Капитализм по-казахски? Акцент политической борьбы смещается в этническую плоскость
admin 23 Апреля 2009 в 12:30:17
Казахстанское общество, несмотря на некоторую продвинутость, всё ещё традиционно, и перемены в нём, как бывает в таких случаях, происходят неспешно. И всё же нельзя не видеть, что в нём наметились тенденции к изменению - даже не сознания пока, а осознания, что дальше так жить нельзя. Особенно отчётливо это прослеживается в титульной среде. Касается это в первую очередь формата развития, выбранного её элитой в новейшие времена.
Жизнь титульного сообщества всегда была в определённой степени закрыта от «чужих». Всегда существовали негласные ограничения, что можно, а что нельзя говорить среди «своих» или «чужих», что можно писать на казахском, а что на русском. Сегодня это табу всё чаще нарушается.
Молочные реки в кисельных берегах
Распад Советского Союза воспринимался в Казахстане отнюдь не однозначно. Были, конечно, страхи и тревоги, но всё-таки в массе титульного населения царила эйфория ожидания «молочных рек в кисельных берегах». Или чего-то подобного.
Казалось, освободившись от прессинга Москвы, став полными хозяевами всего и вся, страна и народ просто обречены на успех и процветание - сродни эмиратовским, малайзийским или сингапурским. Быстрые и успешные первые шаги в политическом и экономическом становлении нового государства только подкрепили такие надежды.
Казалось ещё чуть-чуть, вот-вот …и рай земной станет реальностью. Но проходил год за годом, а «молочно-кисельное» будущее становилось всё более несбыточным и далёким. Именно на этот период приходятся наиболее энергичные поиски «врага». Кто виноват? Конечно, русские, русский язык, русские колонизаторы, а затем в эту категорию попали и евреи, и корейцы и т.д.
Однако, в конечном итоге, жизнь учит и самых упёртых. По прошествии без малого двух десятков лет независимости, становится глупо обвинять кого-либо, кроме самих себя, в том, что случилось или не случилось в нашей жизни. Разумеется, и сейчас найдётся достаточное количество националистов, готовых биться лбом об одну и ту же стену - достаточно посмотреть коменты в Интернете.
Собственно сходные процессы имеют место быть не только в Казахстане. Приходилось и в Узбекистане, и в Киргизии слышать в своё время, что во всём были виноваты русские. Но теперь, когда вся власть в руках «коренных и титульных», кто виноват в том или ином? И этот вопрос начинают задавать себе и в Казахстане. Кто-то сам себе, но кто-то уже и вслух.
«Капитализм по-казахски»
Чем дальше от нас уходит советское прошлое, тем труднее квасным нацпатриотам объяснять людям - а возможно и самим себе - почему нет никакого прогресса в ряде проблем актуальных для титульного сообщества. Привычные огульно-ходульные обвинения о «тяжком историческом наследии» уже смотрятся довольно диковато. Ибо любая страна в мире может заявить нечто подобное. И с куда большими основаниями.
Однако, если о плачевных результатах «национального освобождения», хотя бы и робко, но всё же говорят, то о причинах пока ни гу-гу. Однако же, стоит и здесь расставить точки над « i ».
Когда-то казахское общество прямиком пытались внести в социализм-коммунизм, минуя все иные общественные формации - не получилось. Теперь решили построить капитализм «по-казахски» (смотри Е. Салыкова). То есть предпринимаются попытки жить в капитализме по правилам родоплеменного и феодального общества.
Абсурд? Конечно, абсурд Такое положение вещей может существовать только при паразитировании одной части общества на другой. В нормально структурированном обществе (при игре по правилам) у этих людей нет и никогда не будет шансов быть конкурентными с другими членами общества.
Сами по себе проблемы титульного сообщества вполне благородны, и, безусловно, должны решаться. Но при таком «модернизационном» подходе (капитализма по-казахски) результатов мы вряд ли когда-нибудь дождёмся. Причём, вполне резонно самим себе задать вопрос: если результатов не было после двадцати лет, то почему они должны появиться вообще?!
В архаичных формах, которые сегодня навязаны значительной части титульного сообщества, кроется корень всех бед и неудач. И не только казахов. Ведь, как нам представляется, мы единое общество, единый организм, или, по крайней мере, должны быть таковым. Или мы, «нетитульные», здесь наивно заблуждаемся?!
Вообще, в Казахстане происходят вещи гротескового свойства. Вот, к примеру, некоторые авторы призывают переселить всех казахов в города. Одним махом. Разом решив все социальные проблемы казахской глубинки. Ввиду «чудовищной гениальности» подобный проект даже не поддаётся какой-либо критике. Это ступор!
Тем не менее, автор сего эпохального мега-проекта находит свою прессу и аудиторию. А коли живёт и здравствует такой проект и такой автор, то немудрено, что появляются и другие, не менее «гениальные идеи». В ряду которых, безусловно, стоит упомянуть идефикс казахских националистов – идею ассимиляции неказахских этносов.
Мы можем вспомнить массу исторических примеров из этого ряда, когда делались подобные попытки. К примеру, ближайшие из них, когда турки вырезали армян, а оставшихся в живых насильно обратили в ислам. И что же? А ничего, память о своём истинном происхождении так и не исчезла у потомков этих людей. А вопрос геноцида армян до сих пор будоражит мировое сообщество.
А те же турецкие мусульмане курды так и не стали турками, зато стали просто постоянной головной болью для турецкого государства. Что уж говорить о «богоизбранном народе», который за последнюю пару тысяч лет кто только не пытался ассимилировать - и всё безрезультатно.
Безусловно, коренные жители имеют полное право на долю в природной ренте, правда, понятие «коренной» стоило бы при этом трактовать расширительно. Сообразно нормам политкорректности. На наш взгляд, актуальной является протекционистская политика по отношению к части титульного населения, но именно, как концептуальная программа, прописанная законодательно.
В этом случае страна получает возможность спокойно двигаться вперёд вместе с теми, кто этого хочет, а остальные могут не менее спокойно хранить традиции и жить жизнью и обычаями предков. Имея при этом возможность пользоваться всеми благами современной цивилизации, и в первую очередь получать при желании современное образование.
Не берёмся быть категоричными в этом вопросе, в решении которого, несомненно, следует проявлять чрезвычайную деликатность, но всё-таки находим, что Пётр I, Ататюрк и японский император были правы, рубя бороды, сдирая паранджу и натягивая на своих граждан юбки и брюки. На дворе XXI век, но одно остаётся неизменным - гораздо проще освоить потребление достижений современных технологий, чем избавиться от архаических форм жизни.
Смотреть правде в глаза
Собственно и экономический кризис со всей наглядностью показал, что наши номадические подходы не выдерживают даже лёгкого мирового сквозняка. Катаклизмы с нашей финансовой системой засвидетельствовали, что и принципы подбора кадров были порочны, да и в трудную минуту не оказалось под рукой квалифицированных кадров, поскольку подбор, как правило, делался по принципам кумовства и свойства.
Сегодня абсолютно очевидно, что часть титульного сообщества, тяготеющая вольно или невольно к родоплеменным форматам, фактически неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке. Не говоря уже о пресловутой «глобальной конкуренции», о которой все уши прожужжала наша казахская элита.
Нужно смотреть правде в глаза. Чем дальше будет продвигаться наша страна, чем успешнее и богаче будет становиться её прогрессивная часть, - тем больше будет отставать и проваливаться традиционалистская часть казахстанского общества. А поскольку в ней, в основном, представлена казахская беднота, то социальные дисбалансы будут только увеличиваться. Соответственно, будет расти и социальное напряжение
Если уже сегодня мы слышим слова, что «казахи всех взвалили на свою шею», то нетрудно представить, что будет дальше.
При этом очевидно, что и «традиционалисты», и «вожди» казахского национализма фактически заинтересованы в консервации существующего положения вещей. Это позволяет им выдавливать из государства постоянное финансирование на свои национальные прожекты, а также формировать национал-патриотическую платформу, ставшую привлекательной для оппонентов действующей власти.
