Театральная палитра
admin 16 Декабря 2009 в 11:50:56
Гульфайрус Исмаилова, народный художник Казахстана, быть может, единственная женщина-художник театра среди современных живописцев. Без малого двадцать лет была она главным художником ведущего театра страны. В ГАТОБ имени Абая пришла после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Е.И. Репина
Очень впечатлительная, эмоциональная, она с жадностью вбирала в себя знания, который дарили учеба и жизнь в одном из красивейших интеллектуальных центров мира - городе на Неве. Художник вспоминает:
- 50-е годы - это было удивительное время. Моим педагогом-куратором был Михаил Павлович Бобышев - профессор театрально-декорационного факультета, художник из "Мира искусства".Человек колоссальной эрудиции, известный повсюду, он был неизменно прост в общении и этим вселял веру в себя. Еще учась в Алма-атинском художественном училище у Абрама Марковича Черкасского, я узнала, что такое деликатность и поддержка твоего педагога. Очень важно, когда в тебя верят, особенно если это люди высокого уровня, большие мастера, до которых надобно тянуться и стремиться быть достойными. А затем, позднее, не менее трудно бывает держать уровень.
На каникулах я стремилась послушать оперы в театрах Москвы, и это всегда было праздником. Много позднее, уже будучи главным художником нашего оперного театра, я имела возможность присутствовать на спектаклях и репетициях Большого театра с участием Майи Плисецкой. Незабываемое впечатление!..
Не могу забыть самую раннюю из постановок, в которой довелось участвовать. В 50-е годы по моим эскизам делались декорации к спектаклю "Дорогой дружбы", посвященному дружбе с Китаем. Он имел в Москве триумфальный успех! И писали декорации не кто-нибудь, а Анатолий Ненашев, Сергей Калмыков! Представляете, с какими удивительными людьми я начинала работать в театре. Уже одно это счастье!
В репертуарных афишах насчитывалось около тридцати театральных постановок, оформленных Гульфайрус Исмаиловной. Среди них "Биржан и Сара" М. Тулебаева, "Трагедия поэта" Г. Мусрепова "Козы-Корпеш и Баян-Сулу", "Ер-Таргын" Е. Брусиловского - все не перечесть. Они - этапы в жизни казахского Театра оперы и балета и, конечно же, вехи в истории казахской культуры.
- Конечно, невозможно было, работая в театре годы и годы, писать только эскизы декораций и костюмов к спектаклям, - говорит Гульфайрус Исмаилова.
- С актерами сживаешься в процессе постановок. Так возникла картина "Казахский вальс" с Шарой Жиенкуловой. Так возникла Куляш Байсеитова в роли "Кыз-Жибек" в одноименной опере.
Влюбленность художника в свою работу, равно как и в модель, заставляет зрителя увидеть образ глазами автора, почувствовать, ощутить ту первозданную силу чувства, что ведет кисть художника. И тогда приоткрывается магия тайн, и мы видим сияющее ожиданием счастья лицо героини эпоса или скорбную тень в облике Ак-Токты, или безмерную радость, гимн любви и жизни в танце знаменитой Шары…
- Мне довелось побывать во многих странах: в Японии и Англии, в Германии и Франции. Поездки эти были наполнены бесподобным свечением красок, которые открывались передо мной в крупнейших музеях мира. Какое богатство! И не смешно ль, не дико ль видеть толпы своих сограждан, снующих по тем же городам в алчной жажде покупок? Понимаете? Покупок, ничего более! Жаль этих людей и страшно за них. Душа их закрыта.
Всю мою жизнь помню слова моего учителя: "Человек никогда не станет человеком, если он пренебрегает духовными началами". Думаю, эти слова может взять себе в проводники и новое поколение молодых. И не забывать, что самое главное - держать уровень.
P.S.
В канун праздничной даты вышел Указ Президента РК о награждении Г.М. Исмаиловой орденом "Достык" I степени. Юбилейная выставка народной художницы сейчас проходит в стенах Государственного музея искусств им. А. Кастеева.
Сауле Беккулова, "Вечерний Алматы", 15 декабря
Очень впечатлительная, эмоциональная, она с жадностью вбирала в себя знания, который дарили учеба и жизнь в одном из красивейших интеллектуальных центров мира - городе на Неве. Художник вспоминает:
- 50-е годы - это было удивительное время. Моим педагогом-куратором был Михаил Павлович Бобышев - профессор театрально-декорационного факультета, художник из "Мира искусства".Человек колоссальной эрудиции, известный повсюду, он был неизменно прост в общении и этим вселял веру в себя. Еще учась в Алма-атинском художественном училище у Абрама Марковича Черкасского, я узнала, что такое деликатность и поддержка твоего педагога. Очень важно, когда в тебя верят, особенно если это люди высокого уровня, большие мастера, до которых надобно тянуться и стремиться быть достойными. А затем, позднее, не менее трудно бывает держать уровень.
На каникулах я стремилась послушать оперы в театрах Москвы, и это всегда было праздником. Много позднее, уже будучи главным художником нашего оперного театра, я имела возможность присутствовать на спектаклях и репетициях Большого театра с участием Майи Плисецкой. Незабываемое впечатление!..
Не могу забыть самую раннюю из постановок, в которой довелось участвовать. В 50-е годы по моим эскизам делались декорации к спектаклю "Дорогой дружбы", посвященному дружбе с Китаем. Он имел в Москве триумфальный успех! И писали декорации не кто-нибудь, а Анатолий Ненашев, Сергей Калмыков! Представляете, с какими удивительными людьми я начинала работать в театре. Уже одно это счастье!
В репертуарных афишах насчитывалось около тридцати театральных постановок, оформленных Гульфайрус Исмаиловной. Среди них "Биржан и Сара" М. Тулебаева, "Трагедия поэта" Г. Мусрепова "Козы-Корпеш и Баян-Сулу", "Ер-Таргын" Е. Брусиловского - все не перечесть. Они - этапы в жизни казахского Театра оперы и балета и, конечно же, вехи в истории казахской культуры.
- Конечно, невозможно было, работая в театре годы и годы, писать только эскизы декораций и костюмов к спектаклям, - говорит Гульфайрус Исмаилова.
- С актерами сживаешься в процессе постановок. Так возникла картина "Казахский вальс" с Шарой Жиенкуловой. Так возникла Куляш Байсеитова в роли "Кыз-Жибек" в одноименной опере.
Влюбленность художника в свою работу, равно как и в модель, заставляет зрителя увидеть образ глазами автора, почувствовать, ощутить ту первозданную силу чувства, что ведет кисть художника. И тогда приоткрывается магия тайн, и мы видим сияющее ожиданием счастья лицо героини эпоса или скорбную тень в облике Ак-Токты, или безмерную радость, гимн любви и жизни в танце знаменитой Шары…
- Мне довелось побывать во многих странах: в Японии и Англии, в Германии и Франции. Поездки эти были наполнены бесподобным свечением красок, которые открывались передо мной в крупнейших музеях мира. Какое богатство! И не смешно ль, не дико ль видеть толпы своих сограждан, снующих по тем же городам в алчной жажде покупок? Понимаете? Покупок, ничего более! Жаль этих людей и страшно за них. Душа их закрыта.
Всю мою жизнь помню слова моего учителя: "Человек никогда не станет человеком, если он пренебрегает духовными началами". Думаю, эти слова может взять себе в проводники и новое поколение молодых. И не забывать, что самое главное - держать уровень.
P.S.
В канун праздничной даты вышел Указ Президента РК о награждении Г.М. Исмаиловой орденом "Достык" I степени. Юбилейная выставка народной художницы сейчас проходит в стенах Государственного музея искусств им. А. Кастеева.
Сауле Беккулова, "Вечерний Алматы", 15 декабря
|