десант» выражает позицию части западных элит, которые не во всем согласны с ТНК. И, в первую очередь, эти разногласия касаются именно вопроса о государственности. «Противники» ТНК продолжают оставаться «государственниками», равняясь на США и выстраиваемую ими модель евроатлантического единства западных стран. Очевидно, тут надо иметь в виду, в первую очередь, американских правых республиканцев и их союзников в Европе (типа Саркози). Не исключено, что эти элиты сделают ставку на «либерал-фашизм». Если же брать кинематографический Агитпроп, то подобный вариант показан в фильме «300 спартанцев». По поводу этой киноленты весьма ценное наблюдение сделал Е. Холмогоров: «Расизм и социал-дарвинизм сочатся в “300” из каждого кадра. Персы являются явным собранием антропологических и совсем уж нечеловеческих мутаций. Спартанцы все до одного – идеальными нордиками. Хотя, казалось бы, вольность «экранизации комикса» вполне допускала бы включение в их число нескольких атлетично сложенных «афроамериканцев»… Не исключено, что имперский «неоконсерватизм» бушевского образца и в самом деле зарезервировал для себя запасную линию отступления от провалившегося проекта «либеральной империи» – идею «белая либеральная империя», в которой свобода и либерализм связываются с определенным расовым типом, защищаемым спартанцами-американцами».
Но это – апелляция к прошлому, тогда как «Звездный десант» апеллирует к будущему. И это будущее может наступить.
ДОБРЫЙ ЧУЖОЙ
Впрочем, стратеги глобализма никогда не кладут все яйца в одну корзину. Помимо образа злого инопланетянина ими же создан и образ инопланетянина доброго. Классический пример – фильм Спилберга «Инопланетянин». Но мне кажется более интересным подход, выбранный создателями сериала «Альф». Они представили образ пришельца, случайно попавшего в типичную американскую семью. Альф (сокращенно от «инопланетная форма жизни») – симпатичный лохматый трикстер, который постоянно приносит хозяевам одни неприятности – он крушит все подряд, устраивает всяческие пакости, поедает уйму продуктов. Тем не менее, сами хозяева без него уже не могут жить, к тому же он способствует разрешению многих житейских проблем. Более того, Альф даже умудряется связаться с самолетом президента США – с тем, чтобы дать совет по предотвращению ядерной войны (фильм был снят в 80-е годы). В целом же Альф показан добрым разрушителем, преобразующим прежнюю тихую жизнь семейства.
Складывается такое впечатление, что создатели фильма хотели подготовить американцев (и не только их) к будущим неудобствам, которые внесут в их повседневность «инопланетяне». А точнее те, кто будет вещать от имени инопланетян. Вот они-то и подадут ценный совет – создать мировое правительство, способное покончить со всеми угрозами – военными, экономическими, экологическими и т.д. Опять-таки, технические средства «общества спектакля» позволяют убедить массы в существовании добрых, хотя и несколько взбалмошных «альфов».
Сегодня трудно сказать – какая из разновидностей инопланетного мифа будет задействована. Вообще, не известно, станет ли этот миф фактором realpolitik. Но в любом случае сбрасывать его со счетов не стоит.
А. Елисеев
Источник
Важно другое – как может быть использован сам «миф» об инопланетянах в актуальной политической борьбе? Вот уже много десятилетий информационное пространство заполняется самыми разными образами, которые связаны с инопланетной тематикой. Огромную роль в этом сыграли литература и кинематограф, но нельзя сбрасывать со счетов и уфологию, претендующую на то, чтобы считаться наукой. При этом в ряде случаев «уфология» носит характер этакой квазирелигии. А иногда можно говорить даже и о сектантстве, причем весьма изуверском. Так, в 1997 году последователи «уфологической» секты «Небесные врата» совершили массовое самоубийство (приняв убойную дозу снотворного), обставленное как путешествие на «летающую тарелку». Случай, конечно, экстремальный, но все-таки показательный.
Впрочем, вряд ли тут можно все сводить к маргинализму. Напротив, уфология активно используется жрецами оккультного, неоязыческого движения «Нью-Эйдж» – наравне с теософией, спиритизмом и т.п. А это уже очень серьезный уровень, на котором происходит «обкатка» различных глобалистских проектов.
В свое время ветеран русского патриотического движения Г. Шиманов высказал достаточно любопытное предположение. «Для создания мирового правительства, наделенного диктаторскими полномочиями, нет лучшего предлога, чем опасность, угрожающая свободе и даже жизни всего человечества… Я нисколько не удивлюсь, если однажды правительство США обратится ко всему человечеству с посланием, в котором откроет, наконец, страшную тайну. “Да, мы скрывали долгое время эту грозную опасность, чтобы избежать ненужной паники. Мы надеялись договориться с инопланетянами на взаимоприемлемой основе. Но теперь стало ясно, что с их стороны эти переговоры были только уловкой и что они намерены попросту уничтожить нас… Все население Земли должно знать: либо оно объединится ради своего спасения под властью единого мирового правительства для отражения возникшей угрозы, либо будет полностью уничтожено инопланетянами…” И в подтверждение этих слов последуют удары из космоса… Появятся сообщения о высадке инопланетных десантов. О таинственных лучах, которыми инопланетяне воздействуют на наше сознание… Об агентах инопланетян среди людей…» («НЛО и «новый мировой порядок»)
Мне такой жуткий сценарий представляется вполне правдоподобным. «Общество Спектакля» должно устроить какое-нибудь впечатляющее представление – накануне «закрытия сезона». И технические возможности для этого уже есть – в обилии. Да и само общественное сознание неплохо подготовлено к вторжению инопланетян.
Готово, впрочем, не только сознание. К.Г. Юнг очень точно подметил огромное влияние фактора НЛО на «бессознательное». Его тоже мало интересовала сама реальность пришельцев. Он просто констатировал наличие некоего, возможно сугубо природного, феномена – «летающих тарелок». По его мнению, они выполняют некоторую «компенсаторскую» функцию. Современный человек слишком высоко ставит свое Я. Поэтому его «бессознательное» ставит человека на место, используя для этого небесные явления. Сами эти явления играют роль механизма, включающего обильное мифотворчество. А уже оно «компенсирует» непомерное возвеличивание Я. Не будучи согласным с учением Юнга, я, тем не менее, солидарен с его выводами о то, что «тарелки» сильнейшим образом воздействуют на подсознание. (Многие православные богословы обращают внимание на то, что контакты с пришельцами, о которых рассказывают разного рода очевидцы, удивительным образом похожи на контакты с бесами, описываемые в средневековых источниках. Такой подход применил иеромонах Серафим Роуз в исследовании «НЛО в свете православной веры»)
ГОЛЛИВУД И АГИТПРОП
В деле раздувания «инопланетомании» огромная «заслуга» принадлежит западному кинематографу, который создал образ враждебного инопланетянина – «Чужого», готового поработить и уничтожить Землю. Вспомним «День независимости» или «Марс атакует». Последний, конечно, комедиен, но это весьма мрачная комедия, заставляющая не только посмеяться, но и вздрогнуть.
Причем, по некоторым киношедеврам можно попытаться вычислить – кто же станет основным организатором действа под названием «нашествие инопланетян». Все эти «страсти-мордасти» только кажутся банальной «развлекухой» для обывателя. На самом деле массовая культура есть средство для распространения идеологии, которая подается массам в приемлемой для них упаковке. Грубо говоря, Голливуд есть то, чем был в СССР Агитпроп, только первый оказался посильнее последнего. Советская агитация и пропаганда были слишком уж прямолинейными, они требовали от человека постоянного политического напряжения. Поэтому, со временем, люди просто устали от Агитпропа. А на Западе все было обставлено гораздо умнее. Здесь Агитпроп носит характер цветастой и завлекающей масс-культуры.
Это касается и темы инопланетян. Западная фантастика, рассчитанная на массового читателя, подавала жуткий, но яркий и волнующий образ инопланетного врага. Она учитывала, что сознание человека склонно делить мир на «своих» и «чужих». Вот почему фанатические истории о злых пришельцах воспринимались как бередящая душу драма и своеобразная героическая сага о борьбе со злом. А вот советская фантастика была полна этакого «галактического благодушия».
У братьев Стругацких даже звучала тема необоснованной «космофобии». Они показали образ параноидального борца с возможными происками вселенской суперрасы «Странников» – Рудольфа Сикорского. В то же время «крутые», «продвинутые» инопланетяне Стругацих – очень даже неплохие существа (леонидяне, например), хотя и дико странные. Ну да ведь у Стругацких желание странного – почетно. У них очень даже странный «Малыш» – человечий ребенок, воспитанный еще одной «сверхцивилизацией», радостно принимается в лоно землян.
Тут, кстати, уместно вспомнить фильм «Петля Ориона» – настоящий шедевр благодушия. Там великие инопланетяне помогают землянам, на которых движется космический вирус. Вирус они, правда, несмотря на всю высокоразвитость, не могут изничтожить, зато готовы спасти нас – набросив некую космическую петлю (так и хочется сказать – удавку). Очень символично – фильм был снят в начале 80-х, накануне перестройки. Через несколько лет такую вот петлю – «петлю Вашингтона» – на нас и накинули, надо думать, чтобы избавить от какого-нибудь вируса.
Вот это вялое благодушие вкупе с «галактическим альтруизмом» и проигрывало волнующей тревожности, присущей космическим боевикам Запада. Советские школьники с гораздо большим интересом смотрели «Звездные войны», чем «Петлю Ориона».
БОРЬБА С ЖУКАМИ
Итак, что же нам предлагает западный Агитпроп по части инопланетной угрозы? Любопытная модель обрисована в фильме «Люди в черном». Там показана деятельность некоей таинственной спецслужбы, контролирующей деятельность инопланетян на Земле. Агенты действуют совершенно скрытно и, похоже, никак не связаны с государством. Более того, нормальная, классическая полиция только мешает «людям в черном» в борьбе с разного рода инопланетными «уголовниками» – контрабандистами, террористами и т.д. Сама спецслужба возникла в 50-е годы как маленькое, небогатое агентство, вступившее в контакт с инопланетянами. И в ходе этих контактов оно получило доступ к мощным инопланетным технологиям, что позволило ему стать крупной структурой, равной спецслужбе развитого государства. Не знаю уж, как кому, а мне это напоминает крупную транснациональную корпорацию (ТНК), являющуюся чем-то вроде отдельного государства. И поэтому возникает вопрос – уж не ТНК ли будут использовать тему инопланетной угрозы с целью создания мирового правительства? Тем более, что именно транснациональная олигархия сегодня заинтересована в демонтаже «устаревших» национальных государств. (Как выразился, президент First National City Bank Corp У. Спенсер, «политические границы национальных государств слишком узки и удушающи, чтобы соответствовать размаху и широте современного бизнеса». И наличествует уже предостаточно мыслителей, готовых обосновать претензии крупнейшего бизнеса. Пишет же Тоффлер о «Всемирном совете глобальных корпораций».)
Что ж, если все произойдет так, как в «Людях в черном», то мир (или какую-либо его «объединившуюся» часть) ожидает страшная тоталитарная диктатура. Шутники посмеивались – дескать, «люди в черном» – не иначе, как эсесовцы… А ведь это может быть пророческой шуткой. Только вот фашизм уже будет транснациональным и гораздо более тоталитарным. Ведь и сама спецслужба «ЛвЧ» изображена как некий орден, адепты которого рвут все свои прежние человеческие связи. Конечно, фильм изображает их людьми благородными и гуманными, но это фильм. А реальность даст совсем иные результаты. Старший агент в фильме утверждает: «Человек разумен, а толпа – тупой и опасный зверь, склонный к панике». Так что с демократией будет, скорее всего, покончено.
Есть, впрочем, иной «кинопроект» – «Звездный десант», где, напротив, инопланетянам противостоит мощное государство имперского типа. Демократией, впрочем, и здесь не пахнет – полноценными гражданами будущей империи могут быть только воины. А они ведут отважную и тяжелую борьбу с расой разумных жуков. (Занятное совпадение – в «Лвч» также показаны зловещие инопланетные жуки. А вот у Стругацких страх перед «жуком в муравейнике» явно высмеивается.)
Скорее всего, «Звездный десант» выражает позицию части западных элит, которые не во всем согласны с ТНК. И, в первую очередь, эти разногласия касаются именно вопроса о государственности. «Противники» ТНК продолжают оставаться «государственниками», равняясь на США и выстраиваемую ими модель евроатлантического единства западных стран. Очевидно, тут надо иметь в виду, в первую очередь, американских правых республиканцев и их союзников в Европе (типа Саркози). Не исключено, что эти элиты сделают ставку на «либерал-фашизм». Если же брать кинематографический Агитпроп, то подобный вариант показан в фильме «300 спартанцев». По поводу этой киноленты весьма ценное наблюдение сделал Е. Холмогоров: «Расизм и социал-дарвинизм сочатся в “300” из каждого кадра. Персы являются явным собранием антропологических и совсем уж нечеловеческих мутаций. Спартанцы все до одного – идеальными нордиками. Хотя, казалось бы, вольность «экранизации комикса» вполне допускала бы включение в их число нескольких атлетично сложенных «афроамериканцев»… Не исключено, что имперский «неоконсерватизм» бушевского образца и в самом деле зарезервировал для себя запасную линию отступления от провалившегося проекта «либеральной империи» – идею «белая либеральная империя», в которой свобода и либерализм связываются с определенным расовым типом, защищаемым спартанцами-американцами».
Но это – апелляция к прошлому, тогда как «Звездный десант» апеллирует к будущему. И это будущее может наступить.
ДОБРЫЙ ЧУЖОЙ
Впрочем, стратеги глобализма никогда не кладут все яйца в одну корзину. Помимо образа злого инопланетянина ими же создан и образ инопланетянина доброго. Классический пример – фильм Спилберга «Инопланетянин». Но мне кажется более интересным подход, выбранный создателями сериала «Альф». Они представили образ пришельца, случайно попавшего в типичную американскую семью. Альф (сокращенно от «инопланетная форма жизни») – симпатичный лохматый трикстер, который постоянно приносит хозяевам одни неприятности – он крушит все подряд, устраивает всяческие пакости, поедает уйму продуктов. Тем не менее, сами хозяева без него уже не могут жить, к тому же он способствует разрешению многих житейских проблем. Более того, Альф даже умудряется связаться с самолетом президента США – с тем, чтобы дать совет по предотвращению ядерной войны (фильм был снят в 80-е годы). В целом же Альф показан добрым разрушителем, преобразующим прежнюю тихую жизнь семейства.
Складывается такое впечатление, что создатели фильма хотели подготовить американцев (и не только их) к будущим неудобствам, которые внесут в их повседневность «инопланетяне». А точнее те, кто будет вещать от имени инопланетян. Вот они-то и подадут ценный совет – создать мировое правительство, способное покончить со всеми угрозами – военными, экономическими, экологическими и т.д. Опять-таки, технические средства «общества спектакля» позволяют убедить массы в существовании добрых, хотя и несколько взбалмошных «альфов».
Сегодня трудно сказать – какая из разновидностей инопланетного мифа будет задействована. Вообще, не известно, станет ли этот миф фактором realpolitik. Но в любом случае сбрасывать его со счетов не стоит.
А. Елисеев
Источник
|