Год активного антикризиса: полет нормальный

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 08 Октября 2009 в 13:59:26
Правительство смогло нивелировать последствия финансовой турбулентности на мировых рынках и наметить «точки роста»

Прошел ровно год с начала наиболее сложной для Казахстана фазы экономического кризиса, когда потребовались экстренный перевод экономики на «ручное управление» и консолидация всех государственных ресурсов. Сегодня можно подвести некоторые итоги и осмыслить, насколько задачи антикризисной стабилизации удалось решить.

Начало координат

Точкой отсчета кризисного периода в Казахстане принято считать лето и осень 2007 года, когда начало лихорадить западный рынок капитала и резко сократился доступ отечественных финансовых групп к внешнему заимствованию. В результате лопнул мыльный пузырь на рынках недвижимости и земли, остановились стройки. Началась череда банкротств тех проектов, основой которых был дешевый кредит и спекулятивные инвестиции с расчетом на дальнейший рост.

Но в общем проблемы 2007 года коснулись лишь банков и тесно связанных с ними отраслей, таких как строительство. При этом цены на нефть и металлы быстро росли, и поступления в бюджет от сырьевого экспорта позволяли Правительству уверенно смотреть на ситуацию. И эта тенденция сохранялась вплоть до конца лета 2008 года, когда цены на нефть достигли рекордной отметки в 140 долларов за баррель.

Однако ожидаемого восстановления на рынках капитала не произошло. Напротив, в сентябре 2008 года глобальные экономические тенденции резко ухудшились. Именно в тот момент Казахстан вступил в полосу настоящего системного кризиса, который проявился в двух аспектах. Первой проблемой стало неожиданное и долговременное снижение цен на сырьевые ресурсы. Это поставило вопрос не только об экстренной корректировке расходов бюджета, но и о пересмотре налогового режима для добывающих компаний.

Второй проблемой стало полное закрытие внешних рынков капитала. Банки больше не могли рефинансировать свои заимствования, которые накопили за рубежом. На начало 2008 года их внешний долг достигал более 45 млрд. долларов.

Итак, в сентябре 2008 года остро встал вопрос о срочном вмешательстве государства и о комплексе радикальных антикризисных мер. По опыту некоторых стран, в частности Сингапура с его правительственным фондом «Темасек», было принято решение создать государственный «мегафонд», контролирующий основные государственные ресурсы и активы.

Роль государства

Основа для формирования такой структуры в стране уже была: еще в 2006 году были созданы холдинг «Самрук» и фонд «Казына». Под крылом «Самрука» были объединены все крупнейшие национальные компании – «КазМунайГаз», «Казахстан темiр жолы», «Казахтелеком», «Казатомпром», «Самрук-Энерго» и другие. Фонд «Казына» контролировал все госинституты развития, сфокусированные на инновационных и социальных проектах, – Банк развития Казахстана, ИФК, Жилстройсбербанк и прочие.Таким образом, под «зонтиком» фонда «Самрук-Казына» Правительство обеспечивало концентрацию управления и одновременно консолидацию активов. Созданный мегафонд становился инструментом и оператором антикризисного управления экономикой.

Наиболее опасные угрозы были в банковском секторе. К осени 2008 года долги банков достигли 40% ВВП. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, через фонд «Самрук-Казына» в экономику было направлено один триллион 87,5 млрд. тенге, из которых почти половина пошла на прямую рекапитализацию банков. На сегодня «Самрук-Казына» контролирует более 75% акций в БТА и Альянсе, свыше 20% – в ККБ и Народном банке.

Существенную подпитку банковский капитал получил также за счет госпрограмм поддержки строительного сектора. По данным фонда на сентябрь, из 791,2 млрд. тенге средств, уже размещенных в экономике ФНБ «Самрук-Казына» в рамках антикризисных мер, 476,2 млрд. направлено на стабилизацию финансового сектора, 120 млрд. – на рефинансирование ипотеки, 48 млрд. – на решение проблем долевого строительства и 120 млрд. – на поддержку малого и среднего бизнеса. Надо сказать, изначально такие приоритеты антикризисной стратегии фонда «Самрук-Казына» получили неоднозначные оценки.

Сам курс на жесткое «ручное управление» экономикой встретил понимание в обществе, и это логично, ведь кризис быстро обнажил все несовершенство либеральной модели.

Время, прошедшее с того наиболее сложного периода, во многом расставило точки над «i». Во-первых, мы смогли увидеть всю глубину падения, в которое были ввергнуты некоторые ведущие банки. Во-вторых, что самое важное, принятые меры стабилизации позволили сохранить доверие к казахстанской банковской системе, а это в кризисной ситуации значит много. Самую главную угрозу, связанную с коллапсом на финансовом рынке страны, Казахстан преодолел. Вторая часть проблем осени 2008 года – резкий спад сырьевых цен – сейчас также снята, цены на нефть вернулись к достаточно комфортному уровню в 60–70 долларов за баррель.

«Точки роста»

Груз, которым обременена экономика Казахстана, остается тяжелым. Прежде всего это проблемы банков, их решение еще потребует определенных хлопот. В ФНБ «Самрук-Казына» не исключают того, что для обеспечения достаточного уровня резервов в системе придется дополнительно их капитализировать. Новая концепция развития финансового сектора, над которой сейчас работают Правительство и Нацбанк, должна дать ответ на вопрос, каким должно быть регулирование финансового сектора в новых условиях. Пока он открыт: нет ясности с долгосрочными приоритетами.

В бизнесе даже сложилось мнение, что по мере выхода из кризиса государство должно вернуться к либеральной модели управления, и займы банков за рубежом вновь станут основой быстрого роста. Тема единого управления финансовым сектором активно обсуждается в Правительстве. Как известно, фонд «Самрук-Казына» недавно предложил объединить Нацбанк и АФН. В целом государство работает над усилением банковского надзора.

Другой частью негативного наследия кризиса стал сектор недвижимости и строительства, с которым банки слишком тесно связаны. Государство через инструменты ФНБ «Самрук-Казына» стабилизировало ситуацию в этом секторе, обеспечив необходимые гарантии по завершению начатых на пике бума объектов. Цена этого вопроса только в рамках последних госпрограмм конца 2008 и 2009 годов составила более трех миллиардов долларов. Частично Правительство этот вопрос решило через местные бюджеты, частично через дочерний Фонд недвижимости «Самрук-Казына», который до 2011 года намерен достроить около 35 тыс. квартир. Из них более 20 тыс. квартир – для обманутых дольщиков.

Вообще, от перегретого в свое время спекулянтами сектора недвижимости государству досталось много головной боли. В целом тот груз обязательств, который Правительство было вынуждено взять на себя в этом секторе, наталкивает на все тот же вывод о вредности либерального регулирования. По этому поводу глава ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов высказал мнение, что сама схема долевого участия «не содействует макроэкономической стабилизации и нагнетает создание «мыльных пузырей» в жилищном секторе».

Итак, основной груз посткризисного наследия казахстанской экономики сконцентрирован в банках и недвижимости. Минусов и угроз здесь по-прежнему много. Однако серьезным плюсом ситуации стало то, что отечественный бизнес в результате пережитых потрясений значительно очистился от спекулятивного, непрофессионального и низкокачественного звена. Теперь инвесторам, прежде всего государству, следует понять, на каких направлениях начнется новый рост.

Теперь на задачу общей диверсификации экономики в Казахстане смотрят уже скорее теоретически, понимая, что нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли в обозримом будущем останутся основой экономики. Их доходы будут расти с опережением, поэтому снизить их долю в ВВП по меньшей мере нереально. Поэтому в фонде «Самрук-Казына», планируя возможные «точки роста» посткризисной экономики, говорят прежде всего о диверсификации локальной – внутри сырьевого сектора. Инвестиции, как считают в ФНБ, быстрее всего придут именно сюда и здесь дадут достойную отдачу. Дело в том, что до кризиса в казахстанском сырьевом секторе мало развивали высокие переделы. Не было крупных проектов в секторе нефтехимии, газопереработки, нефтесервисной промышленности, металлургии, отраслевой инфраструктуре. Лишь в последние три года появились проекты реконструкции нефтеперерабатывающих заводов. Только недавно появились крупные инвестиционные вложения в «высокой» металлургии: алюминиевый и электролизный заводы в Павлодаре, завод хромовых концентратов в Актобе, ряд проектов компаний «Мечел», «Казхром», «Казатомпром».

Судя по приоритетам институтов развития ФНБ «Самрук-Казына», это и есть те направления, с которыми в Правительстве связывают стратегию посткризисного роста экономики. В портфеле прорывных инвестпроектов, которые финансируют институты развития на общую сумму свыше 30 млрд. долларов, около 80% – проекты в нефтегазовой промышленности, металлургии и инфраструктуре: сервис, переработка высоких переделов, транспортировка углеводородов. В целом, говоря о новых приоритетах поддержки среднего бизнеса, в фонде считают, что спрос будет формироваться вокруг двух основных «точек роста». О первой уже говорилось – это развитие высоких переделов в сырьевых отраслях и все, что с этим связано (дороги, объекты, транспорт и т. д.). Вторая «точка роста» формируется географически – как результат концентрации населения на определенных локальных территориях. Это традиционные центры потребления – крупные города (Алматы, Астана, Шымкент, Караганда), а также другие регионы, где доходы достаточно высоки, в частности «нефтяной» запад Казахстана. На все остальное, с чем еще недавно связывались надежды бизнеса на быстрый рост, следует смотреть более критично.

Конечно, на будущее для бизнеса теоретически есть еще один хороший сценарий роста – создание современных импортозамещающих и экспортных производств в секторе среднего бизнеса. Но чтобы это заинтересовало серьезных инвесторов или институты развития, внутри экономики или на потенциальных рынках сбыта за рубежом должен сформироваться определенный запас спроса на продукцию казахстанского МСБ. Следует понимать, что спрос сегодня уже другой – взыскательный, требовательный к соотношению «цена – качество». Пока же, как обычно, вся надежда на государство, ведущее экономику на «ручном» управлении со всей вытекающей мерой ответственности за ее будущее.

http://www.kazpravda.kz/?uin=1151984397&chapter=1254946881
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 09.10.2009 в 07:02:41   # 24212
Что то не осилил я всю эту воду.
Прочитал только половину и меня стошнило.
Кг/ам
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь