Бывший гендиректор АПК не согласен с планами Минэнерго по повышению тарифов

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 21 Сентября 2007 в 14:13:24
В прошлом номере «Республики» мы рассказали о том, что правительство планирует повысить тарифы на электроэнергию. По подсчетам Минэнерго, они будут варьироваться от 7 до 11 тенге за кВт/ч, что, по мнению главы министерства Сауата МЫНБАЕВА, по сравнению со странами Европы не так уж и много.

Однако не все разделяют оптимизм министра. Почти сразу после выхода этого номера газеты в редакцию позвонил энергетик с тридцатипятилетним стажем, бывший генеральный директор «Алматы Пауэр Консолидейтед» Валерий ТОРЛАНБАЕВ и сказал, что хочет изложить на страницах «Республики» свою точку зрения по поводу предложения Минэнерго. Разумеется, мы предоставили нашему читателю такую возможность. Наш корреспондент встретилась с г-ном Торланбаевым и побеседовала с ним.

Валерий Сауранович, почему эта публикация привлекла Ваше внимание?

- Я обрадовался, что наконец-то правительство обратило внимание на проблему электроэнергетики. Ведь энергетика – это основа экономики, но прежде кабмин не реагировал на слова энергетиков о том, что система рушится, что позарез нужны новые мощности. И то, что сегодня правительство озаботилось проблемой этой отрасли, уже отрадно. Однако я в корне не согласен с тем, как наше родное правительство, в частности Минэнерго, собирается строить новые энергоисточники.

С чем конкретно Вы не согласны?

- Как следует из вашей публикации, Министерство энергетики обратилось к правительству с предложением увеличить тариф на электроэнергию для того, чтобы таким образом получить средства для строительства электростанций. При этом глава Минэнерго сослался на опыт стран Запада.

Но ведь вы понимаете, что сравнение Казахстана с Европой или Америкой, мягко говоря, некорректно. Давайте хотя бы вспомним, какова средняя зарплата в Казахстане и в странах Европы и Америки. У нас средняя зарплата примерно 300 долларов в месяц, в Штатах – примерно 5 тысяч долларов в месяц, а, скажем, в Дании – 32 евро в час. Ну о каком сравнении вообще может идти речь? Это же глупо…

Я не думаю, что в данном случае следует говорить о глупости или некорректности. Сравнение Казахстана с Европой – это, скорее, попытка «запудрить» мозги общественности…

- Может быть. Особенно если учесть, что на этом совещании не было сказано, что при гораздо более высокой, чем у нас, средней зарплате, на Западе, в тех же Штатах, все товары гораздо дешевле, чем у нас. К примеру, бутылка пива, сделанная в США, стоит дешевле, чем стоит у нас бутылка нашего казахстанского пива, изготовленного в нашей стране, на нашем сырье, с нашей электроэнергией, нашими рабочими… И так во всем – начиная от пива и кончая квартирами.

И еще: в Америке говорят, что хорошо быть очень богатым или очень бедным, потому что очень богатый имеет возможность за все заплатить, а очень бедный получает и различные пособия, и возможность получать какие-то услуги бесплатно. А у нас другая ситуация. Те адресные пособия, которые правительство обещает выплачивать в случае увеличения тарифов, может получить лишь небольшой процент населения, имеющий установленный законом определенный совокупный доход. А те, у кого этот доход хотя бы на три копейки больше, дотаций не получат.

А знаете, сколько у нас таких граждан, которые еще не упали на самое дно, но и до среднего класса не дотянули, и которым дотация не положена, притом что они без нее не будут сводить концы с концами? Да процентов 80, не меньше!

Так вот, лейтмотивом этого совещания была идея: давайте увеличим тарифы, чтобы брать оттуда деньги на строительство электростанций, потому что с Запада к нам инвесторы не придут, поскольку им нужна окупаемость. Да, я согласен, что нам необходимы новые электростанции, но почему мы с вами должны финансировать это строительство? Почему их надо строить на наши с вами деньги? Почему за счет наших денег какой-то инвестор будет окупать свои вложения? И почему бы тогда нам с вами не стать совладельцами этого энергопредприятия?

Я бы не отказалась…

- Я бы тоже. Но идем далее. Нам говорят, что тариф поднимется до 11 тенге за 1 кВт/час. Так вот, во всем мире, когда строят предприятия, производящие электроэнергию, исходят из того, что один киловатт/час установленной мощности (не тот, который счетчик накручивает) стоит $1300 (или 130000 центов). Но это цена со всеми экологическими проплатами, которые существуют на Западе, особенно в Германии, Франции, Бельгии, других странах, где экологические нормы очень жесткие, не как у нас. Хотя у нас нормы тоже жесткие, но они не соблюдаются.

И если этот киловатт/час будет работать так, как он должен работать, то есть за год он выработает 6 тысяч кВт/час, которые владелец предприятия продаст. Средняя окупаемость для энергоисточников во всем мире – это 20 лет. За это время станция выработает 120 тысяч кВт/час. Делим 130 тысяч центов на 120 тысяч кВт/час, получается, что 1 кВт/час стоит 1,08 цента, или примерно 1,25 тенге.

Это именно та сумма, которая должна быть заложена в тариф на электроэнергию, чтобы в течение 20 лет окупить затраты на строительство энергоисточника. Но не вдвое же надо поднимать тариф! То есть к существующему сегодня тарифу 6,40 тенге надо прибавить 1,25 тенге – и все!

А нынешний тариф – реальный или завышенный?

- Он уже завышенный. Кроме того, три года назад, когда я защищал в Агентстве по регулированию естественных монополий свой тариф, мне было сказано: «Не смей повышать!» И тогда закон запрещал поставщикам электроэнергии закладывать в тариф затраты на строительство энергоисточников. Хочешь построить электростанцию – бери кредит в банке, строй, а когда построишь и начнешь продавать энергию, потребитель тебе будет эти 1,25 тенге, заложенные в тариф, возвращать.

Правда, возможно, что сейчас такого положения в законе нет, в противном случае я не понимаю, почему председатель АРЕМ не сказал об этой норме на заседании правительства.

А эта формула расчета стоимости киловатт/часа установленной мощности известна только Вам?

- Она всем энергетикам известна.

И министру энергетики?

- Я думаю, он должен ее знать. Нужно понять еще один момент: повышение тарифа на электроэнергию вызовет рост цен абсолютно на все товары и услуги. Однозначно! И пострадают от этого очень многие. А дотацию получит незначительный процент населения.

И при этом никто из участников заседания, кроме г-на ХРАПУНОВА, коренного, так сказать, энергетика, не сказал о таком необходимом условии, как энергосбережение. Это условие касается не только нас с вами, рядовых потребителей, которым нужно, чтобы лампочка светила ярче, но брала бы мощности поменьше.

Понятие «энергосбережение» относится и к энергоисточникам. В советское время за этим очень строго следили, и не дай бог, если установленная норма 162,34 грамма топлива на выработку одного киловатт/часа была превышена! Спрашивали очень жестко! А сейчас за этим никто не следит – сколько сжег, столько и сжег.

Но мы с вами у себя дома или в офисе будем стараться выключать свет, если в комнате никого нет, лампочку меньшей мощности использовать. На промышленных же предприятиях никому это не надо – заботиться об энергосбережении. А уж когда для них тариф снизят, и вовсе об этом забудут, что вызовет необоснованные затраты электроэнергии, и, значит, потребуется строительство новых станций.

Я категорически не согласен с уменьшением тарифов для промышленных предприятий. Почему мы с вами должны дотировать промышленность? А вся промышленность у нас частная!

Видите, что получается: мы должны дотировать строительство станций, да еще и промышленность. И ничего с этого иметь не будем. Но почему мы должны, к примеру, того же г-на Машкевича с его заводами субсидировать?

Видимо, потому, что это нужно тем, у кого в руках рубильник. Ведь это безотказный способ получить с нас деньги – не хочешь платить, останешься без электричества…

- К сожалению, вы правы…

Галина ДЫРДИНА, 21.09.2007
Комментарии, по рейтингу, по дате
  GoodZone 21.09.2007 в 14:43:51   # 432
к вышесказанному хотелось бы добавить отвратительную работу энергетиков и отсутствие нормальных программных комплексов по учету энергии (сколько отпустили, сколько продали, сколько ушло налево), ведь зачастую потери составляют до 30 процентов, а платим за них мы все... А самое обидное что ничего никому не докажешь, рубильник вырубили и даже слушать о твоих претензиях не хотят... Достали уже со своим хамством и категоричностью эти монополисты. Там столько денег крутится, наплодили контор, сами себе перепродают, еще и за счет этого повышают тарифы на 2- 3 тенге. За 2 года раза четыре вывеску меняли - для чего? Пусть ответят по сколько самим энергетикам обходится киловат/час? наверняка не больше 3.5- 4 тенге.
  Гость 21.09.2007 в 14:58:01   # 430
Гуд зону плюсик
  Sosed 21.09.2007 в 15:40:26   # 428
Меня уже запарили электроэергетики, с 2000 года ко мне раз 6 докапывались со счетчиками. Вынеси на площадку счетчик, пломбы у вас нет, пломба не наша, счетчик не так подсоединен, поменяйте счетчик. Хотя я на щит где установлен оный прибор вообще ни разу не лазил и ничего не крутил. Они каждый год докапываются до своей предыдущей выполненной работы.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь