Из водителей делают подопытных кроликов

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 06 Мая 2008 в 10:57:31
У беспристрастного наблюдателя может сложиться впечатление, что автолюбителей в Казахстане используют как «подопытных кроликов». При этом органы власти не заботятся об автовладельцах как о гражданах страны, а все чаще стараются применять в отношении их всевозможные «нововведения», дабы «вытрясти» из тех, кто передвигается на «своих четырех», как можно больше купюр.

[div align=center][/div]
Ситуация не только парадоксальная, но и печальная. Люди, которые копили деньги на осуществление своей мечты – автомобиль – по инициативе сверху становятся «крайними». На первый взгляд это определение покажется кому-то эмоциональным, но давайте, как говорится, «по факту».

Случай первый. В СМИ начала появляться информация об очередной инициативе таможенных органов. В данном случае речь идет о повышении таможенной пошлины на ввоз автомобилей. По странному стечению обстоятельств нововведение стали применять в апреле – месяце шуток и розыгрышей. Вот и многие продавцы иномарок, гнавшие из Европы «железных коней» на продажу, также вначале восприняли повышение таможенной пошлины на авто как нелепую шутку. Но как оказалось – зря.

Среди автовладельцев говорят о том, что цены на «растаможку» автомобилей 1988-1995 годов выпуска выросли в два-три раза. Это подтвердило и Агентство «Kazakhstan Today», сообщив, что с 26 апреля в г. Актобе неожиданно выросла оценочная стоимость ввозимых в республику иномарок.

Стоит отметить, что повышение оценочной стоимости машины из Европы автоматически поднимает и сумму «растаможки». Не надо быть пророком, чтобы предсказать дальнейшее повышение цен на прибывшие иномарки. В данном случае гнев автоперегонщиков был обращен на представителей департамента таможенного контроля Актюбинской области, который апеллировал к появившейся недавно ценовой информации, ежеквартально спускаемой Комитетом таможенного контроля Казахстана. И как всегда крайними остаются покупатели автомобилей, для которых машины со сроком более десяти лет автоматически вырастают в цене как минимум на 500 у.е.

Случай второй. Сразу отметим, что цены на бензин являются своего рода барометром экономического состояния государства и общества не только в Казахстане, но и во многих странах мира.

У нас же бензин, так бережно охраняемый правительством во времена пашни и сбора урожая, в 2008 году перестал интересовать кабинет министров. В результате цены на автомобильное топливо за одну неделю взлетели на 4-8 тенге.

Так, цена за литр бензина марки АИ-92 с привычных 87-88 тенге выросла в Алматинской области до 92-95 тенге. В Алматы ситуация не лучше. В Астане цена за литр АИ-92 уже добралась до 100 тенге.

Ясное дело, что недельный скачок цен на бензин не вызвал радости у владельцев автомобилей, которые с детской наивностью верили своему правительству. Так, вспоминается выступление министра энергетики и минеральных ресурсов республики Сауата Мынбаева, озвученное по иронии судьбы в 20-х числах апреля 2008 года, в котором он сказал, что: «…мы постараемся увеличить загрузку наших НПЗ сырой нефтью, и не допустим резкого повышения цен…».

В результате в Казахстане в очередной раз возникает парадоксальная ситуация, когда цены на бензин в результате роста цен на нефть в мире способны «покорять» все новые и новые «высоты», снова и снова становясь очередным испытанием на «прочность» автовладельцев страны.

Однако и здесь не все так просто. Дело в том, что на казахстанском рынке нефтепродуктов основным игроком становится «КазМунайГаз» и поэтому повышение цен на бензин по большому счету является «заслугой» этой компании. Между тем ЗАО национальная компания «КазМунайГаз», являясь национальным оператором и фактическим лидером, все свои действия согласовывает с правительством, которому она подотчетна и от имени которого она фактически действует. И здесь круг замыкается на отечественном правительстве, которому и нужно предъявлять претензии за рост бензина.

Случай третий. Вялотекущая полемика по поводу продажи обязательных талонов к водительскому удостоверению обрела «второе дыхание». Итак, согласно приказу главы МВД РК «О введении обязательных талонов к водительскому удостоверению», их (талоны) должны выдавать бесплатно. Да и глава Министерства внутренних дел Казахстана Бауржан Мухамеджанов провел специальное совещание по вопросам выдачи талонов к водительским удостоверениям в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу их незаконной продажи.

Помнится, на том совещании была создана рабочая группа, которой поручено «…устранить выявленные недоработки и скорректировать организацию работы по выдаче талонов к водительским удостоверениям…». И также Б. Мухамеджанов поручил руководству дорожной полиции проработать с фирмой-производителем вопросы по выдаче талонов на бесплатной основе для всех категорий граждан.

Однако подчиненные не стали прислушиваться к голосу своего начальства и пытаются собрать с автолюбителей по 300 тенге за свои услуги. Что, естественно, вызывает справедливый гнев у автовладельцев. Тем более что в процесс выдачи талонов вовлечена коммерческая структура, в то время когда принимать заявления должны были РЭО.

Вот и получается, что удавка на шее автовладельцев сужается и сужается. При этом ее по очереди дергают то таможенные органы, то министерство внутренних дел, то правительство. Ясно, что долго эти опыты продолжаться не смогут.

Здесь видится два выхода – либо автовладельцы как социальная группа перестанут существовать (что маловероятно), либо автовладельцы станут катализатором протестных настроений среди населения Казахстана (что более реально). Особенно учитывая, что самому населению в целом тоже уже порядком поднадоели эксперименты теоретиков из Астаны типа установления смешной величины прожиточного минимума в размере 11 769 тенге. Напомним, что на сегодня в республике зарегистрировано около 3,5 миллиона водителей, а это значительный потенциал, способный стать «ядром» любого движения – как общественного, так и политического.

А пока многие автовладельцы готовятся к встрече июля 2008 года. Как известно, с этого времени наличие талона к водительскому удостоверению станет в Казахстане одним из условий допуска к управлению транспортным средством.

Роман УШАКОВ
Источник: Позиция
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь