Фетхулла Гюлен – преданный «друг» Казахстана?
Гость 07 Ноября 2011 в 14:01:01
Фетхулла Гюлен – личность более чем известная. Этот гражданин Турции является лидером огромного сообщества, известного как «фетхуллачи» Оно объединяет сотни тысяч человек по всему миру и в его структуру входят множество различных фондов, компаний, образовательных учреждений, бизнес корпораций, печатных изданий.
Великий Мастер, как его еще называют последователи, родился в 1938 году в деревне под названием Корыжык в близи г. Ерзурум, что на юге Турции. Официально Гюлен объявляет целью своего движения распространение ислама. Однако, не смотря на это, его учение объявлено запрещенным в Турции, сам же Ходжа Эфенди на данный момент скрывается в США в связи с обвинениями в намерении свержения светского режима в Турции и построении шариатского государства.
С самого начала своей карьеры Гюлен активно практиковал концепцию образования своего духовного наставника Саида Нурси (произведения которого запрещены как в самой Турции, так и в ряде государств), рассматривая ее как основной метод распространения ислама. Как и концепция Нурси, концепция образования Фетхуллы Гюлена включает в себя изучение точных наук наряду с догматами ислама в смешанных школах (классических религиозных школ – медресе и современных школ – мактаб), где в рамках школьного образования одновременно преподаются светские и религиозные предметы. Другими словами в качестве оптимального метода распространения своих идей Гюлен выбрал сферу образования.
Масштабы проникновения в Казахстане
Распад Советского Союза и как следствие падение «Железного Занавеса» открыло перед сообществом Гюлена огромные перспективы, так как появилась возможность установить свое влияние в Центральной Азии за счет участие в реисламизации населения региона – «этнических мусульман», успевших за 70 лет коммунизма потерять свои исламские корни.
Характеризуя масштабы проникновения джамаата Гюлена в странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, известный исследователь Байрам Балджи в своей статье «Деятельность школ Фетхулла Гюлена в Центральной Азии и их роль в распространении Тюркизма и Ислама», опубликованной в №2 журнала «Religion, State & Society» за 2003 год пишет следующее: «Движение выработало достаточно успешную стратегию по внедрению в центрально-азиатский регион. За какие-то два года, 1991-93, в Центральной Азии были открыты сотни компаний и десятки школ. Также была учреждена газета «Заман» принадлежащая джамаату и издающаяся в столице каждой республики… На данный момент самое большое количество школ находится в Казахстане, где под контролем джамаата находится 28 лицеев и Университет имени Сулеймана Димереля в Алматы». Кроме указанных образовательных учреждений, движению Гюлена удалось открыть в Казахстане более 30 пансионатов, которые выполняют функцию медресе, обучая детей исламу.
По утверждению исследователей, финансирование деятельности образовательных структур сообщества Гюлена в Казахстане осуществляется за счет турецких компаний и бизнесменов, работающих в нашей стране. В вышеуказанной статье Б. Балджи утверждает, что большинство турецких компаний, ведущих деятельность в Центральной Азии, принадлежат движению Гюлена. Многие из них, кроме компаний «Ulker» и «Barakat», не большие компании и фирмы, вовлеченные в такой бизнес как выпечка, текстильная мануфактура, строительная индустрия, рестораны и т.д. В первые годы независимости эти компании импортировали из Турции книги и другую литературу, содержащую информацию о Саиде Нурси, Фетхулле Гюлене и его движении. Книжные магазины, принадлежащие джамаату, сыграли важную роль в поставке литературы движения в регион. К примеру, компания «Aydin» и ее филиал в Ташкенте снабжали регион книгами, аудио записями, видеокассетами и газетами джамаата на турецком, английском, русском, казахском, киргизском, узбекском и туркменском языках. Кроме того, в каждой стране большинство компаний движения Гюлена являются членами различных ассоциаций бизнесменов. В Казахстане же действует Казахстанско-Турецкий образовательный фонд (KATEV), который полностью принадлежит сообществу «фетхуллачи». Они спонсируют КТЛ (казахско-турецкий лицей), где учатся дети и представителей высших эшелонов власти РК. Учителя КТЛ скрывают свою религиозность (как «такия» у шиитов) и не показывают вида. Но на каждого ребенка заводят секретную картотеку, где дают полную характеристику. Они «ведут» детей до зрелого возраста, потом сортируют их. Наиболее преданных и способных посылают учиться в Турцию. Новоявленные «солдаты» вернувшись в РК ведут ту же работу, которую проводили с ними их же учителя…
Как пишет Б. Балджи, пропаганда ислама в образовательных учреждениях «фетхуллачи» проходит скрытно. Прежде всего, это связано с опасением руководства движения возможного обострения отношений с казахстанскими властями в связи с радикальной сущностью учения Ф. Гюлена.
Радикальная сущность учения Ф. Гюлена
В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Политический ислам в турции» (70-е гг. XX - начало XXI вв.) российский исследователь Николай Николаевич Буянов приводит интересные факты, касающиеся деятельности Фетхуллы Гюлена и возглавляемого им сообщества.
Так, в августе 2000 года прокурор суда госбезопасности Турции Н.М. Юксель представил в этот суд обвинительное заключение на 79 страницах в отношении Ф.Гюлена. В частности, в обвинительном заключении, где приводились факты с привлечением видео и аудио материалов, утверждалось, что Гюлен «при участии хорошо подготовленных и обученных в принадлежащих ему школах, интернатах и на курсах кадров намеревался отвергнуть принципы Ататюрка и ликвидировать светскую республику, чтобы создать государство, опирающееся на шариат». В обвинении особо отмечалась политика «безмолвного и глубокого проникновения» группы Гюлена в Турецкие Вооруженные Силы, госорганы, систему образования, органы безопасности. В результате учение Гюлена было запрещено в стране Ататюрка, а сам он, опасаясь тюрьмы, был вынужден покинуть Турцию.
Достаточно жесткие меры в отношении последователей Гюлена предприняли и власти Узбекистана, где, как известно, накопился огромный опыт в сфере борьбы с религиозным экстремизмом. С 2000 года власти страны наложили запрет на деятельность турецких школ, а турецкого атташе по образованию выслали из Узбекистана. По утверждению ряда исследователей, обосновавшись в Узбекистане, ученики Фетхуллы Гюлена пытались обратить в веру учащихся турецких школ. Они обучали их намазу и рекомендовали молодым девушкам носить хиджаб. Это в конечном итоге и привело к описываемым выше последствиям.
Кроме того, некоторые турецкие публицисты, журналисты и политики открыто говорят о том, что Турция и США используют движение «фетхуллачи» в целях продвижения своих интересов в странах Центральной Азии, а многие сотрудники турецких лицеев в Центральной Азии являются агентами ЦРУ. Так, Н.Н. Буянов, приводя мнение некоторых деятелей Турции о сотрудничестве Вашингтона с движением Гюлена, пишет следующее: «Профессор Акчин, считает, что открытие Фетхулла-ходжой 250 прекрасно оборудованных школ при поддержке США расширило географию нурджизма, а портреты Ататюрка вывешены в школах лишь для того, чтобы остался довольным турецкий МИД. США же поддерживают такое распространение нурджизма с тем, «чтобы вновь Средняя Азия не оказалась в объятиях России. Это продолжение все той же прежней политики США, когда утверждалось, что ислам - лучшее лекарство от коммунизма».
Б. Балджи в вышеуказанной статье также отмечает, что, несмотря на запрет учения Гюлена в Турции, Анкара использует движение «фетхуллачи» для продвижения своих интересов в центрально-азиатских республиках.
Не исключено что движение Фетхуллы Гюлена имеет отношение и к боевым действиям в Чечне. В документальном фильме «План Кавказ», снятом ОАО «Первый Канал» России, приводятся доказательства финансирования чеченских боевиков турецкими компаниями «Alarko», «Gama», «Enka». Не исключено, что и эти бизнес структуры подконтрольны движению «фетхуллачи». Как бы то ни было, сам по себе факт финансовой поддержки турками банд формирований на Кавказе говорит о многом.
В итоге, что мы имеем. Религиозный деятель, которого власти его же родины воспринимают как УГРОЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Узбекистан, где по той же причине запретили деятельность групп Гюлена. США, которые по этой же причине приютили Фетхулла-ходжу и используют его движение в своих интересах в странах Центральной Азии.
А что же Казахстан?
А в Казахстане творится ужас. ДУМК является базовой площадкой для движения «фетхуллачи». Вначале типография «Алтын калам» их пропагандировала. Потом, чтобы не засветиться они переименовались в «Кок жиек».
Кайрат Жолдыбай вместе с Исой Мухитдином нагло проводят политику «отуречивания» ДУМК и мусульман РК.
Мало того, что идеологических диверсантов пустили в страну и дают пускать корни, так еще и предоставляют возможность легализоваться в глазах общественности.
К примеру, 11 мая в 15-00 в Алматы прошла научно-практическая презентация на тему «Фетхулла Гюлен и Современный Мир». Организаторами этой PR-акции выступили «Союз Писателей Казахстана» и Международная Платформа «Диалог Евразия». Более того, чтобы ознакомить казахстанскую общественность с «Великим Мастером» привлечены ряд видных деятелей науки, культуры и религии. Вот так вот...
Все давно прозрели, а народу Казахстана помогают еще сильнее зажмурить глаза.
НАҒЫЗ- ҚАЗАҚ
(прислано на www.geokz.tv)
Великий Мастер, как его еще называют последователи, родился в 1938 году в деревне под названием Корыжык в близи г. Ерзурум, что на юге Турции. Официально Гюлен объявляет целью своего движения распространение ислама. Однако, не смотря на это, его учение объявлено запрещенным в Турции, сам же Ходжа Эфенди на данный момент скрывается в США в связи с обвинениями в намерении свержения светского режима в Турции и построении шариатского государства.
С самого начала своей карьеры Гюлен активно практиковал концепцию образования своего духовного наставника Саида Нурси (произведения которого запрещены как в самой Турции, так и в ряде государств), рассматривая ее как основной метод распространения ислама. Как и концепция Нурси, концепция образования Фетхуллы Гюлена включает в себя изучение точных наук наряду с догматами ислама в смешанных школах (классических религиозных школ – медресе и современных школ – мактаб), где в рамках школьного образования одновременно преподаются светские и религиозные предметы. Другими словами в качестве оптимального метода распространения своих идей Гюлен выбрал сферу образования.
Масштабы проникновения в Казахстане
Распад Советского Союза и как следствие падение «Железного Занавеса» открыло перед сообществом Гюлена огромные перспективы, так как появилась возможность установить свое влияние в Центральной Азии за счет участие в реисламизации населения региона – «этнических мусульман», успевших за 70 лет коммунизма потерять свои исламские корни.
Характеризуя масштабы проникновения джамаата Гюлена в странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, известный исследователь Байрам Балджи в своей статье «Деятельность школ Фетхулла Гюлена в Центральной Азии и их роль в распространении Тюркизма и Ислама», опубликованной в №2 журнала «Religion, State & Society» за 2003 год пишет следующее: «Движение выработало достаточно успешную стратегию по внедрению в центрально-азиатский регион. За какие-то два года, 1991-93, в Центральной Азии были открыты сотни компаний и десятки школ. Также была учреждена газета «Заман» принадлежащая джамаату и издающаяся в столице каждой республики… На данный момент самое большое количество школ находится в Казахстане, где под контролем джамаата находится 28 лицеев и Университет имени Сулеймана Димереля в Алматы». Кроме указанных образовательных учреждений, движению Гюлена удалось открыть в Казахстане более 30 пансионатов, которые выполняют функцию медресе, обучая детей исламу.
По утверждению исследователей, финансирование деятельности образовательных структур сообщества Гюлена в Казахстане осуществляется за счет турецких компаний и бизнесменов, работающих в нашей стране. В вышеуказанной статье Б. Балджи утверждает, что большинство турецких компаний, ведущих деятельность в Центральной Азии, принадлежат движению Гюлена. Многие из них, кроме компаний «Ulker» и «Barakat», не большие компании и фирмы, вовлеченные в такой бизнес как выпечка, текстильная мануфактура, строительная индустрия, рестораны и т.д. В первые годы независимости эти компании импортировали из Турции книги и другую литературу, содержащую информацию о Саиде Нурси, Фетхулле Гюлене и его движении. Книжные магазины, принадлежащие джамаату, сыграли важную роль в поставке литературы движения в регион. К примеру, компания «Aydin» и ее филиал в Ташкенте снабжали регион книгами, аудио записями, видеокассетами и газетами джамаата на турецком, английском, русском, казахском, киргизском, узбекском и туркменском языках. Кроме того, в каждой стране большинство компаний движения Гюлена являются членами различных ассоциаций бизнесменов. В Казахстане же действует Казахстанско-Турецкий образовательный фонд (KATEV), который полностью принадлежит сообществу «фетхуллачи». Они спонсируют КТЛ (казахско-турецкий лицей), где учатся дети и представителей высших эшелонов власти РК. Учителя КТЛ скрывают свою религиозность (как «такия» у шиитов) и не показывают вида. Но на каждого ребенка заводят секретную картотеку, где дают полную характеристику. Они «ведут» детей до зрелого возраста, потом сортируют их. Наиболее преданных и способных посылают учиться в Турцию. Новоявленные «солдаты» вернувшись в РК ведут ту же работу, которую проводили с ними их же учителя…
Как пишет Б. Балджи, пропаганда ислама в образовательных учреждениях «фетхуллачи» проходит скрытно. Прежде всего, это связано с опасением руководства движения возможного обострения отношений с казахстанскими властями в связи с радикальной сущностью учения Ф. Гюлена.
Радикальная сущность учения Ф. Гюлена
В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Политический ислам в турции» (70-е гг. XX - начало XXI вв.) российский исследователь Николай Николаевич Буянов приводит интересные факты, касающиеся деятельности Фетхуллы Гюлена и возглавляемого им сообщества.
Так, в августе 2000 года прокурор суда госбезопасности Турции Н.М. Юксель представил в этот суд обвинительное заключение на 79 страницах в отношении Ф.Гюлена. В частности, в обвинительном заключении, где приводились факты с привлечением видео и аудио материалов, утверждалось, что Гюлен «при участии хорошо подготовленных и обученных в принадлежащих ему школах, интернатах и на курсах кадров намеревался отвергнуть принципы Ататюрка и ликвидировать светскую республику, чтобы создать государство, опирающееся на шариат». В обвинении особо отмечалась политика «безмолвного и глубокого проникновения» группы Гюлена в Турецкие Вооруженные Силы, госорганы, систему образования, органы безопасности. В результате учение Гюлена было запрещено в стране Ататюрка, а сам он, опасаясь тюрьмы, был вынужден покинуть Турцию.
Достаточно жесткие меры в отношении последователей Гюлена предприняли и власти Узбекистана, где, как известно, накопился огромный опыт в сфере борьбы с религиозным экстремизмом. С 2000 года власти страны наложили запрет на деятельность турецких школ, а турецкого атташе по образованию выслали из Узбекистана. По утверждению ряда исследователей, обосновавшись в Узбекистане, ученики Фетхуллы Гюлена пытались обратить в веру учащихся турецких школ. Они обучали их намазу и рекомендовали молодым девушкам носить хиджаб. Это в конечном итоге и привело к описываемым выше последствиям.
Кроме того, некоторые турецкие публицисты, журналисты и политики открыто говорят о том, что Турция и США используют движение «фетхуллачи» в целях продвижения своих интересов в странах Центральной Азии, а многие сотрудники турецких лицеев в Центральной Азии являются агентами ЦРУ. Так, Н.Н. Буянов, приводя мнение некоторых деятелей Турции о сотрудничестве Вашингтона с движением Гюлена, пишет следующее: «Профессор Акчин, считает, что открытие Фетхулла-ходжой 250 прекрасно оборудованных школ при поддержке США расширило географию нурджизма, а портреты Ататюрка вывешены в школах лишь для того, чтобы остался довольным турецкий МИД. США же поддерживают такое распространение нурджизма с тем, «чтобы вновь Средняя Азия не оказалась в объятиях России. Это продолжение все той же прежней политики США, когда утверждалось, что ислам - лучшее лекарство от коммунизма».
Б. Балджи в вышеуказанной статье также отмечает, что, несмотря на запрет учения Гюлена в Турции, Анкара использует движение «фетхуллачи» для продвижения своих интересов в центрально-азиатских республиках.
Не исключено что движение Фетхуллы Гюлена имеет отношение и к боевым действиям в Чечне. В документальном фильме «План Кавказ», снятом ОАО «Первый Канал» России, приводятся доказательства финансирования чеченских боевиков турецкими компаниями «Alarko», «Gama», «Enka». Не исключено, что и эти бизнес структуры подконтрольны движению «фетхуллачи». Как бы то ни было, сам по себе факт финансовой поддержки турками банд формирований на Кавказе говорит о многом.
В итоге, что мы имеем. Религиозный деятель, которого власти его же родины воспринимают как УГРОЗУ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Узбекистан, где по той же причине запретили деятельность групп Гюлена. США, которые по этой же причине приютили Фетхулла-ходжу и используют его движение в своих интересах в странах Центральной Азии.
А что же Казахстан?
А в Казахстане творится ужас. ДУМК является базовой площадкой для движения «фетхуллачи». Вначале типография «Алтын калам» их пропагандировала. Потом, чтобы не засветиться они переименовались в «Кок жиек».
Кайрат Жолдыбай вместе с Исой Мухитдином нагло проводят политику «отуречивания» ДУМК и мусульман РК.
Мало того, что идеологических диверсантов пустили в страну и дают пускать корни, так еще и предоставляют возможность легализоваться в глазах общественности.
К примеру, 11 мая в 15-00 в Алматы прошла научно-практическая презентация на тему «Фетхулла Гюлен и Современный Мир». Организаторами этой PR-акции выступили «Союз Писателей Казахстана» и Международная Платформа «Диалог Евразия». Более того, чтобы ознакомить казахстанскую общественность с «Великим Мастером» привлечены ряд видных деятелей науки, культуры и религии. Вот так вот...
Все давно прозрели, а народу Казахстана помогают еще сильнее зажмурить глаза.
НАҒЫЗ- ҚАЗАҚ
(прислано на www.geokz.tv)
|