В Россию - с любовью? ("The Jerusalem Post", Израиль)
admin 08 Июля 2008 в 17:52:03
'Земля в Иерусалиме бесценна, но бесценны и отношения с Россией'
За долгие годы жители Иерусалима привыкли ассоциировать русский квартал, состоящий из зданий имперской архитектуры и находящийся возле площади Сафра, с законом и порядком. В самом деле, среди прочего здесь находятся управление полиции, изолятор и суд. Однако если состоится запланированная сделка по возвращению двух зданий в этом квартале русской церкви в обмен на выделение средств на строительство нового комплекса правительственных зданий, центр Иерусалима изменится навсегда.
Три года назад тогдашний президент России Владимир Путин объявил о претензиях на Сергиевское подворье, где находились помещения министерства сельского хозяйства, управления по природе и паркам, а также общество охраны природы Израиля, и на здание Русской духовной миссии, занятое иерусалимским мировым судом. Утверждалось, что эти здания по праву принадлежат русской православной церкви. Израиль начал переговоры по проблеме возвращения зданий.
Для Москвы возвращение будет символизировать восстановление национального престижа страны, а также, согласно некоторым источникам, укрепление позиций на Ближнем Востоке. Израиль же опасается того, что передача владений может послужить прецедентом, и тогда церковь может начать выдвигать претензии и на другие объекты, некогда находившиеся в ее собственности.
В ноябре прошло года делегация высокопоставленных официальных лиц из России посетила русский квартал, где прошли переговоры с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом о проблемах церковных земель.
Глава Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин (в то время возглавлявший Счетную палату РФ) лично передал Ольмерту послание от Путина, в котором фигурировал окончательный список требований по возвращению собственности русской церкви.
В январе стороны обменялись нотами касательно процессуально-юридического аспекта проблемы. Затем посольство России в Тель-Авиве объявило, что 'территория может быть передана России в конце июня 2008 года на специальной церемонии в Иерусалиме'.
С тех пор российские СМИ стали озвучивать такое предположение, что вышеупомянутая церемония должна состояться 12 июля и что на ней будет присутствовать Путин. Кроме того, в российских СМИ упоминались компенсации, которые Израиль получит в связи с процедурой передачи владений.
По предложению Степашина, требуемые средства должны предоставить российские олигархи Роман Абрамович и Аркадий Гайдамак. Однако, несмотря на то, что в ноябре прошлого года было объявлено о согласии обоих проспонсировать строительство нового здания городского суда в Иерусалима, представители Абрамовича и Гайдамака не представили подтверждения этому.
По словам высокопоставленного источника в российском внешнеполитическом ведомстве, решение иерусалимской проблемы затрудняется упрямством израильских властей.
'Образно выражаясь, мяч сейчас находится на израильской половине поля, точнее, в их суде', - заявила Анастасия Федорова, пресс-атташе российского посольства. Она также подтвердила, что первоначально передача была запланирована на 12 июля.
На следующей неделе запланирована очередная встреча между израильской и российской сторонами.
Территория площадью 68 дунамов (общая для ближневосточного региона единица площади, равна 1000 кв. м - прим. пер.), на которой разместился русский квартал, была передана от Османской империи Российской в 1860 году по итогам Крымской войны (1854-56). В том же году было сооружено здание российского консульства, вокруг которого стали появляться странноприимные дома, монастыри и церкви для обеспечения непрерывного потока паломников всем необходимым. Все это дорогостоящее мероприятие поддерживалось Императорским православным палестинским обществом, основанным в Санкт-Петербурге.
После событий первой мировой войны и революции 1917 года в России поток паломников иссяк, русский квартал заняли турецкие военные, а в русской православной церкви произошел раскол. 'Красная' церковь продолжала функционировать в России под эгидой коммунистического режима, а 'белая' церковь, церковь русских эмигрантов, основала собственные религиозные учреждения в странах Запада.
В конце первой мировой войны Великобритания отобрала у Османской империи Палестину и установила в русском квартале режим безопасности. Британские власти признали права 'белой' церкви на ее владения в Святой земле, но в 1948 году свежесозданное Государство Израиль передало эти права 'красной' церкви. Иорданское Хашемитское Королевство, удерживавшее в своих руках юрисдикцию над Восточным Иерусалимом, не признало передачи и продолжало считать законными собственниками представителей 'белой' церкви.
В 1964 году Израиль выкупил значительную часть русского квартала у 'красной' церкви за три с половиной миллиона долларов. Это событие вскоре окрестили 'апельсиновой сделкой', так как Израиль, страдавший от нехватки наличных средств, выплатил часть суммы цитрусовыми.
Три года спустя Израиль захватил Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, однако продолжал признавать права на церковные владения на этой территории за 'белой' церковью. Тогда же были разорваны дипломатические отношения между СССР и Израилем, а сотрудники Императорского православного палестинского общества были эвакуированы с территории Сергиевского подворья.
Очередная смена статуса бывших владений русской церкви в регионе произошла в 1994 году, когда было создано автономное правительство Палестины. Тогдашний лидер администрации палестинцев Ясир Арафат передал права на часть владений на Западном берегу и в Секторе Газа от 'белой' церкви 'красной' (в том числе один объект в Хевроне - случилось это в 1997 году). Несмотря на заключение союза между церквами, споры по поводу владений в Иерусалиме и других частях Израиля продолжаются по сей день.
По словам доктора Зеева Ханина (факультет политологии университета Бар-Илан), именно тот непрочный союз, который удалось заключить двум церквам, стал необходимым условием для заключения сделки. Ханин заявил: 'Израиль всегда старался скрупулезно соблюдать права собственности различных религиозных объединений, включая исламские, христианские и все прочие. В этой связи даже после разрыва отношений с СССР в 1967 году все права русской церкви и советского государства добросовестно соблюдались. Советская сторона не осталась в долгу и сохранила за израильтянами права на здание на улице Большая Ордынка, которое занимало их посольство.
Что касается Сергиевского подворья, то Израиль никогда не был против его возвращения. Единственной проблемой является то, что ни один из трех претендентов - ни российское государство, ни 'красная' церковь, ни 'белая' церковь - не является его законным владельцем.
В то время великий князь Сергей (Александрович - прим. пер.) основал специальный фонд, так как по законам Османской империи иностранные государства не имели права владеть замлей на ее территории. Таким образом, только ближайшие наследники князя Сергея вправе претендовать на эти владения - но ни один из них не выразил своей заинтересованности (согласно опубликованной 13 июня в газете Makor Rishon статье, ближайшим таким наследником является принц Филипп, герцог Эдинбургский).
Теперь, после того, как свершилось долгожданное объединение церквей, не осталось более никаких препятствий, и Израиль может подписать договор с российским правительством. Для русских это, конечно, вопрос престижа, символический момент в их борьбе за восстановление своего влияния на Ближнем Востоке. Возвращение российских владений в Иерусалиме - весьма символичное событие, напоминающее о блеске и величии Российской империи'.
По словам Ханина, есть более чем веские основания полагать, что сделка состоится, в особенности благодаря мощной лоббистской кампании. По его словам, 'тот, кто возглавляет это лобби, так называемое 'церковное', - не кто иной, как Сергей Кириенко, могущественный глава Росатома'.
9 июня счетная палата РФ опубликовала на своем сайте следующее объявление: 'Палестинская национальная автономия передала российским властям три земельных участка в Иерихоне на торжественной церемонии, состоявшейся в Счетной палате Российской Федерации в Москве. Глава Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин заявил, что возвращенные владения состоят из трех участков: одного площадью 12 тысяч квадратных метров и еще двух, расположенных в районе аль-Москобия ('Московский') в пределах городской черты'.
Это заявление опубликовали сотни российских веб-сайтов и новостных агентств. Зачастую дополнительно отмечалось, что переданные владения - лишь капля в море по сравнению с теми богатствами, которыми Россия и русская церковь владели в Палестине до 1917 года.
В конце апреля одно из новостных агентств России опубликовало сообщение, в котором анонсировалось принятое президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом во время его визита в Москву решение передать российскому правительству земли в Вифлееме, а также 35 тысяч квадратных метров земли на Елеонской горе и в Иерихоне.
Что касается будущей судьбы возвращенных владений, то, по данным источников в Императорском православном палестинском обществе, Сергиевское подворье вместе с его великолепным двором будет вновь превращено в пристанище для паломников.
Что же касается земельных владений в Восточном Иерусалиме, Иерихоне, Вифлееме и Рамалле, то там планируется открыть российские культурные центры и воскресные школы, тем самым укрепив отношения между палестинским народом и Россией.
Развитие событий с передачей прав собственности на земельные владения на территории Израиля и Палестины вызвало неоднозначную реакцию.
Андрей Васильев, гражданин Израиля, исповедующий православие, утверждает, что он и его единоверцы в целом удовлетворены возвращением Сергиевского подворья и здания Русской духовной миссии. По его словам, происходит законная передача российской собственности российским владельцам.
Впрочем, есть некоторые нюансы, которые омрачают радость Васильева.
'Зачем расплачиваться деньгами олигархов (то есть Гайдамака и Абрамовича - К. С.)? Неужели российское государство или русская церковь не могут сами, без их помощи, выплатить какие-то компенсации? К тому же я не уверен, что местным христианам, в том числе иммигрантам из России и арабам, от этого будет какая-то выгода. Сейчас мы приписаны к греческой патриархии, а она не имеет ничего общего с Россией, так что встает вопрос, сумеет ли русская церковь заполнить вакуум и позаботиться также о тех, кто постоянно живет в Святой земле, а не только о паломниках'.
Кое-кто опасается, что возвращение России двух объектов на территории русского квартала может создать опасный прецедент.
'Многие офисные и правительственные здания построены на земле, некогда принадлежавшей греческой или итальянской церкви, а также на конфискованных землях, по которым до сих пор не урегулирован вопрос собственности. Что же, нам теперь придется отдавать кому-то министерство образования, резиденцию премьер-министра?', - спрашивает житель района Рехавия Пинхас Леви.
Самир Масри, житель квартала Семирамис (Восточный Иерусалим), полагает, что Израилю лучше вернуть землю палестинцам.
'Израиль понимает важность своего дипломатического положения в мире и поэтому торопится заключить соглашение с русскими. Но как быть с домами в Западном Иерусалиме, принадлежащими палестинцам? Когда Израиль их вернет?', - спрашивает он.
Степашин оценивает перспективу передачи собственности более оптимистично. Недавно, по сообщению некого российского новостного агентства, он объявил: 'Если мы поднимем российский флаг в центре Иерусалима, в непосредственной близости от Гроба Господня, - это будет просто неоценимо'.
Выступая в июне в Москве, Степашин сказал: 'Для России Святая земля - это не географическая точка, а составная часть русского духа и единства православных, это культурно-духовная плоскость, где каждый камень освящен историческими событиями; кроме того, Святая земля есть то место, где находятся русские церкви, монастыри, странноприимные дома, больницы и школа для местных жителей. Сегодня нашей главной задачей является восстановление былого наследия Русской Палестины, хотя ввиду запутанной военной и политической обстановки на Ближнем Востоке задача эта может оказать очень непростой'.
Депутат Кнессета от партии 'Кадима' Марина Солодкин также выступает в поддержку предстоящей сделки в Иерусалиме, отмечая, что Россия расценит ее как шаг к укреплению доверия и позднее предоставит компенсацию в виде аналогичных шагов со своей стороны.
'Земля в Иерусалиме бесценна, но бесценны и отношения с Россией', - говорит она. 'Кроме того, Израиль всегда уважал права собственности других. Эти здания были построены русскими и для русских - гостей и паломников, и закон обязывает нас вернуть России ее владения'.
Евгений Губницкий , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 08 июля 2008, 12:12
Оригинал публикации: To Russia with love?
За долгие годы жители Иерусалима привыкли ассоциировать русский квартал, состоящий из зданий имперской архитектуры и находящийся возле площади Сафра, с законом и порядком. В самом деле, среди прочего здесь находятся управление полиции, изолятор и суд. Однако если состоится запланированная сделка по возвращению двух зданий в этом квартале русской церкви в обмен на выделение средств на строительство нового комплекса правительственных зданий, центр Иерусалима изменится навсегда.
Три года назад тогдашний президент России Владимир Путин объявил о претензиях на Сергиевское подворье, где находились помещения министерства сельского хозяйства, управления по природе и паркам, а также общество охраны природы Израиля, и на здание Русской духовной миссии, занятое иерусалимским мировым судом. Утверждалось, что эти здания по праву принадлежат русской православной церкви. Израиль начал переговоры по проблеме возвращения зданий.
Для Москвы возвращение будет символизировать восстановление национального престижа страны, а также, согласно некоторым источникам, укрепление позиций на Ближнем Востоке. Израиль же опасается того, что передача владений может послужить прецедентом, и тогда церковь может начать выдвигать претензии и на другие объекты, некогда находившиеся в ее собственности.
В ноябре прошло года делегация высокопоставленных официальных лиц из России посетила русский квартал, где прошли переговоры с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом о проблемах церковных земель.
Глава Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин (в то время возглавлявший Счетную палату РФ) лично передал Ольмерту послание от Путина, в котором фигурировал окончательный список требований по возвращению собственности русской церкви.
В январе стороны обменялись нотами касательно процессуально-юридического аспекта проблемы. Затем посольство России в Тель-Авиве объявило, что 'территория может быть передана России в конце июня 2008 года на специальной церемонии в Иерусалиме'.
С тех пор российские СМИ стали озвучивать такое предположение, что вышеупомянутая церемония должна состояться 12 июля и что на ней будет присутствовать Путин. Кроме того, в российских СМИ упоминались компенсации, которые Израиль получит в связи с процедурой передачи владений.
По предложению Степашина, требуемые средства должны предоставить российские олигархи Роман Абрамович и Аркадий Гайдамак. Однако, несмотря на то, что в ноябре прошлого года было объявлено о согласии обоих проспонсировать строительство нового здания городского суда в Иерусалима, представители Абрамовича и Гайдамака не представили подтверждения этому.
По словам высокопоставленного источника в российском внешнеполитическом ведомстве, решение иерусалимской проблемы затрудняется упрямством израильских властей.
'Образно выражаясь, мяч сейчас находится на израильской половине поля, точнее, в их суде', - заявила Анастасия Федорова, пресс-атташе российского посольства. Она также подтвердила, что первоначально передача была запланирована на 12 июля.
На следующей неделе запланирована очередная встреча между израильской и российской сторонами.
Территория площадью 68 дунамов (общая для ближневосточного региона единица площади, равна 1000 кв. м - прим. пер.), на которой разместился русский квартал, была передана от Османской империи Российской в 1860 году по итогам Крымской войны (1854-56). В том же году было сооружено здание российского консульства, вокруг которого стали появляться странноприимные дома, монастыри и церкви для обеспечения непрерывного потока паломников всем необходимым. Все это дорогостоящее мероприятие поддерживалось Императорским православным палестинским обществом, основанным в Санкт-Петербурге.
После событий первой мировой войны и революции 1917 года в России поток паломников иссяк, русский квартал заняли турецкие военные, а в русской православной церкви произошел раскол. 'Красная' церковь продолжала функционировать в России под эгидой коммунистического режима, а 'белая' церковь, церковь русских эмигрантов, основала собственные религиозные учреждения в странах Запада.
В конце первой мировой войны Великобритания отобрала у Османской империи Палестину и установила в русском квартале режим безопасности. Британские власти признали права 'белой' церкви на ее владения в Святой земле, но в 1948 году свежесозданное Государство Израиль передало эти права 'красной' церкви. Иорданское Хашемитское Королевство, удерживавшее в своих руках юрисдикцию над Восточным Иерусалимом, не признало передачи и продолжало считать законными собственниками представителей 'белой' церкви.
В 1964 году Израиль выкупил значительную часть русского квартала у 'красной' церкви за три с половиной миллиона долларов. Это событие вскоре окрестили 'апельсиновой сделкой', так как Израиль, страдавший от нехватки наличных средств, выплатил часть суммы цитрусовыми.
Три года спустя Израиль захватил Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, однако продолжал признавать права на церковные владения на этой территории за 'белой' церковью. Тогда же были разорваны дипломатические отношения между СССР и Израилем, а сотрудники Императорского православного палестинского общества были эвакуированы с территории Сергиевского подворья.
Очередная смена статуса бывших владений русской церкви в регионе произошла в 1994 году, когда было создано автономное правительство Палестины. Тогдашний лидер администрации палестинцев Ясир Арафат передал права на часть владений на Западном берегу и в Секторе Газа от 'белой' церкви 'красной' (в том числе один объект в Хевроне - случилось это в 1997 году). Несмотря на заключение союза между церквами, споры по поводу владений в Иерусалиме и других частях Израиля продолжаются по сей день.
По словам доктора Зеева Ханина (факультет политологии университета Бар-Илан), именно тот непрочный союз, который удалось заключить двум церквам, стал необходимым условием для заключения сделки. Ханин заявил: 'Израиль всегда старался скрупулезно соблюдать права собственности различных религиозных объединений, включая исламские, христианские и все прочие. В этой связи даже после разрыва отношений с СССР в 1967 году все права русской церкви и советского государства добросовестно соблюдались. Советская сторона не осталась в долгу и сохранила за израильтянами права на здание на улице Большая Ордынка, которое занимало их посольство.
Что касается Сергиевского подворья, то Израиль никогда не был против его возвращения. Единственной проблемой является то, что ни один из трех претендентов - ни российское государство, ни 'красная' церковь, ни 'белая' церковь - не является его законным владельцем.
В то время великий князь Сергей (Александрович - прим. пер.) основал специальный фонд, так как по законам Османской империи иностранные государства не имели права владеть замлей на ее территории. Таким образом, только ближайшие наследники князя Сергея вправе претендовать на эти владения - но ни один из них не выразил своей заинтересованности (согласно опубликованной 13 июня в газете Makor Rishon статье, ближайшим таким наследником является принц Филипп, герцог Эдинбургский).
Теперь, после того, как свершилось долгожданное объединение церквей, не осталось более никаких препятствий, и Израиль может подписать договор с российским правительством. Для русских это, конечно, вопрос престижа, символический момент в их борьбе за восстановление своего влияния на Ближнем Востоке. Возвращение российских владений в Иерусалиме - весьма символичное событие, напоминающее о блеске и величии Российской империи'.
По словам Ханина, есть более чем веские основания полагать, что сделка состоится, в особенности благодаря мощной лоббистской кампании. По его словам, 'тот, кто возглавляет это лобби, так называемое 'церковное', - не кто иной, как Сергей Кириенко, могущественный глава Росатома'.
9 июня счетная палата РФ опубликовала на своем сайте следующее объявление: 'Палестинская национальная автономия передала российским властям три земельных участка в Иерихоне на торжественной церемонии, состоявшейся в Счетной палате Российской Федерации в Москве. Глава Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин заявил, что возвращенные владения состоят из трех участков: одного площадью 12 тысяч квадратных метров и еще двух, расположенных в районе аль-Москобия ('Московский') в пределах городской черты'.
Это заявление опубликовали сотни российских веб-сайтов и новостных агентств. Зачастую дополнительно отмечалось, что переданные владения - лишь капля в море по сравнению с теми богатствами, которыми Россия и русская церковь владели в Палестине до 1917 года.
В конце апреля одно из новостных агентств России опубликовало сообщение, в котором анонсировалось принятое президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом во время его визита в Москву решение передать российскому правительству земли в Вифлееме, а также 35 тысяч квадратных метров земли на Елеонской горе и в Иерихоне.
Что касается будущей судьбы возвращенных владений, то, по данным источников в Императорском православном палестинском обществе, Сергиевское подворье вместе с его великолепным двором будет вновь превращено в пристанище для паломников.
Что же касается земельных владений в Восточном Иерусалиме, Иерихоне, Вифлееме и Рамалле, то там планируется открыть российские культурные центры и воскресные школы, тем самым укрепив отношения между палестинским народом и Россией.
Развитие событий с передачей прав собственности на земельные владения на территории Израиля и Палестины вызвало неоднозначную реакцию.
Андрей Васильев, гражданин Израиля, исповедующий православие, утверждает, что он и его единоверцы в целом удовлетворены возвращением Сергиевского подворья и здания Русской духовной миссии. По его словам, происходит законная передача российской собственности российским владельцам.
Впрочем, есть некоторые нюансы, которые омрачают радость Васильева.
'Зачем расплачиваться деньгами олигархов (то есть Гайдамака и Абрамовича - К. С.)? Неужели российское государство или русская церковь не могут сами, без их помощи, выплатить какие-то компенсации? К тому же я не уверен, что местным христианам, в том числе иммигрантам из России и арабам, от этого будет какая-то выгода. Сейчас мы приписаны к греческой патриархии, а она не имеет ничего общего с Россией, так что встает вопрос, сумеет ли русская церковь заполнить вакуум и позаботиться также о тех, кто постоянно живет в Святой земле, а не только о паломниках'.
Кое-кто опасается, что возвращение России двух объектов на территории русского квартала может создать опасный прецедент.
'Многие офисные и правительственные здания построены на земле, некогда принадлежавшей греческой или итальянской церкви, а также на конфискованных землях, по которым до сих пор не урегулирован вопрос собственности. Что же, нам теперь придется отдавать кому-то министерство образования, резиденцию премьер-министра?', - спрашивает житель района Рехавия Пинхас Леви.
Самир Масри, житель квартала Семирамис (Восточный Иерусалим), полагает, что Израилю лучше вернуть землю палестинцам.
'Израиль понимает важность своего дипломатического положения в мире и поэтому торопится заключить соглашение с русскими. Но как быть с домами в Западном Иерусалиме, принадлежащими палестинцам? Когда Израиль их вернет?', - спрашивает он.
Степашин оценивает перспективу передачи собственности более оптимистично. Недавно, по сообщению некого российского новостного агентства, он объявил: 'Если мы поднимем российский флаг в центре Иерусалима, в непосредственной близости от Гроба Господня, - это будет просто неоценимо'.
Выступая в июне в Москве, Степашин сказал: 'Для России Святая земля - это не географическая точка, а составная часть русского духа и единства православных, это культурно-духовная плоскость, где каждый камень освящен историческими событиями; кроме того, Святая земля есть то место, где находятся русские церкви, монастыри, странноприимные дома, больницы и школа для местных жителей. Сегодня нашей главной задачей является восстановление былого наследия Русской Палестины, хотя ввиду запутанной военной и политической обстановки на Ближнем Востоке задача эта может оказать очень непростой'.
Депутат Кнессета от партии 'Кадима' Марина Солодкин также выступает в поддержку предстоящей сделки в Иерусалиме, отмечая, что Россия расценит ее как шаг к укреплению доверия и позднее предоставит компенсацию в виде аналогичных шагов со своей стороны.
'Земля в Иерусалиме бесценна, но бесценны и отношения с Россией', - говорит она. 'Кроме того, Израиль всегда уважал права собственности других. Эти здания были построены русскими и для русских - гостей и паломников, и закон обязывает нас вернуть России ее владения'.
Евгений Губницкий , ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 08 июля 2008, 12:12
Оригинал публикации: To Russia with love?
|