Проезд в общественном транспорте Алматы может подорожать до ста тенге.
admin 23 Июня 2008 в 11:22:02
Общественный транспорт - это не просто бизнес. Это социальная услуга, а такие услуги - не всегда прибыльное дело. Главные функции городских пассажирских перевозок: повсеместность, качество и доступность по стоимости.
Но сегодня городской общественный транспорт этих функций, похоже, не выполняет. Качество остается низким, зато растет стоимость проезда.
C 10 июня проезд в общественном транспорте в южной столице подорожал до 50 тенге. И это не предел! По расчетам перевозчиков, проезд должен стоить 100 тенге - и без всяких льгот.
Криминальный бизнес
Чтобы понять, как мы докатились до такой ситуации, нужно заглянуть в прошлое.
В лихие 90е общественный транспорт перешел в частные руки. Он приносил огромные прибыли, теневые миллионы. За каждый прибыльный маршрут среди перевозчиков шли разборки.
- Тогда мы действительно делали деньги из воздуха, - признался бывший перевозчик, который сегодня работает на маршруте по найму. - Горючее стоило копейки, машины работали на добром слове, лишь бы колеса крутились. На своей "Газели" я заработал себе квартиру, построил дом сыну.
Но ситуация изменилась…
- Началась дележка маршрутов, и нас стали выдавливать из бизнеса, - продолжает наш собеседник. - Протыкали колеса, угрожали. У когото в прямом смысле кулаками отбили желание работать. Но те, кто успел "застолбить" самые прибыльные маршруты, получили лицензии.
Со временем общественный транспорт из полукриминальной сферы стал превращаться в обычный бизнес. И довольно прибыльный. Сегодня в Алматы осталось 16 перевозчиков и, как прогнозируют специалисты, будет еще меньше - идет укрупнение и слияние.
До какогото времени ситуация устраивала всех, кроме пассажиров, но их никто и не спрашивал. Власти города переложили заботы на частников, а те неплохо зарабатывали.
Как признались нам чиновники, общественный транспорт в Алматы не стоит бюджету ни тиынки.
Но идиллию испортил резкий скачок цен на ГСМ.
100 тенге - кто больше?
Дизельное топливо выросло до 92 тенге. Произведя нехитрые расчеты, перевозчики вывели новую стоимость проезда, ведь 40 процентов от цены билетика составляет именно стоимость горючего.
Работать по старым тарифам оказалось не так выгодно. Успешный бизнес забуксовал. И перевозчики начали поднимать стоимость проезда. А городские власти оказались в заложниках ситуации. Рычагов влияния на перевозчиков у них нет - только уговоры и просьбы. Перевозчики же ставят вопрос жестко: либо стоимость проезда будет увеличена, либо автобусы встанут на прикол.
Автобус - не способ передвижения, а роскошь…
В начале этого года перевозчики самовольно подняли стоимость проезда до 60 тенге, чем вызвали массовые недовольства. Власти спешно выделили из бюджета 800 миллионов тенге - с условием, что 4 месяца стоимость проезда будет оставаться прежней. Но теперь, сделав новые расчеты, перевозчики хотели поднять стоимость проезда до 100 тенге при себестоимости проезда 74 тенге. И снова чиновники, загнанные в угол, бросились искать выход. Было решено выделить перевозчикам льготное дизельное топливо. Стоимость проезда поднялась, но не до 100, а до 50 тенге.
Правда, это лишь отодвинуло проблему. Дешевый дизель будет поступать перевозчикам только до конца этого года. Дальше будет произведен новый расчет, и может оказаться, что общественный транспорт станет горожанам не по карману. По крайней мере социально уязвимым слоям населения. Если раньше перевозчики, зарабатывая огромные деньги, могли позволить содержать льготников, то сегодня они отказываются это делать.
10 июня в южной столице льгот лишились студенты, обучающиеся на платных отделениях. Они подняли шум, вышли с протестом к акимату, надев на себя картонные макеты автобусов со словами: "За 50 пешком пойду".
Власти сдались, к студентам вышел представитель акимата и сообщил, что льготы возвращены. Студенты ликовали! Но… Льготы восстановили только до 1 июля.
Что будет дальше - никто не знает.
Окраины не выгодны
Но если в центре города, хоть и за полтинник, можно доехать до нужного места, то на окраине автобусы - редкое явление, они появляются всего несколько раз в день. Общественный транспорт здесь перестраивает график жизни людей, руководит их распорядком дня. Многие готовы доплачивать за эту роскошь, и негласно некоторые водители берут с людей не по 50 тенге, а на 10 тенге больше.
Отговорка у перевозчиков одна: эти маршруты не выгодны. Заставить их организовать нормальное движение власти не могут.
- Бывают маршруты прибыльные. А есть, например, у нас маршрут, который приносит 600 тысяч тенге убытка, - рассказывает Юнус Галиев, председатель ассоциации предприятийперевозчиков. - Маршруты стараются распределить среди перевозчиков равномерно. Несколько прибыльных, а в довесок не очень доходные.
Но в абсолютно убыточные маршруты верится с трудом - ведь пассажиропоток идет именно с окраин. Мы проехали по всему 74му маршруту, который как раз едет с городской периферии. Как нам сообщил водитель, за месяц у него набегает 240 тысяч чистой прибыли. При этом он сам содержит, заправляет машину и умудряется еще платить по 45 тысяч в месяц за аренду этого "не совсем прибыльного" маршрута.
Тогда сколько может принести самый популярный магистральный маршрут? По словам перевозчиков, самые доходные маршруты идут по улицам Абая, Тимирязева, Сейфуллина. Тут явно счет идет на миллионы.
50 миллиардов - и все в порядке?
Ни власти города, ни пассажиры, ни перевозчики - никто не доволен сложившейся ситуацией.
- Пока не будет дотаций из бюджета, ничего хорошего не будет, - считает Юнус Галиев. - Плохо, что мы не поднимали этот вопрос раньше. А ведь в Законе "О транспорте" четко прописано про перекрытие убытков из бюджета. Но почемуто эта статья не работает…
Между тем в акимате зреют другие планы. С 2009 года собираются создать три муниципальных автобусных парка.
- Автобусы поставим на маршруты, где ощущается нехватка общественного транспорта, - говорит Исахан Иманбеков, директор коммунального государственного предприятия "Пассажирские перевозки". - Они будут распределяться на конкурсной основе: плохо работает перевозчик на маршруте - будем его убирать… Появится конкуренция.
Этой конкуренции перевозчики уже боятся - они рискуют потерять прибыльные маршруты. Поэтому отговаривают чиновников от столь "необдуманного" шага, дескать, муниципальный парк будет убыточным. Но ведь самито както существуют?
Другой вопрос: во сколько обойдется налогоплательщикам возвращение муниципального транспорта? Официально чиновники на него не ответили. Однако из проверенных источников нам стало известно, что эта сумма зашкаливает за 50 миллиардов тенге!
Александра МЫСКИНА, "Караван"
Но сегодня городской общественный транспорт этих функций, похоже, не выполняет. Качество остается низким, зато растет стоимость проезда.
C 10 июня проезд в общественном транспорте в южной столице подорожал до 50 тенге. И это не предел! По расчетам перевозчиков, проезд должен стоить 100 тенге - и без всяких льгот.
Криминальный бизнес
Чтобы понять, как мы докатились до такой ситуации, нужно заглянуть в прошлое.
В лихие 90е общественный транспорт перешел в частные руки. Он приносил огромные прибыли, теневые миллионы. За каждый прибыльный маршрут среди перевозчиков шли разборки.
- Тогда мы действительно делали деньги из воздуха, - признался бывший перевозчик, который сегодня работает на маршруте по найму. - Горючее стоило копейки, машины работали на добром слове, лишь бы колеса крутились. На своей "Газели" я заработал себе квартиру, построил дом сыну.
Но ситуация изменилась…
- Началась дележка маршрутов, и нас стали выдавливать из бизнеса, - продолжает наш собеседник. - Протыкали колеса, угрожали. У когото в прямом смысле кулаками отбили желание работать. Но те, кто успел "застолбить" самые прибыльные маршруты, получили лицензии.
Со временем общественный транспорт из полукриминальной сферы стал превращаться в обычный бизнес. И довольно прибыльный. Сегодня в Алматы осталось 16 перевозчиков и, как прогнозируют специалисты, будет еще меньше - идет укрупнение и слияние.
До какогото времени ситуация устраивала всех, кроме пассажиров, но их никто и не спрашивал. Власти города переложили заботы на частников, а те неплохо зарабатывали.
Как признались нам чиновники, общественный транспорт в Алматы не стоит бюджету ни тиынки.
Но идиллию испортил резкий скачок цен на ГСМ.
100 тенге - кто больше?
Дизельное топливо выросло до 92 тенге. Произведя нехитрые расчеты, перевозчики вывели новую стоимость проезда, ведь 40 процентов от цены билетика составляет именно стоимость горючего.
Работать по старым тарифам оказалось не так выгодно. Успешный бизнес забуксовал. И перевозчики начали поднимать стоимость проезда. А городские власти оказались в заложниках ситуации. Рычагов влияния на перевозчиков у них нет - только уговоры и просьбы. Перевозчики же ставят вопрос жестко: либо стоимость проезда будет увеличена, либо автобусы встанут на прикол.
Автобус - не способ передвижения, а роскошь…
В начале этого года перевозчики самовольно подняли стоимость проезда до 60 тенге, чем вызвали массовые недовольства. Власти спешно выделили из бюджета 800 миллионов тенге - с условием, что 4 месяца стоимость проезда будет оставаться прежней. Но теперь, сделав новые расчеты, перевозчики хотели поднять стоимость проезда до 100 тенге при себестоимости проезда 74 тенге. И снова чиновники, загнанные в угол, бросились искать выход. Было решено выделить перевозчикам льготное дизельное топливо. Стоимость проезда поднялась, но не до 100, а до 50 тенге.
Правда, это лишь отодвинуло проблему. Дешевый дизель будет поступать перевозчикам только до конца этого года. Дальше будет произведен новый расчет, и может оказаться, что общественный транспорт станет горожанам не по карману. По крайней мере социально уязвимым слоям населения. Если раньше перевозчики, зарабатывая огромные деньги, могли позволить содержать льготников, то сегодня они отказываются это делать.
10 июня в южной столице льгот лишились студенты, обучающиеся на платных отделениях. Они подняли шум, вышли с протестом к акимату, надев на себя картонные макеты автобусов со словами: "За 50 пешком пойду".
Власти сдались, к студентам вышел представитель акимата и сообщил, что льготы возвращены. Студенты ликовали! Но… Льготы восстановили только до 1 июля.
Что будет дальше - никто не знает.
Окраины не выгодны
Но если в центре города, хоть и за полтинник, можно доехать до нужного места, то на окраине автобусы - редкое явление, они появляются всего несколько раз в день. Общественный транспорт здесь перестраивает график жизни людей, руководит их распорядком дня. Многие готовы доплачивать за эту роскошь, и негласно некоторые водители берут с людей не по 50 тенге, а на 10 тенге больше.
Отговорка у перевозчиков одна: эти маршруты не выгодны. Заставить их организовать нормальное движение власти не могут.
- Бывают маршруты прибыльные. А есть, например, у нас маршрут, который приносит 600 тысяч тенге убытка, - рассказывает Юнус Галиев, председатель ассоциации предприятийперевозчиков. - Маршруты стараются распределить среди перевозчиков равномерно. Несколько прибыльных, а в довесок не очень доходные.
Но в абсолютно убыточные маршруты верится с трудом - ведь пассажиропоток идет именно с окраин. Мы проехали по всему 74му маршруту, который как раз едет с городской периферии. Как нам сообщил водитель, за месяц у него набегает 240 тысяч чистой прибыли. При этом он сам содержит, заправляет машину и умудряется еще платить по 45 тысяч в месяц за аренду этого "не совсем прибыльного" маршрута.
Тогда сколько может принести самый популярный магистральный маршрут? По словам перевозчиков, самые доходные маршруты идут по улицам Абая, Тимирязева, Сейфуллина. Тут явно счет идет на миллионы.
50 миллиардов - и все в порядке?
Ни власти города, ни пассажиры, ни перевозчики - никто не доволен сложившейся ситуацией.
- Пока не будет дотаций из бюджета, ничего хорошего не будет, - считает Юнус Галиев. - Плохо, что мы не поднимали этот вопрос раньше. А ведь в Законе "О транспорте" четко прописано про перекрытие убытков из бюджета. Но почемуто эта статья не работает…
Между тем в акимате зреют другие планы. С 2009 года собираются создать три муниципальных автобусных парка.
- Автобусы поставим на маршруты, где ощущается нехватка общественного транспорта, - говорит Исахан Иманбеков, директор коммунального государственного предприятия "Пассажирские перевозки". - Они будут распределяться на конкурсной основе: плохо работает перевозчик на маршруте - будем его убирать… Появится конкуренция.
Этой конкуренции перевозчики уже боятся - они рискуют потерять прибыльные маршруты. Поэтому отговаривают чиновников от столь "необдуманного" шага, дескать, муниципальный парк будет убыточным. Но ведь самито както существуют?
Другой вопрос: во сколько обойдется налогоплательщикам возвращение муниципального транспорта? Официально чиновники на него не ответили. Однако из проверенных источников нам стало известно, что эта сумма зашкаливает за 50 миллиардов тенге!
Александра МЫСКИНА, "Караван"
|