Дорогой наш Байконур

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Апреля 2010 в 08:58:04
…Наш поезд ушел. Перрон станции Тюратам стремительно пустел.
- Вам в Байконур? - спросил нас средних лет мужчина.
- Да.
- А пропусков нет?
- Нет.

- Тогда договоритесь с водителем того автобуса и садитесь на заднее сидение, особо проверять не будут.


Вскоре мы с другом уже шли по утренним улицам легендарного города. Было семь утра. Солдаты сметали занесенный за ночь в город песок пустыни, и казалось, что это и не город вовсе, а большая воинская часть. До августовского путча 1991 года оставалось около месяца. С тех пор там все изменилось, и улицы на Байконуре убирают коммунальные службы. И, надо сказатьт, делают это хорошо. Но о Байконуре сегодняшнем - чуть позже. А пока…

Немного истории

12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о создании исследовательского Центра ракетного конструирования и испытаний. Месторасположение космодрома было одним из главнейших вопросов и после долгих обсуждений, наиболее подходящим местом размещения был признан Казахстан. Так появился Байконур.

В 1954 году когда проект «созрел», он был расценен как «экспериментальная зона», поскольку в русском языке не было такого понятия как «космодром».

Когда один из строителей-проектировщиков спросил Сергея Королева, что здесь планируется построить, он ответил «Стадион, самый большой стадион в мире!». Проект держался под грифом секретности.

Парадокс, но когда космодром уже работал вовсю, и его местоположение было прекрасно известно западным спецслужбам, для советских граждан это оставалось большим секретом. На картах СССР, выпускавшихся для школьников, Байконур помещался в Джезказганской области, километрах в шестистах от его реального нахождения. Строили космодром отнюдь не для мирных целей. В те годы разрабатывали ракету, способную донести ядерный заряд до территории США. Сейчас известно, что даже запуск первого спутника Земли состоялся лишь благодаря стараниям Королева, решившего попытаться несколько уйти от военной тематики.

Уполномоченным в поиске идеальной местности для проведения испытаний был маршал Жуков. Байконур находится в отдаленных степях Казахстана, благодаря своему месторасположению закрыт от посторонних глаз, недалеко расположено полное тогда еще Аральское море, куда можно добраться как на машинах, так и по железной дороге, что удобно для доставки строительных материалов.

В связи с повышенной секретностью слово «космодром» прозвучало лишь 12 апреля 1961 года, когда первый космонавт Юрий Гагарин осуществил свой первый полет в космос вокруг земли на корабле «Восток». Эта земля известна не только победами: до первого полета Гагарина запущенная ракета взорвалась при приземлении, погибли сотни человек. А после успешного полета первой женщины-космонавта, еще одна ракета потерпела крушение также ценой жизни людей.

За 45 лет с Байконура произведено свыше 1200 пусков ракетоносителей класса «Союз», «Протон», «Зенит». Отсюда на орбиту ежегодно можно выводить до 1500 тонн полезной нагрузки.

Город открытий

Байконур чем-то похож на Кентау: в них примерно одинаковое количество жителей, и строились они в одно время, что определяет схожесть архитектуры. Но ритм жизни здесь совершенно другой. Каждое утро тысячи людей устремляются к перронам специальных поездов, развозящим их на работу. Площадь космодрома - более шести тысяч кв. километров. Для сравнения: площадь космодрома на мысе Канаверал - чуть более 500 кв.км. Улицы Байконура пустеют, и тогда самое время побродить по его достопримечательностям. Кстати здесь, в отличие от Шымкента, исключительно вежливые водители, которые всегда пропустят пешехода.

В Байконуре есть что посмотреть: здесь и памятники космонавтам, и легендарному Сергею Королеву, и музей города, и комплекс «Буран», который оставляет у всех его посетивших незабываемые впечатления. Для посещения открыты также стартовый комплекс «Протон», стартовая площадка Юрия Гагарина, испытательный комплекс ракетоносителя «Союз», дом-музей Ю.Гагарина и главного конструктора Сергея Королева, стартовый комплекс «Зенит» и многие другие достопримечательности.

А еще, прямо в городе, находятся горячие термальные источники, к целебной воде которых едут даже из-за пределов Кызылординской области. Так что, в теории туристы должны существенно пополнять городской бюджет.

Туризм на Байконуре

Понятно, что в советское время ни о каком туризме на Байконуре, или как его тогда назвали, Ленинске, речь идти не могла. Слишком много секретов.

А что же сейчас? Запрос на эту тему, сделанный в интернете, дал любопытную картину, которую корреспондент «Турана» расположил в хронологическом порядке.

2004 год. «Роскосмос» собирается взять под контроль полулегальный туризм на Байконуре. Как оказалось, в то время, как туристические компании вовсю предлагают поездки на космодром, агентство только изучает их возможность.

«Роскосмос» подтвердил свое намерение сотрудничать с туристическими компаниями по развитию космодрома Байконур как туристического объекта. В агентство постоянно поступают звонки от российских и иностранных граждан, желающих съездить на космодром. Люди пытаются выяснить маршрут таких поездок и, конечно, их стоимость. Но «Роскосмос» – не турагентство, и туристические поездки самостоятельно не организует.
Однако туристов, как выяснила «Газета.Ru», возят на Байконур уже больше десяти лет.
2005 год. Гражданам России можно будет летать по туристическим путевкам и с внутренними паспортами на Байконур. Этот вопрос обсуждался на рабочей встрече сопредседателей российско-казахстанской межправительственной комиссии в Астане. В «Роскосмосе» создана специальная рабочая группа, которая подготовит предложение агентства, включающее все имеющиеся наработки по организации туристических туров на космодром. Город Байконур еще не обладает достаточной инфраструктурой, чтобы принимать одновременно сотни гостей и создавать им комфортные условия для проживания и передвижения. К тому же, еще нет юридической базы для организации туристических туров.

Тогда же в совместном заявлении президентов России и Казахстана было сказано, что «будут предприняты совместные усилия по развитию туристической деятельности в комплексе Байконур». А Казинформ сообщил, что «на Байконуре вскоре будет создан городской туристический центр».

2008 год. Создание туристического центра на Байконуре будет внесено в программу развития туристской отрасли Казахстана в качестве одного из приоритетов. А в создании проекта будут участвовать и россияне. На космодроме будет создан туристский космический центр с комплексом современных гостиниц, мини-центра, имитирующего управление полетами в космос, планетария, музея освоения космоса, сети магазинов и супермаркетов, ресторанов и молодежных космических кафе.
2009 год. В Казахстане в ближайшие годы начнет действовать программа посещения туристами космодрома Байконур – им разрешат присутствовать на запусках космических кораблей и спутников, передает агентство «Kazakhstan Today».

- На Байконуре сегодня казахстанские и российские частные туристические фирмы вместе с государственными структурами отрабатывают проекты создания здесь туристического развлекательного центра, - сказал министр туризма и спорта Казахстана Темирхан Досмухамбетов.
Ну что ж, дальше разговоров на государственном уровне дело пока, похоже, не движется. Впрочем, съездить на Байконур в качестве туриста, конечно, можно и сейчас, но об этом чуть позже.

За океаном

При всем старании мне так и не удалось найти данные о количестве туристов, ежегодно посещающих Байконур. Кстати, на официальном сайте администрации города даже слово такое отсутствует. Зато узнать, что на американском космодроме на мысе Канаверал ежегодно бывает три миллиона туристов, удалось без труда. Для них здесь создан специальный комплекс посетителей Космического центра Кеннеди, который управляется корпорацией «Компании Северного Делавэра» без взимания налогов. Этот комплекс сочетает в себе музеи, два кинотеатра IMAX и различные автобусные туры, позволяющие посетителям заглянуть в разные закрытые места, куда при других обстоятельствах невозможно попасть. Основная плата для людей старше 12 лет - 38 долларов. В эту стоимость входит автобусный тур в закрытые места для обзора наземных станций слежения стартового комплекса № 39 и поездка в центр «Аполлон-Сатурн V». Обзор станций слежения включает в себя беспрепятственный осмотр обоих стартовых площадок и всей собственности Космического центра. Центр «Аполлон-Сатурн V» — это огромный музей, построенный вокруг наиболее ценного экспоната выставки — реконструированного стартового аппарата «Сатурн V» и других относящихся к космосу экспонатов, таких, как капсула «Аполлон». Два широкоформатных кинотеатра позволяют экскурсантам пережить фрагменты программы «Аполлон». Один фильм симулирует окружающую среду в стартовом колодце во время запуска «Аполлона», а другой симулирует приземление корабля «Аполлон-11». В экскурсию также входит посещение здания, где проверяются модули для Международной космической станции.

Можно, но дорого

Итак, автобусная экскурсия за океаном обходится в 38 долларов. Цена установлена с тем расчетом, чтобы поездку на космодром мог позволить себе любой рядовой налогоплательщик США. Правда, это не относится к космическим стартам, за присутствие на которых надо выложить пять тысяч долларов. Казахстанский налогоплательщик тоже может посетить космодром, благо он недалеко, но не любой гражданин и далеко не рядовой.

По крайней мере, одна из турфирм Шымкента организует трехдневные туры на Байконур на космические старты. И обойдется эта поездка в 85 тысяч тенге! На вопрос, откуда такая цена, хозяйка фирмы ответила: «Там страшно дорогое обслуживание, хотя условия не очень…».

Могли бы, в принципе, организовать экскурсионные поездки и без всяких стартов, но, по заявлениям туроператоров, желающих практически нет.

Да и откуда им взяться, если экскурсий дешевле чем за тысячу долларов они не предлагают. Вот и получается, что «Роскосмосу» выгоднее заниматься пилотируемыми запусками с космическими туристами (на которых за восемь лет он заработал $170 млн.), чем вкладывать деньги в развитие туристической инфраструктуры. А наш Казахстан, получая свой нехлопотный арендный доход, вероятно, тоже пока не видит смысла в госинвестициях этого сектора. Таким образом, реализация «наземного» потенциала первой космической гавани планеты – дело неопределённого будущего.

Алексей ГОНЧАРОВ,
Шымкент
http://gazetaturan.com/index.php?name=news&op=view&id=842
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь