Автобус тронется - хаос останется. Ситуация на дорогах Казахстана
admin 06 Ноября 2009 в 14:46:20
Нелегал там правит бал
Пассажирские перевозки отданы на откуп мафиози
За десятилетия реформ и либерализации в сфере пассажирских перевозок накопилось столько проблем, что разгребать их придется годами. Одна из самых очевидных - полнейшая анархия среди перевозчиков на многих региональных и межобластных маршрутах. Сотни частных водителей-нелегалов обслуживают пассажиров без какой-либо гарантии их безопасности, обкрадывая бюджет. На этом фоне Минтранском и Минфин, демонстрируя свою беспомощность перед нелегалами, два года занимаются "бюрократическими играми", решая, как поделить полномочия в системе транспортного контроля.
Для многих казахстанцев автобус - безальтернативный способ добраться "из пункта А в пункт Б". Особенно для сельчан и жителей областных центров.
К примеру, по маршруту Караганда-Астана, Кокшетау-Астана и обратно бойко барражируют автонелегалы. Можно назвать точную дату зарождения этой "автобусной мафии" - период провозглашения новой столицы и начала массированной миграции в Астану чиновников и гастарбайтеров. Сначала теневыми перевозками занимались потрепанные "ПАЗики", стартующие от площадей перед железнодорожными вокзалами этих городов. Потом на смену им пришли "ГАЗели". В последние годы по капитально отремонтированным автобанам колесят комфортабельные иномарки - бусики и минивэны. Неизменным остается только одно - горластые зазывалы, сотрясающие окрестности различных "пятаков" и "платформ".
И народ откликается, люди спешат занять удобные места. Бусики отправляются в столицу с привокзальной площади Караганды один за другим. Куда чаще, чем большие автобусы АО "Автопарк № 3", следующие с получасовым интервалом. Спрос на услуги нелегалов - стабильный! Частники в обычные дни берут не дороже "официалов", 800 тенге за поездку, едут быстрее - два с половиной часа, к тому же готовы высадить вас чуть ли не у подъезда. Еще и фильмец из серии "ментовские войны" в дороге покажут на установленном в салоне DVD.
Единственным недостатком нелегалов одно время являлось отсутствие билетов. Но и этот вопрос, чутко реагируя на запросы командировочных, они успешно решили. Два-три года назад стали выдавать на принтере отпечатанные, квиточки. С одной стороны в него можно самому вписать дату, маршрут и стоимость проезда. А с обратной - самодеятельность эту "узаконивает" синий штампик какого-нибудь ТОО, занимающегося легальным извозом.
Ситуация с нелегалами, полностью захватившими в свои руки маршрут Караганда-Астана-Караганда и не только его, отлично известна сотрудникам Комитета транспортного контроля. В сентябре председатель КТК Мин-транскома Адилет Барменкулов, рассказывая журналистам о ситуации на рынке междугородных пассажирских перевозок, прямо признал, что "с привокзальной площади Астаны ежедневно в направлении Караганды и Кокшетау перевозку пассажиров осуществляют около 50 микроавтобусов и легковых автомобилей". А с рынка "Шанхай" и других стихийных мест ежедневно в южные регионы отправляются до 10-20 автобусов. "Этот транспорт занимается перевозкой пассажиров на нерегулярной основе, без наличия разрешительных документов", - отметил руководитель КТК, напомнив о предлагаемых мерах по противодействию этому бардаку: введение законодательной нормы о лицензировании междугородных перевозок пассажиров и расширение полномочий транспортноконтрольного ведомства, чтобы сотрудники его могли проверять автобусы не только на стационарных постах.
Ситуация с автошабашниками известна и руководству, водителям предприятий, обслуживающих автобусные маршруты официально - через тендер, договор с министерством, билетные кассы и диспетчеров автовокзалов. Ведь именно у них пираты отбирают честный шоферский хлеб. Сколько ругательств довелось слышать от автопарковских водителей по адресу теневиков. Но извоз и ныне там! Кому-то это явление может показаться малозначимым или даже безобидным. Ну, катаются ребятки, народ возят, те им еще и спасибо говорят. Однако от теневого автобусного извоза - масса издержек: экономических, правовых, морально-нравственных, имиджевых, наконец. Начнем с того, что на каждом билете, оформленном в кассе автовокзалов, пропечатаны тариф и его налоговая составляющая. Нетрудно подсчитать, что от бойкой деятельности нелегалов только на маршруте из Караганды в Астану и обратно и только по НДС бюджет теряет ежедневно около 100 тыс. тенге. Выручка нелегалов (с учетом частных такси и минивэнов) достигает на этом направлении 500 тыс. тенге в день! В предпраздничные дни - и того больше. В месяц общий доход нелегалов, прибравших к рукам этот маршрут, достигает 15 млн тенге. За год - 180 миллионов. И это только с одного маршрута!
Пусть дальше фискалы подсчитают, сколько в масштабах страны недополучает бюджет из-за неупорядоченных, мягко говоря, перевозок.
Изредка стражи порядка и инспекторы транспортного контроля устраивают облавы на привокзальных "пятаках". На день-два нелегалы уходят в "подполье", но вскоре бодрые кричалки (порой с использованием мегафона) вновь зазывают потенциальных пассажиров. Если приглядеться, нетрудно заметить четкое распределение ролей в этой "автобусной мафии". Есть свои диспетчеры, устанавливающие очередность, "контролеры", которым водители тут же отстегивают процент с выручки. Сами водители, занимающиеся нелегальными перевозками, хмуро отнекиваются в ответ на праздные расспросы. Зато мать одного из них однажды позвонила в редакцию и, чуть не плача, рассказала трагическую историю о том, как ее сын попытался "попасть на маршрут".
- Сначала на своем бусике пытался сам собирать пассажиров, - поведала апашка. - Но после двух рейсов к нему подошли крепкие парни и потребовали 500 долларов "вступительных" за право ездить из Караганды в Астану. Главным заправилой у них там некий Жуман. Сын отказался и на следующий день вновь "встал на маршрут". Вечером, когда он привез пассажиров из столицы, его жестоко избили! Тут же, на площади, на виду у других водителей. Несколько недель отлеживался дома, в полицию мы, естественно, обращаться не стали - жизнь дороже!
Пожилая женщина категорически отказалась представиться. Но не доверять ее рассказу нет оснований. В том, что на этом маршруте есть свои боссы, установившие свои порядки, убеждает сама обстановка на "пятаках" и практика безбилетных поездок. Обороты нелегального бизнеса таковы, что их хватает для налаживания непромокаемой "крыши" в лице криминальных авторитетов либо сотрудников контролирующих ведомств. Доходит до того, что "автобусная мафия" в дни зимних метелей и сильного гололеда преодолевает запреты дорожной полиции. Когда трассы из-за непогоды перекрыты и официальные перевозчики стоят на приколе, нелегалы как-то договариваются с блокпостами и везут народ в столицу уже по тройному тарифу.
Говорить о безопасности проезда и страховании пассажиров и багажа при таком раскладе - совсем неуместно.
Вадим ШИРОКОБОРОДОВ
Астана
"ОКО"
Пассажирские перевозки отданы на откуп мафиози
За десятилетия реформ и либерализации в сфере пассажирских перевозок накопилось столько проблем, что разгребать их придется годами. Одна из самых очевидных - полнейшая анархия среди перевозчиков на многих региональных и межобластных маршрутах. Сотни частных водителей-нелегалов обслуживают пассажиров без какой-либо гарантии их безопасности, обкрадывая бюджет. На этом фоне Минтранском и Минфин, демонстрируя свою беспомощность перед нелегалами, два года занимаются "бюрократическими играми", решая, как поделить полномочия в системе транспортного контроля.
Для многих казахстанцев автобус - безальтернативный способ добраться "из пункта А в пункт Б". Особенно для сельчан и жителей областных центров.
К примеру, по маршруту Караганда-Астана, Кокшетау-Астана и обратно бойко барражируют автонелегалы. Можно назвать точную дату зарождения этой "автобусной мафии" - период провозглашения новой столицы и начала массированной миграции в Астану чиновников и гастарбайтеров. Сначала теневыми перевозками занимались потрепанные "ПАЗики", стартующие от площадей перед железнодорожными вокзалами этих городов. Потом на смену им пришли "ГАЗели". В последние годы по капитально отремонтированным автобанам колесят комфортабельные иномарки - бусики и минивэны. Неизменным остается только одно - горластые зазывалы, сотрясающие окрестности различных "пятаков" и "платформ".
И народ откликается, люди спешат занять удобные места. Бусики отправляются в столицу с привокзальной площади Караганды один за другим. Куда чаще, чем большие автобусы АО "Автопарк № 3", следующие с получасовым интервалом. Спрос на услуги нелегалов - стабильный! Частники в обычные дни берут не дороже "официалов", 800 тенге за поездку, едут быстрее - два с половиной часа, к тому же готовы высадить вас чуть ли не у подъезда. Еще и фильмец из серии "ментовские войны" в дороге покажут на установленном в салоне DVD.
Единственным недостатком нелегалов одно время являлось отсутствие билетов. Но и этот вопрос, чутко реагируя на запросы командировочных, они успешно решили. Два-три года назад стали выдавать на принтере отпечатанные, квиточки. С одной стороны в него можно самому вписать дату, маршрут и стоимость проезда. А с обратной - самодеятельность эту "узаконивает" синий штампик какого-нибудь ТОО, занимающегося легальным извозом.
Ситуация с нелегалами, полностью захватившими в свои руки маршрут Караганда-Астана-Караганда и не только его, отлично известна сотрудникам Комитета транспортного контроля. В сентябре председатель КТК Мин-транскома Адилет Барменкулов, рассказывая журналистам о ситуации на рынке междугородных пассажирских перевозок, прямо признал, что "с привокзальной площади Астаны ежедневно в направлении Караганды и Кокшетау перевозку пассажиров осуществляют около 50 микроавтобусов и легковых автомобилей". А с рынка "Шанхай" и других стихийных мест ежедневно в южные регионы отправляются до 10-20 автобусов. "Этот транспорт занимается перевозкой пассажиров на нерегулярной основе, без наличия разрешительных документов", - отметил руководитель КТК, напомнив о предлагаемых мерах по противодействию этому бардаку: введение законодательной нормы о лицензировании междугородных перевозок пассажиров и расширение полномочий транспортноконтрольного ведомства, чтобы сотрудники его могли проверять автобусы не только на стационарных постах.
Ситуация с автошабашниками известна и руководству, водителям предприятий, обслуживающих автобусные маршруты официально - через тендер, договор с министерством, билетные кассы и диспетчеров автовокзалов. Ведь именно у них пираты отбирают честный шоферский хлеб. Сколько ругательств довелось слышать от автопарковских водителей по адресу теневиков. Но извоз и ныне там! Кому-то это явление может показаться малозначимым или даже безобидным. Ну, катаются ребятки, народ возят, те им еще и спасибо говорят. Однако от теневого автобусного извоза - масса издержек: экономических, правовых, морально-нравственных, имиджевых, наконец. Начнем с того, что на каждом билете, оформленном в кассе автовокзалов, пропечатаны тариф и его налоговая составляющая. Нетрудно подсчитать, что от бойкой деятельности нелегалов только на маршруте из Караганды в Астану и обратно и только по НДС бюджет теряет ежедневно около 100 тыс. тенге. Выручка нелегалов (с учетом частных такси и минивэнов) достигает на этом направлении 500 тыс. тенге в день! В предпраздничные дни - и того больше. В месяц общий доход нелегалов, прибравших к рукам этот маршрут, достигает 15 млн тенге. За год - 180 миллионов. И это только с одного маршрута!
Пусть дальше фискалы подсчитают, сколько в масштабах страны недополучает бюджет из-за неупорядоченных, мягко говоря, перевозок.
Изредка стражи порядка и инспекторы транспортного контроля устраивают облавы на привокзальных "пятаках". На день-два нелегалы уходят в "подполье", но вскоре бодрые кричалки (порой с использованием мегафона) вновь зазывают потенциальных пассажиров. Если приглядеться, нетрудно заметить четкое распределение ролей в этой "автобусной мафии". Есть свои диспетчеры, устанавливающие очередность, "контролеры", которым водители тут же отстегивают процент с выручки. Сами водители, занимающиеся нелегальными перевозками, хмуро отнекиваются в ответ на праздные расспросы. Зато мать одного из них однажды позвонила в редакцию и, чуть не плача, рассказала трагическую историю о том, как ее сын попытался "попасть на маршрут".
- Сначала на своем бусике пытался сам собирать пассажиров, - поведала апашка. - Но после двух рейсов к нему подошли крепкие парни и потребовали 500 долларов "вступительных" за право ездить из Караганды в Астану. Главным заправилой у них там некий Жуман. Сын отказался и на следующий день вновь "встал на маршрут". Вечером, когда он привез пассажиров из столицы, его жестоко избили! Тут же, на площади, на виду у других водителей. Несколько недель отлеживался дома, в полицию мы, естественно, обращаться не стали - жизнь дороже!
Пожилая женщина категорически отказалась представиться. Но не доверять ее рассказу нет оснований. В том, что на этом маршруте есть свои боссы, установившие свои порядки, убеждает сама обстановка на "пятаках" и практика безбилетных поездок. Обороты нелегального бизнеса таковы, что их хватает для налаживания непромокаемой "крыши" в лице криминальных авторитетов либо сотрудников контролирующих ведомств. Доходит до того, что "автобусная мафия" в дни зимних метелей и сильного гололеда преодолевает запреты дорожной полиции. Когда трассы из-за непогоды перекрыты и официальные перевозчики стоят на приколе, нелегалы как-то договариваются с блокпостами и везут народ в столицу уже по тройному тарифу.
Говорить о безопасности проезда и страховании пассажиров и багажа при таком раскладе - совсем неуместно.
Вадим ШИРОКОБОРОДОВ
Астана
"ОКО"
|