С такими кадрами врагов не надо
admin 27 Мая 2009 в 16:52:12
Недавно в Астане прошел 12 внеочередной съезд НДП «Нуротан». Этот съезд сильно отличался от всех предыдущих уровнем организации, масштабом, количеством участников, которые представляли все регионы и все социальные срезы общества. Конечно, от съезда много ожидалось, особенно усиливала интригу его внеочередность. Народ гадал, что это может значить, какое событие, естественно, кроме десятилетнего юбилея партии, может потянуть по своей значимости на внеочередной съезд. Я в одном из своих интервью, говоря о предполагаемом содержании повестки съезда договорился до возможности досрочного роспуска депутатов и объявления новых выборов в Мажилис, в связи с предстоящим председательством в ОБСЕ. Жизнь показала, что желаемое я спутал с действительным.
Съезд прошел и оставил после себя неоднозначный след. Не скажу, что ничего интересного не было. Более того, в своей речи Президент Республики обозначил немало важных и правильных моментов касающихся сегодняшней жизни страны, как в политической, так и в экономической сфере. В то же время следует отметить, что, во-первых, многое, о чем говорил Президент, в той или иной мере он уже говорил, а во-вторых, первая реакция, которая возникала на речь Президента, была: «Правильно! Но как этого достичь? Как это реализовать? И кто это будет претворять в жизнь? Сегодня, по прошествии недели, эти вопросы сформулировались и обрели силу самых важных. Но между правильными установками и задачами Президента и реалиями жизни, которые могут помешать их реализации, к сожалению, существует дистанция, и порой весьма значительная.
Начнем с финансовой сферы. Именно здесь сегодня происходят очень важные события, которые могут серьезно повлиять на дальнейшую жизнь. «Банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став «проводником» внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор» - сказал Президент. Потом он дает поручение Национальному банку, АФН и Правительству проработать вопрос создания новой конструкции национальной финансовой архитектуры. Здесь же лидер партии ставит цель «усовершенствовать систему государственного управления, пересмотреть кадровую политику в центре и на местах. «Подготовка кадров для новой экономики – наша важнейшая задача» - говорит он. Кадры и задачи поставленные Президентом неразрывно сплетены между собой и полностью зависят друг от друга. Более того ни одна задача Президента не будет решена без соответствующих этим задачам кадров. Сразу возникает первый вопрос: кто же будет создавать новую конструкцию национальной финансовой архитектуры? Те люди, которые позиционируются сегодня как «отцы» казахстанской банковской, да и всей финансовой системы? «Лучшей», по их мнению, в СНГ, а может и дальше. Ведь именно они привели финансовую систему к тому положению, которое мы сегодня имеем. Именно они создали ростовщическую, хищную, подавляющую бизнес и инициативу банковскую систему, не имеющую ни желания, ни умения развивать промышленность и экономику страны. Именно они спокойно наблюдали, как крупные банки безудержно хватали дешевые деньги за рубежом, заводя в кабалу не только себя, но и страну, наматывали свои проценты и жировали на разнице, выводя основные капиталы за рубеж. Именно они допустили сращивание пенсионных фондов с банками, вследствие чего крупные пенсионные фонды понесли серьезные потери по инвестиционному доходу. И именно эти «архитекторы» имея огромные штаты высокооплачиваемых менеджеров, невнятных управляющих директоров, экспертов и других горе - специалистов успешно проморгали кризис. А сейчас они продолжают утверждать, что «все хорошо, прекрасная маркиза» и успокаивать население. И именно эти «отцы» финансовой системы Казахстана сегодня никак не могут разработать и осуществить простой, недорогой и четкий механизм прохождения и доведения денег от государства к бизнесу, продолжая получать свою прибыль и задерживая эти деньги у себя, даже в эти тяжелые времена, несмотря ни на что. Разве смогут эти «архитекторы» создать «новую конструкцию национальной финансовой архитектуры», о которой говорит Президент? Почти все руководители Нацбанка , все руководители АФН, фондовой биржи, ассоциаций, большинство руководителей минфина и многих крупных, т.н. системообразующих банков всегда были и сегодня являются некими взаимозаменяемыми фигурами на финансовом рынке, в целом представляющие собой корпоративную тусовку. Они плавно перетекают с государственных кресел в частные и обратно. Зачастую вместе с ними перемещается и челядь, называемая командой. Эта челядь, облеченная высоким доверием, оперившись, получает свою поляну, тем самым расширяя территорию влияния самой тусовки. Сегодня эта территория не ограничивается только финансовой сферой, а активно осваивает площадки многочисленных госкомпаний и госфондов. Перелетая из кресла в кресло члены тусовки могут не замечать особой разницы между государственным и частным креслом или не придавать этому большого значения. Иногда они всей командой перелетают из одного частного банка в другой и тоже особой разницы в этом не чувствуют. Какая разница? Ведь их интересы перелетают вместе с ними. В основном они, члены этой тусовки, и формировали архитектуру и идеологию банковского, пенсионного, фондового и страхового рынков Казахстана на протяжении почти всех лет независимости. За исключением нескольких заунывных финансовых конгрессов, на последний из которых даже Президент не захотел прийти, они не проводили конференций, семинаров, круглых столов, на которых играла бы живая мысль, шли дебаты, споры, дискуссии, учитывались точки зрения профессиональных участников финансового рынка. Как правило, какие – то мнения или решения принимались где-то внутри тусовки, а потом рынок узнавал обо всем либо в виде изменений и дополнений в закон, либо в виде новых нормативных актов, либо просто в виде высоких указаний, подкрепленных карательными мерами. Результаты такой однобокой работы мы и ощущаем сейчас. Все эти люди также оказывают определяющее влияние и на формирование кадрового состава финансовой сферы, стараясь не пускать туда чужаков или людей с иной точкой зрения. Справедливости ради, следует признать, что многие из них при этом являются неплохими специалистами по отдельности, но, тем не менее, их совместное понимание и видение развития финансового рынка показало свою несостоятельность и неподготовленность к жизненным потрясениям. Таким образом, сформировавшаяся на финансовом рынке некая идеологическая и кадровая монополия, нуждается не только в модернизации, но и в серьезной встряске. Понятно, что если эти кадры опять станут «архитекторами и отцами» новой финансовой архитектуры, о которой сказал на съезде партии ее лидер, ожидать чего – нибудь креативного или хотя бы просто надежного не приходится. Хотя, конечно, они приложат максимум совместных усилий, чтобы убедить Президента в своей творческой и профессиональной потенции.
В части индустриализации Казахстана глава государства обозначил семь направлений, на которых необходимо в первую очередь сосредоточить внимание. Это АПК и сельхозпереработка, развитие строительной индустрии и производства стройматериалов, нефтепереработка, металлургия, химпром, фармпром, оборонпром, энергетика и развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Для исполнения задач в рамках этих направлений государство планирует расходование очень серьезных средств. И здесь мне хотелось бы обратить внимание на слова Президента на съезде, касающиеся отсутствия диверсификации экономики. «Правительство много говорило, но не доводило до конца работу по обеспечению благоприятного бизнес - климата, доступности основных факторов производства для предпринимателей» и «свою роль сыграли неэффективная организация работы госу-дарственного аппарата, слабое взаимодействие министерств и акиматов с бизнесом, …».
Наглядным подтверждением слов главы государства является пример с реализацией антикризисной программы правительства, о которой мы уже говорили неоднократно. Программа существует уже более полугода, но ничего реально сделанного по ней мы еще не видели. Более того, даже деньги никак не могут дойти до бизнесменов. Я знаю конкретные случаи, когда бизнесмены уже представили банкам залоги, оформили необходимые договора, и продолжают месяцами таскать банкам все новые и новые, высосанные из пальца справки и документы, которые те требуют с неистощимой фантазией. В это время кредитные комитеты в банках заседают сутками или имитируют заседания? Тучи запыханных белых воротничков носятся туда-сюда, плавятся телефоны, выпиваются тонны чая и кофе, и … деньги на счета продолжают не поступать, производства стоят, срываются договора поставок, растут штрафы на СВХ, от безысходности опускаются руки и кончается всякое терпение.
А в это время на партийном съезде Премьер Масимов рисует благостную картину: ВВП вырос в разы, зарплата выросла в разы, уровень бедности упал на 22%, социальные расходы увеличились в 6,3 раза. Правительство в шоколаде.
Ему вторит Келимбетов из «Самрука – Казыны». На предшествующем съезду заседании Политсовета НДП «Нуротан» он сыпет цифрами: из 10 миллиардов долларов девять прошли через Самрук-Казыну, из них 70% уже в экономике. По малому и среднему бизнесу выделено 120 миллиардов тенге, из них 106 – освоено, и он рапортует о досрочном выполнении по освоению средств. 2000 заемщиков – осчатливлены. Похожие цифры Келимбетов называет по ипотечникам и дольщикам. Поддержано 18 тысяч ипотечников и решены проблемы 120 тысяч дольщиков. Откуда все это? Насколько соответствуют реальности эти слова? Как можно убедиться в правдивости таких серьезных цифр? Только в одной Алмате можно показать десятки безнадежно застывших строек, дольщики которых не знают что делать, объявлять голодовку или прыгать с крана, а отчаявшиеся ипотечники готовы брать осадой банки, и никто не знает где деньги, которые наверху уже ушли, но вниз еще не пришли. Слушая все эти цифры, невольно думаешь, кто из нас свалился с луны? Я бы очень хотел, чтобы все эти слова и цифры были реальностью, но, к сожалению, не получается. А конкретно, откуда взялись эти цифры, высокие чиновники не говорят. Ни в одном выступлении Премьера или Президента Самрука или его подразделений нет конкретной информации. Как именно осваиваются многомиллиардные суммы? Какие компании и каким способом получили деньги, какие суммы они получили и какие проекты они будут реализовывать? Кто стоит за этими компаниями и какая биография у этих компаний? Какова нужда в предлагаемых проектах для экономики страны? В каких регионах, какой мощности, какую продукцию будут выпускать? Насколько эта продукция будет конкурентноспособна, востребована на рынке и будет ли обеспечен ее сбыт? Сколько появится рабочих мест, кто будет строить объекты, хватает ли в данном регионе квалифицированных рабочих кадров и много, много других вопросов. Ведь пока нет конкретной информации, а только цифры по освоению средств, вся нарисованная картина выглядит неубедительной. В нее не может поверить здравомыслящий человек, а сами высокие чиновники другого названия как «освоенцы» не заслуживают, поскольку вся их многотрудная и высокооплачиваемая деятельность сводится лишь к освоению средств и отпиливанию своей маржи.
Первое января 2010 года Президент Республики объявил началом плана 5-летнего форсированного индустриально – инновационного развития. Конечно, это очень сложная, амбициозная задача. Кроме уже перечисленных направлений, по которым предполагается концентрация усилий, мне хотелось бы обозначить еще несколько, без которых реализация поставленных Президентом задач будет затруднена, а в некоторых случаях просто невозможна.
- Как это не покажется набившим оскомину, но борьбу с коррупцией необходимо реально, а не на словах, усиливать по всем ее проявлениям. В контексте поставленных задач, мне хотелось бы особенно выделить коррупцию и воровство в части расходования государственных денег и появившееся в последнее время такое давно забытое явление как приписки. Так называемое, нецелевое использование средств и представление в отчетах чиновников дутых, несуществующих и завышенных цифр и фактов стало настоящим бедствием всех государственных программ. Эти явления, если конкретно их не искоренять похоронят все самые благие начинания.
- Необходимо пересмотреть в сторону серьезного сокращения, а где – то и полной ликвидации, государственные разрешительные, лицензирующие и проверяющие функции. К сожалению, они носят не поддерживающий, а карательный и тормозящий развитие характер. Необоснованные, неконтролируемые проверки и, как следствие, поборы и непосильные штрафы многократно усиливают и без того тяжелое, кризисное бремя. Часть малого и среднего бизнеса в этой ситуации гибнет, а выжившая вынуждена уходить в тень и повышать стоимость товаров и услуг. Все это работает на усиление социального напряжения.
- Действующие производства и функционирующие сектора экономики нашей страны носят в основном монопольный характер. Это ведет к бесконтрольному и постоянному росту цен. Особенно наглядно это видно на примере жилищно – коммунального хозяйства. Независимо от уровня прибыли монополисты в городах и селах мало озабочены обновлением изношенной инфраструктуры (канализация, водопровод, электросети и т.д.). Это, в свою очередь, ведет к огромным непроизводственным потерям, которые грузом ложатся на плечи потребителей. Жесткий государственный надзор за деятельностью монополистов, а где –то и применение серьезных санкций и гибких подходов жизненно необходимы. В противном случае монополии просто не дадут серьезному бизнесу поднять голову.
Все о чем говорил на съезде президент, независимо от того о какой сфере шла речь, о политике или экономике - все упирается в кадры. Говоря о неэффективной работе государственного аппарата, на мой взгляд, президент в первую очередь имел в виду кадры. Именно откровенная слабость, некомпетентность и равнодушие кадров к целям государственного развития и процветания – главная причина и неэффективного управления, и необдуманных, неправильных решений, и пустой болтовни без реальных результатов.
Поэтому, на мой взгляд, главное, о чем говорил на съезде глава государства это проблема кадров.
К сожалению, сегодня эта проблема решается очень слабо или не решается вообще. В правительстве, госкомпаниях, акиматах всех уровней, годами сидят кучи безынициативных, некомпетентных, думающих только о собственном кармане бюрократов. Кого прищучить, с кого содрать побольше, а кого и подставить зачастую является основным смыслом прожитого дня. Ну, а участие в тендере или госзакупках это вообще праздник. А что такое интересы государства им зачастую просто неведомо
Свободные минуты они посвящают разговорам за чашкой чая кого повысили, кого сняли, кто куда ушел и хорошо ли ушел. Сейчас к этим темам добавилась еще одна: кого посадили, а кому удалось до поры увернуться.
Считаю, что без новых, соответствующих поставленным задачам, компетентных, толковых, честных и нравственных людей на всех уровнях, осуществление задуманных планов может оказаться невыполнимым.
Делегат 12 внеочередного съезда НДП «Нуротан» Айдар АЛИБАЕВ, Председатель Совета Ассоциации пенсионных фондов
Съезд прошел и оставил после себя неоднозначный след. Не скажу, что ничего интересного не было. Более того, в своей речи Президент Республики обозначил немало важных и правильных моментов касающихся сегодняшней жизни страны, как в политической, так и в экономической сфере. В то же время следует отметить, что, во-первых, многое, о чем говорил Президент, в той или иной мере он уже говорил, а во-вторых, первая реакция, которая возникала на речь Президента, была: «Правильно! Но как этого достичь? Как это реализовать? И кто это будет претворять в жизнь? Сегодня, по прошествии недели, эти вопросы сформулировались и обрели силу самых важных. Но между правильными установками и задачами Президента и реалиями жизни, которые могут помешать их реализации, к сожалению, существует дистанция, и порой весьма значительная.
Начнем с финансовой сферы. Именно здесь сегодня происходят очень важные события, которые могут серьезно повлиять на дальнейшую жизнь. «Банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став «проводником» внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор» - сказал Президент. Потом он дает поручение Национальному банку, АФН и Правительству проработать вопрос создания новой конструкции национальной финансовой архитектуры. Здесь же лидер партии ставит цель «усовершенствовать систему государственного управления, пересмотреть кадровую политику в центре и на местах. «Подготовка кадров для новой экономики – наша важнейшая задача» - говорит он. Кадры и задачи поставленные Президентом неразрывно сплетены между собой и полностью зависят друг от друга. Более того ни одна задача Президента не будет решена без соответствующих этим задачам кадров. Сразу возникает первый вопрос: кто же будет создавать новую конструкцию национальной финансовой архитектуры? Те люди, которые позиционируются сегодня как «отцы» казахстанской банковской, да и всей финансовой системы? «Лучшей», по их мнению, в СНГ, а может и дальше. Ведь именно они привели финансовую систему к тому положению, которое мы сегодня имеем. Именно они создали ростовщическую, хищную, подавляющую бизнес и инициативу банковскую систему, не имеющую ни желания, ни умения развивать промышленность и экономику страны. Именно они спокойно наблюдали, как крупные банки безудержно хватали дешевые деньги за рубежом, заводя в кабалу не только себя, но и страну, наматывали свои проценты и жировали на разнице, выводя основные капиталы за рубеж. Именно они допустили сращивание пенсионных фондов с банками, вследствие чего крупные пенсионные фонды понесли серьезные потери по инвестиционному доходу. И именно эти «архитекторы» имея огромные штаты высокооплачиваемых менеджеров, невнятных управляющих директоров, экспертов и других горе - специалистов успешно проморгали кризис. А сейчас они продолжают утверждать, что «все хорошо, прекрасная маркиза» и успокаивать население. И именно эти «отцы» финансовой системы Казахстана сегодня никак не могут разработать и осуществить простой, недорогой и четкий механизм прохождения и доведения денег от государства к бизнесу, продолжая получать свою прибыль и задерживая эти деньги у себя, даже в эти тяжелые времена, несмотря ни на что. Разве смогут эти «архитекторы» создать «новую конструкцию национальной финансовой архитектуры», о которой говорит Президент? Почти все руководители Нацбанка , все руководители АФН, фондовой биржи, ассоциаций, большинство руководителей минфина и многих крупных, т.н. системообразующих банков всегда были и сегодня являются некими взаимозаменяемыми фигурами на финансовом рынке, в целом представляющие собой корпоративную тусовку. Они плавно перетекают с государственных кресел в частные и обратно. Зачастую вместе с ними перемещается и челядь, называемая командой. Эта челядь, облеченная высоким доверием, оперившись, получает свою поляну, тем самым расширяя территорию влияния самой тусовки. Сегодня эта территория не ограничивается только финансовой сферой, а активно осваивает площадки многочисленных госкомпаний и госфондов. Перелетая из кресла в кресло члены тусовки могут не замечать особой разницы между государственным и частным креслом или не придавать этому большого значения. Иногда они всей командой перелетают из одного частного банка в другой и тоже особой разницы в этом не чувствуют. Какая разница? Ведь их интересы перелетают вместе с ними. В основном они, члены этой тусовки, и формировали архитектуру и идеологию банковского, пенсионного, фондового и страхового рынков Казахстана на протяжении почти всех лет независимости. За исключением нескольких заунывных финансовых конгрессов, на последний из которых даже Президент не захотел прийти, они не проводили конференций, семинаров, круглых столов, на которых играла бы живая мысль, шли дебаты, споры, дискуссии, учитывались точки зрения профессиональных участников финансового рынка. Как правило, какие – то мнения или решения принимались где-то внутри тусовки, а потом рынок узнавал обо всем либо в виде изменений и дополнений в закон, либо в виде новых нормативных актов, либо просто в виде высоких указаний, подкрепленных карательными мерами. Результаты такой однобокой работы мы и ощущаем сейчас. Все эти люди также оказывают определяющее влияние и на формирование кадрового состава финансовой сферы, стараясь не пускать туда чужаков или людей с иной точкой зрения. Справедливости ради, следует признать, что многие из них при этом являются неплохими специалистами по отдельности, но, тем не менее, их совместное понимание и видение развития финансового рынка показало свою несостоятельность и неподготовленность к жизненным потрясениям. Таким образом, сформировавшаяся на финансовом рынке некая идеологическая и кадровая монополия, нуждается не только в модернизации, но и в серьезной встряске. Понятно, что если эти кадры опять станут «архитекторами и отцами» новой финансовой архитектуры, о которой сказал на съезде партии ее лидер, ожидать чего – нибудь креативного или хотя бы просто надежного не приходится. Хотя, конечно, они приложат максимум совместных усилий, чтобы убедить Президента в своей творческой и профессиональной потенции.
В части индустриализации Казахстана глава государства обозначил семь направлений, на которых необходимо в первую очередь сосредоточить внимание. Это АПК и сельхозпереработка, развитие строительной индустрии и производства стройматериалов, нефтепереработка, металлургия, химпром, фармпром, оборонпром, энергетика и развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Для исполнения задач в рамках этих направлений государство планирует расходование очень серьезных средств. И здесь мне хотелось бы обратить внимание на слова Президента на съезде, касающиеся отсутствия диверсификации экономики. «Правительство много говорило, но не доводило до конца работу по обеспечению благоприятного бизнес - климата, доступности основных факторов производства для предпринимателей» и «свою роль сыграли неэффективная организация работы госу-дарственного аппарата, слабое взаимодействие министерств и акиматов с бизнесом, …».
Наглядным подтверждением слов главы государства является пример с реализацией антикризисной программы правительства, о которой мы уже говорили неоднократно. Программа существует уже более полугода, но ничего реально сделанного по ней мы еще не видели. Более того, даже деньги никак не могут дойти до бизнесменов. Я знаю конкретные случаи, когда бизнесмены уже представили банкам залоги, оформили необходимые договора, и продолжают месяцами таскать банкам все новые и новые, высосанные из пальца справки и документы, которые те требуют с неистощимой фантазией. В это время кредитные комитеты в банках заседают сутками или имитируют заседания? Тучи запыханных белых воротничков носятся туда-сюда, плавятся телефоны, выпиваются тонны чая и кофе, и … деньги на счета продолжают не поступать, производства стоят, срываются договора поставок, растут штрафы на СВХ, от безысходности опускаются руки и кончается всякое терпение.
А в это время на партийном съезде Премьер Масимов рисует благостную картину: ВВП вырос в разы, зарплата выросла в разы, уровень бедности упал на 22%, социальные расходы увеличились в 6,3 раза. Правительство в шоколаде.
Ему вторит Келимбетов из «Самрука – Казыны». На предшествующем съезду заседании Политсовета НДП «Нуротан» он сыпет цифрами: из 10 миллиардов долларов девять прошли через Самрук-Казыну, из них 70% уже в экономике. По малому и среднему бизнесу выделено 120 миллиардов тенге, из них 106 – освоено, и он рапортует о досрочном выполнении по освоению средств. 2000 заемщиков – осчатливлены. Похожие цифры Келимбетов называет по ипотечникам и дольщикам. Поддержано 18 тысяч ипотечников и решены проблемы 120 тысяч дольщиков. Откуда все это? Насколько соответствуют реальности эти слова? Как можно убедиться в правдивости таких серьезных цифр? Только в одной Алмате можно показать десятки безнадежно застывших строек, дольщики которых не знают что делать, объявлять голодовку или прыгать с крана, а отчаявшиеся ипотечники готовы брать осадой банки, и никто не знает где деньги, которые наверху уже ушли, но вниз еще не пришли. Слушая все эти цифры, невольно думаешь, кто из нас свалился с луны? Я бы очень хотел, чтобы все эти слова и цифры были реальностью, но, к сожалению, не получается. А конкретно, откуда взялись эти цифры, высокие чиновники не говорят. Ни в одном выступлении Премьера или Президента Самрука или его подразделений нет конкретной информации. Как именно осваиваются многомиллиардные суммы? Какие компании и каким способом получили деньги, какие суммы они получили и какие проекты они будут реализовывать? Кто стоит за этими компаниями и какая биография у этих компаний? Какова нужда в предлагаемых проектах для экономики страны? В каких регионах, какой мощности, какую продукцию будут выпускать? Насколько эта продукция будет конкурентноспособна, востребована на рынке и будет ли обеспечен ее сбыт? Сколько появится рабочих мест, кто будет строить объекты, хватает ли в данном регионе квалифицированных рабочих кадров и много, много других вопросов. Ведь пока нет конкретной информации, а только цифры по освоению средств, вся нарисованная картина выглядит неубедительной. В нее не может поверить здравомыслящий человек, а сами высокие чиновники другого названия как «освоенцы» не заслуживают, поскольку вся их многотрудная и высокооплачиваемая деятельность сводится лишь к освоению средств и отпиливанию своей маржи.
Первое января 2010 года Президент Республики объявил началом плана 5-летнего форсированного индустриально – инновационного развития. Конечно, это очень сложная, амбициозная задача. Кроме уже перечисленных направлений, по которым предполагается концентрация усилий, мне хотелось бы обозначить еще несколько, без которых реализация поставленных Президентом задач будет затруднена, а в некоторых случаях просто невозможна.
- Как это не покажется набившим оскомину, но борьбу с коррупцией необходимо реально, а не на словах, усиливать по всем ее проявлениям. В контексте поставленных задач, мне хотелось бы особенно выделить коррупцию и воровство в части расходования государственных денег и появившееся в последнее время такое давно забытое явление как приписки. Так называемое, нецелевое использование средств и представление в отчетах чиновников дутых, несуществующих и завышенных цифр и фактов стало настоящим бедствием всех государственных программ. Эти явления, если конкретно их не искоренять похоронят все самые благие начинания.
- Необходимо пересмотреть в сторону серьезного сокращения, а где – то и полной ликвидации, государственные разрешительные, лицензирующие и проверяющие функции. К сожалению, они носят не поддерживающий, а карательный и тормозящий развитие характер. Необоснованные, неконтролируемые проверки и, как следствие, поборы и непосильные штрафы многократно усиливают и без того тяжелое, кризисное бремя. Часть малого и среднего бизнеса в этой ситуации гибнет, а выжившая вынуждена уходить в тень и повышать стоимость товаров и услуг. Все это работает на усиление социального напряжения.
- Действующие производства и функционирующие сектора экономики нашей страны носят в основном монопольный характер. Это ведет к бесконтрольному и постоянному росту цен. Особенно наглядно это видно на примере жилищно – коммунального хозяйства. Независимо от уровня прибыли монополисты в городах и селах мало озабочены обновлением изношенной инфраструктуры (канализация, водопровод, электросети и т.д.). Это, в свою очередь, ведет к огромным непроизводственным потерям, которые грузом ложатся на плечи потребителей. Жесткий государственный надзор за деятельностью монополистов, а где –то и применение серьезных санкций и гибких подходов жизненно необходимы. В противном случае монополии просто не дадут серьезному бизнесу поднять голову.
Все о чем говорил на съезде президент, независимо от того о какой сфере шла речь, о политике или экономике - все упирается в кадры. Говоря о неэффективной работе государственного аппарата, на мой взгляд, президент в первую очередь имел в виду кадры. Именно откровенная слабость, некомпетентность и равнодушие кадров к целям государственного развития и процветания – главная причина и неэффективного управления, и необдуманных, неправильных решений, и пустой болтовни без реальных результатов.
Поэтому, на мой взгляд, главное, о чем говорил на съезде глава государства это проблема кадров.
К сожалению, сегодня эта проблема решается очень слабо или не решается вообще. В правительстве, госкомпаниях, акиматах всех уровней, годами сидят кучи безынициативных, некомпетентных, думающих только о собственном кармане бюрократов. Кого прищучить, с кого содрать побольше, а кого и подставить зачастую является основным смыслом прожитого дня. Ну, а участие в тендере или госзакупках это вообще праздник. А что такое интересы государства им зачастую просто неведомо
Свободные минуты они посвящают разговорам за чашкой чая кого повысили, кого сняли, кто куда ушел и хорошо ли ушел. Сейчас к этим темам добавилась еще одна: кого посадили, а кому удалось до поры увернуться.
Считаю, что без новых, соответствующих поставленным задачам, компетентных, толковых, честных и нравственных людей на всех уровнях, осуществление задуманных планов может оказаться невыполнимым.
Делегат 12 внеочередного съезда НДП «Нуротан» Айдар АЛИБАЕВ, Председатель Совета Ассоциации пенсионных фондов
|