Экзамен на креатив
admin 20 Июня 2008 в 11:18:10
На недавнем совещании в Правительстве рассматривался вопрос неудовлетворительной организации единого национального тестирования в этом году. Хотя экзамен уже завершился, до сих пор звучит немало различных мнений по поводу того, насколько эффективно работает сама система ЕНТ. Высказать свою точку зрения на сложившуюся ситуацию мы попросили организатора образования с большим стажем, бывшего начальника главного управления среднего образования Министерства образования и заведующего сектором образования Канцелярии Премьер-Министра Ермека Касымбекова.
- В 1999 году мы перешли на новую модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений на основе общенационального комплексного тестирования, которое проводилось сначала в 34, а к моменту перехода на единое национальное тестирование в 2004 году - в 52 ведущих вузах страны.
Эта модель позволила не только улучшить систему отбора молодежи в высшие учебные заведения, но и способствовала получению объективной информации об успеваемости школьников. Стало возможным получить реальные показатели деятельности как отдельных школ, так и региональных систем образования.
Об эффективности реформы свидетельствуют сами цифры. Так, в 2003 году по сравнению с 1999-м количество абитуриентов возросло с 42,7 тысяч до 165,1 тысячи человек, а конкурс на одно место в среднем по республике составил 6,2.
Абитуриенты, набравшие высокие баллы, получили возможность, не выезжая за пределы своего региона, претендовать на поступление в любой вуз страны по выбранной специальности. В свою очередь руководители высших учебных заведений стали заинтересованными в привлечении как можно большего числа абитуриентов, успешно прошедших комплексное тестирование, так как бюджетные средства в виде государственного заказа направлялись в тот вуз, предпочтение которому отдал абитуриент.
В 2004 году в республике внедрен независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования выпускников школ. Для его проведения были созданы 154 специальных пункта.
Переход на единое национальное тестирование - новую форму итоговой государственной аттестации обучающихся, совмещенную с вступительными экзаменами в средние и высшие профессиональные учебные заведения, позволил создать систему внешних процедур оценки качества образования.
В то же время следует отметить, что при проведении тестирования широкое распространение получили компьютеризованные методы контроля знаний. Однако они не всегда гарантируют получение объективных данных об уровне знаний, умений и навыков учащихся. Главный недостаток такой системы - "зазубривание" ответов на тестовые вопросы, которые к тому же не всегда корректны, о чем свидетельствует большое количество аппеляций.
Глобальная тенденция сейчас состоит в том, что академические знания все реже становятся главным показателем качества образования. На смену им приходят такие важные критерии, как устойчивая мотивация к обучению, надпредметные способы учебной деятельности. Они показывают, смогут ли ребята самостоятельно учиться всю жизнь, определяют степень развития личности. Поэтому систему оценки знаний необходимо направить преимущественно на выявление творческих способностей учащихся, а не на механическое запоминание информации.
Николай Азов, "Казахстанская правда"
- В 1999 году мы перешли на новую модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений на основе общенационального комплексного тестирования, которое проводилось сначала в 34, а к моменту перехода на единое национальное тестирование в 2004 году - в 52 ведущих вузах страны.
Эта модель позволила не только улучшить систему отбора молодежи в высшие учебные заведения, но и способствовала получению объективной информации об успеваемости школьников. Стало возможным получить реальные показатели деятельности как отдельных школ, так и региональных систем образования.
Об эффективности реформы свидетельствуют сами цифры. Так, в 2003 году по сравнению с 1999-м количество абитуриентов возросло с 42,7 тысяч до 165,1 тысячи человек, а конкурс на одно место в среднем по республике составил 6,2.
Абитуриенты, набравшие высокие баллы, получили возможность, не выезжая за пределы своего региона, претендовать на поступление в любой вуз страны по выбранной специальности. В свою очередь руководители высших учебных заведений стали заинтересованными в привлечении как можно большего числа абитуриентов, успешно прошедших комплексное тестирование, так как бюджетные средства в виде государственного заказа направлялись в тот вуз, предпочтение которому отдал абитуриент.
В 2004 году в республике внедрен независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования выпускников школ. Для его проведения были созданы 154 специальных пункта.
Переход на единое национальное тестирование - новую форму итоговой государственной аттестации обучающихся, совмещенную с вступительными экзаменами в средние и высшие профессиональные учебные заведения, позволил создать систему внешних процедур оценки качества образования.
В то же время следует отметить, что при проведении тестирования широкое распространение получили компьютеризованные методы контроля знаний. Однако они не всегда гарантируют получение объективных данных об уровне знаний, умений и навыков учащихся. Главный недостаток такой системы - "зазубривание" ответов на тестовые вопросы, которые к тому же не всегда корректны, о чем свидетельствует большое количество аппеляций.
Глобальная тенденция сейчас состоит в том, что академические знания все реже становятся главным показателем качества образования. На смену им приходят такие важные критерии, как устойчивая мотивация к обучению, надпредметные способы учебной деятельности. Они показывают, смогут ли ребята самостоятельно учиться всю жизнь, определяют степень развития личности. Поэтому систему оценки знаний необходимо направить преимущественно на выявление творческих способностей учащихся, а не на механическое запоминание информации.
Николай Азов, "Казахстанская правда"
|