Борьба с коррупцией - дело всего народа
admin 24 Октября 2007 в 11:36:17
Оралбай АБДЫКАРИМОВ, депутат Сената Парламента РК, "Казахстанская правда", 23 октября
Серьезным вызовом для государственной власти в Казахстане, наряду с общей преступностью, с первых дней независимости стала коррупция. Лидер страны Н. А. Назарбаев все годы независимости бескомпромиссно и последовательно борется с этим злом, объявив борьбу с коррупцией одним из приоритетов внутренней политики и проводя глубокие реформы системы госуправления.
Отправной точкой в процессе создания в Казахстане системы противодействия коррупции и предупреждения коррупционных правонарушений следует считать 21 октября 1997 года, когда Президент издал Указ "О Высшем дисциплинарном совете РК". Однако было бы неправильным утверждать, что до этого времени борьба с опасным социальным злом в республике не велась. Просто динамика этой работы была недостаточной. Общий уровень коррупции в стране оставался довольно высоким, а правовая статистика свидетельствовала, что в противодействии ей пока не выработаны масштабность и системность, порой явно прослеживался кампанейский характер.
Главными целями созданного при Президенте страны Высшего дисциплинарного совета были укрепление государственной дисциплины, повышение ответственности государственных служащих, недопущение ими злоупотреблений властью и служебным положением. В состав этого органа вошли известные и авторитетные в республике люди, представители общественности и ведущих средств массовой информации.
С первых дней своей работы совет пришел к выводу, что особую опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность казахстанцев - здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, низовые звенья органов госуправления, так как именно чиновничий аппарат этих учреждений своими действиями или бездействием подрывает доверие общества к органам власти. До 80 процентов заявлений и обращений граждан, поступающих в Администрацию Президента, канцелярию Премьер-Министра и другие республиканские органы, касались деятельности чиновников областного и районного звена.
Важным этапом становления системы борьбы с коррупцией в тот период стало создание дисциплинарных советов в регионах. Высшим дисциплинарным советом и его органами на местах были вскрыты серьезные недоработки в организации антикоррупционной деятельности, характерные прежде всего для регионального уровня, но существенно влияющие на состояние борьбы с коррупцией в целом по стране. Анализ жалоб и обращений показал, что из года в год возрастало число нареканий в адрес государственных учреждений, непосредственно работающих с населением.
Результаты проведенных по инициативе Высшего дисциплинарного совета проверок подтвердили, что инициатива местных исполнительных органов в этой сфере явно недостаточна, они не продемонстрировали должного внимания и государственного подхода в борьбе с коррупцией, формально выполняя эту важную работу. Такое положение вызывало тревогу высшего руководства республики. Благодаря политической воле Главы государства целенаправленная борьба с коррупцией была признана одним из важнейших направлений деятельности всех госорганов.
Мощным импульсом для создания системы противодействия коррупции стало Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", в котором стране была представлена "Стратегия развития Казахстана до 2030 года". Один из приоритетов этого стратегического плана предусматривает создание "эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей".
Уместно сказать, что среди стран постсоветского пространства Казахстан первым приступил к разработке антикоррупционной законодательной базы и государственной системы противодействия этому явлению. В июле 1998 года в республике принят основной нормативно-правовой акт, нацеленный на борьбу с этим социальным злом - Закон РК "О борьбе с коррупцией".
В сентябре 1998 года Указом Президента создано Агентство по делам государственной службы, что стало институциональным оформлением административной реформы. А менее года спустя Парламент принял новую редакцию Закона РК "О государственной службе", в котором закреплен ряд антикоррупционных норм, связанных с ограничением поступления на госслужбу лиц, совершивших коррупционные правонарушения, определен порядок наложения взысканий на госслужащих.
В декабре 1998 года Указом Президента РК утверждена Государственная программа борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы. Главный принцип этого документа заключался в том, что антикоррупционная деятельность не может и не должна сводиться к борьбе с результатами этого явления, которую до сих пор вели правоохранительные и другие специальные органы. Прежде всего необходимо бороться с причинами, порождающими коррупцию.
Накануне принятия данной программы Высший дисциплинарный совет был преобразован в Государственную комиссию Республики Казахстан, основными функциями которой определены координация антикоррупционной деятельности правоохранительных и иных госорганов, выработка соответствующих рекомендаций, а также инициирование расследований фактов коррупции в госаппарате и проведение идеолого-пропагандистских и профилактических мероприятий.
Нужно сказать, что в рамках реализации Госпрограммы борьба с коррупцией заметно активизировалась, чему, несомненно, способствовали определенные меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Так, принят Закон РК "Об административных процедурах", внесены изменения в Уголовный кодекс РК. В апреле 2000 года Глава государства издал Указ "О мерах по совершенствованию системы борьбы с коррупцией и преступностью". А в январе следующего года принята Государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы, ставшая логическим продолжением предыдущей антикоррупционной программы.
Новая программа в первую очередь была направлена на дальнейшее повышение эффективности в выявлении и устранении условий, порождающих коррупцию, особенно в экономической и социальной сферах. Упор делался на повышение ответственности в этой борьбе не только госорганов, но и институтов гражданского общества, причем особая роль отводилась средствам массовой информации, которым предписывалось широко и объективно освещать ход реализации государственной политики в данной области.
В этот период выработка и принятие согласованных мер, направленных на борьбу с коррупцией, были возложены на Совет безопасности и государственно-правовой отдел Администрации Президента, хотя в целом функции этих органов были значительно шире, в то время как борьба с коррупцией является лишь составляющей в обеспечении государственной безопасности и одной из задач в деятельности правоохранительных органов.
В этой связи в апреле 2002 года Указом Главы государства образована Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдению служебной этики государственными служащими. Несмотря на то что новый орган призван координировать деятельность региональных дисциплинарных советов, не было четких критериев такой координации, а главное - механизмов взаимодействия с ними.
Направляя в дисциплинарные советы областей материалы и документы о совершенных на местах правонарушениях, комиссия не имела действенных рычагов контроля за принятием советами адекватных мер. Это не способствовало полноценному выполнению комиссией своих задач на региональном уровне.
Кроме того, согласно типовому положению о дисциплинарных советах областей, они являлись консультативно-совещательными органами при акимах регионов и ими образовывались. Председатели тоже назначались и освобождались от занимаемой должности руководителями регионов. Материально-техническое, организационное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности советов осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, налицо был факт административной, кадровой, организационной и материальной зависимости дисциплинарных советов от исполнительных органов.
Исключительную роль в усилении борьбы с коррупцией и совершенствовании государственной антикоррупционной политики сыграл Указ Президента от 14 апреля 2005 года "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц", в соответствии с которым в областях и городах страны созданы дисциплинарные советы Агентства по делам государственной службы, финансируемые из республиканского бюджета.
В этот период произошло существенное обновление составов дисциплинарных советов: в них вошли руководители региональных департаментов по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, а также внутренних дел, юстиции, представители местных исполнительных органов, общественных организаций и средств массовой информации. Председателями дисциплинарных советов назначены руководители территориальных органов республиканского Агентства по делам госслужбы, которые по своему статусу отнесены к государственным служащим уровня заместителя акима области.
Во исполнение Указа Главы государства Агентством по делам госслужбы разработан Кодекс чести государственных служащих РК, в котором детализированы нормы и стандарты, предъявляемые к поведению госслужащих: запрет на лоббирование чьих-либо интересов и вмешательство в предпринимательскую деятельность, использование своего служебного положения при получении каких-либо услуг и другие. Текст этого документа размещен во всех госорганах на доступных для обозрения местах и сопровожден номерами телефонов, по которым граждане могут сообщить о фактах нарушений госслужащими этого свода этических норм.
В декабре 2005 года Президент утвердил Государственную программу борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, а в феврале следующего года вышло в свет Постановление Правительства о плане мероприятий по реализации этого стратегического документа. Для сбалансированности трудовых и финансовых ресурсов, исключения дублирования Госпрограмма скоординирована с такими стратегическими документами, как программы "Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в РК на 2005-2010 годы" и "Борьба с правонарушениями в сфере экономики в РК на 2005-2007 годы".
Следует отметить направляющую роль Послания Президента от первого марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира", в котором определены приоритеты и актуализированы задачи, решение которых обеспечит вхождение республики в число наиболее эффективно развивающихся государств мирового сообщества. Среди основных задач при этом обозначена комплексная и системная борьба с коррупцией.
Предпринятые в рамках реализации антикоррупционной программы меры способствовали активизации работы госорганов в данной сфере. За первую половину текущего года в сравнении с аналогичным периодом предшествующего почти на 17 процентов возросла выявляемость коррупционных преступлений, в том числе таких значимых, как превышение власти или служебных полномочий - на 68,6, взяточничество, служебный подлог - без малого на 20, присвоение и растраты вверенных средств - на 29,1 процента. Более 630 граждан привлечены к ответственности, свыше 500 преданы суду. Среди них 69 сотрудников органов внутренних дел, 26 акимов различных уровней, 12 работников таможенной службы, трое судей и так далее.
Ощутимо активизировалась деятельность дисциплинарных советов. Со времени передачи в ведение Агентства по делам госслужбы советы, акцентируя свою работу на принципах систематичности, открытости и публичности, рассмотрели более 6,3 тысячи обращений граждан, возбудили около полутора тысяч дисциплинарных дел и приняли 1 727 рекомендаций, согласно которым наказано порядка 1,7 тысячи госслужащих.
Таким образом, можно констатировать, что благодаря политической воле Президента Н. А. Назарбаева, усилиями государственных, особенно правоохранительных органов в Казахстане создана система планомерной борьбы с коррупцией, государственная политика в этом направлении носит последовательный и целенаправленный характер, а в обществе зреет все больше и больше здоровых сил, понимающих, что коррупция является угрозой национальной безопасности страны, сдерживает ее экономическое развитие и негативно влияет на международный имидж государства.
На современном этапе важным фактором противодействия коррупции должно стать дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, усиление ее антикоррупционного аспекта, исключение многих административных барьеров, затрудняющих процедуры оказания услуг населению. В этом плане действенной мерой должно стать внедрение четких стандартов предоставления государственных услуг, что позволит обеспечить открытость и прозрачность работы госорганов, повысить эффективность принимаемых решений, создать механизм "обратной связи" между обществом и властью. Определенную роль в сокращении коррупционных проявлений должны сыграть такие меры, как введение "электронного правительства" и системы безналичной оплаты услуг, а также всеобщая декларация доходов населения.
"Мы выстраиваем качественно новую модель госуправления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу. Наша цель - модернизация Правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления", - так Президент Н. А. Назарбаев определил главное стратегическое направление развития казахстанского общества в Послании "Новый Казахстан в новом мире".
Подводя итоги, хочу отметить, что в нашем обществе нет места коррупции. Добиться эффективного противодействия этому явлению можно только объединив усилия всех институтов гражданского общества. Только так мы сможем реализовать национальную идею вхождения в число наиболее конкурентоспособных государств.
Серьезным вызовом для государственной власти в Казахстане, наряду с общей преступностью, с первых дней независимости стала коррупция. Лидер страны Н. А. Назарбаев все годы независимости бескомпромиссно и последовательно борется с этим злом, объявив борьбу с коррупцией одним из приоритетов внутренней политики и проводя глубокие реформы системы госуправления.
Отправной точкой в процессе создания в Казахстане системы противодействия коррупции и предупреждения коррупционных правонарушений следует считать 21 октября 1997 года, когда Президент издал Указ "О Высшем дисциплинарном совете РК". Однако было бы неправильным утверждать, что до этого времени борьба с опасным социальным злом в республике не велась. Просто динамика этой работы была недостаточной. Общий уровень коррупции в стране оставался довольно высоким, а правовая статистика свидетельствовала, что в противодействии ей пока не выработаны масштабность и системность, порой явно прослеживался кампанейский характер.
Главными целями созданного при Президенте страны Высшего дисциплинарного совета были укрепление государственной дисциплины, повышение ответственности государственных служащих, недопущение ими злоупотреблений властью и служебным положением. В состав этого органа вошли известные и авторитетные в республике люди, представители общественности и ведущих средств массовой информации.
С первых дней своей работы совет пришел к выводу, что особую опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность казахстанцев - здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, низовые звенья органов госуправления, так как именно чиновничий аппарат этих учреждений своими действиями или бездействием подрывает доверие общества к органам власти. До 80 процентов заявлений и обращений граждан, поступающих в Администрацию Президента, канцелярию Премьер-Министра и другие республиканские органы, касались деятельности чиновников областного и районного звена.
Важным этапом становления системы борьбы с коррупцией в тот период стало создание дисциплинарных советов в регионах. Высшим дисциплинарным советом и его органами на местах были вскрыты серьезные недоработки в организации антикоррупционной деятельности, характерные прежде всего для регионального уровня, но существенно влияющие на состояние борьбы с коррупцией в целом по стране. Анализ жалоб и обращений показал, что из года в год возрастало число нареканий в адрес государственных учреждений, непосредственно работающих с населением.
Результаты проведенных по инициативе Высшего дисциплинарного совета проверок подтвердили, что инициатива местных исполнительных органов в этой сфере явно недостаточна, они не продемонстрировали должного внимания и государственного подхода в борьбе с коррупцией, формально выполняя эту важную работу. Такое положение вызывало тревогу высшего руководства республики. Благодаря политической воле Главы государства целенаправленная борьба с коррупцией была признана одним из важнейших направлений деятельности всех госорганов.
Мощным импульсом для создания системы противодействия коррупции стало Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", в котором стране была представлена "Стратегия развития Казахстана до 2030 года". Один из приоритетов этого стратегического плана предусматривает создание "эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей".
Уместно сказать, что среди стран постсоветского пространства Казахстан первым приступил к разработке антикоррупционной законодательной базы и государственной системы противодействия этому явлению. В июле 1998 года в республике принят основной нормативно-правовой акт, нацеленный на борьбу с этим социальным злом - Закон РК "О борьбе с коррупцией".
В сентябре 1998 года Указом Президента создано Агентство по делам государственной службы, что стало институциональным оформлением административной реформы. А менее года спустя Парламент принял новую редакцию Закона РК "О государственной службе", в котором закреплен ряд антикоррупционных норм, связанных с ограничением поступления на госслужбу лиц, совершивших коррупционные правонарушения, определен порядок наложения взысканий на госслужащих.
В декабре 1998 года Указом Президента РК утверждена Государственная программа борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы. Главный принцип этого документа заключался в том, что антикоррупционная деятельность не может и не должна сводиться к борьбе с результатами этого явления, которую до сих пор вели правоохранительные и другие специальные органы. Прежде всего необходимо бороться с причинами, порождающими коррупцию.
Накануне принятия данной программы Высший дисциплинарный совет был преобразован в Государственную комиссию Республики Казахстан, основными функциями которой определены координация антикоррупционной деятельности правоохранительных и иных госорганов, выработка соответствующих рекомендаций, а также инициирование расследований фактов коррупции в госаппарате и проведение идеолого-пропагандистских и профилактических мероприятий.
Нужно сказать, что в рамках реализации Госпрограммы борьба с коррупцией заметно активизировалась, чему, несомненно, способствовали определенные меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Так, принят Закон РК "Об административных процедурах", внесены изменения в Уголовный кодекс РК. В апреле 2000 года Глава государства издал Указ "О мерах по совершенствованию системы борьбы с коррупцией и преступностью". А в январе следующего года принята Государственная программа борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы, ставшая логическим продолжением предыдущей антикоррупционной программы.
Новая программа в первую очередь была направлена на дальнейшее повышение эффективности в выявлении и устранении условий, порождающих коррупцию, особенно в экономической и социальной сферах. Упор делался на повышение ответственности в этой борьбе не только госорганов, но и институтов гражданского общества, причем особая роль отводилась средствам массовой информации, которым предписывалось широко и объективно освещать ход реализации государственной политики в данной области.
В этот период выработка и принятие согласованных мер, направленных на борьбу с коррупцией, были возложены на Совет безопасности и государственно-правовой отдел Администрации Президента, хотя в целом функции этих органов были значительно шире, в то время как борьба с коррупцией является лишь составляющей в обеспечении государственной безопасности и одной из задач в деятельности правоохранительных органов.
В этой связи в апреле 2002 года Указом Главы государства образована Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдению служебной этики государственными служащими. Несмотря на то что новый орган призван координировать деятельность региональных дисциплинарных советов, не было четких критериев такой координации, а главное - механизмов взаимодействия с ними.
Направляя в дисциплинарные советы областей материалы и документы о совершенных на местах правонарушениях, комиссия не имела действенных рычагов контроля за принятием советами адекватных мер. Это не способствовало полноценному выполнению комиссией своих задач на региональном уровне.
Кроме того, согласно типовому положению о дисциплинарных советах областей, они являлись консультативно-совещательными органами при акимах регионов и ими образовывались. Председатели тоже назначались и освобождались от занимаемой должности руководителями регионов. Материально-техническое, организационное, информационно-аналитическое обеспечение деятельности советов осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, налицо был факт административной, кадровой, организационной и материальной зависимости дисциплинарных советов от исполнительных органов.
Исключительную роль в усилении борьбы с коррупцией и совершенствовании государственной антикоррупционной политики сыграл Указ Президента от 14 апреля 2005 года "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц", в соответствии с которым в областях и городах страны созданы дисциплинарные советы Агентства по делам государственной службы, финансируемые из республиканского бюджета.
В этот период произошло существенное обновление составов дисциплинарных советов: в них вошли руководители региональных департаментов по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, а также внутренних дел, юстиции, представители местных исполнительных органов, общественных организаций и средств массовой информации. Председателями дисциплинарных советов назначены руководители территориальных органов республиканского Агентства по делам госслужбы, которые по своему статусу отнесены к государственным служащим уровня заместителя акима области.
Во исполнение Указа Главы государства Агентством по делам госслужбы разработан Кодекс чести государственных служащих РК, в котором детализированы нормы и стандарты, предъявляемые к поведению госслужащих: запрет на лоббирование чьих-либо интересов и вмешательство в предпринимательскую деятельность, использование своего служебного положения при получении каких-либо услуг и другие. Текст этого документа размещен во всех госорганах на доступных для обозрения местах и сопровожден номерами телефонов, по которым граждане могут сообщить о фактах нарушений госслужащими этого свода этических норм.
В декабре 2005 года Президент утвердил Государственную программу борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, а в феврале следующего года вышло в свет Постановление Правительства о плане мероприятий по реализации этого стратегического документа. Для сбалансированности трудовых и финансовых ресурсов, исключения дублирования Госпрограмма скоординирована с такими стратегическими документами, как программы "Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в РК на 2005-2010 годы" и "Борьба с правонарушениями в сфере экономики в РК на 2005-2007 годы".
Следует отметить направляющую роль Послания Президента от первого марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира", в котором определены приоритеты и актуализированы задачи, решение которых обеспечит вхождение республики в число наиболее эффективно развивающихся государств мирового сообщества. Среди основных задач при этом обозначена комплексная и системная борьба с коррупцией.
Предпринятые в рамках реализации антикоррупционной программы меры способствовали активизации работы госорганов в данной сфере. За первую половину текущего года в сравнении с аналогичным периодом предшествующего почти на 17 процентов возросла выявляемость коррупционных преступлений, в том числе таких значимых, как превышение власти или служебных полномочий - на 68,6, взяточничество, служебный подлог - без малого на 20, присвоение и растраты вверенных средств - на 29,1 процента. Более 630 граждан привлечены к ответственности, свыше 500 преданы суду. Среди них 69 сотрудников органов внутренних дел, 26 акимов различных уровней, 12 работников таможенной службы, трое судей и так далее.
Ощутимо активизировалась деятельность дисциплинарных советов. Со времени передачи в ведение Агентства по делам госслужбы советы, акцентируя свою работу на принципах систематичности, открытости и публичности, рассмотрели более 6,3 тысячи обращений граждан, возбудили около полутора тысяч дисциплинарных дел и приняли 1 727 рекомендаций, согласно которым наказано порядка 1,7 тысячи госслужащих.
Таким образом, можно констатировать, что благодаря политической воле Президента Н. А. Назарбаева, усилиями государственных, особенно правоохранительных органов в Казахстане создана система планомерной борьбы с коррупцией, государственная политика в этом направлении носит последовательный и целенаправленный характер, а в обществе зреет все больше и больше здоровых сил, понимающих, что коррупция является угрозой национальной безопасности страны, сдерживает ее экономическое развитие и негативно влияет на международный имидж государства.
На современном этапе важным фактором противодействия коррупции должно стать дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, усиление ее антикоррупционного аспекта, исключение многих административных барьеров, затрудняющих процедуры оказания услуг населению. В этом плане действенной мерой должно стать внедрение четких стандартов предоставления государственных услуг, что позволит обеспечить открытость и прозрачность работы госорганов, повысить эффективность принимаемых решений, создать механизм "обратной связи" между обществом и властью. Определенную роль в сокращении коррупционных проявлений должны сыграть такие меры, как введение "электронного правительства" и системы безналичной оплаты услуг, а также всеобщая декларация доходов населения.
"Мы выстраиваем качественно новую модель госуправления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу. Наша цель - модернизация Правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления", - так Президент Н. А. Назарбаев определил главное стратегическое направление развития казахстанского общества в Послании "Новый Казахстан в новом мире".
Подводя итоги, хочу отметить, что в нашем обществе нет места коррупции. Добиться эффективного противодействия этому явлению можно только объединив усилия всех институтов гражданского общества. Только так мы сможем реализовать национальную идею вхождения в число наиболее конкурентоспособных государств.
|