Про бензиновые реки и конкурентные берега

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 06 Ноября 2009 в 14:40:51
“Бензин дорожает!” - кричат заголовки СМИ. С подачи антимонопольных органов обывателя оглушают информацией о новом заговоре “бензиновых королей”. Такие публикации служат оправданием для введения объективно нерыночной меры - государственного регулирования. Но выгодно ли это рядовому потребителю?

Ценам приказали: “Стоять на месте!”

В мае этого года антимонопольные органы в очередной раз продемонстрировали свое понимание законов рынка. Повышение цен на бензин в Шымкенте вызвало целый ряд репрессивных мер со стороны исполнительной власти: начиная от запрета на экспорт моторного топлива до установления фиксированных цен на нефтепродукты. В борьбу за снижение внутренних цен включились Агентство РК по защите конкуренции (АЗК), Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), финансовая полиция и региональные акимы всех мастей и уровней.

Владельцам АЗС в очередной раз выкрутили руки, обязав не повышать цены на социально значимый товар. Антимонопольщики бодро отчитались перед руководством страны о деятельности по недопущению снижения среднедушевых показателей ВВП, роста инфляции и прочих вещах, не имеющих никакого отношения к жизни рядовых казахстанцев, но существенно влияющих на рейтинг работы госорганов. Спустя какое-то время со всей очевидностью стало ясно, что принятые в пожарном порядке меры не достигли цели. Уже в сентябре проблема дефицита топлива ударила по главному экономическому центру страны - южной столице. Недостаток горючего затронул даже крупных игроков рынка розничной торговли нефтепродуктами. Росли уже не цены, а очереди у автозаправок.

Органы регулирования снова подвела привычка устанавливать стоимость товара, абстрагируясь от реальной экономической ситуации. Сегодня уже ни для кого не секрет, что причиной дефицита стали именно антимонопольные постановления, принятые АРЕМом в начале 2009 года. Речь, в частности, идет о фиксированных ценах реализации нефтепродуктов через АЗС, определенных для субъектов естественных монополий (к таковым относятся компании Sinoil, Helios, “КазМунайГаз”). Антимонопольщики просчитались: меры, призванные не допустить повышения цен, фактически вызвали обратную реакцию.

Руководствуясь поговоркой “И овцы целы, и волки сыты”, АРЕМ зафиксировало цены розничной реализации с большой “жировой прослойкой” - лагом в сторону увеличения. Но тем самым была зафиксирована и прибыль монополистов. Еще в июле рыночные цены были гораздо ниже цен, установленных АРЕМом. Более того, локальный ценовой всплеск в Южно-Казахстанской области еще не давал повода для введения таких мер по всей стране, так как в других регионах не было необходимости в регуляции. По данным Национального агентства по статистике, средняя рыночная цена на бензин марки АИ-92 в период с января по май 2009 года находилась в диапазоне от 300 до 400 долларов за тонну, или от 35 до 47 тенге за литр. Но цены реализации для АЗС, принадлежащих монополистам и доминантам рынка, были установлены на уровне 70-74 тенге за литр. Для крупных игроков это постановление АРЕМа стало настоящим подарком. Еще бы: их маржа в этот период достигала практически ста процентов!

На волне ажиотажа (пресса неумолчно твердила о грядущем повышении цен) другие участники рынка воспользовались сложившейся ситуацией, извлекая дополнительную прибыль. Правда, и в этом случае цены на их АЗС были намного ниже. Так, по данным Нацстатагентства, в Алматы стоимость бензина АИ-92 и АИ-93 на АЗС независимых трейдеров не поднималась выше 60-68 тенге за литр, а цены на бензин АИ-80 - выше 43-50 тенге за литр. Даже в проблемном Шымкенте цена на бензин АИ-92 и 93 упала до 50 тенге за литр, а на бензин АИ-80 - до 38 тенге за литр.

Простой статистический анализ показывает, что в первой половине года цены на ГСМ были значительно ниже цен, установленных АРЕМом. Особенно в тех областях, где численность АЗС независимых игроков превосходит количество автозаправок субъектов естественных монополий. Жесткая конкуренция заставляла “независимых” снижать цены, поскольку иных возможностей противостоять “мамонтам”, приписанным к своим источникам поставки нефтепродуктов, у них просто не было.

Что подстегивает цены?

Само того не ведая, АРЕМ спровоцировало непрерывный рост цен, и к июлю этого года они уже превысили установленные агентством нормы. Стоит отметить, что в Казахстане почти не производятся самые распространенные марки бензина.

- Ежегодно Казахстан импортирует из соседней республики до 40 процентов (а по некоторым подсчетам, до 60 процентов) высокооктанового бензина, - говорит исполнительный директор ТОО “КазМунайГаз Онимдери” Александр ПАВЛОВ. - Цены на российские нефтепродукты намного выше, чем на отечественный бензин, поскольку у них и экспортные пошлины привязаны к мировым котировкам, и налоги повыше.

Есть и еще ряд исторических причин невозможности полностью заместить импорт.

- Главная из них - тесная зависимость двух крупнейших отечественных нефтеперерабатывающих заводов от поставок российского сырья, - комментирует председатель правления Павлодарского нефтехимического завода Шухрат ДАНБАЙ. - Построенный в середине 70-х годов прошлого века ПНХЗ полностью зависит от поставок нефти западносибирских месторождений. Шымкентский НПЗ (ШНОС) перерабатывает до 40 процентов российской нефти. Географическую привязку к собственному сырью имеет только старейший в Казахстане Атырауский НПЗ.

Но и здесь проблема на проблеме! Поставляемая сюда сернокислая нефть Тенгиза нуждается в дополнительной очистке, что, соответственно, влечет затраты. Отметим также, что первый этап реконструкции АНПЗ не привел к увеличению объемов переработки, а скорее наоборот. В сентябре АНПЗ решился на внеплановый ремонт. Это весьма ощутимо бьет по рынку, так как в октябре-ноябре Шымкентский НПЗ также остановлен на профилактический ремонт.

Защита… от конкуренции?!

Универсальный рецепт правительства - запрет на вывоз моторного топлива - не дал ощутимых результатов. Фактически эта мера стала “инъекцией в протез”, поскольку к моменту постановления правительства о запрете запасы бензина на внутреннем рынке Казахстана были уже исчерпаны более чем на три четверти.

По данным АРЕМа, сегодня фиксированная розничная цена на бензин марки АИ-92 составляет 70-74 тенге за литр (610-650 долларов за тонну); оптовая - 700-730 долларов за тонну. Дисбаланс между ценой закупа и ценой реализации очевиден уже не только участникам рынка. Неделю назад, выступая на заседании правительства, министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат МЫНБАЕВ заявил о необходимости повышения цен на бензин до уровня паритетных с рыночными.

Но антимонопольные ведомства своих позиций не сдают. Более того, председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ выступил с инициативой поголовной проверки всех игроков рынка нефтепродуктов с привлечением сотрудников финпола.

Из-за того, что АРЕМ не дало разрешения поднять розничные цены, независимые трейдеры были вынуждены либо повышать цены на бензин, либо вообще прекратить свою деятельность. Покупая минимальные партии продукции для обеспечения текущих потребностей и не создавая необходимых запасов, “независимые” практически лишили себя будущего, поскольку в силу ограниченности ресурсов не смогли справиться с повышенным спросом. Как следствие - дефицит, очереди и повсеместная нехватка топлива. Между тем объемы реализации бензина на АЗС компаний Sinoil, Helios и “КазМунайГаз”, наоборот, значительно выросли.

Вопрос ко всем сторонникам госрегулирования: какова целесообразность применения антимонопольных норм, одинаковых и для “мамонтов”, и для “муравьев”? Складывается впечатление, что государство делает все для того, чтобы убить малый и средний сектор нефтетрейдинга.

Свет в конце тоннеля

Что получил рядовой потребитель от попытки отрегулировать рынок властной рукой госорганов? Однозначно - ничего хорошего! В сфере нефтетрейдинга стремительно множится число “кандидатов в банкроты”, в основном среди малых и средних компаний, владеющих от трех до десяти АЗС. Их вытесняют с рынка, обеспечивая расширение монопольной сферы компаний -“мамонтов”. Как следствие - снижается конкурентная среда, повышается риск безработицы. А главное - сокращается число действующих АЗС. Особенно ярко эта тенденция прослеживается на селе.

Задумаемся: а если бы внутренний рынок нефтепродуктов с начала года следовал общемировым тенденциям? Однозначно, что уровень цен на АЗС все первое полугодие был бы значительно ниже расценок, установленных АРЕМом. Можно также предположить, что с июля этого года цены росли бы постепенно, без скачков, не создавая ажиотажного спроса и не порождая условий для спекуляции. Даже с учетом дорогого импорта из России цены на бензин были бы на уровне 90-95 тенге за литр, а среднегодовые - на уровне 70-75 тенге за литр. А иначе как расценивать ситуацию в приграничном с Россией Петропавловске, где цены на бензин и сегодня не поднимаются выше 90 тенге за литр?

Но госорганы редко прислушиваются к здравому смыслу, усматривая в любом альтернативном решении частного бизнеса попытку подорвать их престиж. Со дня на день в сенат поступит проект изменений в Закон “О государственном регулировании оборота нефте­продуктов”. Предлагаемая новая операционная схема переработки нефти и реализации нефтепродуктов предусматривает еще более жесткую регуляцию рынка и содержит элементы советской плановой экономики. Разработчики - антимонопольные органы - упрямо игнорируют тот факт, что в условиях рыночной экономики и тесной интеграции внутреннего рынка с мировым подобное регулирование может привести к самым непредсказуемым последствиям.

- Рынок нефти и нефтепродуктов Республики Казахстан является импортозависимым, - говорит известный казахстанский экономист Арыстан ЕСЕНТУГЕЛОВ. - Его невозможно рассматривать отдельно от других рынков, в том числе и мирового, и не учитывать влияние соседних, более развитых. С вступлением Казахстана в ВТО и Таможенный союз с Россией и Белоруссией давление импорта на рынок нефтепродуктов еще более усилится.

Не прибегая к экономическим терминам, можно сказать, что Казахстан уже не сможет в одностороннем порядке вводить меры по ограничению экспорта и импорта. И отсутствие высококонкурентной среды нефтетрейдинга сослужит нам плохую службу. Все нынешние умозаключения антимонопольных служб о дефиците топлива как следствии “сговора “бензиновых королей” и наличии огромного числа посредников на рынке, по существу, беспочвенны! Жесточайшая конкуренция на рынке не позволяет выстраивать огромные посреднические цепочки. Это экономически нецелесообразно, так как целью любого бизнес-процесса является выход на конечного потребителя. При нынешней схеме “производитель - потребитель” ценовой сговор невозможен в принципе. Более того, сегодня убытки терпят все участники рынка без исключения. Кроме, естественно, ответственных руководителей, “поборовших инфляцию” и ожидающих новых наград и поощрений.

Алексей БАНЦИКИН
Сайт газеты «Время»
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь