Горючая пора
admin 12 Августа 2009 в 09:29:32
Вопросы дефицита ГСМ в южных областях стали основной темой расширенного совещания, прошедшего в Шымкенте с участием председателя Агентства РК по защите конкуренции Мажита Есенбаева.
Юг лихорадит уже почти месяц. Заложниками бензинового кризиса оказались тысячи автомобилистов Южно-Казахстанской, Алматинской и Жамбылской областей. Так, в Южном Казахстане со второй декады июля бензин марки АИ-80 подорожал с 54 до 72 тенге за литр, АИ-92 - с 72 до 88 тенге, на четыре тенге стал дороже и литр дизтоплива. Руководители трех южных областей едины во мнении: значительную роль в сложившейся ситуации сыграло снижение объемов производства на ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс".
- По данным налогового департамента области, за 7 месяцев текущего года произведено 456 тысяч 800 тонн бензина, что меньше на 74 тысячи 500 тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - проинформировал заместитель акима Южно-Казахстанской области Ерлан Айтаханов. - На 8,5 процента была снижена и реализация.
По мнению областных властей, еще одной причиной сложившегося дефицита стал резкий рост экспорта нефтепродуктов.
- По данным департамента таможенного контроля, в июле по сравнению с июнем бензина вывезено на 61,7 процента больше, - добавил замакима. - На 81,9 процента больше экспортировано и дизельного топлива. В целом по республике объем поступления бензина от отечественных НПЗ на внутренний рынок Казахстана в июне текущего года по сравнению с маем снизился на 22 процента, особенно это касается шымкентского НПЗ.
По мнению руководства области, стабилизации рынка горюче-смазочных материалов в первую очередь может способствовать ограничение или даже запрет экспорта ГСМ в период проведения сельхозработ. Южане также предлагают включить реализацию ГСМ через АЗС в номенклатуру продукции товаров и услуг, регулируемых государством. В числе мер и контроль за экспортом нефтепродуктов.
- К примеру, как только увеличиваются цены на нефтепродукты за пределами республики, нужно тут же увеличивать таможенные пошлины на экспорт, - считает Ерлан Айтаханов. - Также с целью определения причин повышения цен на ГСМ предлагаем провести комплексные проверки от производителей нефтепродуктов до автозаправочных станций. В перспективе же для недопущения дальнейшего повышения цен и стабилизации на рынке нефтепродуктов независимо от времени года необходимо внести изменения в закон РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
- Существующие в настоящее время ставки таможенных пошлин нефтепродуктов не обеспечивают заинтересованность компаний-экспортеров реализовывать ГСМ на внутреннем рынке, - констатировал председатель Агентства РК по защите конкуренции Мажит Есенбаев. - На внутренний рынок нефтепродукты поставляются по 20 тысяч тенге за тонну, а на экспорт продаются по цене, большей в 2,5 раза. Понятно, что в погоне за прибылью основные объемы поставляются за пределы нашей страны.
По мнению руководства южных областей, снижение экспорта ГСМ - самый эффективный способ решения проблемы. Однако, по заверению директора торгового дома "Петро Казахстан" Го И, начиная с 1 августа весь объем производимых нефтепродуктов идет на удовлетворение потребностей трех южных регионов. Другим решением вопроса могло бы стать увеличение объемов переработки нефти, но оно зависит от наличия сырья.
- Его можно решить двумя путями, - проинформировал Мажит Есенбаев. - Первый: уполномоченный орган проведет переговоры с давальцами сырья на предмет увеличения поставок. Или второй, административный, метод: мы вводим запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Не останутся без внимания и посреднические фирмы.
- Посредники очень сильно накручивают цены, - сказал далее господин Есенбаев. - И те действия, которые мы предпринимаем сейчас, направлены на административное и оперативное реагирование на данную ситуацию. В дальнейшем они будут подкреплены внесением изменений в закон об обороте нефтепродуктов, тех норм, которые будут отсекать полностью посредников. Я думаю, что осенью данный законопроект будет принят и мы больше не будем никого уговаривать.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=32220
Юг лихорадит уже почти месяц. Заложниками бензинового кризиса оказались тысячи автомобилистов Южно-Казахстанской, Алматинской и Жамбылской областей. Так, в Южном Казахстане со второй декады июля бензин марки АИ-80 подорожал с 54 до 72 тенге за литр, АИ-92 - с 72 до 88 тенге, на четыре тенге стал дороже и литр дизтоплива. Руководители трех южных областей едины во мнении: значительную роль в сложившейся ситуации сыграло снижение объемов производства на ТОО "ПетроКазахстан Ойл Продактс".
- По данным налогового департамента области, за 7 месяцев текущего года произведено 456 тысяч 800 тонн бензина, что меньше на 74 тысячи 500 тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - проинформировал заместитель акима Южно-Казахстанской области Ерлан Айтаханов. - На 8,5 процента была снижена и реализация.
По мнению областных властей, еще одной причиной сложившегося дефицита стал резкий рост экспорта нефтепродуктов.
- По данным департамента таможенного контроля, в июле по сравнению с июнем бензина вывезено на 61,7 процента больше, - добавил замакима. - На 81,9 процента больше экспортировано и дизельного топлива. В целом по республике объем поступления бензина от отечественных НПЗ на внутренний рынок Казахстана в июне текущего года по сравнению с маем снизился на 22 процента, особенно это касается шымкентского НПЗ.
По мнению руководства области, стабилизации рынка горюче-смазочных материалов в первую очередь может способствовать ограничение или даже запрет экспорта ГСМ в период проведения сельхозработ. Южане также предлагают включить реализацию ГСМ через АЗС в номенклатуру продукции товаров и услуг, регулируемых государством. В числе мер и контроль за экспортом нефтепродуктов.
- К примеру, как только увеличиваются цены на нефтепродукты за пределами республики, нужно тут же увеличивать таможенные пошлины на экспорт, - считает Ерлан Айтаханов. - Также с целью определения причин повышения цен на ГСМ предлагаем провести комплексные проверки от производителей нефтепродуктов до автозаправочных станций. В перспективе же для недопущения дальнейшего повышения цен и стабилизации на рынке нефтепродуктов независимо от времени года необходимо внести изменения в закон РК "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
- Существующие в настоящее время ставки таможенных пошлин нефтепродуктов не обеспечивают заинтересованность компаний-экспортеров реализовывать ГСМ на внутреннем рынке, - констатировал председатель Агентства РК по защите конкуренции Мажит Есенбаев. - На внутренний рынок нефтепродукты поставляются по 20 тысяч тенге за тонну, а на экспорт продаются по цене, большей в 2,5 раза. Понятно, что в погоне за прибылью основные объемы поставляются за пределы нашей страны.
По мнению руководства южных областей, снижение экспорта ГСМ - самый эффективный способ решения проблемы. Однако, по заверению директора торгового дома "Петро Казахстан" Го И, начиная с 1 августа весь объем производимых нефтепродуктов идет на удовлетворение потребностей трех южных регионов. Другим решением вопроса могло бы стать увеличение объемов переработки нефти, но оно зависит от наличия сырья.
- Его можно решить двумя путями, - проинформировал Мажит Есенбаев. - Первый: уполномоченный орган проведет переговоры с давальцами сырья на предмет увеличения поставок. Или второй, административный, метод: мы вводим запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Не останутся без внимания и посреднические фирмы.
- Посредники очень сильно накручивают цены, - сказал далее господин Есенбаев. - И те действия, которые мы предпринимаем сейчас, направлены на административное и оперативное реагирование на данную ситуацию. В дальнейшем они будут подкреплены внесением изменений в закон об обороте нефтепродуктов, тех норм, которые будут отсекать полностью посредников. Я думаю, что осенью данный законопроект будет принят и мы больше не будем никого уговаривать.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=32220
|