Аватар (Обзор)
admin 20 Декабря 2009 в 10:02:42
Жители стран так называемого «постсоветского пространства» не понаслышке знают, что такое долгострой. Некоторые годами ждут, когда в их районе достроят метро, больницу, мост или отремонтируют несчастную автобусную остановку. Бывало, идёшь в сотый раз по знакомой улице, смотришь на закрывающие дома строительные леса и ломаешь голову, когда же их уберут, — когда, наконец, всё будет готово? Этот феномен встречается, конечно же, не только у нас. В солнечном Голливуде есть сооружения, которые не могут достроить по несколько лет, а то и десятилетий. На одной из таких «строек» работает знаменитый архитектор кинематографа, заслуженный маг спецэффектов и кудесник режиссуры — Джеймс Кэмерон.
Около пятнадцати лет назад уже прослывший кинофокусником-виртуозом Кэмерон написал сценарий научно-фантастического эпика, который, увы, был спрятан в стол. В 2005 году его оттуда достали, заботливо сдули пыль и представили общественности под именем «Проект 880». Прежде чем запускать загадочный «Проект» в производство, Кэмерон хотел экранизировать мангу Юкито Кисиро GUNNM, но был вынужден развернуть планы на 180 градусов. Ранее отложенный фильм получил название «Аватар» и встал первым в списке готовящихся к прокату. Итак, о чем же повествует загадочный «Проект 880»?
Речь в нём пойдёт о будущем человечества и об изучении космоса. Закопавшись в звёздные карты и буквально прорыв носами несколько солнечных систем, исследователи обнаружили планету с весьма ценными ресурсами — её освоение сулило немало выгоды. Мирок на редкость красивый попался: цветочки там росли симпатичные, насекомые всякие летали, зверушки чудные бегали. Жаль только, что почти все они хотели оттяпать от человека кусочек побольше, плюс атмосфера для дыхания пригодна не была. В общем, недружелюбная оказалась планетка, поэтому её и нарекли Пандорой.
Человеческий разум, как известно, преград не знает, особенно когда в него поступает информация от носа, почуявшего запах прибыли. Колонизаторы рассудили верно: если на Пандоре обитает разумная раса гуманоидов на'ви, которая прекрасно себя чувствует в этом цветущем аду, нужно просто клонировать тела аборигенов и управлять ими дистанционно. На должность одного из операторов приглашают Джейка Салли — нового героя нашего времени. Вместо доспехов у этого рыцаря — засаленная майка, а вместо белого коня — инвалидное кресло, к которому бывшего морпеха приковало серьёзное ранение. «Подключившись» к аватару, Джейк получает новое здоровое тело. Именно в таком виде он отправляется исследовать джунгли Пандоры и попадает в одну неприятность за другой. Экс-военного спасает местная жительница Нейрити, в которую Джейк, разумеется, влюбляется. Трудно устоять перед почти трёхметровой брюнеткой с ультрамариновой кожей и боевым луком за спиной, тем более — она принцесса племени. А как же иначе, ведь лишь такая знатная особа способна воплотить в себе сущность целого народа и познакомить иноземного гостя с достопримечательностями родной планеты.
Кэмерон делал особый упор на то, как Салли открывает для себя Пандору и за ширмой смертоносности постепенно начинает видеть феноменальную красоту. Проникшись философией на'ви, он находит в себе силы повести аборигенов против вероломных колонистов, что сулит обеим сторонам много потерь, а зрителям — массу красивых батальных сцен.
Джейк Салли и его синюшное альтер-эго
Любые ассоциации с другими фантастическими произведениями, которые приходят на ум при знакомстве с «Аватаром», вовсе не свидетельствуют о том, что Кэмерон устал, исписался и вообще уже не тот. Будьте уверены, Кэмерон — тот ещё, а сценарий фильма представляет собой этакую сборную солянку из книг, которые он читал в юности. В «Аватаре» трудно не заметить влияние творчества Фрэнка Герберта, нашлось место даже мотивам истории Покахонтас. Любителям кино Кэмерон запомнился как режиссер, умеющий сочетать в картинах достаточно глубокий сюжет и интересных персонажей. Вероятно, что в этом отношении «Аватар» может несколько разочаровать взыскательных зрителей. Хотя режиссер подчёркивает, что технология — лишь изобразительное средство, а не самоцель, все прекрасно осознают, что ключевой составляющей фильма будет визуальный ряд. Именно сложностью его создания объясняется столь длительный период работы над «Аватаром». Какими же фокусами уличной магии собирается поразить зрителей «король мира»?
Изначально Кэмерон хотел приступить к съёмкам «Аватара» сразу после завершения «Титаника». В новой картине должны были дебютировать компьютерные актёры, а бюджет оценили в 100 млн долларов. Однако подготовка затянулась, а бухгалтеры, сведя дебет с кредитом, массово попадали в обморок: оказалось, что меньше чем в 400 млн долларов уложиться никак не получится. Тогда создатель «Терминатора» решил подождать, пока технологии усовершенствуются, и отправился снимать фильмы о подводной жизни. Увы, время шло, а технический прогресс всё никак не хотел поспевать за воображением режиссёра. В итоге Кэмерон всё решил сделать сам — под его руководством была организована студия, которая занималась проектированием новых видеокамер. Годы подготовки принесли очень вкусные плоды: по свидетельствам Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса и Питера Джексона, «Аватар» может стать едва ли не самым знаменательным событием кинематографа со времён появления в фильмах звука. Не преувеличивают ли уважаемые режиссёры?
Зондеркоманда исследователей инопланетных цивилизаций
Секрет успеха «Аватара» кроется в двух составляющих. Во-первых, Кэмерон использует принципиально новый способ создания спецэффектов. Обычно сгенерированное на компьютере изображение накладывается на отснятый материал, дополняя картинку. В «Аватаре» применялась так называемая «виртуальная камера»: взглянув через этот монитор на съёмочную площадку, режиссёр видит все компьютерные декорации. То есть фактически речь идёт не о нарисованных «плоских» спецэффектах, а о виртуальном пространстве, которым можно манипулировать в реальном времени: поменять угол обзора, приглушить или усилить освещение и даже двигать элементы ландшафта. Одному Кэмерону известно, какие для этого требуются вычислительные мощности, но это явно не Crysis на ноутбуке запускать.
Вторая диковинка — то, на что, собственно, снимают фильм. Стереоскопическая камера обладает свойством «два в одном». Когда изображение записывается одновременно на две камеры с немного разных углов, это позволяет хотя бы отчасти имитировать работу человеческих глаз. Что это значит для зрителей? В обычном digital 3D вы сможете заметить разницу только между объектами переднего и заднего планов, зато цвета картинки будут приглушены, да и голова от очков с разноцветными стеклами вскоре начнет болеть. Выдержать такую пытку способен не каждый. Для просмотра «Аватара» зрителям будут выдавать специальные поляризующие очки: каждая линза отсекает не определённый цвет, а часть изображения. Таким образом каждый глаз воспринимает картинку, записанную лишь одной из камер, а в комплексе они дают ощущение полной глубины кадра.
Технические новинки не обходятся бесплатно. Хотя бюджет фильма оказался почти вдвое меньше изначальной суммы (237 млн долларов) — это всё равно слишком большие деньги, чтобы рисковать аудиторией. В «Аватаре» не будет длительных рассуждений на философские и социологические темы — мы увидим чрезвычайно зрелищное приключение. Впрочем, этот факт не должен отпугнуть эстетов: когда последний раз вы видели на широких экранах настоящее приключение без эмоционального слюнтяйства? Да и визуальный ряд картины стоит того, чтобы на него посмотреть: всё-таки это не пиротехнические эффекты в духе «Трансформеров», а нечто действительно новое.
В 3D полеты выглядят головокружительно
Интересные факты:
— Кэмерон уделил много времени созданию целостного мира, ведь Пандора не должна была превратиться в серию нарисованных декораций. Во время шлифовки сценария в 2006 году режиссёр сотрудничал с лингвистом Полом Фроммером, который создал язык на'ви. Помимо этого, съёмочная группа и ряд специалистов проработали почти всю экосистему Пандоры.
— События картины разворачиваются на Пандоре, спутнике со средой, похожей на земную, вращающемся по орбите планеты-гиганта Полифемуса в системе Альфа Центавра-А, которая находится на расстоянии 4,4 световых лет от нас и является ближайшей к нам звездной системой.
— Сигурни Уивер сыграла учёного-ботаника, она учит Джейка уму-разуму и систематически действует ему на нервы. Долгое время её персонаж носил прозвище Шипли — производное от Рипли.
Уивер и Кэмерон поддерживали связь после съемок "Чужих", поэтому к работе над "Аватаром" приступили без увертюр
— Премьера фильма была перенесена с лета на декабрь 2009. Однако задержка объясняется вовсе не техническими сложностями в производстве картины, а возможностью дать кинотеатрам лишнее время, подготовиться к 3D релизу фильма.
— Большая часть эпизодов фильма с натуральным движением снималась в Веллингтоне, Новая Зеландия, где были возведены огромные декорации. Это было похоже на настоящее масштабное строительство. Для конструирования декораций была создана огромная субструктура с использованием более чем 150 строителей-подрядчиков.
— Реальные декорации включают в себя Комнату связи, где установлены подобия саркофагов, при помощи которых сознание человека переносится в тело аватара, Биолабораторию – помещение для работы ученых и место хранения резервуаров с амниотической жидкостью, в которых находятся тела аватаров, и военный бастион Armor Bay, где хранятся костюмы усиленной подвижности и вертолеты.
— По словам Кэмерона, если фильм будет успешным в коммерческом плане, то он намеревается сделать трилогию.
|