Политика нулевой толерантности к преступности и коррупции
admin 27 Апреля 2009 в 17:40:51
Главой государства 22 апреля 2009 года подписан Указ "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан", что является своевременным и востребованным в свете административной реформы и иных преобразований, проводимых в рассматриваемой сфере.
Основные положения Указа условно можно сгруппировать в два блока, касающиеся вопросов борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшим совершенствованием организационно-правовых основ деятельности правоохранительных органов.
Президент страны неоднократно обращал внимание государственных структур на опасность коррупции, которая угрожает развитию нашего государства, его экономическому росту и политической стабильности. Как социальное явление коррупция сегодня характерна для всех стран планеты, в том числе и государств с развитой экономикой и давними демократическими традициями, и является серьезной проблемой для любого общества.
Понимание указанных угроз обусловило создание в республике необходимой нормативно-правовой базы борьбы с коррупцией, которая, по мнению зарубежных экспертов, является одной из лучших. В 1998 году Казахстан впервые на постсоветском пространстве принял Закон "О борьбе с коррупцией". Многие его положения доказали свою эффективность и используются нашими коллегами из соседних стран при разработке аналогичных законов.
Однако, как показывает опыт других государств, для успешного противостояния этому социальному злу необходимо постоянное совершенствование и создание новых механизмов предупреждения и пресечения коррупционных проявлений.
В этой связи подписание Указа явилось очередным этапом проводимой в Казахстане планомерной и целенаправленной работы по противодействию коррупции во всех ее проявлениях и преступности в целом и направлено на дальнейшее усиление потенциала национального антикоррупционного законодательства.
Указ содержит комплекс мер, существенно расширяющих возможности государства по противодействию коррупции.
Прежде всего Указом определяются меры, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции путем возложения на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия обязанности принимать меры по противодействию коррупции, неисполнение которой повлечет наступление предусмотренной законом ответственности. Одновременно закреплена обязанность госслужащих доводить до сведения своего руководства или правоохранительных органов обо всех ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, с установлением дисциплинарной ответственности за ее невыполнение.
Еще одной важной мерой представляется стимулирование антикоррупционного поведения граждан, включающее механизмы поощрения за оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений. Возможно, эта мера вызовет у некоторых граждан отрицательную реакцию, но это вынужденная мера, причем успешно реализуемая в ряде стран с минимальным уровнем коррупции.
Коррупция, учитывая ее специфику, требует к себе всестороннего внимания как со стороны государственных органов, общества, так и граждан. С данным негативным явлением необходимо бороться всеми силами, и граждане, занимающие активную гражданскую позицию, должны получать соответствующее вознаграждение, с формами которого еще предстоит определиться.
Как известно, коррупция не выносит прозрачности, в этой связи Указом предусмотрены меры, обязывающие госслужащих предоставлять информацию о происхождении имущества, стоимость которого превышает их официальный доход, причем даже в течение определенного времени после увольнения. Тем самым государство устанавливает контроль не только за доходами, но и расходами чиновников. Это означает, что если они покупают какое-либо дорогостоящее имущество, стоимость которого существенно превышает их официальный доход, то должна проводиться соответствующая проверка.
Предусмотренное Указом определение в государственных органах перечней должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением повышенных требований для поступления и прохождения службы на таких должностях также позволит обеспечить комплектование корпуса государственных служащих достойными гражданами, для которых на первом месте стоит не собственное благополучие, а интересы народа и государства. При этом в отношении лиц, занимающих такие должности, могут проводиться специальные проверки, в том числе связанные с осуществлением тестирования и психологической проверки на предмет их "неподкупности", с моделированием различных игровых ситуаций по склонению к коррупционным правонарушениям, влекущих увольнение с государственной службы в случае установления отрицательных результатов. Такая с виду жесткая мера вполне оправданна в отношении чиновников, добровольно принявших соответствующие ограничения и обязанных добросовестно служить интересам общества и государства.
Создание единой электронной базы данных о государственных служащих и лицах, ранее работавших на государственной службе, позволит не только проводить качественный отбор кандидатов на государственную службу и выдвижение на вышестоящие должности, но и станет серьезным препятствием для поступления на службу лиц с запятнанной деловой репутацией.
Для урегулирования противоречий между личными интересами служащего, интересами общества и государства Указом поручается определить на законодательном уровне понятие "конфликт интересов" в системе государственной службы.
В настоящее время борьба с корпоративной коррупцией приобретает особое значение в связи с активной деятельностью государства по финансовой поддержке бизнеса в условиях мирового кризиса, в связи с чем значительные бюджетные средства аккумулируются на счетах частных компаний, банков. Кроме того, как показывает практика, коррупционные проявления получают все большее распространение в частном секторе экономики, что требует адекватной реакции государства, в том числе в рамках правоохранительной деятельности.
В этой связи для создания механизмов противодействия коррупции в частном секторе Указ содержит поручение выработать меры по противодействию "корпоративной коррупции", что органично вытекает из положений ратифицированной Казахстаном в прошлом году Конвенции ООН против коррупции.
Наряду с мерами антикоррупционного характера Указ предусматривает и серьезные шаги по усилению борьбы с преступностью и совершенствованию правоохранительной деятельности.
Правоохранительным органам предписано обеспечить неотвратимость реакции государства на любые правонарушения, с привлечением виновных к установленной законом ответственности. Подобная практика доказала свою эффективность в ряде стран. К примеру, в США около десяти лет назад провозглашена политика так называемой "нулевой толерантности" к правонарушителям, сущность которой состоит как раз в обеспечении неотвратимости ответственности за любые правонарушения. И, как результат, криминологи отмечают заметное снижение преступности и улучшение состояния общественного порядка.
Правительству дано поручение усилить уголовную ответственность за преступления, посягающие на несовершеннолетних, совершенные в группе, а также принять меры, направленные на совершенствование механизмов противодействия организованной преступности. Государство всегда уделяло особое внимание интересам несовершеннолетних, что является обоснованным, так как они будущее страны, но в силу возрастных, психологических и иных особенностей в наибольшей мере подвержены постороннему и не всегда позитивному влиянию. Как показывает практика, в большинстве случаев несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых. Что касается организованных форм преступности, то усиление уголовно-правовых мер является велением времени, ввиду того что она является одним из главных вызовов международному миру и безопасности в XXI веке.
В прошлом году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополнительные протоколы к ней, касающиеся вопросов незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, предупреждения и пресечения торговли людьми, а также незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, составляющие основу многостороннего сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью.
В условиях кризиса актуализируется проблема защиты прав и свобод граждан в социальной сфере, в связи с чем Указом поручается принять законодательные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора в этой сфере.
Важной мерой, от реализации которой зависит эффективность правоохранительной деятельности в целом, является дальнейшее совершенствование порядка прохождения службы в правоохранительных органах.
В этой связи Указом предусмотрена разработка специальных квалификационных требований для должностей в указанных органах, обеспечение унификации правового статуса их сотрудников и условий прохождения ими службы, введение конкурсного порядка приема на службу с обязательным прохождением кандидатами стажировки.
По сути, Указом вводится новый комплексный порядок отбора и приема граждан на службу в правоохранительные органы, уже положительно зарекомендовавший себя на государственной службе.
Обязательность прохождения кандидатами стажировки позволит объективно оценивать их пригодность к службе.
Указом ставится задача повысить процессуальный статус следователя, осуществлять назначение и аттестацию участковых инспекторов полиции с учетом мнения населения, что позволит улучшить качество их работы. При этом предлагаемый порядок назначения и аттестации участковых инспекторов, то есть лиц, больше всего контактирующих с населением, позволит укрепить доверие граждан к полиции.
В настоящее время сложилась неправильная практика, когда сотрудники правоохранительных органов, непосредственно выполняющие функции борьбы с преступностью, охраны правопорядка, приравнены по статусу к сотрудникам, выполняющим обеспечивающие функции. К примеру, у сотрудников оперативно-следственных подразделений одинаковая заработная плата, единый порядок прохождения службы и присвоения званий, выхода на пенсию с сотрудниками кадровых, юридических, финансово-хозяйственных подразделений, служба в которых практически не отличается от обычной государственной службы.
В целях повышения статуса сотрудников, выполняющих основные функции, поднятия престижа правоохранительной службы предлагается установить для них более высокий уровень оплаты труда. При этом пересмотру подлежит и сложившийся порядок определения выслуги лет, пенсионного обеспечения, присвоения званий и классных чинов.
Указом предусмотрены также организационно-правовые меры, способствующие оптимизации правоохранительной системы, повышению эффективности ее деятельности.
Так, в целях более четкого разграничения компетенции в сфере борьбы с коррупцией предусмотрено частичное расширение следственных полномочий финансовой полиции за счет адекватного сокращения этих полномочий у органов национальной безопасности. При этом сохраняется альтернативная подследственность КНБ и финансовой полиции по наиболее опасным коррупционным преступлениям, таким как злоупотребление должностными полномочиями, превышение власти или должностных полномочий и получение взятки, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах: лицом, занимающим ответственную государственную должность, повлекшие тяжкие последствия, в целях извлечения выгод и преимуществ либо нанесения вреда другим лицам или организациям и другие.
В целях неукоснительного исполнения решений суда, повышения эффективности и авторитета судебной системы предусмотрена передача от МВД в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном суде полномочий по расследованию уголовных дел, связанных с нарушением порядка исполнения судебных решений и проявлением неуважения к суду. Необходимость данной меры подтверждается практикой. Многие специалисты, наверное, помнят эффективность работы органов дознания юстиции по расследованию дел, касающихся неисполнения решений судов, когда они действовали в структуре Министерства юстиции. МВД сегодня и без того загружено борьбой с общеуголовной преступностью. Поэтому передача расследования указанных преступлений органу, исполняющему судебные решения, безусловно, повысит эффективность правосудия.
Принятие Указа еще раз продемонстрировало продвижение Президентом курса на бескомпромиссную борьбу с коррупцией и непримиримое отношение к правонарушениям и преступности. Реализация предусмотренных Указом мер позволит консолидировать и активизировать деятельность государственных органов и общества по противодействию этим явлениям, поднять эффективность работы правоохранительных органов на новый уровень, обеспечить приоритетность защиты конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств, а также положительно отразится на организационно-структурном построении правоохранительной системы.
Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК, "Казахстанская правда"
Основные положения Указа условно можно сгруппировать в два блока, касающиеся вопросов борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшим совершенствованием организационно-правовых основ деятельности правоохранительных органов.
Президент страны неоднократно обращал внимание государственных структур на опасность коррупции, которая угрожает развитию нашего государства, его экономическому росту и политической стабильности. Как социальное явление коррупция сегодня характерна для всех стран планеты, в том числе и государств с развитой экономикой и давними демократическими традициями, и является серьезной проблемой для любого общества.
Понимание указанных угроз обусловило создание в республике необходимой нормативно-правовой базы борьбы с коррупцией, которая, по мнению зарубежных экспертов, является одной из лучших. В 1998 году Казахстан впервые на постсоветском пространстве принял Закон "О борьбе с коррупцией". Многие его положения доказали свою эффективность и используются нашими коллегами из соседних стран при разработке аналогичных законов.
Однако, как показывает опыт других государств, для успешного противостояния этому социальному злу необходимо постоянное совершенствование и создание новых механизмов предупреждения и пресечения коррупционных проявлений.
В этой связи подписание Указа явилось очередным этапом проводимой в Казахстане планомерной и целенаправленной работы по противодействию коррупции во всех ее проявлениях и преступности в целом и направлено на дальнейшее усиление потенциала национального антикоррупционного законодательства.
Указ содержит комплекс мер, существенно расширяющих возможности государства по противодействию коррупции.
Прежде всего Указом определяются меры, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции путем возложения на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия обязанности принимать меры по противодействию коррупции, неисполнение которой повлечет наступление предусмотренной законом ответственности. Одновременно закреплена обязанность госслужащих доводить до сведения своего руководства или правоохранительных органов обо всех ставших им известными случаях коррупционных правонарушений, с установлением дисциплинарной ответственности за ее невыполнение.
Еще одной важной мерой представляется стимулирование антикоррупционного поведения граждан, включающее механизмы поощрения за оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений. Возможно, эта мера вызовет у некоторых граждан отрицательную реакцию, но это вынужденная мера, причем успешно реализуемая в ряде стран с минимальным уровнем коррупции.
Коррупция, учитывая ее специфику, требует к себе всестороннего внимания как со стороны государственных органов, общества, так и граждан. С данным негативным явлением необходимо бороться всеми силами, и граждане, занимающие активную гражданскую позицию, должны получать соответствующее вознаграждение, с формами которого еще предстоит определиться.
Как известно, коррупция не выносит прозрачности, в этой связи Указом предусмотрены меры, обязывающие госслужащих предоставлять информацию о происхождении имущества, стоимость которого превышает их официальный доход, причем даже в течение определенного времени после увольнения. Тем самым государство устанавливает контроль не только за доходами, но и расходами чиновников. Это означает, что если они покупают какое-либо дорогостоящее имущество, стоимость которого существенно превышает их официальный доход, то должна проводиться соответствующая проверка.
Предусмотренное Указом определение в государственных органах перечней должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением повышенных требований для поступления и прохождения службы на таких должностях также позволит обеспечить комплектование корпуса государственных служащих достойными гражданами, для которых на первом месте стоит не собственное благополучие, а интересы народа и государства. При этом в отношении лиц, занимающих такие должности, могут проводиться специальные проверки, в том числе связанные с осуществлением тестирования и психологической проверки на предмет их "неподкупности", с моделированием различных игровых ситуаций по склонению к коррупционным правонарушениям, влекущих увольнение с государственной службы в случае установления отрицательных результатов. Такая с виду жесткая мера вполне оправданна в отношении чиновников, добровольно принявших соответствующие ограничения и обязанных добросовестно служить интересам общества и государства.
Создание единой электронной базы данных о государственных служащих и лицах, ранее работавших на государственной службе, позволит не только проводить качественный отбор кандидатов на государственную службу и выдвижение на вышестоящие должности, но и станет серьезным препятствием для поступления на службу лиц с запятнанной деловой репутацией.
Для урегулирования противоречий между личными интересами служащего, интересами общества и государства Указом поручается определить на законодательном уровне понятие "конфликт интересов" в системе государственной службы.
В настоящее время борьба с корпоративной коррупцией приобретает особое значение в связи с активной деятельностью государства по финансовой поддержке бизнеса в условиях мирового кризиса, в связи с чем значительные бюджетные средства аккумулируются на счетах частных компаний, банков. Кроме того, как показывает практика, коррупционные проявления получают все большее распространение в частном секторе экономики, что требует адекватной реакции государства, в том числе в рамках правоохранительной деятельности.
В этой связи для создания механизмов противодействия коррупции в частном секторе Указ содержит поручение выработать меры по противодействию "корпоративной коррупции", что органично вытекает из положений ратифицированной Казахстаном в прошлом году Конвенции ООН против коррупции.
Наряду с мерами антикоррупционного характера Указ предусматривает и серьезные шаги по усилению борьбы с преступностью и совершенствованию правоохранительной деятельности.
Правоохранительным органам предписано обеспечить неотвратимость реакции государства на любые правонарушения, с привлечением виновных к установленной законом ответственности. Подобная практика доказала свою эффективность в ряде стран. К примеру, в США около десяти лет назад провозглашена политика так называемой "нулевой толерантности" к правонарушителям, сущность которой состоит как раз в обеспечении неотвратимости ответственности за любые правонарушения. И, как результат, криминологи отмечают заметное снижение преступности и улучшение состояния общественного порядка.
Правительству дано поручение усилить уголовную ответственность за преступления, посягающие на несовершеннолетних, совершенные в группе, а также принять меры, направленные на совершенствование механизмов противодействия организованной преступности. Государство всегда уделяло особое внимание интересам несовершеннолетних, что является обоснованным, так как они будущее страны, но в силу возрастных, психологических и иных особенностей в наибольшей мере подвержены постороннему и не всегда позитивному влиянию. Как показывает практика, в большинстве случаев несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых. Что касается организованных форм преступности, то усиление уголовно-правовых мер является велением времени, ввиду того что она является одним из главных вызовов международному миру и безопасности в XXI веке.
В прошлом году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополнительные протоколы к ней, касающиеся вопросов незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, предупреждения и пресечения торговли людьми, а также незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, составляющие основу многостороннего сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью.
В условиях кризиса актуализируется проблема защиты прав и свобод граждан в социальной сфере, в связи с чем Указом поручается принять законодательные меры, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора в этой сфере.
Важной мерой, от реализации которой зависит эффективность правоохранительной деятельности в целом, является дальнейшее совершенствование порядка прохождения службы в правоохранительных органах.
В этой связи Указом предусмотрена разработка специальных квалификационных требований для должностей в указанных органах, обеспечение унификации правового статуса их сотрудников и условий прохождения ими службы, введение конкурсного порядка приема на службу с обязательным прохождением кандидатами стажировки.
По сути, Указом вводится новый комплексный порядок отбора и приема граждан на службу в правоохранительные органы, уже положительно зарекомендовавший себя на государственной службе.
Обязательность прохождения кандидатами стажировки позволит объективно оценивать их пригодность к службе.
Указом ставится задача повысить процессуальный статус следователя, осуществлять назначение и аттестацию участковых инспекторов полиции с учетом мнения населения, что позволит улучшить качество их работы. При этом предлагаемый порядок назначения и аттестации участковых инспекторов, то есть лиц, больше всего контактирующих с населением, позволит укрепить доверие граждан к полиции.
В настоящее время сложилась неправильная практика, когда сотрудники правоохранительных органов, непосредственно выполняющие функции борьбы с преступностью, охраны правопорядка, приравнены по статусу к сотрудникам, выполняющим обеспечивающие функции. К примеру, у сотрудников оперативно-следственных подразделений одинаковая заработная плата, единый порядок прохождения службы и присвоения званий, выхода на пенсию с сотрудниками кадровых, юридических, финансово-хозяйственных подразделений, служба в которых практически не отличается от обычной государственной службы.
В целях повышения статуса сотрудников, выполняющих основные функции, поднятия престижа правоохранительной службы предлагается установить для них более высокий уровень оплаты труда. При этом пересмотру подлежит и сложившийся порядок определения выслуги лет, пенсионного обеспечения, присвоения званий и классных чинов.
Указом предусмотрены также организационно-правовые меры, способствующие оптимизации правоохранительной системы, повышению эффективности ее деятельности.
Так, в целях более четкого разграничения компетенции в сфере борьбы с коррупцией предусмотрено частичное расширение следственных полномочий финансовой полиции за счет адекватного сокращения этих полномочий у органов национальной безопасности. При этом сохраняется альтернативная подследственность КНБ и финансовой полиции по наиболее опасным коррупционным преступлениям, таким как злоупотребление должностными полномочиями, превышение власти или должностных полномочий и получение взятки, совершенные при особо отягчающих обстоятельствах: лицом, занимающим ответственную государственную должность, повлекшие тяжкие последствия, в целях извлечения выгод и преимуществ либо нанесения вреда другим лицам или организациям и другие.
В целях неукоснительного исполнения решений суда, повышения эффективности и авторитета судебной системы предусмотрена передача от МВД в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном суде полномочий по расследованию уголовных дел, связанных с нарушением порядка исполнения судебных решений и проявлением неуважения к суду. Необходимость данной меры подтверждается практикой. Многие специалисты, наверное, помнят эффективность работы органов дознания юстиции по расследованию дел, касающихся неисполнения решений судов, когда они действовали в структуре Министерства юстиции. МВД сегодня и без того загружено борьбой с общеуголовной преступностью. Поэтому передача расследования указанных преступлений органу, исполняющему судебные решения, безусловно, повысит эффективность правосудия.
Принятие Указа еще раз продемонстрировало продвижение Президентом курса на бескомпромиссную борьбу с коррупцией и непримиримое отношение к правонарушениям и преступности. Реализация предусмотренных Указом мер позволит консолидировать и активизировать деятельность государственных органов и общества по противодействию этим явлениям, поднять эффективность работы правоохранительных органов на новый уровень, обеспечить приоритетность защиты конституционных прав и свобод граждан от преступных посягательств, а также положительно отразится на организационно-структурном построении правоохранительной системы.
Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК, "Казахстанская правда"
|