Фактически такая ситуация смещает акцент политической борьбы в этническую плоскость. То есть наихудшую из возможных для нашего общества. Здесь даже и пояснять ничего не надо.
http://www.russians.kz/opinion/993621-kapitalizm-po-kazakhski-akcent-politicheskojj.html
Жизнь титульного сообщества всегда была в определённой степени закрыта от «чужих». Всегда существовали негласные ограничения, что можно, а что нельзя говорить среди «своих» или «чужих», что можно писать на казахском, а что на русском. Сегодня это табу всё чаще нарушается.
Молочные реки в кисельных берегах
Распад Советского Союза воспринимался в Казахстане отнюдь не однозначно. Были, конечно, страхи и тревоги, но всё-таки в массе титульного населения царила эйфория ожидания «молочных рек в кисельных берегах». Или чего-то подобного.
Казалось, освободившись от прессинга Москвы, став полными хозяевами всего и вся, страна и народ просто обречены на успех и процветание - сродни эмиратовским, малайзийским или сингапурским. Быстрые и успешные первые шаги в политическом и экономическом становлении нового государства только подкрепили такие надежды.
Казалось ещё чуть-чуть, вот-вот …и рай земной станет реальностью. Но проходил год за годом, а «молочно-кисельное» будущее становилось всё более несбыточным и далёким. Именно на этот период приходятся наиболее энергичные поиски «врага». Кто виноват? Конечно, русские, русский язык, русские колонизаторы, а затем в эту категорию попали и евреи, и корейцы и т.д.
Однако, в конечном итоге, жизнь учит и самых упёртых. По прошествии без малого двух десятков лет независимости, становится глупо обвинять кого-либо, кроме самих себя, в том, что случилось или не случилось в нашей жизни. Разумеется, и сейчас найдётся достаточное количество националистов, готовых биться лбом об одну и ту же стену - достаточно посмотреть коменты в Интернете.
Собственно сходные процессы имеют место быть не только в Казахстане. Приходилось и в Узбекистане, и в Киргизии слышать в своё время, что во всём были виноваты русские. Но теперь, когда вся власть в руках «коренных и титульных», кто виноват в том или ином? И этот вопрос начинают задавать себе и в Казахстане. Кто-то сам себе, но кто-то уже и вслух.
«Капитализм по-казахски»
Чем дальше от нас уходит советское прошлое, тем труднее квасным нацпатриотам объяснять людям - а возможно и самим себе - почему нет никакого прогресса в ряде проблем актуальных для титульного сообщества. Привычные огульно-ходульные обвинения о «тяжком историческом наследии» уже смотрятся довольно диковато. Ибо любая страна в мире может заявить нечто подобное. И с куда большими основаниями.
Однако, если о плачевных результатах «национального освобождения», хотя бы и робко, но всё же говорят, то о причинах пока ни гу-гу. Однако же, стоит и здесь расставить точки над « i ».
Когда-то казахское общество прямиком пытались внести в социализм-коммунизм, минуя все иные общественные формации - не получилось. Теперь решили построить капитализм «по-казахски» (смотри Е. Салыкова). То есть предпринимаются попытки жить в капитализме по правилам родоплеменного и феодального общества.
Абсурд? Конечно, абсурд Такое положение вещей может существовать только при паразитировании одной части общества на другой. В нормально структурированном обществе (при игре по правилам) у этих людей нет и никогда не будет шансов быть конкурентными с другими членами общества.
Сами по себе проблемы титульного сообщества вполне благородны, и, безусловно, должны решаться. Но при таком «модернизационном» подходе (капитализма по-казахски) результатов мы вряд ли когда-нибудь дождёмся. Причём, вполне резонно самим себе задать вопрос: если результатов не было после двадцати лет, то почему они должны появиться вообще?!
В архаичных формах, которые сегодня навязаны значительной части титульного сообщества, кроется корень всех бед и неудач. И не только казахов. Ведь, как нам представляется, мы единое общество, единый организм, или, по крайней мере, должны быть таковым. Или мы, «нетитульные», здесь наивно заблуждаемся?!
Вообще, в Казахстане происходят вещи гротескового свойства. Вот, к примеру, некоторые авторы призывают переселить всех казахов в города. Одним махом. Разом решив все социальные проблемы казахской глубинки. Ввиду «чудовищной гениальности» подобный проект даже не поддаётся какой-либо критике. Это ступор!
Тем не менее, автор сего эпохального мега-проекта находит свою прессу и аудиторию. А коли живёт и здравствует такой проект и такой автор, то немудрено, что появляются и другие, не менее «гениальные идеи». В ряду которых, безусловно, стоит упомянуть идефикс казахских националистов – идею ассимиляции неказахских этносов.
Мы можем вспомнить массу исторических примеров из этого ряда, когда делались подобные попытки. К примеру, ближайшие из них, когда турки вырезали армян, а оставшихся в живых насильно обратили в ислам. И что же? А ничего, память о своём истинном происхождении так и не исчезла у потомков этих людей. А вопрос геноцида армян до сих пор будоражит мировое сообщество.
А те же турецкие мусульмане курды так и не стали турками, зато стали просто постоянной головной болью для турецкого государства. Что уж говорить о «богоизбранном народе», который за последнюю пару тысяч лет кто только не пытался ассимилировать - и всё безрезультатно.
Безусловно, коренные жители имеют полное право на долю в природной ренте, правда, понятие «коренной» стоило бы при этом трактовать расширительно. Сообразно нормам политкорректности. На наш взгляд, актуальной является протекционистская политика по отношению к части титульного населения, но именно, как концептуальная программа, прописанная законодательно.
В этом случае страна получает возможность спокойно двигаться вперёд вместе с теми, кто этого хочет, а остальные могут не менее спокойно хранить традиции и жить жизнью и обычаями предков. Имея при этом возможность пользоваться всеми благами современной цивилизации, и в первую очередь получать при желании современное образование.
Не берёмся быть категоричными в этом вопросе, в решении которого, несомненно, следует проявлять чрезвычайную деликатность, но всё-таки находим, что Пётр I, Ататюрк и японский император были правы, рубя бороды, сдирая паранджу и натягивая на своих граждан юбки и брюки. На дворе XXI век, но одно остаётся неизменным - гораздо проще освоить потребление достижений современных технологий, чем избавиться от архаических форм жизни.
Смотреть правде в глаза
Собственно и экономический кризис со всей наглядностью показал, что наши номадические подходы не выдерживают даже лёгкого мирового сквозняка. Катаклизмы с нашей финансовой системой засвидетельствовали, что и принципы подбора кадров были порочны, да и в трудную минуту не оказалось под рукой квалифицированных кадров, поскольку подбор, как правило, делался по принципам кумовства и свойства.
Сегодня абсолютно очевидно, что часть титульного сообщества, тяготеющая вольно или невольно к родоплеменным форматам, фактически неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке. Не говоря уже о пресловутой «глобальной конкуренции», о которой все уши прожужжала наша казахская элита.
Нужно смотреть правде в глаза. Чем дальше будет продвигаться наша страна, чем успешнее и богаче будет становиться её прогрессивная часть, - тем больше будет отставать и проваливаться традиционалистская часть казахстанского общества. А поскольку в ней, в основном, представлена казахская беднота, то социальные дисбалансы будут только увеличиваться. Соответственно, будет расти и социальное напряжение
Если уже сегодня мы слышим слова, что «казахи всех взвалили на свою шею», то нетрудно представить, что будет дальше.
При этом очевидно, что и «традиционалисты», и «вожди» казахского национализма фактически заинтересованы в консервации существующего положения вещей. Это позволяет им выдавливать из государства постоянное финансирование на свои национальные прожекты, а также формировать национал-патриотическую платформу, ставшую привлекательной для оппонентов действующей власти.
Фактически такая ситуация смещает акцент политической борьбы в этническую плоскость. То есть наихудшую из возможных для нашего общества. Здесь даже и пояснять ничего не надо.
http://www.russians.kz/opinion/993621-kapitalizm-po-kazakhski-akcent-politicheskojj.html
|