Психбольница | Палата №1 (Вампиры)

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 06 Мая 2008 в 10:24:24
Вампиры это реальность!

В Средние века вурдалакам отрубали головы, сегодня - пробуют лечить

Легенды о вампирах, столь притягательные сегодня для поклонников готического жанра, имеют реальную основу. Действительно существуют на свете люди, чья кожа не выносит солнечного света, их зубы похожи, на клыки и окрашены в цвета охры, ногти на руках и ногах напоминают когти животных, а чеснок вызывает смертельную аллергическую реакцию. Вот только живут эти несчастные далеко не так бесшабашно, как представляется в романах-фэнтези и фильмах о «живых мертвецах».

Речь, конечно, идет не о тех молодых людях, что самозабвенно играют в вампиров, следуют правилу «белое не надевать», носят на груди заточенный знак «анк», имплантируют себе клыки, а иногда в наркотическом угаре кусают безобидных старушек. Кстати, последнее - не шутка. Известен случай, когда в Калининградской области подросток убил двух стариков для проведения вампирского ритуала. А самый жуткий инцидент произошел в Великобритании четыре года назад. Там 17-летний парень зарезал соседку, вырвал ей сердце и напился ее крови, дабы обрести бессмертие.

Массовые захоронения

Легенды о живых мертвецах и духах, бродящих по ночам и питающихся кровью, существуют практически у всех народов. В сказаниях вампиры предстают как полуразложившиеся чудовища: бездушные и не слишком умные.

ЖЕРТВЫ ПОРФИРИИ: на солнце покрываются ожогами

К примеру, в славянской мифологии есть поверье, что вурдалак не встанет из могилы, если сыпануть туда зерна - до самого утра он будет пересчитывать крупицы.

Со временем образ претерпел трансформацию. Сегодняшний вампир, герой книг и кинофильмов, - роковой красавец соблазнитель, сохранивший отличительные черты: боязнь солнца, клыки, неприятие чеснока и жажду крови. В период расцвета христианства легенды о вампирах дополнились такими подробностями, как боязнь святой воды и креста. «Дети ночи» оставались легендой из области «верю-не верю» до тех пор, пока в 1963 году британский доктор Ли Иллис не представил в Королевское медицинское общество ошеломляющие результаты своих исследований: вампиры-оборотни всего лишь жертвы генетической патологии - порфирии!

Это редкое заболевание (по некоторым данным, страдает им один человек из 200 тысяч) выражается в том, что организм не вырабатывает красные кровяные тельца, появляется недостаток кислорода и железа в крови, в результате под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина. Проще говоря, у больных начинается аллергия на солнце, появляются волдыри, язвы, возможен летальный исход. На поздних этапах порфирии воспаление приводит к повреждению хрящей, деформации носа, ушей, сухожилий.

У человека скручиваются пальцы, высыхание и ужесточение кожи вокруг рта обнажает десны - при этом выступающие резцы приобретают цвет крови из-за отложения порфирина на зубах. Чеснок, стимулирующий выработку кровяных телец у здорового человека, у порфирика вызывает обострение симптомов. Все это сопровождается сильными постоянными болями, поэтому часто картина отягощается психическими отклонениями.

Суммировав все симптомы, получаем портрет классического вампира из легенд, которых веками боялись и уничтожали. Только во Франции середины ХVП века казнили около 30 тысяч человек, признанных вурдалаками и вервольфами по признакам, описанным Иллисом в своей монографии. Кстати, в 1994 году в Чехии было обнаружено захоронение Х1 века с останками 13 человек: со связанными руками, отрубленными головами и осиновыми кольями в груди. Подобные находки встречались по всему миру, наиболее позднее - примерно века ХV - находится в Дании.

Не пей - вампиром станешь

Порфирия - заболевание не заразное, а наследственное. Если оно есть хотя бы у одного из родителей, в 25 процентах случаев инфицированным окажется и ребенок.


Также среди причин возникновения недуга называют инцест, перенесенный гепатит С, а еще… злоупотребление алкоголем.

Есть сведения, что в Средние века страдающих порфирией пытались лечить свежей кровью, хотя пить ее совершенно бессмысленно, облегчения это не приносит. Сегодня таким больным делают инъекции с препаратами крови. До конца эта болезнь не изучена и пока не излечима.

- К сожалению, в нашей стране не уделяют этому вопросу должного внимания, - говорит Ярослав Пустовойт, старший научный сотрудник Гематологического научного центра РАМН, руководитель группы по изучению и лечению порфирии. - В отличие от Запада у нас нет ни специалистов, ни мощных центров по данной проблеме.

Вампиры — мифологическая или фольклорная нечисть. Со всех ракурсов вампиры являются нежитью, трупами, питающимися человеческой и/или животной кровью. Они также являются частым объектом кино или художественной литературы, хотя вампиры из художественных произведений приобрели некоторые отличия от вампиров мифологических (см. Характерные черты вампиров из художественных произведений). В фольклоре термин обычно используется по отношению к кровососущему существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют и схожих созданий из других стран и культур. Характерные черты вампира в различных преданиях сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о нечеловеческих вампирах, например летучих мышах, собаках и пауках.

В зоологии и ботанике термин «вампиризм» используется по отношению к пиявкам, омеле, летучим мышам-вампирам и другим организмам, которые питаются телесной жидкостью других существ. Термин также используется и по отношению к криптозоологии и пьющим кровь существам, включая чупакабру.

Термин «вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифологическое магическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим силу, энергию или жизнь из жертв. Мифологические существа, которые действуют в схожей манере, часто рассматриваются как образец вампира, даже если они не наслаждаются кровью.

Аналоги вампиров в древних культурах

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu), упомянуты в ранней вавилонийской демонологии, и кровососущие акшары в даже более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорожденных младенцев и беременных женщин. Одна из этих демонов по имени Лилиту (Lilitu) позже была заимствована иудейской демонологией как Лилит.

Даханавар (арм. Դախանավար) — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях.

В Индии рассказы о ветале, вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были найдены в старом Санскритском фольклоре. Известная история рассказывает о Короле Викрамадитья (Vikramāditya) и его ночных поисках с целью поймать неуловимую веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах.

Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью.

Древняя египетская богиня Сехмет в одном из мифов стала полна жаждой крови после убийства людей и насыщалась только после того, как выпивала спиртной напиток цвета крови.

В «Одиссее» Гомера тени, которые Одиссей встречает в своём путешествии в подземный мир, приманиваются кровью принесённых в жертву баранов. Этот факт Одиссей использовал для своей выгоды призвав тень Тиресия.

В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.

Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами.

Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора (более подробно рассмотрено в следующем разделе), где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить деревянный кол в его сердце или сжечь труп.

Народные поверья о вампирах

Похоже, что до XIX века вампиры в Европе описывались как ужасные монстры из могилы. Вампирами обычно становились самоубийцы, преступники или злые колдуны, хотя в некоторых случаях ставшее вампиром «порождение греха» могло передать свой вампиризм на невинных жертв. Однако иногда вампиром могла стать и жертва жестокой, несвоевременной или насильственной смерти. Большинство румынских верований в вампиров (за исключением стригоев) и европейские истории о вампирах имеют славянское происхождение.

Славянские вампиры

В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями. В случае с кольями основная идея была в том, чтобы вбить кол сквозь вампира в землю, прибивая таким образом тело к земле. Некоторые люди предпочитали похоронить потенциальных вампиров с косами над их шеями, чтобы мертвецы обезглавили себя, если начнут подниматься.

Свидетельства того, что в окрестностях есть вампир включают в себя смерть рогатого скота, овец, родственников или соседей, эксгумированное тело, которое словно живое с отросшими ногтями или волосами, тело, вздувшееся как барабан, или кровь на рту в паре с румяным лицом.

Вампиры, как и остальные легендарные славянские монстры, боялись чеснока и любили считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), сожжения, повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой, либо обряда изгнания нечистой силы.

Наиболее известный сербский вампир был Сава Саванович (Sava Savanović), ставший известным благодаря роману Милована Глишича (Milovan Glišić) «Posle devedeset godina» («Девяносто лет спустя»). Также любителям вампирологии и вампиристики хорошо известен другой "Дунайский вампир" Михайло Катич. Он стал известен благодаря своему древнему роду, который когда-то состоял в "Ордене Дракона" (там-же состоял и отец Дракулы), а еще благодаря своей привычке - очаровывать женщин и пить из них кровь после полного их подчинения ему. Предположительно родился в 15 веке, но дата смерти неизвестна. По одной из версий до сих пор он блуждает где-то в беспокойстве.

В старорусской анти-языческой работе «Слово Святого Григория» (написанной в XI—XII веке), заявляется, что русские язычники приносили жертвы вампирам.

Румынские вампиры

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у обращённых в католичество жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои — это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей.

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка).

Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 4 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.

Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

Цыганские верования в вампиров

Даже сегодня цыганам отводится особое внимание в художественных книгах и фильмах о вампирах, без сомнения под влиянием книги Брэма Стокера Дракула, в которой цыгане обслуживали Дракулу, нося его коробки с землёй и охраняя его.

Традиционные цыганские верования включают идею о том, что душа умершего попадает в мир, похожий на наш, за исключением того, что там нет смерти. Душа остаётся неподалёку от тела и иногда хочет вернуться. Цыганские легенды о живых мертвецах обогатили легенды о вампирах в Венгрии, Румынии и славянских землях.

Прародина цыган, Индия, имеет множество вампирских личностей. Бхут или Прет — это душа человека, умершего несвоевременной смертью. Ночью она бродит вокруг оживших мёртвых тел и нападает на живых, как и вампир. В Северной Индии, согласно легендам, может быть обнаружена Брахмаракшаса (BrahmarākŞhasa), вампироподобное создание с головой, увенчанной кишками и с черепом, из которого оно пило кровь. Ветала и пишака (pishacha) — немного другие существа, но в некоторой форме имеют сходство с вампирами. С тех пор как индуизм верит в переселение душ после смерти, полагается, что через ведение порочной или распутной жизни, а также через грех и самоубийство душа реинкарнируется в подобный тип злых духов. Это перевоплощение не определяется при рождении и т. д. но «зарабатывается» непосредственно в течение жизни, и судьба такого злого духа предопределена тем, что они должны достигнуть освобождения от этого yoni и войти заново в мир смертной плоти при следующем перевоплощении.

Наиболее известное индийское божество, связанное с питьём крови — это Кали, которая имеет клыки, носит гирлянды из трупов или черепов и имеет четыре руки. Её храмы находятся возле земель, где проводят кремацию. Она и богиня Дурга (Durga) сражались с демоном Рактабия (Raktabija), который мог размножаться с помощью каждой капли пролитой крови. Кали выпила всю его кровь так что не пролилось ни капли, выиграв таким образом битву и убив Рактабию.

Что интересно, имя Кали является приложением к официально непризнанной цыганской святой Саре (Sara). По легенде, цыганка Сара прислуживала Деве Марии и Марии Магдалине и вместе с ними высадилась на берегу Франции. Цыгане до сих пор проводят церемонию в ночь на 25 мая в той самой французской деревне, где, как предполагается, произошло это событие. Поскольку святилище Сары Кали находится под землёй, местные жители издревна с подозрением относились к ночному поклонению «цыганской святой», и среди выдвигаемых ими версий были причастность культа Сары Кали к сатанизму и устраиваемые цыганами вампирские оргии.

Вампиров в цыганском фольклоре часто называют просто мулло (mullo) (мертвец, покойник). Считается, что вампир возвращается и делает злобные вещи и/или пьёт чью-нибудь кровь (обычно родственников, которые стали причиной их смерти или не соблюли должную погребальную церемонию, или которые сохранили имущество покойного вместо того чтобы уничтожить его, как того требует обычай). Женщины-вампиры могут возвращаться, вести обычную жизнь и даже выходить замуж, но будут изнурять мужа. Вообще, в цыганских легендах вампиры отличаются повышенным сексуальным аппетитом.

Любой, кто имел необычную внешность, например, тот, у кого отсутствовал палец или были придатки, свойственные животным, была заячья губа или волчья пасть, ярко-голубые глаза и т. д. мог стать вампиром. Если никто не видел, как человек умер, то умерший становился вампиром; так же как если труп распух до того как его успели похоронить. Растения, собаки, кошки и даже инструменты для земледелия могли стать вампирами. Если тыкву или дыню держать в доме слишком долго, она начнёт двигаться, шуметь или на ней покажется кровь.

Чтобы защититься от вампира, цыгане вставляли стальные иглы в сердце трупа или клали кусочки стали ему в рот, на глаза, уши и между пальцев во время похорон. Они также клали боярышник в носок трупу, либо вбивали колья из боярышника в ноги. Дальнейшими мерами были вбивание кольев в могилу, проливание над ней кипящей воды, обезглавливание трупа или его сжигание.

Согласно покойному сербскому этнологу Татомиру Вукановичу ((Tatomir Vukanović)), цыгане из Косово верили, что вампиры невидимы для большинства людей. Однако они могли быть увидены «братом и сёстрой, которые близнецы, родились в субботу и надели свои подштанники и рубашки шиворот навыворот». Так что поселение могло быть защищено от вампиров, если найдут таких близнецов. Эта пара ночью могла увидеть вампира на улице, но сразу после того, как вампир их увидит, ему придётся убегать.

Некоторые общие черты вампиров в фольклоре

Сложно сделать общее описание фольклорного вампира, так как его особенности очень разнятся у разных культур.
Внешность европейского вампира состоит в большей степени из особенностей, по которым его можно отличить от обычного трупа, стоит только вскрыть могилу подозреваемого вампира. Вампир имеет здоровый вид и румяную кожу (возможно и бледную), он часто бывает пухлым, у него отросшие волосы и ногти и ко всему прочему он совершенно не разложившийся.
Наиболее обычные способы уничтожить вампира — это вонзить деревянный (серебряный) кол в его сердце, обезглавить и полностью испепелить тело. Чтобы не дать тому, кто мог стать вампиром, восстать из могилы, тело хоронили вверх ногами, перерезали сухожилия в коленях или клали маковые семена на могильную землю предполагаемого вампира, чтобы заставить его считать их всю ночь. Китайские рассказы о вампирах также утверждают, что если вампир наткнётся на своём пути на мешок риса, он/она пересчитает все зёрна. Подобные мифы записаны и на индийском полуострове. Южно-американские рассказы о ведьмах и других видах злых или вредных духов и существ имеют такую же склонность.
Предметами, защищающими от вампиров (так же как и от других сверхъестественных существ) были чеснок (в большей степени свойственно европейским легендам), солнечный свет, стебель дикой розы, боярышник и все священные вещи (крест, святая вода, распятье, чётки, звезда Давида и т. д.), а также алоэ, подвешенный за дверью или возле неё, согласно южно-американским суевериям. В восточных легендах от вампиров часто защищали священные вещи типа печати Синто.
Иногда считается, что вампиры могут менять форму, не ограничиваясь распространённым стереотипом летучей мыши из фильмов и мультфильмов. Вампиры могли превращаться в волков, крыс, мотыльков, пауков, змей, сов, воронов и многих других.
Вампиры из европейских легенд не отбрасывают тени и не имеют отражения. Возможно, это связано с отсутствием души у вампира.
Есть поверье, что вампир не может войти в дом без приглашения.
В христианской традиции вампиры не могут входить в церковь или другое священное место, так как они слуги дьявола.

Споры о вампирах в XVIII веке

В XVIII веке в Восточной Европе была серьёзная паника по поводу вампиров. В охоту на вампиров втягивали даже государственных служащих.

Всё началось со вспышки жалоб на нападения вампиров в Восточной Пруссии в 1721 году и в Габсбургской монархии с 1725 по 1734. Два известных (и впервые полностью задокументированных властями) случая затрагивали Петера Благоевича (Peter Plogojowitz) и Арнольда Паоле (Arnold Paole) из Сербии. Согласно истории, Благоевич умер в 62 года, но возвращался пару раз после своей смерти, прося еды у сына. Сын отказал и был найден мёртвым на следующий день. Вскоре Благоевич вернулся и нападал на некоторых соседей, которые умерли от потери крови.

В другом известном случае Арнольд Паоле, бывший солдат, ставший фермером, на которого несколько лет назад якобы напал вампир, умер во время сенокоса. После его смерти люди стали умирать и все считали, что это Паоле охотится на соседей.

Эти два инцидента были очень хорошо задокументированы. Государственные служащие изучили случаи и тела, описали их в докладах и после случая Паоле были изданы книги, которые распространились по всей Европе. Споры бушевали целое поколение. Проблема обострилась из-за деревенской эпидемии о так называемых нападениях вампиров, и местные жители стали откапывать могилы. Многие учёные утверждали, что вампиры не существуют, и ссылались на бешенство и преждевременные похороны. Тем не менее Антуан Августин Кальме (Antoine Augustine Calmet), уважаемый французский богослов и учёный, собрал всю информацию и в 1746 году отразил её в трактате, в котором, если не подтверждал существование вампиров, то по крайней мере допускал его. Он собрал сообщения о вампирских инцидентах и многочисленные читатели, включая как критически настроенного Вольтера, так и поддерживающих его демонологов восприняли трактат как утверждение, что вампиры существуют. Согласно некоторым современным исследованиям и судя по второму изданию работы в 1751 году, Кальме был в некоторой степени скептичен по отношению к идее о вампирах как таковой. Он признал, что некоторые части доклада, например, сохранность трупов, могли быть правдой. Какими бы ни были личные убеждения Кальме, его явная поддержка веры в вампиров имела в то время значительное влияние на других учёных.

В конце концов, австрийская императрица Мария Терезия отправила своего личного доктора, Gerhard van Swieten, расследовать это дело. Он заключил, что вампиры не существуют, и императрица издала закон, запрещающий вскрытие могил и осквернение тел. Это был конец вампирской эпидемии. Хотя к этому времени многие знали о вампирах и вскоре авторы художественных произведений переняли и адаптировали идею о вампирах, сделав её известной большинству людей.

Новая Англия

В XVIII—XIX веках вера в слух про вампиров дошла не только до ушей короля Англии, но и распространилась по Новой Англии, в частности в Род-Айленд и Восточный Коннектикут. В этих районах есть множество задокументированных случаев, когда семьи выкапывали тех, кого раньше любили, и вынимали у трупов сердца, веря в то, что усопший был вампиром, ответственным за болезни и смерти в семье (хотя слово «вампир» никогда не употреблялось, чтобы описать его/её). Полагалось, что ночные визиты умерших от смертельного туберкулёза (или «чахотки», как его называли в те времена) к членам своей семьи становились причиной заболевания этой болезнью. Наиболее известный (и последний записанный) случай был с девятнадцатилетней Мерси Браун (Mercy Brown), которая умерла в Exeter, Род Айланд в 1892 году. Её отец, которому помогал семейный доктор, вытащил её из её гробницы через два месяца после её смерти. Её сердце было вырезанно и сожжено в пепел. Запись об этом случае была найдена среди бумаг Брэма Стокера, и история имеет близкое сходство с событиями в его классическом романе «Дракула».

Современные верования в вампиров

Вера в вампиров существует до сих пор. Хотя некоторые культуры сохранили их оригинальные верования в нежить, большинство современных верящих находятся под влиянием художественного образа вампира, каким он предстаёт в фильмах и литературе.

В 1970-х годах были слухи (распространяемые местной прессой) об охотящемся вампире на кладбище Хайгейт (Highgate Cemetery) в Лондоне. Взрослые охотники на вампиров в большом количестве толпились на кладбище. Среди нескольких книг, описывающих этот случай, можно отметить книги Шона Манчестера (Sean Manchester), местного жителя, который один из первых предположил существование «Вампира Хайгейта» и который заявлял, что изгнал и уничтожил всё вампирское гнездо в районе.

В современном фольклоре Пуэрто Рико и Мексики чупакабра считается тем созданием, что питается плотью или пьёт кровь домашних животных. Это даёт основание считать её ещё одним видом вампира. «Истерия из-за чупакабры» часто связывалась с глубокими экономическими и политическими кризисами, в частности в середине 1990-х.

В конце 2002 и начале 2003 истерия по поводу так называемых атак вампиров распространилась по африканской стране Малави. Толпа забила насмерть камнями одного и напала по крайней мере ещё на четверых, включая губернатора Эрика Чивайя (Eric Chiwaya), основываясь на убеждении, что правительство было в сговоре с вампирами.

В Румынии в феврале 2004, некоторые родственники покойного Тома Петре (Toma Petre) опасались, что он стал вампиром. Они вытащили его труп, вырвали его сердце, сожгли его и смешали пепел с водой, чтобы потом это выпить.

В январе 2005 появились слухи, что кто-то укусил нескольких людей в Бирмингеме, Англия. Следом появились слухи о вампире, блуждающем по окрестностям. Однако местная полиция утверждала, что о подобных преступлениях не сообщали. Видимо, этот случай был городской легендой.

В 2006 году Костас Эфтимиу (Costas Efthimiou) и Соганг Ганди (Sohang Gandhi) издали статью, которая использовала геометрическую прогрессию, чтобы попытаться разоблачить особенности питания вампиров, утверждая, что если каждое кормление вампира порождает ещё одного вампира, то это лишь вопрос времени, когда всё население Земли будет состоять из вампиров, либо когда вампиры вымрут. Однако идея о том, что жертва вампира сама становится вампиром, появляется не во всём вампирском фольклоре, и не является общепризнанным среди современных людей, верящих в вампиров.

Поиски вампиров в могилах

Когда гроб подозреваемого в вампиризме вскрывали, иногда обнаруживалось, что труп выглядел необычным образом. Это часто воспринималось как доказательство вампиризма. Однако трупы разлагаются с разной скоростью, в зависимости от температуры и состава почвы, и некоторые признаки разложения не являются широко известными. Это приводило охотников за вампирами к ложному выводу, что мёртвое тело не разлагалось вовсе, или к интерпретации признаков разложения как признаков продолжающейся жизни.

Трупы распухают из-за того что газы от разложения собираются в туловище, и кровь пытается покинуть тело. Это придаёт телу «пухлый», «откормленный» и «румяный» вид — изменения, которые наиболее заметны, если при жизни человек был бледен и худ. В случае с Арнольдом Паоле, эксгумированный труп старой женщины по словам соседей выглядел более упитанным и здоровым, чем она была при жизни. Следует отметить, что фольклорные записи почти всегда отмечают, что подозреваемый в вампиризме имеет румяную или тёмную кожу, а не бледную кожу вампиров из кино и книг. Потемнение кожи также вызывается разложением.

У разлагающегося трупа можно увидеть кровь, текущую изо рта и носа, что может создать впечатление, будто труп — это вампир, недавно пивший кровь. Если вбить в тело кол, то тело может начать кровоточить, а накопившиеся газы начнут покидать тело. Может послышаться стон, когда газы начнут проходить мимо голосовых связок или характерный звук когда газы будут выходить через анус. Официальные доклады о случае Петера Плогожовица говорят о «других диких признаках, которые я не буду упоминать из-за высшего уважения».

После смерти кожа и дёсны теряют жидкость и сжимаются, обнажая часть волос, ногтей и зубов, даже тех, которые были скрыты в челюсти. Это создаёт иллюзию того, что волосы, ногти и зубы отросли. На определённой стадии, ногти отпадают, кожа сходит, как было в докладе о случае Плогожовица — появившаяся кожа и ногти были восприняты как «новая кожа» и «новые ногти». Наконец, при разложении тело начинает двигаться и искривляться, добавляя иллюзию того, что труп двигался.

Летучие мыши-вампиры

Летучие мыши стали неотъемлемой частью традиционных вампиров лишь недавно, хотя истории о них есть во многих культурах. В Европе летучие мыши и совы долго ассоциировались со сверхъестественным, в большей степени из-за того, что они были ночными существами. Однако цыгане считали их приносящими удачу и носили амулеты из костей летучих мышей. В английской геральдической традиции летучая мышь обозначала «осознание сил тьмы и хаоса». В Южной Америке Camazotz был богом пещер и имел образ летучей мыши. Он жил в Доме Летучей Мыши в Преисподней. Все три вида настоящих летучих мышей, питающихся кровью, существуют в Латинской Америке и нет свидетельств того, что они имеют родственников в Старом Свете.
В течение XVI века испанские конкистадоры впервые повстречали летучих мышей-вампиров и узнали сходство между предпочтением в еде у летучих мышей и легендарных вампиров. Мыши были названы в честь фольклорного вампира, а не наоборот. Спустя многие годы летучие мыши были вовлечены в художественные рассказы и стали одним из наиболее важных вампирских ассоциаций в популярной культуре.

Вампиры в художественных произведениях и популярной культуре

Существует спорное мнение, что Лорд Байрон первым представил вампирскую тему Западной литературе в своей эпической поэме Гяур (1813), но Джон Полидори (John Polidori) сочинил первую «истинно» вампирскую историю «Вампир». Полидори был личным доктором Лорда Байрона и вампир из рассказа, Лорд Рутвен (Lord Ruthven), был в основном списан с него — сделав персонажа первым привычным нам романтическим вампиром. Этот рассказ был написан для «соревнования в историях о призраках», того же самого соревнования, который побудил Мэри Шелли написать её роман «Франкенштейн», ещё одну оригинальную историю о монстре.

Другими примерами ранних историй о вампирах являются незаконченная поэма «Кристабель» (Christabel) и лесбийская вампирская история Шеридана Ле Фаню «Кармилла» (Carmilla).

Роман «Дракула» Брэма Стокера был наиболее полным описанием вампира в популярной художественной литературе до XX-го столетия. Он изображал вампиризм как болезнь (заразная демоническая одержимость) с оттенками секса, крови и смерти, задев чувствительные струнки в Викторианской Европе, когда туберкулёз и сифилис были обычным явлением. Сочинения Стокера позже переняли во множестве более поздних работ. Вампиры оказались богатой темой для фильмов. В современной популярной культуре серия книг Энн Райс, игры «Castlevania», манга «Хеллсинг», созданная мангакой Кота Хирано, и такие культовые телесериалы как «Баффи — истребительница вампиров» и «Ангел» были особенно успешными и влиятельными. Многочисленные ролевые игры включают в себя вампиров. В вымышленной вселенной World of Darkness вампиры являются одними из основных персонажей.

13 ноября 2009 года вышел русский перевод книги известного режиссера Гильермо дель Торо и Чака Хогана «ШТАММ», повествующей о вампиризме как вирусной эпидемии. Вирус передает маленький кровяной червь, для этого не обязателен укус. При укусе происходит физиологическая трансформация укушенного -в горле вырастает жало (трансформированный язык), легкие ссыхаются, сливается воедино выделительная и пищеварительная системы, сливаются воедино артериальная и венозная система кровообращения.

"Вампиры" также встречаются нам в произведениях, которым дали общее название Сумеречная Сага, от Стефани Майер, она состоит из четырех частей (Сумерки, Новолуние, Затмение, Рассвет, Солнце Полуночи). Её книги продолжают экранизироваться.

ЗЫ
Комментарии, по рейтингу, по дате
  lady vamp 27.09.2010 в 22:50:41   # 64349
Gvozd
ty tak govorish devchata prymo kak y nas na Ukraine!ochen priyatno,mne vashno ponimat chto sobesednik ne razdelyaet nacionalnosti,dashe zdes byli te kto otnosilsa ko mne vrashdebno tolko potomy chto ya odna sredi nih s drygoi strany.
  lady vamp 27.09.2010 в 22:53:10   # 64350
Ksenechka
ty sama govorila chto svyazana s magiey ny tak provedi obryad po vyzyvaniyu esli ne boishsa konechno.lichno moi tebe sovet.
  Гвоздь 27.09.2010 в 23:03:24   # 64353
Леди вамп, а ты украинка или русская? Или смешанная кровь. Вот у меня и запорожские и донские казаки, и монголы в крови подзатесались.
А у вас говорят, "дывчiны"?. Ну тогда, я "парубок".
  Гвоздь 27.09.2010 в 23:09:04   # 64355
А национальности я действительно не разделяю. Тем более, мы славяне. Я-то вообще себя и к русским причисляю, и к полякам одновременно. Польским языком я владею очень слабо, латынью даже лучше. Кто тебя ругает за твою Украину - дурак. Родину не выбираешь.
  Гвоздь 27.09.2010 в 23:31:32   # 64360
Ledzie Vamp, Zhero! Dziewczynki! Halo. Jak się miewasz?
Девушки, как поживаете?

  Анна 27.09.2010 в 23:41:24   # 64362
Вампир Алекс,
тот кого я видела во сне не имеет никакого отношения к леди вамп!
Я видела его еще задолго до захода на этот форум....За месяц до прибытия сюда..и он останется со мной..теперь я все знаю...
Леди вамп, извини но это совсем не тот кто тебя обратил
  Ксенечка 27.09.2010 в 23:42:49   # 64363
lady vamp я немного побаиваюсь проводить такого рода вызовы... я одна могу не суметь.
  Анна 27.09.2010 в 23:46:13   # 64365
Леди вамп,
послушай он к тебе отношения не имеет..он пришел за мной...Я не знаю где застрял этот вампир..но теперь мои знаки сходятся все...он пришел именно за мной..а твой вернется к тебе...
Вампир Алекс,
просто произошла ошибка...Тот кто приходил ко мне был у меня гораздо ранше чем вообше кто либо это знал..о не тот о ком говорила леди вамп..
Я бы рассказала тебе больше, но боюсь ты все равно не напишешь мне на почту...у меня очень много сведений
  Gvozd 27.09.2010 в 23:50:03   # 64367
Privet, Anna, Ksenechka i Vampir Aleks! Chto-to vi rezche stali pisat...
  Anna 27.09.2010 в 23:52:38   # 64368
Гвоздь,
))
Рада тебя видеть)
Да нет, мне не с чего и не с кем что то делить)
Просто пыталась объяснить что мой сон не имеет к сведениям леди вамп отношения...
Как ты?? Как дела?) Не получилось толком поболтать((( я сегодня целый день по делам мотаюсь и опять побегу сейчас(
  Ксенечка 28.09.2010 в 00:05:42   # 64372
привет Гвоздь
  Гвоздь 28.09.2010 в 00:09:05   # 64373
Леди вамп, я пока пришлю свои старые стихотворения в прозе, так, для развлечения.) Свои откровенния завтра.)

Эпитафия.
О, груз тяжелых лет! И память… И между теми, кто отправился в дорогу безвозвратно, и теми, кто их памятью живет, непостижимо расстояние. И на плите не много слов, но в них вся скорбь суетной жизни…

Меланхолия (Китайская тушь).
Совсем иные дни настали… Все изменилось…
И слишком многое ушло.
Скажи, зачем же мне теперь осеннее тысячецветие? Не вижу прелести отныне ни в россыпи прибрежной гальки, ни в цветниках, ни в радуге. И наблюдаю лишь немое увядание фиалок на окне. Забыта акварель. Зачем мне цвет? Ведь вижу я вокруг себя лишь черное и серое. И темный тон китайской туши…

  Гвоздь 28.09.2010 в 00:13:49   # 64374
А это на реальных событиях основанное, это, на самом деле, очень пронзительная штука. Таких людей я видел.

Городские сумасшедшие.

Из закоулков, из всех тревожных ямок, из всех щелей выползали на свет Божий городские сумасшедшие… Выбирали себе ристалище, ибо жизнь – это бой. Хороводы вели, хорохорясь - знали же, что, свято место пусто не бывает. Ведь где стройка – там и помойка; да и как отделить целебное снадобье от яда богомерзкого, от плесени и чумы, если ни то, ни другое края не ведает?
Выходили на городские улицы неистовые сумасшедшие… Неистовствовать выходили. Много-много достойных лиц… Вот женщина бредет – лицо корою сморщено, и к голове букет привязан. Однако не смущается, не мучается, - того и здоровый не каждый заслуживает. Хорошо быть здоровым, когда больные рядом.
Идешь, смотришь – этот гибнет. Эк, его угораздило! Видит Бог, грешен он и за грехи свои справедливую кару несет. Со мной же все в порядке, - видимо, правильно живу, и ангел меня за это хранит…
Простим же веселых пересмешников - иначе, как отличишь больных людей от здоровых? Если бы все мертвяками лежали, то никто бы и тепла не почувствовал. Ибо не было бы тепла!
…Идет-бредет усохшая женщина, за нею молодежь насмешливая и десять собак вслед за всеми поспешают – чувствуют помойку.

*****
Не ведал я и не гадал, как тот ученый книжник из разума выжил… Не мог я осознать случившейся неправды. Писал он статейки, тревожился – правильно ли? Видно, сильно ученый был… Жизнь подмечать не хотел и людей совершенно не любил. И приспосабливаться не мог. Скорее всего, что-то против людей замышлял. Так люди поговаривали, а все ведь не могут ошибаться. Люди вообще хорошие, но иной раз им на дороге попадаются нехорошие человеки.
А этим товарищам, хоть верно написано, хоть чушь по бумаге размазана – был бы человек хороший, нужный. Ведь нужный человек – он и кучу навали, им все медком пахнет.
Вот и выжил из ума ученый книжник – медка-то написал, а им все кучей пахло.
Вышел он нагой на городскую площадь неистовую и справил большую нужду у здания правительственного, пока висок не проломили – нельзя из общего потока отклоняться.
Нужно жить с людьми и во имя людей! Так говорили еще древние пророки. Жизнь ведь, сами знаете, ни правды, ни совести не ведает. И к правде стремиться не нужно – зачем самому себе лгать. Так древние пророки не говорили, но так говорили мудрые люди, и не просто мудрые, а житейски разумеющие.
Так и погиб ученый книжник… Среди мудрых, сердобольных, житейски разумеющих людей.
*****
Однажды на тротуаре пустился в пляс молодой человек. Настоящий денди сошел с ума и пустился в пляс. Носил он на себе грязный пиджак и двое штанов, невзирая на жару; вокруг шеи же цветной платочек намотал. Плясал, плясал, взмахивал руками, как ветер-мистраль порывами нездешними наотмашь бил! Но толпа кричала ему: «Не верю!». Но парень верил в себя, но не помнил он себя.
Плевали в лицо… А он и рад был и для плевков беззубый рот свой раскрывал.
Показывал тот парень неимоверные прыжки и все, что выучил на своей страстной неделе. Плясал час, два, три… Упал в изнеможении, вытянув ноги и руки раскинув.
Снимали на камеры чудотворца… Стояла жара; воздух был раскален и людским проклятием преисполнен. Кто дороже продаст смешное сумасшествие?
Кто сказал, что душа не продается?! Нелепое ребячество мне это слышать. Здесь душу не раз продавали и закладывали. И если бы только душу! Черт с ней, с душой, кто ее видел, кому она здесь нужна?! На земле же, прежде всего, ценится практичность, запомните это, о мои цыпочки и юные девственницы.

*****
Рассказывали также, как зачах и умер один ребенок… Вернее, занедужил он не сразу. Но сглазили соседки или прокляли родственники – беспокойным стал ребенок. Умненький был мальчик – на таких всегда и сглаз. Во сне бесовскими руками положили на грудь черную жабу. Мальчик заворочался, заплакал; чувствовал - некая тяжесть объяла грудь и душила. Мать примчалась из соседней комнаты, почувствовав беду. И тварь та исчезла…
Прошло несколько дней… Мальчик блуждал в доме, не спал. Мать металась вместе с ним. Но сын не откликался на имя и не принимал пищу. Внезапно он вышел из дома. Мать кинулась вслед за ним, но ребенка и след простыл. Всех подняли на ноги…
Он вернулся вечером, весь в земле, с остекленевшим взглядом. Мать уложила его в постель и вызвала доктора. Но мальчик тихо спал, и лишь губы его подрагивали во время сна. Врач приехал и, осмотрев больного, прописал ему успокоительные капли и продолжительный отдых.
Ночью мать проснулась от тревожной тишины. Она решила проведать сына…
На груди у ребенка сидела большая черная жаба и пристально смотрела тупым и бессмысленным взором огромных желтых глаз…
  Гвоздь 28.09.2010 в 00:17:20   # 64375
Продолжение рассказа:

…Торговки, сидящие у лотков с семечками и сигаретами, показывали пальцами на безумную старуху, обмотанную цветными тряпками и с привязанным к голове букетом жухлых цветов, - бесцельно скитавшуюся по улицам, - мол, бес ее сына забрал и в нее саму вселился… А ведь ей всего лишь тридцать пять лет.

*****
Ведали ли вы когда-нибудь пограничное состояние? Когда плакать хочется, да не можешь, когда выть хочется, да не смеешь. Оно в каких-то бесовских заигрываниях проходит, это пограничное состояние.
Сам не знаешь, что душа желает, о чем душа тоскует. Душа, как мыслится, блуждает где-то. Вернется ли она? Нет, чудится мне, земля стала нынче слишком зыбкая…
И жизнь наша какая-то неустойчивая. И почему-то, непоправимая…
Господи, прости нам наше безумие!

  Анна 28.09.2010 в 03:37:47   # 64386
Вампир Алекс,
Я просто хотела тебе еще раз сказать..Я просто тебе очень доверяю..Я не собиралась никому переходить дорогу, но поверь, тот кто приходил ко мне никакого отношения к леди вамп не имеет..Я видела его очень давно..просто на днях он снова появлялся..И это не тот кто обратил ее...До смерти моего молодого человека я гадала себе и я знаю что впереди меня ждал кто то другой..Я даже знаю его имя..Мне были знаки все долгие 5 лет..Так что объясни пожалуйста леди вамп, что мне ее вампир подавно не нужен, а то я вижу как изменились ее высказивания и отношение ко мне..Тот кто приходил ко мне имеет отношение ко мне а не к ней..А тебе я написала, потому что знала, что только ты можешь помочь мне разъяснить то, чего я не знала и спасибо тебе что не отвернулся и помог! Если ты не против, впредь все необичное что будет происходить..можно я буду советоваться с тобой пожалуйста?
  Анна 28.09.2010 в 03:59:42   # 64387
Вампир Алекс,

вот..как я и обещала..Это я написала для тебя
Кто найдет ошибки и захочет сделать красивее то милости прошу..
Но Вампир Алекс..По любому это твое) Надеюсь тебе понравится)
Дописала его как раз сидя на балконе ночью с огромной кружкой чая что бы совсем не замерзнуть)

Город смолкает под звуки машин,
Устало вздыхает асфальт раскаленный.
Ты среди всех, но все же один,
В даль устремляешь свой взгляд утомленный.

Лопнуло небо, чернила пролив
И разбросало уставшие звезды.
Дождь пробежался, водой окатив,
Но на щеках оставил лишь слезы.

Витрины бросают причудливый свет,
окрасив ограды в цветные узоры,
Увы даже ночь не прошепчет ответ,
Тот миг и тот день где найдешь ты опору.

Редкие люди, редкие мысли,
Редкие слезы столь частых обид.
Время поймет и поможет осмыслить.
Тебе не до сна, а город уж спит.

Не стоит пытаться будить шагами,
Он очень устал и не сможет помочь,
И лишь темнота, что сверкает огнями,
Остались лишь трое – ты, город и ночь.
  Zero 28.09.2010 в 06:21:09   # 64388
Гвооооооздь
слов нет...тронуло до глубины души...
это - настоящее, то, что заставляет думать, смотреть внутрь себя
Тебе НУЖНО писать
  Aнна 28.09.2010 в 07:17:34   # 64389
Гвоздь,
Полностью согласна с Наташей!!
У меня мурашки побежали когда я все это читала...
Ты большой молодец! Большое спасибо что поделился потрясающим творчеством!!!!
  Гвоздь 28.09.2010 в 10:22:30   # 64402
Спасибо, девушки. А эту сумасшедшую женщину, которая букеты к голове привязывает, у нас все знают - она как достопромечательность, скитается по улицам, побирается, иногда ее поколачивают.
Плясуна я видел тоже - он бывший заключенный,съехал с катушек, зарабатывает брейк-дансем, ему мелочь кидают. Однако чаще всего швыряет в публику свои ботинки.
Про черную жабу - снился мне такой кошмар в детстве. Потом я узнал, что ворожеи деревенские жаб на грудь подкладывают, чтоб душу забрать. Такое тоже бывают. Есть еще мертвая водка - оставляют на кладбище надолго, потом жертву поят, она заболевает и умирает или сходит с ума.
  Гвоздь 28.09.2010 в 10:25:12   # 64404
Анна! Ты тоже молодец, ты прогрессируешь в своем творчестве. У тебя аналитический ум, у нас есть общее в творчестве- мы смотрим на мир критически.
  Гвоздь 28.09.2010 в 10:31:42   # 64405
Кодевушка - к.о.ш.м.а.р
  Гвоздь 28.09.2010 в 10:42:50   # 64409
Зеро, я и так пишу очерки в газетах на разнообразные темы. Это и есть литературное творчество, по сути. Сейчас я начал воспоминания о детстве и юности набрасывать. Но это не на один месяц работа.
  Гость 28.09.2010 в 11:38:56   # 64415
Zerooooooo
вот ты где прячешься, моя сладчайшая красавица
Думала я тебя не найду? Ты оставляешь следы, любимая
Не хочешь написать мне?мммм?
  Zero 28.09.2010 в 13:57:26   # 64433
ээээ...в Кащенко день открытых дверей?
глубокоуважаемый вагоноуважатый, то есть Гость!
Я, разумеется, польщена тем, что вы меня назвали "сладчайшей красавицей".
Но со второй половиной Вашего опуса я категорически не согласна!
Я не героиня Вашего романа. И ни от кого не прячусь. Наверное, вы меня попутали с какой-нибудь другой Зерой))))
хех....раз уж Анна спалила контору, выбираю новый ник Атан
Гость, я надеюсь, Ваша наследившая любимая отыщется в кратчайшие сроки
С наилучшими пожеланиями
Атан
  lady vamp 28.09.2010 в 15:40:20   # 64458
Gvozd
Privet,ya konechno byla prava chto ty talantlivyi pisatel i k tomy she eshe i hydoshnik,potomy chto kogda chitaesh tvoi tvoreniya voznikaet oshysheniya togo chto ty yavno vidish to chto o chem pishesh i eto potom vidyat vse posle tebya,polodec!pishi eshe,ya bydy shdat.
  lady vamp 28.09.2010 в 15:41:45   # 64459
A Zero,y tebya yshe poyavilis poklonniki???????pozdravlyayu,ny a vdryg ne oshibsa?moshet eto imenno tebe i adresovano?
  lady vamp 28.09.2010 в 15:49:37   # 64462
Anna
Moi vyskazyvaniya i otnoshenie k tebe absolytno ne izmenilis,prosto ty stavish menya pod somnenie kak malenkyiu glypyiu pervoklasky!!!!!!!!!!S toboi ya soritsa absoliytno ne namerena,ya prosto skazala chto yvidela!Tebya deistvitelno ishyt,kto imenno ya ne ytvershdala,potomy chto neznala eto bylo predpoloshenie,menya she pochti vo lshi ylichili,yshasno!I vampiry mne obyasnyat yshe nechego ty i tak dostypnee nekyda eto sdelala.Esli zahochesh,napishesh...
  Zero 28.09.2010 в 16:37:00   # 64474
нет, всё-таки привыкла я уже к нику....

Леди Вамп, это не может быть адресовано мне...я кроме здешнего сайта нигде не тусуюсь...)))так что наследить явно нигде не успела)))ыыы

ДевчатЫ, не ссорьтесь это всё недостаток виртуального общения, когда ничего такого вроде и не имеешь ввиду, а человек возьми да обидься
  lady vamp 28.09.2010 в 17:08:49   # 64476
Zero
nikto ne soritsa prosto ne lybly takih nedorazymeniy,a kto ty imella v vidy obidelsa???
Ny dashe esli i oshiblis vse ravno priyatno pravda?
  Вампир Алекс 28.09.2010 в 17:13:19   # 64477
Анна
Можно, пиши я тебе всегда отвечу.
Спасибо за этот милый стих он мне очень понравился.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь