ШЫМКЕНТ ОБЕЩАЕТ ОДЕТЬ ВСЮ СТРАНУ В МОДНУЮ ДЖИНСУ

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 21 Февраля 2008 в 15:55:57
Сагит Оспанов.

«Прорывные» проекты по-казахстански не предполагают каких-то суперкомпьютеров, био- и нанотехнологий. Они, скорее, напоминают план индустриализации всей страны, рождения новых БАМов и Магниток. Из 34 проектов 13 связаны с металлургией: феррохром и свинец, алюминий и медь, цинк и ферроникель. Появится несколько предприятий в сфере химии и нефтехимии. Наиболее продвинутые технологически проекты предлагает Астана – производство автомобилей, локомотивов и шин. Шымкент обещает современную текстильную фабрику. За год она будет выпускать шесть миллионов джинсов, то бишь способна одеть всю страну.

В целом же проекты весьма приземленные, без розовых фантазий. Но зато они обещают товары, востребованные на мировом рынке. Или способные кардинально улучшить экономические условия. Как, например, тысячекилометровая железная дорога Жезказган – Бейнеу – Шалкар, которая перекроит транспортную карту страны.
Единственное, не совсем понятно, как в списке прорывных проектов очутился автобан Астана – Щучинск? Видимо, он должен помогать столичным чиновникам быстрее прорываться в игорную зону.
Впрочем, дело не в конкретных проектах – за каждый из них в отдельности отвечает частный бизнес. Государство же должно оценить, как это в целом повлияет на страну. А здесь скрываются удивительные вещи. Судите сами. Общая сумма «прорывных» проектов, по казахстанским меркам, огромна - 21 миллиард долларов (!). Срок чрезвычайно мал - практически все они должны реализовать в ближайшие пять лет. Теперь представьте, что эта денежная масса дополнительно вольется в нашу экономику, и насколько она раздует инфляцию. Следует учесть, что из этих денег большая часть будет заемными. Из них, в свою очередь, значительная часть придет из-за рубежа. А теперь посчитайте, насколько вырастет наш внешний долг, и без того рекордный…
Смотрим далее. Реализация проектов нуждается в огромном количестве строительных материалов. Отечественная промышленность к этому сейчас абсолютно не готова, она не успевает даже за жилищным строительством. А ведь запланировано сооружение 20 заводов, электростанции, порта, 1500 километров железных дорог и реконструкция 2700 километров дорог автомобильных! Даже если мы сейчас ринемся возводить заводы стройматериалов, то успеем только к завершению индустриализации. Так что львиную долю материалов придется завозить, опять же неимоверно раздувая импорт и цены на него - что неминуемо приведет к удорожанию всего строительства, в том числе и жилищного.
Новые заводы, особенно металлургические, будут пожирать электричество. Откуда ему взяться уже через пять лет, если к тому времени, напротив, прогнозируется энергодефицит? А где мы возьмем квалифицированных инженеров для строительства заводов и работы на них – завезем гастарбайтеров?
Вместо того, чтобы оформлять чужие прорывные проекты в красивые таблицы, правительству следует в неотложном порядке предоставить план создания инфраструктуры для их реализации: транспортной, ресурсной, энергетической, финансовой, кадровой. А иначе прорывные проекты станут надрывными.

Диалог
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь