Театр абсурда как закон политики и жизни в Нурсултанате

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 17 Сентября 2007 в 17:29:23
В Казахстане подведены итоги выборов в парламент республики и уже прозвучала многообещающая бравая речь Назарбаева - президента и главы победившей на выборах партии «Нур Отан». «Победители» приступают к работе, проигравшие обещают взять реванш. Политологи же пытаются объяснить, почему в РК проголосовала именно так, а не иначе. Как бы то ни было, усилия Назарбаева по объединению в одних руках всех ветвей власти «поставили крест» на демократии в республике. Теперь начинается эпоха единоличного диктата Назарбаева, который на протяжении полтора десятка лет неустанно этого добивался.

Полностью контролируемый Назарбаевым парламент вреден не только тем, что дискредитирует идею разделения властей и не дает правителю услышать голос оппонентов. Серьезный недостаток такого парламента еще и в том, что он перестает быть важным инструментом эффективной и законной смены власти - то есть тем, чем он является в демократических государствах.

Все независимые опросы общественного мнения, проводившиеся в Казахстане в последние годы, показывали крайне низкую степень доверия населения ко всем институтам власти. Однако, уже сегодня казахским политикам всех уровней надо будет отвечать за свои предвыборные обещания: как решаются проблемы молодежи, насколько изменилась к лучшему ситуация на селе, что сделано для преодоления коррупции на всех уровнях власти?

Пока же экономическая ситуация в Казахстане становится все более непредсказуемой и развивается явно не в пользу властей. Имеет место ажиотаж на валютном рынке, где стоимость американского доллара по непонятным причинам повысился сразу на 15-17 пунктов, составив 138-140 тенге за доллар. Увеличилась стоимость проезда в общественном транспорте, резко подскочили цены на продукты первой необходимости, в том числе на зелень, овощи и фрукты (на 250%), картофель (на 320%), муку и хлеб (на 200-250%) и т.д.

За две недели стоимость буханки хлеба резко подскочила с 25 до 70 тенге, т.е. почти на 280%. За громогласными заявлениями Назарбаева о направлении на соцпрограммы 2008г. дополнительных средств ничего не стоит, так как инфляция привносит дисбаланс в бюджет республики. Так, в 2008 г. планируется установить базовую пенсию в размере 4050 тенге. На деле же это означает, что на одну пенсию можно будет купить 60 буханок хлеба, а то и меньше, т.к. до 2008 г. прогрессирующая инфляция неминуема. Даже на объявленные официальной властью данные о средней пенсии в 9100 тенге, можно будет купить 130 буханок хлеба. Как же можно казахскому пенсионеру прожить на эти средства, за счет чего платить коммунальные услуги, питаться ли овощами и фруктами на старости лет и многое-многое другое - правительство не волнует, оно занято лишь декларациями.

Раз в год правительство повышает зарплату бюджетникам примерно на 20%, однако недолго музыка играет, инфляция и розничные цены с аппетитом пожирают маленькие радости бюджетников. Если при фантастическом росте цен на нефть большинство населения еле-еле сводит концы с концами, то что будет, когда цены на нефть упадут или вырастут цены на другую продукцию, которую в Казахстане не производят!?

В республике прогрессирует расслоение общества по имущественному признаку. Назарбаев озвучил намерение отодвинуть большой бизнес от политики, но пока это остаётся лишь декларацией: с одной стороны 7 банков подписывают обязательство не финансировать политику и не лезть в неё, с другой - председатель Совета директоров Народного банка Павлов остаётся заместителем председателя президентской партии «Нур Отан».

Это неизменно влечет за собой укрывательство налогов, невыплату пенсионных взносов, искусственное занижение прибыли и т.п. В результате около 40% занятых в бизнесе находятся вне зоны внимания государства, 2,8 млн. граждан из 7,9 млн. трудоспособного населения не выплачивают пенсионных взносов, почти 1,5 млн. занятых в шоптуризме не выплачивают налоги. Лишь 1,9% субъектов предпринимательства работают в общеустановленном налоговом режиме. На данном фоне призыв Назарбаева в ходе его выступления на первой сессии парламента нового созыва о необходимости корректировки роли государства в осуществлении структурной трансформации надо понимать как призыв к либерализации экономики на словах, но на деле – к усилению контроля над предпринимательством со стороны государства. Как тогда, лет через 10-12, казахстанцы будут получать свои пенсии? Придуманная Назарбаевым пенсионная система, как правило, и как показывает жестокая реальность уже сейчас, будет покрывать не более 1/3 населения и хватит только на хлеб и воду! Что делать остальным?

Президент Назарбаев громогласно заявил о необходимости сделать систему здравоохранения республики одной из лучших в СНГ. Возможно ли реальное исполнение этой мечты казахского лидера, если сегодня в Казахстане не хватает 30 тыс. врачей, существуют серьезные недостатки в качестве подготовки специалистов. Особенно стоит отметить сельские больницы, где оборудование плохо укомплектовано, помещения негигиеничные, условия хранения материалов ниже допустимого уровня, врачи не обучены должным образом, и многие основные процедуры просто игнорируются.

В некоторых регионах республики угрожающие масштабы принимают СПИД, туберкулез, до сих пор остается актуальной проблема педикулеза. По официальным данным, в Казахстане на сегодняшний день диагноз СПИД имеют 39400 человек, около 7100 из них умерли. По неофициальным же данным, заражено еще более 50 тысяч человек. Всемирный банк и другие международные организации для борьбы непосредственно со СПИДом выделили 27 млн. долларов в качестве грантов. На борьбу со СПИДом и туберкулезом выделено 22 млн. долларов. Теперь в Казахстане задаются вопросом, куда девались эти деньги?

Очень часто случается, что «команда» Назарбаева оказывает ему просто таки «медвежьи услуги». Ими организованы айтысу (состязания народных поэтов-песенников акынов) на тему «Послание президента - новый импульс в развитии государственности». Это уже напоминает Ким Ир Сена. На поединке в Кзыл-Орде сошлись 16 акынов, а айтысу уже прошли в нескольких областях.

Другой пример чиновничьего ляпа: статья 70 Конституции Казахстана предписывает постановку вопроса о доверии правительству перед вновь избранным парламентом страны. Все, кто смотрел процедуру «утверждения» правительства К.Масимова, мог видеть, что «театр абсурда» стал нормой в поведении властей РК. Не успели члены правительства войти в зал, за менее чем 20 минут «нур-отаровцы» единогласно проголосовали за доверие. Видимо, это и есть «усиление функций парламента» и переход к президентско-парламентской форме правления.

Возможно, ли в нынешнем Казахстане добиться справедливости и соблюдения закона, если его не исполняют руководители самого высокого ранга? В самом Казахстане нет органа, который бы дал оценку неправомерным действиям президента, в результате чего общество практически оказалось беззащитным от произвола власти. Даже Конституционный суд в счет не принимается. И там всех назначает «пожизненный президент». А как закончит свой путь во власти «пожизненный хан» - вопрос совсем из другой оперы. А пока то тут, то там появляются новые формы социального протеста. Всего один из примеров: в Караганде за ночь сожгли 12 дорогих иномарок. Видимо, так и будут лопаться «мыльные пузыри» и мифы, обретшие формы разного рода стратегий и правительственных программ в РК за последние 15 лет. Пылающие парижские пригороды двухлетней давности, видимо, будут менять «прописку» на города в Великой степи.

Фуад Асимов.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь