Следы казахстанского Ил-76 с оружием на борту ведут в Шымкент

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 25 Января 2010 в 10:50:15


Ил-76 арестованный с экипажем в Бангкоке принадлежит шымкентской компании. Associated Press опубликовало результаты собственного расследования инцидента.

«Следы самолета, арестованного в прошлом месяце в Таиланде, предположительно, за контрабанду оружия из Северной Кореи в Иран, ведут назад, к небольшой компании по воздушным перевозкам, расположенной неподалеку от старого советского аэродрома на краю казахской степи», - говорится в материалах расследования.

«Александр Зыков, чей экипаж управлял самолетом, приземлившимся в Бангкоке, отрицает, что он имеет отношение к конфискованным 35 тоннам взрывчатых веществ, реактивных гранат, ракет класса «земля-воздух» и другого вооружения», - пишет агентство.

«Однако члены семьи говорят, что экипаж работал на компанию Зыкова по воздушным перевозкам «East Wing» на момент заключения в тюрьму. Также члены экипажа, которые работали на Зыкова, сказали АР, что они перевозили грузы на разваливающихся российских самолетах в такие зоны конфликта, как Судан и Сомали.

Они зачастую не знали о том, какой именно груз они везут, сказали четверо членов экипажа. Двое из них рассказали о схемах, в которых иногда используется сфабрикованная полетная документация и уклонение от таможенных правил», - говорится в информации.

Комментируя ситуацию из Алматы, Зыков настаивал на том, что на момент конфискации оружия 12 декабря его экипаж не работал на него, сообщив, что до этого полета все пять членов экипажа взяли неоплачиваемый двухнедельный отпуск. Он и его жена Светлана Зыкова, которая числится владельцем самолета, отрицают то, что они знали об оружии.

«Ищите тогда тех, кто является заказчиком этого полета», - сказал корреспонденту АР Зыков и бросил трубку.

Инцидент получил огласку, когда полиция Бангкока заявила о задержании Ил-76 и экипажа из пяти человек - четырех казахстанцев и одного белоруса - после обнаружения оружия на борту самолета.

Всем пятерым были предъявлены обвинения в перевозке оружия, и они находятся в тайской тюрьме, ожидая завершения расследования.

Пунктом назначения самолета назван аэропорт «Мехрабад» в Тегеране. В грузовой декларации в качестве перевозимого груза указаны «запасные части для нефтедобывающей отрасли». Украинская компания «Aerotrack Ltd» и корейская торговая корпорация Пхеньяна указаны как компании, ответственные за груз.

По сведениям AP, в Шымкенте Зыков местный «грузовой» магнат - здесь вроде легенды, а людей, работающих на него, в городе называют «зыковцами».

По словам семей арестованных, на Зыкова они работают около десяти лет, и он нанял их для осуществления полета в Бангкок.

Сотрудник «East-Wing» Павел Могилевский подтвердил АР, что члены экипажа, арестованного в Таиланде, являлись сотрудниками компании.

«Да, это наши ребята. Они работали на нас», - заявил он агентству. Но что касается именно этого полета, они подрабатывали у другого работодателя, о котором они не говорили, сказал он. Также он опроверг какую-либо причастность компании «East Wing» к этому инциденту.

Жена Зыкова также отрицала, что знала об оружии на борту самолета. «Если бы мы знали, мы никогда не передали бы самолет в аренду», - сказала она.

В Шымкенте инженер, который долго работал на Зыкова, сказал, что арестованные в Таиланде люди были частью постоянного экипажа Зыкова. Но, по словам инженера, члены экипажа могли свободно предоставлять услуги для других работодателей между полетами компании «East Wing».

«Вам платят деньги за осуществление полета, и вы не задаете вопросов о том, что находится внутри коробок», - сказал инженер, также попросивший не называть его имени во избежание риска потерять работу.

Когда родственники арестованного экипажа позвонили Зыкову за объяснениями, он посоветовал обратиться со всеми вопросами к владельцу «SP Trading Ltd» Луневу.

В интервью АР в Киеве Лунев сказал, что он долго работал с Зыковым, а последний подтвердил, что они хорошо знают друг друга.

Лунев признал, что цепь соглашений по аренде связывает семейную чету Зыковых с самолетом и экипажем, перевозившим оружие из Северной Кореи, но он отрицает факт прямого участия в поставке или то, что они знали о содержимом ящиков.

Лунев обвиняет украинскую компанию «Aerotrack Ltd» в фальсификации документов и попытке провезти контрабандное оружие. По его словам, это была обязанность компании «Aerotrack Ltd» - обеспечить контроль во время заключительного полета из Киева в Тегеран после взятия груза в Северной Корее и нескольких других остановок, включая остановку в Бангкоке и Аль-Фуджейра (ОАЭ).

Имя Зыкова не впервые всплывает в связи с запрещенными полетами, сказал AP эксперт по вопросам торговли оружием Брайан Джонсон-Томас, который тесно сотрудничает с бельгийским независимым исследовательским институтом «International Peace Information Service».

Согласно отчету Совета Безопасности ООН за ноябрь 2006 года, компания, принадлежащая жене Зыкова, предоставила самолет, который перевозил сомалийских добровольцев для борьбы вместе с ополчением «Хезболлы» против Израиля во время ливанской войны 2006 года. «Кроме того, он перевозил сомалийских добровольцев для обучения в Ливию и Сирию», - сказал Джонсон-Томас. Он добавил, что в обоих случаях — полетах из Сомали и инциденте в Таиланде - супруги Зыковы, возможно, не знали, в каких целях используются их самолеты.

В свою очередь газета «Время» сообщала в 2006 году, что компания Зыкова GST сотрудничала с авиакомпанией управления делами президента Казахстана – РГП «Беркут». Параллельно GST была несколько раз замечена в доставке оружия в Могадишо (Сомали), куда она совершала рейсы с бортовой символикой компании «Беркут».

Как сообщалось ранее, экипаж грузового Ил-76 из числа граждан Казахстана - 53-летнего Александра Зрыбнева, 58-летнего Виктора Абдуллаева, 54-летнего Виталия Шумкова и 53-летнего Ильяса Исакова, а также 54-летнего гражданина Беларуси Михаила Петухова был арестован 12 декабря в Бангкоке. На борту управляемого ими самолета было обнаружено 40 тонн оружия. Самолет направлялся из КНДР и запросил посадку в аэропорту Дон Мыанг в Бангкоке для дозаправки.

По сообщению СМИ, сами летчики заявили, что не имели понятия о грузе, который везли из КНДР.

Today.KZ
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь