Медвежья услуга. Из-за мудрености законов на границах Казахстана вновь творится хаос
dead 10 Сентября 2007 в 19:29:33
Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Правительство и народные избранники, правда уже прошлого созыва, не так давно хотели облегчить жизнь отечественных бизнесменов и лучше организовать работу таможни, но вместо этого, наоборот, ухудшили. В результате принятых поправок в законодательство страны на границах республики скопилось более половины объема импорта. Новые правила теперь не позволяют растаможить груз по упрощенной схеме. Предприниматели в шоке, а таможенники только разводят руками. Мол, закон принят – и будьте добры, исполняйте. Но как же работать по «сырому» закону, принятому сенаторами второпях?
Больше двух недель казахстанские предприниматели не могут вести в нормальном режиме торговлю со своими иностранными партнерами. По словам президента Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадия Шестакова, около 60 процентов импорта в страну застряло на складах временного хранения.
Из-за чего участники внешнеэкономической деятельности несут большие убытки. А комитет таможенного контроля слышит упреки круглосуточно.
Это происходит «благодаря» принятому и вступившему в силу 21 августа закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Респуб-лики Казахстан по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур». Его приняли депутаты еще прежнего сената, дорабатывавшие те законопроекты, которые не успели принять самораспустившиеся мажилисмены. Правда, сенаторы намудрили и почему-то приняли тот проект закона, который «родил» в своих недрах комитет таможенного контроля Минфина. А тот вариант нормативного документа, куда уже были внесены поправки с учетом пожеланий предпринимателей, депутаты сената посчитали нелегитимным, поскольку прежний созыв мажилиса уже не имеет юридической силы.
Теперь с подачи очень грамотных депутатов в стране изменились некоторые правила при экспорте и импорте. И это в итоге привело не к улучшению, а к ухудшению растаможки на границах республики. В частности, речь идет об импорте. Таможенники по новым правилам требуют от участников внешнеэкономической деятельности перечень документов, в числе которых некая экспортная декларация. Предприниматели и рады были бы представить все запрашиваемые бумаги, но где их взять, если во всем мире наряду с экспортной декларацией любой сопроводительный документ, где указаны все данные, в том числе и код товара, стоимость и объем, имеет юридическую силу.
– Это положение нас просто шокирует, – комментирует президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков. – Понимаем, что нужен какой-то порядок, но не такой же! Если во всем мире в качестве экспортной декларации принимается таможенными органами инвойс или любой другой транспортный документ, то у нас нужна обязательно экспортная декларация. Но где ее взять-то? В мире экспортная декларация носит формально-статистическую форму. Ее составляют, скажем, в определенный период и только единожды, чтобы отчитаться перед налоговыми службами за свою внешнеэкономическую деятельность. Более того, есть еще в практике процедура, где растаможка необязательна. Это при стоимости товара. К примеру, в Алматы пришли в мешочке 10 конвертов из Англии и вместе с ними авианакладные со всеми данными. Раньше это принималось, теперь – нет. Таможня требует экспортную декларацию. Представляете, что творится на складах временного хранения? Там больше половины импортного груза хранится. Эта ситуация выгодна только СВХ, делающим прибыль на путанице с оформлениями.
Тем временем, как стало известно, правительство готовит очередной нормативный акт «Об уполномоченном органе». Есть вероятность, что этим самым уполномоченным органом станет Минфин, а центральным таможенным органом – комитет таможенного контроля при Минфине. При таком раскладе министерство будет заниматься не только методологией и политикой таможни, но и будет вести оперативно-разыскную деятельность, согласно законодательству страны. Представляете, обычный сотрудник Минфина занимается расследованием по контрабанде, а таможенный инспектор имеет право только сидеть в кабинете и ставить штампы на документы?
Аскар ДЖАЛДИНОВ
Больше двух недель казахстанские предприниматели не могут вести в нормальном режиме торговлю со своими иностранными партнерами. По словам президента Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадия Шестакова, около 60 процентов импорта в страну застряло на складах временного хранения.
Из-за чего участники внешнеэкономической деятельности несут большие убытки. А комитет таможенного контроля слышит упреки круглосуточно.
Это происходит «благодаря» принятому и вступившему в силу 21 августа закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Респуб-лики Казахстан по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур». Его приняли депутаты еще прежнего сената, дорабатывавшие те законопроекты, которые не успели принять самораспустившиеся мажилисмены. Правда, сенаторы намудрили и почему-то приняли тот проект закона, который «родил» в своих недрах комитет таможенного контроля Минфина. А тот вариант нормативного документа, куда уже были внесены поправки с учетом пожеланий предпринимателей, депутаты сената посчитали нелегитимным, поскольку прежний созыв мажилиса уже не имеет юридической силы.
Теперь с подачи очень грамотных депутатов в стране изменились некоторые правила при экспорте и импорте. И это в итоге привело не к улучшению, а к ухудшению растаможки на границах республики. В частности, речь идет об импорте. Таможенники по новым правилам требуют от участников внешнеэкономической деятельности перечень документов, в числе которых некая экспортная декларация. Предприниматели и рады были бы представить все запрашиваемые бумаги, но где их взять, если во всем мире наряду с экспортной декларацией любой сопроводительный документ, где указаны все данные, в том числе и код товара, стоимость и объем, имеет юридическую силу.
– Это положение нас просто шокирует, – комментирует президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков. – Понимаем, что нужен какой-то порядок, но не такой же! Если во всем мире в качестве экспортной декларации принимается таможенными органами инвойс или любой другой транспортный документ, то у нас нужна обязательно экспортная декларация. Но где ее взять-то? В мире экспортная декларация носит формально-статистическую форму. Ее составляют, скажем, в определенный период и только единожды, чтобы отчитаться перед налоговыми службами за свою внешнеэкономическую деятельность. Более того, есть еще в практике процедура, где растаможка необязательна. Это при стоимости товара. К примеру, в Алматы пришли в мешочке 10 конвертов из Англии и вместе с ними авианакладные со всеми данными. Раньше это принималось, теперь – нет. Таможня требует экспортную декларацию. Представляете, что творится на складах временного хранения? Там больше половины импортного груза хранится. Эта ситуация выгодна только СВХ, делающим прибыль на путанице с оформлениями.
Тем временем, как стало известно, правительство готовит очередной нормативный акт «Об уполномоченном органе». Есть вероятность, что этим самым уполномоченным органом станет Минфин, а центральным таможенным органом – комитет таможенного контроля при Минфине. При таком раскладе министерство будет заниматься не только методологией и политикой таможни, но и будет вести оперативно-разыскную деятельность, согласно законодательству страны. Представляете, обычный сотрудник Минфина занимается расследованием по контрабанде, а таможенный инспектор имеет право только сидеть в кабинете и ставить штампы на документы?
Аскар ДЖАЛДИНОВ
|