Загадки Кашагана
admin 16 Мая 2008 в 10:42:55
Ситуация вокруг Кашагана накаляется – иностранные акционеры уже в третий раз переносят сроки нефтедобычи на месторождении. Правительство Казахстана во главе с премьером Каримом Масимовым подвергло резкой критике действия консорциума Agip KCO. Однако представители западных нефтяных компаний, осваивающих Кашаган, все-таки настаивают на своем и предложили Казахстану новый план развития проекта.
Казахстан в любом случае в обиде не останется. Правительство страны уже заявило, что накажет разработчиков Кашаганского месторождения за несоблюдение сроков штрафными санкциям. Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев в жестких тонах ответил на просьбу акционеров Agip КСО о переносе начала добычи на 2012-2013 годы. "Они (акционеры консорциума) говорят, нам нужно сдвинуть сроки начала добычи, – сказал Мынбаев.- Да, они хотят перенести. У них есть разные сценарии – 12-13 годы – но мы достаточно жестко будем реагировать на последствия". И добавил, что "если будет перенос сроков, то уже на этом этапе должны быть оговорены конкретные санкции".
Казахстанское нефтяное месторождение Кашаган – одно из крупнейших в мире. Общий геологический запас нефтяных залежей – 38 млрд баррелей. По контракту, заключенному Agip KCO с правительством республики, добыча первой нефти должна была произойти уже в 2005 году, однако в назначенный срок иностранные инвесторы к работам не приступили. Сперва консорциум установил новую дату – 2007-2008 годы, а летом прошлого года вновь подвел казахстанскую сторону и перенес сроки на вторую половину 2010 года. При этом была заявлена и новая смета расходов – она выросла более чем в 2,5 раза, с $57 млрд до $136 млрд.
В ответ правительство Казахстана обвинило консорциум Agip KCO и возглавляющую его ENI в нарушениях условий контракта, а потом и вовсе приостановило освоение месторождения. На иностранных инвесторов был наложен штраф. Кроме того, им пришлось продать часть доли казахстанскому "Казмунайгаз", и теперь долевое участие РК в проекте составляет 16,81%. Согласно последнему январскому соглашению, достигнутому между акционерами, казахстанская компания "Казмунайгаз" удвоит свою долю в Кашагане, а лидер проекта, итальянская Eni, разделит функции оператора с другими иностранными участниками освоения месторождения.
Сейчас в консорциум входят Eni, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, госкомпания "Казмунайгаз" и другие крупные компании. Свои окончательные предложения в отношении развития проекта акционеры должны представить правительству Казахстана к концу мая этого года. Как отметил Мынбаев, в переговорах относительно развития проекта обе стороны должны быть объективны. "Цена растет и на затратную часть, но цена на нефть тоже растет. В этом смысле мы должны быть объективными", – отметил он.
Эксперты уверены, что с переносом сроков в Казахстане неизбежны новые, более жесткие законодательные инициативы (как это происходило уже дважды), и в этом случае пострадают все нефтяники. В основном, сейчас рассматриваются три сценария развития событий. Казахстан добьется либо увеличения своей доли в проекте, либо роста рентных платежей в пользу государства, либо будет довольствоваться только штрафными санкциями. В любом случае о разрыве соглашения говорить сегодня вряд ли приходится, поскольку стороны по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве.
"Казахстан все так же рассматривается Западом как альтернативный России источник энергоресурсов (хотя последние события наглядно демонстрируют, что это еще более непростой партнер), – считает директор департамента Due Diligence компании "2К Аудит – Деловые консультации" Александр Шток. – В свою очередь, и Казахстан заинтересован в участии иностранных инвесторов – хотя бы потому, что месторождение очень непростое, запасы нефти Кашагана относятся к разряду трудноизвлекаемых, и без западных партнеров "Казмунайгазу" будет довольно трудно справиться". Аналитик уверен, что за отсрочку Казахстан, как минимум, потребует немалую компенсацию. По его мнению, Кашаган крайне важен для республики в макроэкономическом плане, и пересмотр графика разработки месторождения лишит Казахстан значительных доходов. "В принципе, Казахстан мог бы попробовать получить полный операционный контроль над проектом, однако подобное развитие событий выглядит не очень вероятным. Позиция оператора несет с собой слишком много проблем – заняв ее, Астана взяла бы на себя ответственность за возможные сбои высокобюджетного проекта. Сейчас же у Казахстана есть прекрасная возможность списывать все провалы на иностранных инвесторов", – считает Шток.
Увеличение доли казахстанской стороны в проекте также под сомнением. "Достаточно вспомнить, что даже увеличение доли "КазМунайГаза" с 8,33% до 16,86% вызвало резкую критику со стороны Евросоюза, – отмечает эксперт Собинбанка Михаил Занозин. – Второй раз такое ему не позволят, учитывая сильную зависимость страны от внешних заимствований. Так что повторение опыта России, которая смогла вернуть себе контроль над проектом "Сахалин-2", в данном случае вряд ли возможно".
По оценкам экспертов, в мире только две трети проектов осуществляется вовремя – сроки остальных постоянно пересматриваются. Причинами отсрочки на Кашагане специалисты называют непредвиденные затраты, запаздывание инфраструктуры, разногласия между акционерами. Между тем, откладывать проект бесконечно невозможно: не исключено, что в случае новых задержек участники консорциума начнут продавать свои доли.
По последним январским договоренностям, Казахстан может получить за время реализации проекта (по прогнозам, до 2041 года) $5 млрд. Так как месторождение Кашаган – не единственный объект вложения капитала консорциума Agip KCO (в контрактную территорию буровых работ входят еще и нефтеносные структуры Каламкас, Актоты, Кайран, состоящие из 11 морских блоков с территорией более 5,6 тыс. кв. км), а общие извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются как минимум в 8-9 млрд баррелей, в целом можно рассчитывать на прибыль приблизительно в $20 млрд. Мынбаев прокомментировал ситуацию следующим образом: "По поводу сметной стоимости проекта: вносимые поправкой три изменения составляли $136 млрд. В рамках этой суммы мы утвердим около $26-27 млрд, которые предназначаются для реализации первой опытно-промышленной фазы проекта. Остальные суммы будут утверждены на последующих стадиях".
Проблемы с реализацией кашаганского проекта затрагивают нефтяной сектор в целом. Сейчас в конфликтной зоне оказался проект "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БДТ), предусматривающий транспортировку нефти в обход России (соответствующий договор между Азербайджаном и Казахстаном был ратифицирован в этом году, а в ближайшее время планируется подписать соглашение о строительстве Транскаспийской нефтетранспортной системы). Проект нового экспортного маршрута казахстанской нефти предполагает транспортировку нефти с месторождений Кашаган и Тенгиз по маршруту Ескене-Курык, далее морем до Азербайджана и затем через БДТ в Турцию. Для функционирования Транскаспийской системы необходимо построить терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспия, а также закупить танкеры. Но главное – для проекта нужна кашаганская нефть. Астана рассчитывает, что к 2015 году добыча сырья на Кашагане вырастет до 150 млн тонн нефти в год. При этом она не спешит включать кашаганскую нефть в мировой энергетический баланс.
Можно предположить, что перенос сроков освоения месторождения связан с конъюнктурой на мировых нефтяных рынках: к 2011-2012 году станет ясно, какие инструменты станут наиболее влиятельными в нефтяном ценообразовании. Западное направление поставок через БДТ Казахстану понятно уже сейчас. Не совсем ясен объем азиатского рынка энергоресурсов. Китай заинтересован в увеличении прокачки нефти по "Атасу-Алашанькоу" и всячески демонстрируют, что китайский рынок не менее привлекателен, чем европейский.
В связи с переносом сроков по освоению Кашагана, нефтяные планы придется корректировать, и пока непонятно, насколько серьезно. Это создает некоторую нервозность на нефтяном рынке Европы и ставит под сомнение экономическую целесообразность БДТ. Кроме того, статус Каспийского моря еще не до конца определен, поэтому нефтяным компаниям трудно строить долгосрочные планы, а иностранным инвесторам – вкладывать деньги.
Не стоит забывать и о том, что чем больше на мировом рынке казахстанской нефти, тем выше уровень конкуренции между Россией и Казахстаном на Каспии – пока за инвестиции. В среднесрочной перспективе начнется конкуренция за рынки, что неминуемо приведет к снижению цен, в первую очередь, за счет расходов на рабочую силу и социальную сферу. Это очень выгодно нефтедобывающим компаниям, но никак не государствам.
Дмитрий Кривицкий, www.rosbalt.ru, 16 мая
Казахстан в любом случае в обиде не останется. Правительство страны уже заявило, что накажет разработчиков Кашаганского месторождения за несоблюдение сроков штрафными санкциям. Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев в жестких тонах ответил на просьбу акционеров Agip КСО о переносе начала добычи на 2012-2013 годы. "Они (акционеры консорциума) говорят, нам нужно сдвинуть сроки начала добычи, – сказал Мынбаев.- Да, они хотят перенести. У них есть разные сценарии – 12-13 годы – но мы достаточно жестко будем реагировать на последствия". И добавил, что "если будет перенос сроков, то уже на этом этапе должны быть оговорены конкретные санкции".
Казахстанское нефтяное месторождение Кашаган – одно из крупнейших в мире. Общий геологический запас нефтяных залежей – 38 млрд баррелей. По контракту, заключенному Agip KCO с правительством республики, добыча первой нефти должна была произойти уже в 2005 году, однако в назначенный срок иностранные инвесторы к работам не приступили. Сперва консорциум установил новую дату – 2007-2008 годы, а летом прошлого года вновь подвел казахстанскую сторону и перенес сроки на вторую половину 2010 года. При этом была заявлена и новая смета расходов – она выросла более чем в 2,5 раза, с $57 млрд до $136 млрд.
В ответ правительство Казахстана обвинило консорциум Agip KCO и возглавляющую его ENI в нарушениях условий контракта, а потом и вовсе приостановило освоение месторождения. На иностранных инвесторов был наложен штраф. Кроме того, им пришлось продать часть доли казахстанскому "Казмунайгаз", и теперь долевое участие РК в проекте составляет 16,81%. Согласно последнему январскому соглашению, достигнутому между акционерами, казахстанская компания "Казмунайгаз" удвоит свою долю в Кашагане, а лидер проекта, итальянская Eni, разделит функции оператора с другими иностранными участниками освоения месторождения.
Сейчас в консорциум входят Eni, Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, госкомпания "Казмунайгаз" и другие крупные компании. Свои окончательные предложения в отношении развития проекта акционеры должны представить правительству Казахстана к концу мая этого года. Как отметил Мынбаев, в переговорах относительно развития проекта обе стороны должны быть объективны. "Цена растет и на затратную часть, но цена на нефть тоже растет. В этом смысле мы должны быть объективными", – отметил он.
Эксперты уверены, что с переносом сроков в Казахстане неизбежны новые, более жесткие законодательные инициативы (как это происходило уже дважды), и в этом случае пострадают все нефтяники. В основном, сейчас рассматриваются три сценария развития событий. Казахстан добьется либо увеличения своей доли в проекте, либо роста рентных платежей в пользу государства, либо будет довольствоваться только штрафными санкциями. В любом случае о разрыве соглашения говорить сегодня вряд ли приходится, поскольку стороны по-прежнему заинтересованы в сотрудничестве.
"Казахстан все так же рассматривается Западом как альтернативный России источник энергоресурсов (хотя последние события наглядно демонстрируют, что это еще более непростой партнер), – считает директор департамента Due Diligence компании "2К Аудит – Деловые консультации" Александр Шток. – В свою очередь, и Казахстан заинтересован в участии иностранных инвесторов – хотя бы потому, что месторождение очень непростое, запасы нефти Кашагана относятся к разряду трудноизвлекаемых, и без западных партнеров "Казмунайгазу" будет довольно трудно справиться". Аналитик уверен, что за отсрочку Казахстан, как минимум, потребует немалую компенсацию. По его мнению, Кашаган крайне важен для республики в макроэкономическом плане, и пересмотр графика разработки месторождения лишит Казахстан значительных доходов. "В принципе, Казахстан мог бы попробовать получить полный операционный контроль над проектом, однако подобное развитие событий выглядит не очень вероятным. Позиция оператора несет с собой слишком много проблем – заняв ее, Астана взяла бы на себя ответственность за возможные сбои высокобюджетного проекта. Сейчас же у Казахстана есть прекрасная возможность списывать все провалы на иностранных инвесторов", – считает Шток.
Увеличение доли казахстанской стороны в проекте также под сомнением. "Достаточно вспомнить, что даже увеличение доли "КазМунайГаза" с 8,33% до 16,86% вызвало резкую критику со стороны Евросоюза, – отмечает эксперт Собинбанка Михаил Занозин. – Второй раз такое ему не позволят, учитывая сильную зависимость страны от внешних заимствований. Так что повторение опыта России, которая смогла вернуть себе контроль над проектом "Сахалин-2", в данном случае вряд ли возможно".
По оценкам экспертов, в мире только две трети проектов осуществляется вовремя – сроки остальных постоянно пересматриваются. Причинами отсрочки на Кашагане специалисты называют непредвиденные затраты, запаздывание инфраструктуры, разногласия между акционерами. Между тем, откладывать проект бесконечно невозможно: не исключено, что в случае новых задержек участники консорциума начнут продавать свои доли.
По последним январским договоренностям, Казахстан может получить за время реализации проекта (по прогнозам, до 2041 года) $5 млрд. Так как месторождение Кашаган – не единственный объект вложения капитала консорциума Agip KCO (в контрактную территорию буровых работ входят еще и нефтеносные структуры Каламкас, Актоты, Кайран, состоящие из 11 морских блоков с территорией более 5,6 тыс. кв. км), а общие извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются как минимум в 8-9 млрд баррелей, в целом можно рассчитывать на прибыль приблизительно в $20 млрд. Мынбаев прокомментировал ситуацию следующим образом: "По поводу сметной стоимости проекта: вносимые поправкой три изменения составляли $136 млрд. В рамках этой суммы мы утвердим около $26-27 млрд, которые предназначаются для реализации первой опытно-промышленной фазы проекта. Остальные суммы будут утверждены на последующих стадиях".
Проблемы с реализацией кашаганского проекта затрагивают нефтяной сектор в целом. Сейчас в конфликтной зоне оказался проект "Баку-Тбилиси-Джейхан" (БДТ), предусматривающий транспортировку нефти в обход России (соответствующий договор между Азербайджаном и Казахстаном был ратифицирован в этом году, а в ближайшее время планируется подписать соглашение о строительстве Транскаспийской нефтетранспортной системы). Проект нового экспортного маршрута казахстанской нефти предполагает транспортировку нефти с месторождений Кашаган и Тенгиз по маршруту Ескене-Курык, далее морем до Азербайджана и затем через БДТ в Турцию. Для функционирования Транскаспийской системы необходимо построить терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспия, а также закупить танкеры. Но главное – для проекта нужна кашаганская нефть. Астана рассчитывает, что к 2015 году добыча сырья на Кашагане вырастет до 150 млн тонн нефти в год. При этом она не спешит включать кашаганскую нефть в мировой энергетический баланс.
Можно предположить, что перенос сроков освоения месторождения связан с конъюнктурой на мировых нефтяных рынках: к 2011-2012 году станет ясно, какие инструменты станут наиболее влиятельными в нефтяном ценообразовании. Западное направление поставок через БДТ Казахстану понятно уже сейчас. Не совсем ясен объем азиатского рынка энергоресурсов. Китай заинтересован в увеличении прокачки нефти по "Атасу-Алашанькоу" и всячески демонстрируют, что китайский рынок не менее привлекателен, чем европейский.
В связи с переносом сроков по освоению Кашагана, нефтяные планы придется корректировать, и пока непонятно, насколько серьезно. Это создает некоторую нервозность на нефтяном рынке Европы и ставит под сомнение экономическую целесообразность БДТ. Кроме того, статус Каспийского моря еще не до конца определен, поэтому нефтяным компаниям трудно строить долгосрочные планы, а иностранным инвесторам – вкладывать деньги.
Не стоит забывать и о том, что чем больше на мировом рынке казахстанской нефти, тем выше уровень конкуренции между Россией и Казахстаном на Каспии – пока за инвестиции. В среднесрочной перспективе начнется конкуренция за рынки, что неминуемо приведет к снижению цен, в первую очередь, за счет расходов на рабочую силу и социальную сферу. Это очень выгодно нефтедобывающим компаниям, но никак не государствам.
Дмитрий Кривицкий, www.rosbalt.ru, 16 мая
|