Комитет по водным ресурсам ставит задачу добиться стопроцентного учета расхода воды.
admin 07 Октября 2009 в 10:52:13
Эффективное использование водных ресурсов, будь то питьевая или поливная вода, должно быть возведено в ранг государственной политики. К такому выводу пришли участники республиканской конференции по вопросам учета воды и организации работы с потребителями, прошедшей в Шымкенте.
Почти половина населения планеты страдает от недостатка воды. Тревожная ситуация с обеспечением питьевой водой из-за зависимости от других государств складывается и в нашей стране. Именно в этом контексте Комитет по водным ресурсам Минсельхоза предложил рассмотреть вопрос повсеместного учета водных ресурсов и эффективного использования питьевой воды.
В основе экономии и сокращения водопотребления лежит элементарное налаживание учета и контроля. Это на собственном примере доказал шымкентский водоканал, который еще 13 лет назад начал активно заниматься установкой индивидуальных приборов учета. Понадобилось почти десять лет, чтобы добиться стопроцентного охвата ими потребителей. Другие регионы страны только начинают заниматься решением этого вопроса, тогда как в южном городе система отлажена и бесперебойно работает.
Главным результатом такого подхода стало почти пятикратное сокращение использования питьевой воды и электроэнергии. Из действовавших раньше пяти водозаборов три выведены в резерв, а с задачей напоить город успешно справляются два действующих. Следующим шагом в налаживании бесперебойной подачи воды и учета стала установка общего для многоэтажного дома прибора учета и одного на всю улицу в частном секторе. Такая систематизация учета воды позволила установить баланс поданной и реализованной воды, тем самым резко сократив хищения и улучшив экономические показатели предприятия.
Свести до минимума технологические потери позволяет проведение реконструкции городского водопроводного хозяйства. В общей сложности вложено свыше двух миллиардов тенге инвестиций. На эти средства заменено более тысячи километров трубопроводов с выносом индивидуальных приборов учета в водомерные узлы. Здесь тоже внедряются новейшие технологии. К примеру, на 308 высотных домах уже установлены модули, позволяющие производить дистанционный съем показаний, не беспокоя лишний раз потребителя. А заодно они сигнализируют о попытке магнитного или механического воздействия на прибор.
Повсеместный учет расхода воды требуется не только в коммунальном хозяйстве. С трибуны конференции Анарбек Орман, исполняющий обязанности председателя Комитета по водным ресурсам Минсельхоза, заявил, что до сих пор не решаются проблемы водного учета в таких государственных организациях, как Казгидромет, Комитет геологии и недропользования, Комитет по водным ресурсам. Гидрологическая сеть гидропостов Казгидромета, к примеру, сократилась с 506 до 172, на половину уменьшено их количество в казахстанской части бассейна Аральского моря.
Гидропосты Комитета по водным ресурсам не оснащены средствами автоматизации водоучета и водораспределения. Обеспеченность гидропостами на системах сельских производственных кооперативов водопользователей составляет менее пяти процентов. Вот и получается, что поливная вода льется бесконтрольно на поля, при том что аграрии испытывают ее дефицит в вегетационный период.
Анарбек Орман сообщил, что начиная со следующего года вносятся существенные коррективы в получение субсидий водопользователями. Одним из условий финансовой поддержки земледельцев со стороны государства является наличие прибора учета. Существенно увеличить размер субсидий предлагается в случае применения современных методов управления гидромелиоративными системами, будь то сельские потребительские кооперативы водопользователей или гидромелиоративные кондоминиумы. Такой подход станет еще одним стимулом для объединения крестьян.
Достаточно сказать, что сегодня только чуть больше половины всех орошаемых земель страны обслуживаются сельскими кооперативами водопользователей. К примеру, в Карагандинской области этот показатель составляет менее трех процентов, тогда как в Западно-Казахстанской – 78,8%. Низкий же уровень полива является одной из причин неэффективного использования и вывода из оборота орошаемых земель.
Размер выделяемых субсидий на один кубометр поставленной воды предлагается определять Минсельхозом дифференцированно, с учетом способа водоподачи. Таким способом крестьян намерены поощрять за внедрение передовых технологий, обеспечивающих экономное расходование воды. При поливе поверхностным способом сумма субсидии ограничится 20% от утвержденного тарифа, а при капельном орошении – возрастет до 80. Так что те, кто предпочтет дедовскому способу полива современные ресурсосберегающие технологии, получат солидную экономию на капле.
Любовь ДОБРОТА,
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Южно-Казахстанская область
Почти половина населения планеты страдает от недостатка воды. Тревожная ситуация с обеспечением питьевой водой из-за зависимости от других государств складывается и в нашей стране. Именно в этом контексте Комитет по водным ресурсам Минсельхоза предложил рассмотреть вопрос повсеместного учета водных ресурсов и эффективного использования питьевой воды.
В основе экономии и сокращения водопотребления лежит элементарное налаживание учета и контроля. Это на собственном примере доказал шымкентский водоканал, который еще 13 лет назад начал активно заниматься установкой индивидуальных приборов учета. Понадобилось почти десять лет, чтобы добиться стопроцентного охвата ими потребителей. Другие регионы страны только начинают заниматься решением этого вопроса, тогда как в южном городе система отлажена и бесперебойно работает.
Главным результатом такого подхода стало почти пятикратное сокращение использования питьевой воды и электроэнергии. Из действовавших раньше пяти водозаборов три выведены в резерв, а с задачей напоить город успешно справляются два действующих. Следующим шагом в налаживании бесперебойной подачи воды и учета стала установка общего для многоэтажного дома прибора учета и одного на всю улицу в частном секторе. Такая систематизация учета воды позволила установить баланс поданной и реализованной воды, тем самым резко сократив хищения и улучшив экономические показатели предприятия.
Свести до минимума технологические потери позволяет проведение реконструкции городского водопроводного хозяйства. В общей сложности вложено свыше двух миллиардов тенге инвестиций. На эти средства заменено более тысячи километров трубопроводов с выносом индивидуальных приборов учета в водомерные узлы. Здесь тоже внедряются новейшие технологии. К примеру, на 308 высотных домах уже установлены модули, позволяющие производить дистанционный съем показаний, не беспокоя лишний раз потребителя. А заодно они сигнализируют о попытке магнитного или механического воздействия на прибор.
Повсеместный учет расхода воды требуется не только в коммунальном хозяйстве. С трибуны конференции Анарбек Орман, исполняющий обязанности председателя Комитета по водным ресурсам Минсельхоза, заявил, что до сих пор не решаются проблемы водного учета в таких государственных организациях, как Казгидромет, Комитет геологии и недропользования, Комитет по водным ресурсам. Гидрологическая сеть гидропостов Казгидромета, к примеру, сократилась с 506 до 172, на половину уменьшено их количество в казахстанской части бассейна Аральского моря.
Гидропосты Комитета по водным ресурсам не оснащены средствами автоматизации водоучета и водораспределения. Обеспеченность гидропостами на системах сельских производственных кооперативов водопользователей составляет менее пяти процентов. Вот и получается, что поливная вода льется бесконтрольно на поля, при том что аграрии испытывают ее дефицит в вегетационный период.
Анарбек Орман сообщил, что начиная со следующего года вносятся существенные коррективы в получение субсидий водопользователями. Одним из условий финансовой поддержки земледельцев со стороны государства является наличие прибора учета. Существенно увеличить размер субсидий предлагается в случае применения современных методов управления гидромелиоративными системами, будь то сельские потребительские кооперативы водопользователей или гидромелиоративные кондоминиумы. Такой подход станет еще одним стимулом для объединения крестьян.
Достаточно сказать, что сегодня только чуть больше половины всех орошаемых земель страны обслуживаются сельскими кооперативами водопользователей. К примеру, в Карагандинской области этот показатель составляет менее трех процентов, тогда как в Западно-Казахстанской – 78,8%. Низкий же уровень полива является одной из причин неэффективного использования и вывода из оборота орошаемых земель.
Размер выделяемых субсидий на один кубометр поставленной воды предлагается определять Минсельхозом дифференцированно, с учетом способа водоподачи. Таким способом крестьян намерены поощрять за внедрение передовых технологий, обеспечивающих экономное расходование воды. При поливе поверхностным способом сумма субсидии ограничится 20% от утвержденного тарифа, а при капельном орошении – возрастет до 80. Так что те, кто предпочтет дедовскому способу полива современные ресурсосберегающие технологии, получат солидную экономию на капле.
Любовь ДОБРОТА,
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Южно-Казахстанская область
|