В поисках выхода
admin 05 Октября 2011 в 09:20:31
По данным статистики, прирост цен на мясо и мясопродукты составил более 18 процентов.
Это не первый взлет цен в этом году. Каждый раз государство обещает использовать все рычаги регулирования продовольственной проблемы, но результатов пока не видно.
Цены растут непрерывно, но все-таки не будем забывать о правилах рыночной экономики, когда цены определяются спросом, предложением и конкуренцией. Спрос и предложение были и будут всегда, более-менее уравновешивая друг друга. А вот с конкуренцией все не столь ясно, в первую очередь из-за того, что государство постоянно влияет на цены. Вспомним о весьма актуальных в последнее время тарифах. Обычно они применяются для поддержки какой-либо государственной отрасли. Ясно, что товар, который включен в тариф, естественно, будет стоить дороже.
Например, после вступления в Таможенный союз введен тариф на ввозимые в страну иномарки. Этот тариф стал официальным и незыблемым, но для наших граждан практически бесполезным, поскольку он поддерживает не казахстанскую, а российскую автомобильную отрасль. Кроме того, вскоре это может отрицательно сказаться на покупательской способности наших граждан: люди, желавшие приобрести иномарку, будут вынуждены покупать вместо нее российский автомобиль. Далее все идет по цепочке: спрос на машины резко вырастет в итоге – рост цен, и для основной части потребителей автомобили станут просто недоступны. Кроме того, люди всегда будут искать выход на тех лиц, через которых все же можно заполучить иномарку в обход всех правил, что чревато мошенничеством и прочим криминалом.
Следующий метод – замораживание цен. Делается это для того, чтобы ослабить последствия роста темпов инфляции, внести определенную стабильность. Часто замораживание цен можно наблюдать там, где присутствуют монополии. К примеру, хлеб продается у нас по фиксированной, то есть замороженной цене. При этом правительство не в состоянии реагировать на повороты с ценообразованием в смежных отраслях. К примеру, в позапрошлом году подорожала мука, и магазины опустели. Сейчас растут в цене бензин, электроэнергия, газ. Вырастут ли цены на хлеб – опять-таки на этот вопрос никто не дает ответа.
Зачастую складывается следующая ситуация: в некоторых регионах на определенную продукцию можно устанавливать предельные наценки. Когда в Казахстане сделали попытку остановить рост цен на бензин, то ввели предельные цены для розничных продавцов. Но оптовые поставки оказались вне круга зрения. Результат: в Алматы проблемы с топливом более-менее урегулировались. В остальных регионах все по-прежнему – бензин либо по талонам, либо в очередях.
Вывод – используя данный метод, можно забыть о повышении эффективности предприятия. Яркий пример здесь – сфера коммунальных услуг, поток жалоб на которую не иссякает. В интересах коммунальщиков растить издержки, потому что это их прямая прибыль, а теперь в Интернете они объявляют, что отечественная инфраструктура изношена на 70 процентов. Чтоб восстановить ее, нужно повысить тарифы. И круг снова замыкается.
Между тем еще в начале лета К. Масимовым создана правительственная комиссия по вопросам регулирования розничных цен на социально значимые продовольственные товары. Но и она пока не смогла разомкнуть порочный круг.
Дина АМИРОВА, "Юридическая газета", 4 октября
Это не первый взлет цен в этом году. Каждый раз государство обещает использовать все рычаги регулирования продовольственной проблемы, но результатов пока не видно.
Цены растут непрерывно, но все-таки не будем забывать о правилах рыночной экономики, когда цены определяются спросом, предложением и конкуренцией. Спрос и предложение были и будут всегда, более-менее уравновешивая друг друга. А вот с конкуренцией все не столь ясно, в первую очередь из-за того, что государство постоянно влияет на цены. Вспомним о весьма актуальных в последнее время тарифах. Обычно они применяются для поддержки какой-либо государственной отрасли. Ясно, что товар, который включен в тариф, естественно, будет стоить дороже.
Например, после вступления в Таможенный союз введен тариф на ввозимые в страну иномарки. Этот тариф стал официальным и незыблемым, но для наших граждан практически бесполезным, поскольку он поддерживает не казахстанскую, а российскую автомобильную отрасль. Кроме того, вскоре это может отрицательно сказаться на покупательской способности наших граждан: люди, желавшие приобрести иномарку, будут вынуждены покупать вместо нее российский автомобиль. Далее все идет по цепочке: спрос на машины резко вырастет в итоге – рост цен, и для основной части потребителей автомобили станут просто недоступны. Кроме того, люди всегда будут искать выход на тех лиц, через которых все же можно заполучить иномарку в обход всех правил, что чревато мошенничеством и прочим криминалом.
Следующий метод – замораживание цен. Делается это для того, чтобы ослабить последствия роста темпов инфляции, внести определенную стабильность. Часто замораживание цен можно наблюдать там, где присутствуют монополии. К примеру, хлеб продается у нас по фиксированной, то есть замороженной цене. При этом правительство не в состоянии реагировать на повороты с ценообразованием в смежных отраслях. К примеру, в позапрошлом году подорожала мука, и магазины опустели. Сейчас растут в цене бензин, электроэнергия, газ. Вырастут ли цены на хлеб – опять-таки на этот вопрос никто не дает ответа.
Зачастую складывается следующая ситуация: в некоторых регионах на определенную продукцию можно устанавливать предельные наценки. Когда в Казахстане сделали попытку остановить рост цен на бензин, то ввели предельные цены для розничных продавцов. Но оптовые поставки оказались вне круга зрения. Результат: в Алматы проблемы с топливом более-менее урегулировались. В остальных регионах все по-прежнему – бензин либо по талонам, либо в очередях.
Вывод – используя данный метод, можно забыть о повышении эффективности предприятия. Яркий пример здесь – сфера коммунальных услуг, поток жалоб на которую не иссякает. В интересах коммунальщиков растить издержки, потому что это их прямая прибыль, а теперь в Интернете они объявляют, что отечественная инфраструктура изношена на 70 процентов. Чтоб восстановить ее, нужно повысить тарифы. И круг снова замыкается.
Между тем еще в начале лета К. Масимовым создана правительственная комиссия по вопросам регулирования розничных цен на социально значимые продовольственные товары. Но и она пока не смогла разомкнуть порочный круг.
Дина АМИРОВА, "Юридическая газета", 4 октября
|