КАДРЫ НЕ РЕШАЮТ НИЧЕГО

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 01 Февраля 2008 в 14:54:08
Автор «Тасжарган»

Президент Назарбаев произвел среди высших государственных лиц очередную ротацию – группа чиновников поменялась местами. В просторечии это называется менять «шило на мыло». Но казахстанцев сегодня может удивить только одна ротация – самого Назарбаева. Все остальное мы уже видели много раз.

Главное политическое событие последних дней в Казахстане – ротация кадров в государственных структурах. Напомним, что на прошлой неделе президент Назарбаев отправил руководителя своей администрации Адильбека Джаксыбекова в кресло первого заместителя председателя партии «Нур Отан» (председатель партии – сам Назарбаев). Руководителем Администрации президента стал Кайрат Келимбетов. На его место председателя фонда «Казына» назначен Арман Дунаев. Вместо Дунаева председателем Агентства финансового надзора стала Елена Бахмутова, которая до этого была заместителем Дунаева. Согласно официальному заявлению, распространенному Администрацией президента, кадровые перестановки предприняты для решения «вопросов эффективных взаимоотношений институтов развития, входящих в структуру ФУР «Казына», с финансовыми организациями, в первую очередь, с банками второго уровня по использованию бюджетных ресурсов, выделяемых на поддержку экономики». Иначе говоря, перестановки были затеяны, чтобы вывести Келимбетова, разработчика новой антикризисной программы, на ключевой административный пост в структуре власти, созданной Назарбаевым. Вопрос только в том, есть ли на самом деле такая программа у Келимбетова, а если есть, то насколько она будет эффективной в условиях надвигающегося экономического кризиса.

Причуды президента

Тот факт, что именно экономист Келимбетов стал руководителем Администрации президента, свидетельствует о признании Назарбаевым кризиса в экономике, который нарушил покой во власти. Это, конечно, еще не паника, но полное отсутствие в речах и мозгах государственных управленцев четкого анализа экономической ситуации и причин экономического кризиса, не говоря о мерах, которые нужно предпринимать в сложившихся условиях, наводит на грустные размышления. Экономика Казахстана слаба, шатается от малейшего дуновения ветров мирового кризиса, и станет ли для нее палочкой-выручалочкой Келимбетов – большой вопрос.

Политологическое прочтение кадровых перестановок банально. При желании можно трактовать их как обучение кадров. Келимбетов прежде не был чистым администратором, теперь у него в руках – и идеология, и кадровое администрирование. Чем не школа для будущего президента? Джаксыбеков не был чистым партийным работником, а теперь ему придется заниматься проблемами внутриполитической жизни страны. Работа тонкая, неприятная, особенно если учесть, что в связи с председательством Казахстана в ОБСЕ в 2010 году уже в этом году нужно внести демократические изменения в законодательство о выборах, политических партиях и СМИ. А как это сделать, не меняя систему абсолютной власти одного человека?

Для политического истеблишмента более важно то обстоятельство, что Келимбетов состоит в конкурентных отношениях с премьер-министром Каримом Масимовым, что будет создавать теперь весьма напряженную ситуацию в политической верхушке. Разрешить ее Назарбаев может только одним способом – сменив премьера. Когда это произойдет? Если на должность премьера готовится Келимбетов, которого, в таком случае, Назарбаев посадил в кресло руководителя своей администрации с целью потренировать его в политическом администрировании, то Масимов уйдет не раньше осени этого года. Раньше его может снести только новый экономический кризис. Если в экономике случится обвал, то в этом экстренном варианте премьер-министром может быть назначен и Келимбетов, и Умирзак Шукеев, и даже Имангали Тасмагамбетов – все будет зависеть от конкретной ситуации в душе Назарбаева.

Можно еще углубиться в теневую межжузовую конкуренцию казахов и отметить очередное усиление Старшего жуза (Келимбетов) с ослаблением позиций Среднего жуза (который правильнее переводить на русский язык как Центральный жуз – Орта жуз) в правящей верхушке (Джаксыбеков). Если учесть, что недавно был снят за критику с должности председателя АО «Инвестиционный фонд Казахстана» Зейнолла Какимжанов, еще один представитель Среднего жуза, то в кадровых предпочтениях Назарбаева можно углядеть вполне объяснимые трайбалистские предпочтения. Лучше, конечно, держать рядом предсказуемых и управляемых южан, нежели настырных и противных аргынов или найманов.

