Тюлькубасские залеты. Как южноказахстанские чинуши отменяют авиарейсы
admin 14 Марта 2008 в 10:29:46
Зауытбек Турисбеков на "днюхе" вице-премьера РК или Задержанный полет: почему 70 пассажиров ждут одного до утра, который с бодуна?!
Как известно, на казахстанских внутренних авиалиниях основными авиаперевозчиками являются три авиакомпании с разной степенью "крышуемости". Для жителей Юга приятным является то, что одно из этих элитных авиапредприятий является шымкентским и носит наименование морской электрорыбы "Скат". Но немногие знают, что владельцами этой авиакомпании являются видные гос.чиновники южно-казахстанского происхождения Терещенко С.А., бывший премъер-министр, и Турисбеков З.К., бывший обл.аким, бывший министр, а ныне посол Республики Казахстан в Узбекистане. Оба уроженцы Тюлькубасского района ЮКО.
Так вот, далее следует краткое изложение истории, достойной съемок некогда популярной "Тюлькубасии пикчерс". Из Астаны в Шымкент и обратно постоянно летают самолеты, в основном обслуживаемые этим самым "Скатом". Причем летают с хорошей загрузкой. И все бы ничего, но вот случилась история с прерванным полетом, который по расписанию должен был вылететь из Астаны вечером 12 марта 2008 года аккурат в 19-20 часов астанинского времени. Время полета до аэродрома базирования "Ската", т.е. до Шымкента – 2 часа. Однако, пассажиры попали в этот пункт назначения только на следующий день, когда в 12-30 часов дня 13 марта 2008 года, борт, выполнявший рейс "702" сообщением "Астана – Шымкент", приземлился на взлетно-посадочной полосе Шымкентского аэропорта.
Поначалу ничто вроде бы не предвещало столь длительной задержки вечернего рейса Астана – Шымкент. Регистрация пассажиров началась вовремя, за полчаса до установленного времени вылета. Однако, пассажирам при регистрации как бы невзначай говорили, чтобы они не суетились, потому как самолет вылетит в 20-40 часов. Однако ни в 20-40, ни после самолет так и не вылетел в сторону Шымкента. Люди вначале терпеливо ждали, затем начали нервничать. Среди 70 пассажиров были пожилые люди, молодые семейные пары с малыми детьми, в том числе с грудными крохами, и даже 2-3 иностранца. Кто-то спешил на похороны близких людей в Южно-Казахстанской области. На вопросы задержанных пассажиров никто из работников аэропорта и авиакомпании "Скат" никаких разъяснений не давал.
Лишь после 22-00 часов кто-то сказал пассажирам, что самолет 12 марта в Шымкент не полетит, в лучшем случае вылет будет утром. В такой ситуации пассажиры, объединенные общей нервирующей, ничем и никем не объяснимой задержкой, запертые в накопителе, вынуждены были самоорганизоваться. Прежде всего, они дружненько составили акт, в котором указали, что работники аэровокзала, без каких-либо оснований задержали рейс "702" до 10 часов утра астанинского времени следующего дня. Также в акте пассажирами указано, что работники авиапредприятия на их вопросы отвечать отказываются, не предоставляют горячее питание и условия для ночного отдыха пассажиров, а также отказывают в выдаче справки с указанием причин задержки рейса "702".
После этого практически с 23-00 часов до 01-00 часа ночи шли переговоры разгоряченных пассажиров рейса "702" с представителем авиакомпании "Скат". В ходе этих ночных возмущений и выяснений, в перерывах между спорами и препираниями с работниками гражданской авиации, кто-то из пассажиров вспомнил, а среди них были и госслужащие, что 12-го марта – день рождения одного из крупных гос.чиновников страны Омирзака Шукеева. И вот тут-то и возникло предположение, что рейс задерживается из-за южно-казахстанских чиновников, приехавших в Астану, чтобы угодить своему высокопоставленному земляку.
Напряжение нарастало с взрывной силой. Не смея сдержать возмущение вынужденно задержанных пассажиров, представитель "Ската" в Астане Галиакбаров К.К. все же был вынужден выдать пассажирам выдать справки следующего содержания: "Рейс 702 задерживается в аэропорту г.Астана, в связи с фактической и прогнозируемой погодой непозволяющей выполнения взлета для данного типа воздушного судна и переносится до 10.00 местного времени 13 марта". И это при летной-то погоде в Астане, не говоря уж про Шымкент, в котором уже стали забывать суровую зиму из-за торжествующей на юге весны! К тому в тот вечер из аэропорта Астаны взмывали в небо самолеты по любым направлениям, кроме южного – в Шымкент и Тараз.
Затем под контролем инициативной группы из числа вынужденно задержанных пассажиров, работниками авиакомпании был предоставлен автотранспорт для тех, кто имел возможность вернуться в столицу для отдыха у родственников и знакомых. Часть пассажиров покормили и разместили в одной из астанинских гостиниц.
А утром смутное ночное предположение пассажиров рейса "702" подтвердилось: в 9-40 в аэропорт приехал собственной персоной господин Турисбеков З.К., из-за которого фактически и состоялась задержка. По внешнему виду хозяина "Ската" было видно, что он с бодуна.
"Скатовский" самолет вылетел из Астаны 13.03.2008г. в 10-30 утра и благополучно коснулся ВВП в аэропорту Шымкент, где ген.директором Турисбеков А.З.-младший, ровнехонько в 12-30 часов. Посол с ташкентской пропиской вышел первым в сопровождении двух телохранителей, сел в подогнанный к трапу "Лексус" с зелеными номерами "3001 СДМ" и укатил прочь с самолетной стоянки. Мучения пассажиров благополучно закончились.
Но по дороге многим из них вспомнились те, настоящие мучения, когда лет десять – одиннадцать назад Заутбек Турисбеков был акимом Южно-Казахстанской области, оказавшейся холодной осенью и зимой без электроэнергии, природного газа, без отопления. Город тогда быстро был очищен от сухих древесных веток, а в лесополосах и парках по ночам валили деревья, шла лесозаготовка. Тогда в Шымкенте ходовым товаром были движки-"чабанки", газовые баллоны, свечки, завозимые на юг страны вагонами. И тогда во дворах многоэтажек вырывались ямки под очаги, на которых озлобленные хозяйки в своих закопченных казанках готовили еду. То было время, когда шымкентцы, не успевшие купить хлеб днем, в лучшем случае покупали его втридорога на базарчике, а в худшем оставались без хлеба до утра следующего дня.
По сравнению с теми, "турисбековскими" буднями одна "задержанная" ночка в астанинском аэропорту всего лишь маленькое приключение, хотя и с горьким осадком.
Народная мудрость гласит, что "Семеро одного не ждут". В Астане же 12 марта 2008 года семьдесят человек ждали одного загулявшего чиновника. Когда же, черт подери, такие чиновники перестанут наглеть и измываться над своими простыми согражданами?!
Оспан Каратаев
ЮКО, г.Шымкент, 13.03.2008г
Источник - ЦентрАзия
Как известно, на казахстанских внутренних авиалиниях основными авиаперевозчиками являются три авиакомпании с разной степенью "крышуемости". Для жителей Юга приятным является то, что одно из этих элитных авиапредприятий является шымкентским и носит наименование морской электрорыбы "Скат". Но немногие знают, что владельцами этой авиакомпании являются видные гос.чиновники южно-казахстанского происхождения Терещенко С.А., бывший премъер-министр, и Турисбеков З.К., бывший обл.аким, бывший министр, а ныне посол Республики Казахстан в Узбекистане. Оба уроженцы Тюлькубасского района ЮКО.
Так вот, далее следует краткое изложение истории, достойной съемок некогда популярной "Тюлькубасии пикчерс". Из Астаны в Шымкент и обратно постоянно летают самолеты, в основном обслуживаемые этим самым "Скатом". Причем летают с хорошей загрузкой. И все бы ничего, но вот случилась история с прерванным полетом, который по расписанию должен был вылететь из Астаны вечером 12 марта 2008 года аккурат в 19-20 часов астанинского времени. Время полета до аэродрома базирования "Ската", т.е. до Шымкента – 2 часа. Однако, пассажиры попали в этот пункт назначения только на следующий день, когда в 12-30 часов дня 13 марта 2008 года, борт, выполнявший рейс "702" сообщением "Астана – Шымкент", приземлился на взлетно-посадочной полосе Шымкентского аэропорта.
Поначалу ничто вроде бы не предвещало столь длительной задержки вечернего рейса Астана – Шымкент. Регистрация пассажиров началась вовремя, за полчаса до установленного времени вылета. Однако, пассажирам при регистрации как бы невзначай говорили, чтобы они не суетились, потому как самолет вылетит в 20-40 часов. Однако ни в 20-40, ни после самолет так и не вылетел в сторону Шымкента. Люди вначале терпеливо ждали, затем начали нервничать. Среди 70 пассажиров были пожилые люди, молодые семейные пары с малыми детьми, в том числе с грудными крохами, и даже 2-3 иностранца. Кто-то спешил на похороны близких людей в Южно-Казахстанской области. На вопросы задержанных пассажиров никто из работников аэропорта и авиакомпании "Скат" никаких разъяснений не давал.
Лишь после 22-00 часов кто-то сказал пассажирам, что самолет 12 марта в Шымкент не полетит, в лучшем случае вылет будет утром. В такой ситуации пассажиры, объединенные общей нервирующей, ничем и никем не объяснимой задержкой, запертые в накопителе, вынуждены были самоорганизоваться. Прежде всего, они дружненько составили акт, в котором указали, что работники аэровокзала, без каких-либо оснований задержали рейс "702" до 10 часов утра астанинского времени следующего дня. Также в акте пассажирами указано, что работники авиапредприятия на их вопросы отвечать отказываются, не предоставляют горячее питание и условия для ночного отдыха пассажиров, а также отказывают в выдаче справки с указанием причин задержки рейса "702".
После этого практически с 23-00 часов до 01-00 часа ночи шли переговоры разгоряченных пассажиров рейса "702" с представителем авиакомпании "Скат". В ходе этих ночных возмущений и выяснений, в перерывах между спорами и препираниями с работниками гражданской авиации, кто-то из пассажиров вспомнил, а среди них были и госслужащие, что 12-го марта – день рождения одного из крупных гос.чиновников страны Омирзака Шукеева. И вот тут-то и возникло предположение, что рейс задерживается из-за южно-казахстанских чиновников, приехавших в Астану, чтобы угодить своему высокопоставленному земляку.
Напряжение нарастало с взрывной силой. Не смея сдержать возмущение вынужденно задержанных пассажиров, представитель "Ската" в Астане Галиакбаров К.К. все же был вынужден выдать пассажирам выдать справки следующего содержания: "Рейс 702 задерживается в аэропорту г.Астана, в связи с фактической и прогнозируемой погодой непозволяющей выполнения взлета для данного типа воздушного судна и переносится до 10.00 местного времени 13 марта". И это при летной-то погоде в Астане, не говоря уж про Шымкент, в котором уже стали забывать суровую зиму из-за торжествующей на юге весны! К тому в тот вечер из аэропорта Астаны взмывали в небо самолеты по любым направлениям, кроме южного – в Шымкент и Тараз.
Затем под контролем инициативной группы из числа вынужденно задержанных пассажиров, работниками авиакомпании был предоставлен автотранспорт для тех, кто имел возможность вернуться в столицу для отдыха у родственников и знакомых. Часть пассажиров покормили и разместили в одной из астанинских гостиниц.
А утром смутное ночное предположение пассажиров рейса "702" подтвердилось: в 9-40 в аэропорт приехал собственной персоной господин Турисбеков З.К., из-за которого фактически и состоялась задержка. По внешнему виду хозяина "Ската" было видно, что он с бодуна.
"Скатовский" самолет вылетел из Астаны 13.03.2008г. в 10-30 утра и благополучно коснулся ВВП в аэропорту Шымкент, где ген.директором Турисбеков А.З.-младший, ровнехонько в 12-30 часов. Посол с ташкентской пропиской вышел первым в сопровождении двух телохранителей, сел в подогнанный к трапу "Лексус" с зелеными номерами "3001 СДМ" и укатил прочь с самолетной стоянки. Мучения пассажиров благополучно закончились.
Но по дороге многим из них вспомнились те, настоящие мучения, когда лет десять – одиннадцать назад Заутбек Турисбеков был акимом Южно-Казахстанской области, оказавшейся холодной осенью и зимой без электроэнергии, природного газа, без отопления. Город тогда быстро был очищен от сухих древесных веток, а в лесополосах и парках по ночам валили деревья, шла лесозаготовка. Тогда в Шымкенте ходовым товаром были движки-"чабанки", газовые баллоны, свечки, завозимые на юг страны вагонами. И тогда во дворах многоэтажек вырывались ямки под очаги, на которых озлобленные хозяйки в своих закопченных казанках готовили еду. То было время, когда шымкентцы, не успевшие купить хлеб днем, в лучшем случае покупали его втридорога на базарчике, а в худшем оставались без хлеба до утра следующего дня.
По сравнению с теми, "турисбековскими" буднями одна "задержанная" ночка в астанинском аэропорту всего лишь маленькое приключение, хотя и с горьким осадком.
Народная мудрость гласит, что "Семеро одного не ждут". В Астане же 12 марта 2008 года семьдесят человек ждали одного загулявшего чиновника. Когда же, черт подери, такие чиновники перестанут наглеть и измываться над своими простыми согражданами?!
Оспан Каратаев
ЮКО, г.Шымкент, 13.03.2008г
Источник - ЦентрАзия
|