В Казахстане нет ни одной госструктуры, контролирующей качество реализуемого топлива
admin 26 Октября 2009 в 09:13:05
Цены растут, качество падает
В редакцию газеты стали обращаться автовладельцы с жалобами на качество бензина. Они считают, что на заправках вместо, к примеру, заявленного АИ-92 заливают в лучшем случае 80-й. Якобы, чтобы не остаться в накладе, бензиновые короли под давлением правительства сохранили прежние цены на топливо, но занялись махинациями с октановыми числами.
По данным Агентства по статистике на 1 октября 2009 года, в стране реализацией нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов занимаются 188 компаний. Число лабораторий, созданных для проверки ГСМ на качество, перевалило за 500, сообщили в Комитете технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли. Несмотря на явный численный перевес, защитить водителей от некачественного топлива на все 100% у государства не получается. Хотя бы потому, что все 500 лабораторий являются исключительно коммерческими – десять лет назад функции Госстандарта постановлением правительства были переданы в частные руки. И теперь любая мало-мальская экспертиза влетает бюджету в копейку.
Тем не менее Госстандарт пытается держать хорошую мину при плохой игре. Как выяснилось, с 1 июля 2009 года эта структура возобновила тесты на качество восьми групп товаров, в число которых решением правительства включены и нефтепродукты. В идеале пробы на АЗС берутся ежемесячно. Однако за их исследование госпроверяющим тоже приходится платить. Чем больше вопросов возникает по качеству – тем дороже экспертиза. В среднем один такой тест составляет приблизительно 23 000 тенге. Если же в бюджете не находится средств на оплату услуг лабораторий, тогда инспектора ограничиваются проверкой сертификата, подтверждающего безопасность ГСМ.
А воз и ныне там
Два года назад при проверке АЗС совместно с Алматинским городским территориальным управлением охраны окружающей среды из 55 отобранных проб с 17 АЗС в 17 выявили занижение октанового числа. Тогда после проведенных экспертиз директор НЦ «Organica» Акмарал Калмуратова заявила, что автовладельцы частенько становятся жертвами недобросовестной работы АЗС, где вместо Аи-93 заливают Аи-72 (тогда еще существовала такая марка бензина. – Прим. Авт.). Похоже, что за два года ситуация на рынке ГСМ не сильно изменилась.
– От подобных случаев никто не застрахован. Но самое неприятное в этой ситуации, что такая замена приводит к быстрому износу двигателя, а ремонтировать его придется автовладельцу за свой счет, – заявила тогда руководитель НЦ Акмарал Калмуратова.
Бензиновая репутация подмочена
К слову, скромные материальные возможности связывают по рукам и ногам и представителей столичного общества по защите прав потребителей «Адилет».
Может быть, поэтому число обращений обманутых водителей к правозащитникам можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. По приблизительным данным председателя правления общества Кабыкена Закарьянова, в текущем году на низкое качество бензина в «Адилет» астанчане жаловались пять-шесть раз. В таких случаях адилетовцы должны обращаться в городской департамент технического регулирования и метрологии с просьбой провести расследования, но там зачастую разводят руками – из-за отсутствия средств на эти цели.
Как отметил Кабыкен Закарьянов, в таких случаях его правозащитники потребителей решают проблемы в рабочем порядке, заставляя нечистоплотные АЗС принимать решения в пользу клиентов. Есть и другие проблемы, которыми тоже «славятся» столичные бензоколонки.
– Есть примеры, когда недоливают бензин, обслуживая клиентов, как будто делая им одолжение, без должного внимания и уважения, – отметил руководитель «Адилет».
Вообще в последнее время за бензиновой темой прочно закрепилась скандальная репутация. Когда материал готовился к публикации, пресс-служба Агентства по защите конкуренции сообщила о начале предварительного рассмотрения сведений о нарушении антимонопольного законодательства в отношении свыше 45 компаний, доминирующих на рынке ГСМ. Например, в Астане это ТОО «Аурика», «Ойл», в Алматы – ТОО «Sinooil», «Royal Petrol», «Сонар Мунай Онимдери», в Южно-Казахстанской области – ТОО «Шымкент-Октан», «ОРК Саби», в Павлодарской области – ТОО «Восточная топливная компания», ИП Ковтун, в Атырауской области в АО «АтырауМунайОнимдери», АФ ТОО «МеркурийМунайОнимдери».
Трудно предсказать, чем обернется массовая война агентства с королями бензоколонок и их покровителями, и приведет ли это к долгожданному снижению цен на бензин в стране, гордо именующей себя нефтяной державой. Пожалуй, единственное, что сейчас важно, – чтобы ненасытным монополистам сполна отлились горючие слезы.
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=13477
В редакцию газеты стали обращаться автовладельцы с жалобами на качество бензина. Они считают, что на заправках вместо, к примеру, заявленного АИ-92 заливают в лучшем случае 80-й. Якобы, чтобы не остаться в накладе, бензиновые короли под давлением правительства сохранили прежние цены на топливо, но занялись махинациями с октановыми числами.
По данным Агентства по статистике на 1 октября 2009 года, в стране реализацией нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов занимаются 188 компаний. Число лабораторий, созданных для проверки ГСМ на качество, перевалило за 500, сообщили в Комитете технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли. Несмотря на явный численный перевес, защитить водителей от некачественного топлива на все 100% у государства не получается. Хотя бы потому, что все 500 лабораторий являются исключительно коммерческими – десять лет назад функции Госстандарта постановлением правительства были переданы в частные руки. И теперь любая мало-мальская экспертиза влетает бюджету в копейку.
Тем не менее Госстандарт пытается держать хорошую мину при плохой игре. Как выяснилось, с 1 июля 2009 года эта структура возобновила тесты на качество восьми групп товаров, в число которых решением правительства включены и нефтепродукты. В идеале пробы на АЗС берутся ежемесячно. Однако за их исследование госпроверяющим тоже приходится платить. Чем больше вопросов возникает по качеству – тем дороже экспертиза. В среднем один такой тест составляет приблизительно 23 000 тенге. Если же в бюджете не находится средств на оплату услуг лабораторий, тогда инспектора ограничиваются проверкой сертификата, подтверждающего безопасность ГСМ.
А воз и ныне там
Два года назад при проверке АЗС совместно с Алматинским городским территориальным управлением охраны окружающей среды из 55 отобранных проб с 17 АЗС в 17 выявили занижение октанового числа. Тогда после проведенных экспертиз директор НЦ «Organica» Акмарал Калмуратова заявила, что автовладельцы частенько становятся жертвами недобросовестной работы АЗС, где вместо Аи-93 заливают Аи-72 (тогда еще существовала такая марка бензина. – Прим. Авт.). Похоже, что за два года ситуация на рынке ГСМ не сильно изменилась.
– От подобных случаев никто не застрахован. Но самое неприятное в этой ситуации, что такая замена приводит к быстрому износу двигателя, а ремонтировать его придется автовладельцу за свой счет, – заявила тогда руководитель НЦ Акмарал Калмуратова.
Бензиновая репутация подмочена
К слову, скромные материальные возможности связывают по рукам и ногам и представителей столичного общества по защите прав потребителей «Адилет».
Может быть, поэтому число обращений обманутых водителей к правозащитникам можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. По приблизительным данным председателя правления общества Кабыкена Закарьянова, в текущем году на низкое качество бензина в «Адилет» астанчане жаловались пять-шесть раз. В таких случаях адилетовцы должны обращаться в городской департамент технического регулирования и метрологии с просьбой провести расследования, но там зачастую разводят руками – из-за отсутствия средств на эти цели.
Как отметил Кабыкен Закарьянов, в таких случаях его правозащитники потребителей решают проблемы в рабочем порядке, заставляя нечистоплотные АЗС принимать решения в пользу клиентов. Есть и другие проблемы, которыми тоже «славятся» столичные бензоколонки.
– Есть примеры, когда недоливают бензин, обслуживая клиентов, как будто делая им одолжение, без должного внимания и уважения, – отметил руководитель «Адилет».
Вообще в последнее время за бензиновой темой прочно закрепилась скандальная репутация. Когда материал готовился к публикации, пресс-служба Агентства по защите конкуренции сообщила о начале предварительного рассмотрения сведений о нарушении антимонопольного законодательства в отношении свыше 45 компаний, доминирующих на рынке ГСМ. Например, в Астане это ТОО «Аурика», «Ойл», в Алматы – ТОО «Sinooil», «Royal Petrol», «Сонар Мунай Онимдери», в Южно-Казахстанской области – ТОО «Шымкент-Октан», «ОРК Саби», в Павлодарской области – ТОО «Восточная топливная компания», ИП Ковтун, в Атырауской области в АО «АтырауМунайОнимдери», АФ ТОО «МеркурийМунайОнимдери».
Трудно предсказать, чем обернется массовая война агентства с королями бензоколонок и их покровителями, и приведет ли это к долгожданному снижению цен на бензин в стране, гордо именующей себя нефтяной державой. Пожалуй, единственное, что сейчас важно, – чтобы ненасытным монополистам сполна отлились горючие слезы.
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=13477
|