Поправки к правилам дорожного движения или Лазейки для коррупции

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 23 Марта 2008 в 00:57:16
Уже очень скоро большинство казахстанцев, прежде чем сесть за руль, будут вынуждены сто раз подумать. Речь идет не только о тех, кто впервые в жизни решится управлять автомобилем, но и об опытных водителях. Причина – новые правила дорожного движения.

Пока еще проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» находится в стадии рассмотрения, но каких-либо сомнений в том, что он будет принят уже в течение месяца, ни у кого нет. Подтверждаются эти предположения и последним сообщением из стен парламента, согласно которому в минувший четверг депутаты Сената приняли его в первом чтении без особых обсуждений.

11000 за непропущенного пешехода

Безусловно, те, кто постоянно находятся за рулем, согласятся с мнением, что ситуация на наших дорогах в последние годы сильно усложнилась. И дело не только в значительном увеличении парка автомобилей в стране в целом, но и в ставшем особо заметным расслоении казахстанского общества, выражающемся в появлении на дорогах дорогих машин с мощными двигателями. По этой причине мало кто из рядовых водителей станет оспаривать необходимость ужесточения ответственности за нарушение правил дорожного движения. Другое дело, насколько жесткими они будут? В нашем случае скажем сразу – очень!

Если внимательно прочитать рассматриваемый ныне законопроект, то можно увидеть, что корректируются десятки пунктов не только непосредственно в правилах дорожного движения. Некоторым изменениям подвергается и целый ряд законов, среди которых есть и закон «О таможенных и налоговых процедурах», и закон «О системе государственного управления», и даже закон «Об образовании». Ну а если более конкретно, то выясняется, что, например, отныне минимальный штраф за нарушение правил дорожного движения будет равен пяти месячным расчетным показателям, или 5860 тенге. Такой штраф, кстати, будет налагаться за разговор во время движения по сотовому телефону, за непристегнутые ремни безопасности, за невключенные осветительные приборы в темное время суток, за нарушение правил остановки, за неправильный проезд перекрестка и так далее.

Дальше – больше. Поехал по пешеходной дорожке или тротуару? Готовь уже 8204 тенге. Решил проскочить на красный свет, не обратил внимания на регулировщика или не пропустил пешехода? Плати 11720 тенге. Ну а если выехал на встречную полосу, создав аварийную обстановку, то готовься к проверке знаний правил дорожного движения, предварительно лишившись прав на вождение сроком на полгода.

Впрочем, это только цветочки. Есть в рассматриваемых поправках к правилам дорожного движения и свои «мины» замедленного действия. Заключаются они в том, что за повторное нарушение правил вождения штраф существенно увеличивается и речь уже идет о суммах, в настоящий момент колеблющихся в пределах от 17580 до 23440 тенге. А если водитель нарушил правила в третий раз, он лишается права вождения автомобиля как минимум сроком на один год.

«За» и «против» Сергея Уткина

– Теоретически все выглядит очень неплохо, ужесточать правила дорожного движения надо, – заметил юрист Сергей УТКИН, комментируя нашей газете рассматриваемые в парламенте поправки. – Но, на мой взгляд, разработчики законопроекта явно переусердствовали с размерами штрафов. Получается, что такими суммами они провоцируют еще большую коррупцию в рядах дорожной полиции. Поэтому я не верю, что в условиях нашей действительности новые правила будут объективно работать. Во-первых, не секрет, что у нас в стране по-прежнему действует «телефонное право». Я сам за рулем и вижу, что главными нарушителями чаще становятся владельцы дорогих автомобилей. Для них закон будто не существует – это все видят и знают, в том числе инспекторы дорожной полиции, однако останавливать дорогущие «порше» или «хаммеры» не решаются – себе дороже.

Поэтому основной удар новых правил примут на себя рядовые водители. И, учитывая предполагаемые очень жесткие меры, они предпочтут договориться с инспектором, чем выплачивать непомерный штраф. Ведь одно дело – беспристрастное видеонаблюдение, другое – субъективное мнение гаишника, которого можно уговорить. И мне кажется, что этот процесс будет повальным. Да, можно сослаться на то, что теперь с учетом больших штрафов люди будут вынуждены ездить аккуратнее. Но беда опять же в субъективности мнения инспектора дорожной полиции, не подтверждаемого визуальными средствми.

Более того, считает Сергей Уткин, взаимоотношения водителей с инспекторами дорожной полиции это лишь верхушка айсберга принимаемых поправок. По его мнению, например, в случае совершения аварии, участники ДТП будут всячески стараться избегать общения с представителями дорожной полиции:

– Можно, конечно, смеяться, но я не сомневаюсь, что УДП МВД после вступления поправок в силу будет победно рапортовать об улучшении ситуации на дорогах страны. И не столько потому, что люди станут аккуратнее ездить, просто водителям будет выгоднее договариваться на месте о возмещении ущерба. Зачем попадать в компьютер и становиться претендентом на лишение права вождения? Но вместе с тем, появляется и еще одна проблема. На днях в эфире одного из телеканалов прозвучало мнение, что с введением новых правил дорожного движения появится новый вид мошенничества. Не исключено, что при какой-нибудь мелкой аварии может возникнуть момент, когда за ущерб в размере $100 будут просить $1000. Представим себе ситуацию, что водитель, допустивший ДТП, уже по какой-либо причине ранее попал в web-список нарушителей. И человек, с машиной которого было допущено столкновение, об этом узнал. Как вы думаете может развиваться процесс? Я больше скажу, это может превратиться в бизнес для нечистых на руку людей, которые, например, смогут получить доступ к спискам нарушителей УДП.

…В общем, по мнению Сергея Уткина, поправки к правилам дорожного движения не продуманы до конца. В них даже невооруженным глазом видны многочисленные лазейки для коррупции, с которой наше государство вроде бы борется. Странно, что этого не видят депутаты.

Республика
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 15.09.2008 в 16:16:45   # 4933
Штрафы поднимаю, а толк? Дороги как были разъебанные так и остались, а менты стали брать больше
  Гость 14.04.2009 в 09:24:27   # 13268
согласен
  Казах+Имя 14.04.2009 в 09:36:08   # 13270
Вот Уткин - молодец! дело говорит. Разложил по полкам. И это наверное не все.
Еще чего -нить можно накопать.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь