Замглавы комитета по защите конкуренции считает целесообразным для развития рынка электроэнергии приватизировать АО "КОРЭМ"
admin 25 Сентября 2007 в 09:55:37
"Оптовый рынок работает в основном по двусторонним договорам. Ни один из госорганов не обладает всей полнотой информации о том, кто, кому, сколько и по какой цене продает энергию. Тем более не располагают такой информацией и покупатели, поэтому их выбор зачастую вынужденный…"
Заместитель председателя комитета по защите конкуренции министерства индустрии и торговли Рустам Акбердин считает целесообразным приватизировать АО "КОРЭМ" (Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности) с целью развития отечественного рынка электроэнергии.
"Необходимо совершенствовать деятельность КОРЭМ, превратив его в авторитетную торговую площадку. С этой целью в среднесрочной перспективе необходим выход государства из капитала АО", - сказал он в интервью газете "Казахстанская правда", опубликованном в пятницу.
По его словам, в Казахстане рынок электроэнергии недостаточно развит, и в первую очередь оптовый.
"Оптовый рынок работает в основном по двусторонним договорам. Ни один из госорганов не обладает всей полнотой информации о том, кто, кому, сколько и по какой цене продает энергию. Тем более не располагают такой информацией и покупатели, поэтому их выбор зачастую вынужденный. Является ли цена контракта справедливой или она завышена, проверить также невозможно. Сверить ее фактически не с чем, нет объективного измерителя рыночной цены. А большинство крупных генераторов не работают с покупателями напрямую, только через аффилиированных трейдеров", - отметил он.
В целом, подчеркнул замглавы комитета, правила есть, но нет определенной схемы работы оптового рынка.
"Качеством такого регулирования рынка не довольны ни потребители, ни сами генераторы, ни регуляторы", - констатировал он.
Кроме того, продолжил Р.Акбердин, "конкуренция на оптовом рынке недостаточно развита для того, чтобы энергоснабжающие организации (ЭСО) имели возможность закупать энергию на условиях, позволяющих им впоследствии соперничать за покупателей на розничном рынке".
"С одной стороны, в стране есть немалое количество генераторов (в том числе восемь национального значения) - крупные тепловые и гидростанции, которые производят значительный объем электричества. Все они включены в национальную электрическую сеть. С другой стороны, очевидно, что слабо развито сетевое хозяйство, особенно межрегиональные передающие сети. Далеко не все генераторы даже физически в состоянии конкурировать между собой за потребителей", - добавил он.
Между тем, отметил он, на розничном рынке конкуренция практически отсутствует, ЭСО аффилиированы с распределительными электросетевыми компаниями.
Основной причиной такого положения дел Р.Акбердин считает отсутствие у розничных потребителей возможности выбора ЭСО из-за плохого регулирования этого рынка со стороны госорганов.
"Не устранив всех барьеров, не создав равных условий для производителей и потребителей, мы поскорее принялись регулировать тарифы на генерацию. Мне кажется, в значительной мере в этом виноваты сами энергетики. Не доведя отраслевые реформы до конца, они не позволили рынку запуститься по-настоящему. Цены сделок, осуществляемых через КОРЭМ, не могут пока, к сожалению, служить индикатором рыночных цен, поскольку совершаются в неорганизованных и непрозрачных условиях, часто между аффилиированными лицами. Это не вина биржи. Просто уполномоченные органы до сих пор не смогли настроить этот инструмент надлежащим образом", - считает замглавы комитета.
По его словам, КОРЭМ, являясь, по сути, электроэнергетической биржей, из-за недостатков действующего законодательства "не может обеспечить в полной мере эффективность функционирования рынка централизованной торговли электроэнергией".
"Отраслевые специалисты в свое время объявили о создании конкурентного оптового рынка электроэнергии, но не позаботились убедить антимонопольщиков внести соответствующие корректировки в антимонопольное законодательство и в практику антимонопольного регулирования энергетики. Оно осталось на уровне 1991 года, когда впервые был принят закон "О конкуренции". Рыночные реформы в отрасли были задуманы с позиций современных отраслевых подходов, а то, что отрасль поднадзорна антимонопольному органу, об этом позабыли. Причиной того явилась ведомственная разобщенность госорганов, которая, я надеюсь, будет преодолена в рамках единого отраслевого регулятора", - сказал он.
Р.Акбердин считает необходимым внести необходимые поправки в законодательство и в практику регулирования.
АО "КОРЭМ" образовано в 2000 году по решению правительства республики, было назначено организатором и оператором централизованных торгов в марте 2004 года. 100% акций компании принадлежит государству.
Алматы (Алма-Ата). 21 сентября. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Заместитель председателя комитета по защите конкуренции министерства индустрии и торговли Рустам Акбердин считает целесообразным приватизировать АО "КОРЭМ" (Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности) с целью развития отечественного рынка электроэнергии.
"Необходимо совершенствовать деятельность КОРЭМ, превратив его в авторитетную торговую площадку. С этой целью в среднесрочной перспективе необходим выход государства из капитала АО", - сказал он в интервью газете "Казахстанская правда", опубликованном в пятницу.
По его словам, в Казахстане рынок электроэнергии недостаточно развит, и в первую очередь оптовый.
"Оптовый рынок работает в основном по двусторонним договорам. Ни один из госорганов не обладает всей полнотой информации о том, кто, кому, сколько и по какой цене продает энергию. Тем более не располагают такой информацией и покупатели, поэтому их выбор зачастую вынужденный. Является ли цена контракта справедливой или она завышена, проверить также невозможно. Сверить ее фактически не с чем, нет объективного измерителя рыночной цены. А большинство крупных генераторов не работают с покупателями напрямую, только через аффилиированных трейдеров", - отметил он.
В целом, подчеркнул замглавы комитета, правила есть, но нет определенной схемы работы оптового рынка.
"Качеством такого регулирования рынка не довольны ни потребители, ни сами генераторы, ни регуляторы", - констатировал он.
Кроме того, продолжил Р.Акбердин, "конкуренция на оптовом рынке недостаточно развита для того, чтобы энергоснабжающие организации (ЭСО) имели возможность закупать энергию на условиях, позволяющих им впоследствии соперничать за покупателей на розничном рынке".
"С одной стороны, в стране есть немалое количество генераторов (в том числе восемь национального значения) - крупные тепловые и гидростанции, которые производят значительный объем электричества. Все они включены в национальную электрическую сеть. С другой стороны, очевидно, что слабо развито сетевое хозяйство, особенно межрегиональные передающие сети. Далеко не все генераторы даже физически в состоянии конкурировать между собой за потребителей", - добавил он.
Между тем, отметил он, на розничном рынке конкуренция практически отсутствует, ЭСО аффилиированы с распределительными электросетевыми компаниями.
Основной причиной такого положения дел Р.Акбердин считает отсутствие у розничных потребителей возможности выбора ЭСО из-за плохого регулирования этого рынка со стороны госорганов.
"Не устранив всех барьеров, не создав равных условий для производителей и потребителей, мы поскорее принялись регулировать тарифы на генерацию. Мне кажется, в значительной мере в этом виноваты сами энергетики. Не доведя отраслевые реформы до конца, они не позволили рынку запуститься по-настоящему. Цены сделок, осуществляемых через КОРЭМ, не могут пока, к сожалению, служить индикатором рыночных цен, поскольку совершаются в неорганизованных и непрозрачных условиях, часто между аффилиированными лицами. Это не вина биржи. Просто уполномоченные органы до сих пор не смогли настроить этот инструмент надлежащим образом", - считает замглавы комитета.
По его словам, КОРЭМ, являясь, по сути, электроэнергетической биржей, из-за недостатков действующего законодательства "не может обеспечить в полной мере эффективность функционирования рынка централизованной торговли электроэнергией".
"Отраслевые специалисты в свое время объявили о создании конкурентного оптового рынка электроэнергии, но не позаботились убедить антимонопольщиков внести соответствующие корректировки в антимонопольное законодательство и в практику антимонопольного регулирования энергетики. Оно осталось на уровне 1991 года, когда впервые был принят закон "О конкуренции". Рыночные реформы в отрасли были задуманы с позиций современных отраслевых подходов, а то, что отрасль поднадзорна антимонопольному органу, об этом позабыли. Причиной того явилась ведомственная разобщенность госорганов, которая, я надеюсь, будет преодолена в рамках единого отраслевого регулятора", - сказал он.
Р.Акбердин считает необходимым внести необходимые поправки в законодательство и в практику регулирования.
АО "КОРЭМ" образовано в 2000 году по решению правительства республики, было назначено организатором и оператором централизованных торгов в марте 2004 года. 100% акций компании принадлежит государству.
Алматы (Алма-Ата). 21 сентября. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
|