Более точная картина таится в сердце самого Назарбаева, и можно считать себя провидцем, постигающим тайные звуки душевных и сердечных струн президента, но это всегда будет ошибкой. Потому что Назарбаев очень чуток к предсказаниям, и одна из его характерных причуд состоит в опровержении прогнозов. Он всегда, можно сказать, принципиально поступает вопреки ожиданиям общества и своего окружения. Что ж, неожиданности тонизируют слуг и прибыльно содействуют ореолу святости.

Дивергенция Назарбаева

Ну а теперь, порассуждав на тему «хрен редьки не слаще», мы вынуждены признаться, что все эти выкладки – ерунда, и они пусты по большому счету. Потому что после очередных ротаций ничего в казахстанской политике не изменится. Кого бы Назарбаев ни ставил премьер-министром, как бы ни ротировал чиновников, принципиальных изменений в государственной политике не произойдет. Изменения могут быть связаны только с одним человеком в Казахстане – президентом Назарбаевым, это давно известно. Потому что система правления в Казахстане такая – коррумпированная автократия. В самом деле, все в стране, гласно или негласно, по закону или «по понятиям», «разводит» только один человек. Причем почти все дела вершатся не по закону, о чем свидетельствует бесполезная борьба с коррупцией, которую все «сокрушительнее» усиливает власть. И кого бы еще ни менял местами Назарбаев, ничего в стране не изменится к лучшему.

И вообще любая ротация чиновников говорит о дивергенции (расхождении, вырождении) системы управления государством, выстроенной Назарбаевым. Можно без конца переставлять высших государственных чиновников, шлифуя их навыки в управлении то сельским хозяйством, то железной дорогой, то наукой, но профессионализма это команде Назарбаева не прибавит. По этой причине самой реальной перестановкой во власти может стать только ротация собственно Назарбаева. Вот если бы, скажем, Келимбетов стал президентом, а Назарбаев – председателем Агентства финансового надзора, – вот это была бы настоящая сенсация. А без этого, ну, поменялся Жумагулов на Джаксыбекова, Джаксыбеков на Келимбетова, а Келимбетов на Дунаева и так далее, – и что? Стало больше продуктов в холодильнике или прибавилось денег в кошельке настолько, что можно заказывать весной отдых на Канарских островах? Вовсе нет. Эта игра во власть, затянутая Назарбаевым на всю его жизнь, гарантирует радости с отчаянием, страсти-мордасти и прочие приятные потрясения только ему. Государственные чиновники – всего лишь куклы-марионетки, необходимые для этой игры, для кукольного театра. А народ – всего лишь зрители, безучастные, пассивные, незлобные, засыпающие от скуки уже в первом действии.

Так что если Назарбаев хочет удивить народ, надо думать о наиболее крутой ротации, а именно – куда бы ему самому удачно ротироваться. Вот это был бы фокус похлеще, чем исчезновение Эйфелевой башни у Дэвида Копперфильда.

Возможна ли ротация Назарбаева с выводом его, например, на парламентские должности, как это часто происходит в демократических государствах? А почему бы нет. Неужели он так и хочет уйти автократом, которых, как известно, выносят только ногами вперед. Хотя, конечно, мечты о фокусах в наших реалиях столь же призрачны, как и грезы о пляжах Иссык-Куля холодной январской зимой. «Какой тебе прок от лета, соловей, застывший на снегу?» (Хулио Кортасар).

Отчаяние президента

Итак, лозунг советской эпохи «Кадры решают все» в наше время звучит иначе: кадры не решают ничего. Подтверждением служит выступление Назарбаева на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РК 25 января 2008 года. Оно отлично иллюстрирует кадровую политику президента – все ее достоинства, недостатки, хронические изъяны и патологическую беспомощность.

Свою речь, в которой говорилось о серьезных провалах в работе правоохранительных органов, Назарбаев держал перед руководителями Генеральной прокуратуры, КНБ, МВД, Минюста, финполиции, Верховного суда. Если оставить в стороне комплиментарную часть выступления президента, то его спич нужно признать не просто разгромным для правоохранительных органов. Назарбаев фактически расписался в провале всей правоохранительной системы Казахстана.

«Должен заметить, что вас, начиная от руководителей центральных государственных органов и территориальных подразделений, чрезмерно успокаивают благополучные, на ваш взгляд, цифровые показатели, – заявил президент. – Между тем, ваши самооценка и оценка, которую дает вашей работе общественность, существенно расходятся. Многие не верят в торжество и верховенство закона, в справедливость суда и способность органов власти защитить их от преступных посягательств». Честное слово, если бы это говорил не президент, можно было подумать, что это речь деятеля оппозиции, например, Евгения Жовтиса или Булата Абилова. Вот только поможет ли теперь эта «оппозиционность» Назарбаеву?

Президент говорил на коллегии о разобщенности и ведомственном подходе в правоохранительной системе, о прямом противостоянии ведомств. Сообщил о многочисленных фактах отказа в регистрации заявлений граждан о совершенных преступлениях. Привел конкретные примеры преступных действий правоохранительных органов. После всего этого можно было бы заключить, что Назарбаев говорит о какой-то бандитской группировке, которой сам и руководит. Но он говорил о Казахстане – «лидере стабильности в регионе». Вот, извините, несколько длинные фрагменты его выступления.

«Полиция начинает шевелиться только тогда, когда к ним обращаются с заявлением об уже совершенных в их отношении преступлениях, если человек остался жив… Нет ощутимых результатов в борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, теневой экономикой. Должные меры к выявлению организаторов и руководителей преступных групп вы реально не принимаете.

По-прежнему не обеспечивается принцип неотвратимости наказания, что подрывает веру граждан в способность правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств. Здесь я считаю нужным подчеркнуть, что на свободе безнаказанно разгуливают преступники, совершившие кражи, грабежи, убийства.

Откровенно говоря, «удары по коррупции» должны были нанести правоохранительные и специальные органы. Но у вас это не получается. Да и как может получиться, если погрязли в коррупции те, кто обязан бороться с ней! Я требую от руководителей правоохранительных органов республики и председателя Верховного суда немедленно принять меры по очищению собственных рядов.

Между тем, бюрократические проволочки и волокита становятся причиной многочисленных обращений граждан по поводу проявлений беззакония. Люди месяцами не могут добиться справедливости, обивают пороги ваших кабинетов в надежде быть выслушанными и получить поддержку, но немногим это удается. Отгородились от народа высокими заборами, КПП, помощниками и советниками. Это касается всех правоохранительных органов».

Президент говорил на коллегии в Генпрокуратуре сурово, грозно насупив брови, как и полагается автократу. Только возникает вопрос: достаточно ли сильно он напугал руководителей правоохранительных органов, которые теперь исправят работу в своих учреждениях настолько, что судьи станут судить справедливо, прокуроры будут честно надзирать за судьями, финполиция перестанет рэкетировать предпринимателей, в кабинетах следователей полиции и в тюрьмах прекратят избивать подозреваемых и заключенных, а КНБ теперь будет заниматься своим делом и ловить шпионов, а не подслушивать телефонные разговоры граждан страны?

А если даже Мами, Тусупбеков, Калмурзаев, Мухамеджанов, Балиева и Шабдарбаев испугаются, то смогут ли они в одночасье изменить годами складывавшуюся коррумпированную систему правоохранительных органов? Очень сомнительно. Структура правоохранительных органов – это зеркальное отражение системы управления государством, созданной Назарбаевым. Изъяны ее известны, и они коренятся в мозгу ее творца. А посему изменить работу правоохранительных органов можно только изменив всю систему власти, созданную Назарбаевым. По сути, «оппозиционная» речь Назарбаева продиктована отчаянием. Совершенно очевидно, что он не знает, как улучшить работу правоохранительных органов, потому что его алгоритм мышления предполагает любую ротацию, он готов бесконечно менять чиновников местами, но не может понять, что спасти страну может только одна ротация, о которой говорилось выше.

Сеит КОНЫР

Kahar.name
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь