Казахстан должен модернизировать аэропорты

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 09 Апреля 2009 в 09:32:19
Чтобы заработать на дозаправке и обслуживании лайнеров крупных авиакомпаний, Казахстан должен модернизировать аэропорты. В противном случае иностранцы могут предпочесть аэропорты наших географических соседей

Задержки авиарейсов в зимнее время давно стали нормой. Казахстанские депутаты винят во всем авиаторов, которые, по словам мажилисмена Марала Итегулова, обманывают пассажиров, нарушают права и интересы граждан – прежде всего, под огонь критики попала авиакомпания «Эйр Астана», национальный перевозчик. В свою очередь в авиакомпании указывают на неблагоприятные погодные условия и несоответствие противообледенительного обслуживания стандартам безопасности.

Действительно, состоится рейс вовремя или нет, зависит не только от погоды, но и от того, насколько инфраструктура аэропортов готова к неблагоприятным метеоусловиям и в целом к работе в нестандартных ситуациях. Проблемы на земле легко переформатируются в проблемы в воздухе. В перспективе от недостаточного развития наземной инфраструктуры в наших аэропортах могут пострадать не только пассажиры внутренних рейсов, но и иностранные авиакомпании. А это уже скажется на позициях нашей страны на рынке международных авиаперевозок.
Проблемные нечастности

Ситуация в казахстанской авиации довольно быстро поляризуется: с одной стороны, есть авиакомпания «Эйр Астана» с парком воздушных судов западного производства, с другой — устаревшие технологии местных аэропортов.

Причем разрыв нарастает и может стать катастрофическим — это напрямую относится в первую очередь к инфраструктуре. Летом прошлого года авиационные власти были вынуждены принять решение о закрытии аэропорта Петропавловска, так как его технические и другие параметры не соответствовали требованиям безопасности. Там использовали советскую технологию удаления снега и льда с самолетов — старый реактивный двигатель, который горячей струей воздуха обдувал поверхность лайнера, тогда как современные машины необходимо обрабатывать специальной горячей жидкостью, которая не дает образоваться льду на поверхности. Этой жидкости и спецтехники для обработки во многих аэропортах РК попросту нет.

Поэтому сейчас перед Комитетом гражданской авиации (КГА) Минтранскома (МТК) стоит задача поднять аэропорты областных центров до уровня, достаточного для приема самолетов западного образца. Задача сложная по причине слабой технической оснащенности региональных аэропортов: они в основном оснащены спецтехникой, произведенной в 70–80−х годах прошлого века.

«Мы не испытывали проблем в таких аэропортах, — говорит президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер, — как Алматы, Астана, Караганда, Атырау. Были определенные сложности в Актау, Актобе и Шымкенте. В основном это связано с недостатками противообледенительной обработки лайнеров, нехваткой спецоборудования и сертифицированной жидкости нужного типа, а также обученного персонала».

Частные собственники аэропортов Тараза, Петропавловска, Балхаша и Кокшетау практически забыли об инвестировании в основные фонды, изношенность которых составляет 40−50%.

Основной проблемой всех без исключения казахстанских аэропортов является монополизм в предоставлении услуг наземного и аэровокзального обслуживания, а также заправки топливом. Ставки сборов и тарифов аэропортов почти всегда не соответствуют качеству предоставляемых услуг. Так, если прошлом году средняя цена обслуживания «Боинга-757» в аэропортах Казахстана достигала 400 тыс. тенге, то в России она не превышала 200 тыс. тенге, в Узбекистане — 157 тыс. тенге. Вместе с тем осуществленные и заявленные авиационными властями РК инвестиции в наземную инфраструктуру приведут к удорожанию сервиса. По экспертным оценкам, половина аэропортов страны планирует в течение ближайших трех лет увеличить стоимость обслуживания в среднем на 50%.

Как нам рассказали в аэропортах, цена обслуживания самолетов получается путем умножения взлетной массы машин на коэффициент (причем наши собеседники ушли от ответа о конкретных значениях коэффициента, сославшись на коммерческую тайну – «ЭК»). Известно лишь, что коэффициент выше в тех аэропортах, где выше категория Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

В авиапредприятиях уверены, что инвестиции в инфраструктуру окажут влияние на повышение тарифов и сборов. Но, по их мнению, в первую очередь перевозчиков волнуют параметры рынка: процент загрузки бортов и частота рейсов, нежели рост аэропортовских издержек.

Однако эту точку зрения разделяют не все. 11 февраля на совещании в Астане г-н Фостер заявил о необходимости повышения цен на международных рейсах, сославшись на удорожание, в частности, аэропортовских сборов.

По данным КГА, в 2007 году через территорию Казахстана иностранными авиакомпаниями осуществлено 114 млн самолето-километров, в 2008−м — 121 млн (единица, получаемая путем умножения общего количества иностранных самолетов, пролетевших над территорией РК, на их общий километраж — «ЭК»). Слабая наземная инфраструктура может заставить иностранных перевозчиков выбрать в качестве промежуточного места посадки и дозаправки другие аэропорты вне Казахстана.

Согласно планам КГА, в 2009 году намечено завершить реконструкцию в аэропортах Кызылорды и Костаная. По проблемному аэропорту Кокшетау разработано ТЭО, в текущем году намечено закончить проектно-сметную документацию.
То, что имеем

Сейчас в Казахстане существует 21 действующий аэропорт. К международным полетам допущены 15 из них, причем девять получили категории ИКАО. К 2010 году МТК планирует увеличить количество сертифицированных ИКАО аэропортов до 10. Десятым в текущем году должен стать аэропорт Актау.

Чем выше категория аэропорта, тем выше регулярность полетов. Так, после того, как в Алматы построили современную взлетно-посадочную полосу (ВПП) и сертифицировали аэропорт по третьей категории, своевременность выполнения рейсов «Эйр Астаны», считающей эту воздушную гавань базовой, выросла с 80% в 2007 году до 86% в 2008−м.

Многие проблемы инфраструктуры связаны с формой собственности аэропортов: их разнообразие снижает качество управления отрасли со стороны госрегулятора – Комитета гражданской авиации.

По данным КГА, аэропорты находятся в республиканской, коммунальной, частной собственности и доверительном управлении.

В силу того, что местные власти не обладают достаточными финансовыми возможностями, они на время реконструкции передают аэропорты в республиканскую собственность. К примеру, сегодня в республиканской собственности находятся аэропорты Кызылорды и Костаная, которые после модернизации, по одной из версий, будут возвращены в коммунальную собственность.

У местных властей хроническая нехватка капитальных вложений, и вопрос стоит в единственно возможной плоскости — когда его передадут в республиканскую собственность и изыщут средства на реконструкцию.

«На сегодняшний день единственным акционером аэропорта Кызылорды является Минтранском, в республиканскую собственность он был передан в конце 2008 года, — говорит пожелавший остаться неизвестным источник из экспертных кругов. — Решить вопрос финансирования можно было лишь на республиканском уровне, поэтому аэропорт и передали в ведение республики».

Эксперт сомневается, что после реконструкции аэропорт вернут местным властям. «Скорее всего, — заявляет он, — его могут передать на баланс Фонд национального благосостояния (ФНБ) «СамрукКазына» или оставить в республиканской собственности. Объяснение то же самое: местные бюджеты расходы по поддержанию аэропортовской инсфраструктуры не потянут».

Еще одной формой развития наземной инфраструктуры является доверительное управление. Пять аэропортов — Астаны, Атырау, Балхаша, Жезказгана и Актау — находятся в доверительном управлении различных частных казахстанских и иностранных компаний. Обычно это делается тогда, когда государственное или коммунальное управление оказывается неэффективным. Например, в прошлом году по предложению акимата Мангистауской области АО «Международный аэропорт Актау» передали в управление турецкой компании ATM Group Uluslararasi Havalimani Yapim Yatirim ve Isletme Ltd. Договором концессии предусмотрено строительство пассажирского терминала с двумя телескопическими трапами, обслуживающего до 350 пассажиров в час, а также удлинение действующей ВПП на 400 метров.

Среди частных аэропортов — Алматы, Караганды, Бурундая, Петропавловска, Тараза, Уральска и Экибастуза — по причине удобного географического положения наиболее успешными по пассажиро— и грузопотоку являются два первых. Остальные же испытывают проблемы востребованностью их инфраструктуры со стороны крупных перевозчиков.

А аэропорт Экибастуза в силу инфраструктурных проблем временно не действует. Авиационные власти обвиняют частников в стремлении заработать денег любой ценой, даже в ущерб аэропортовской инфраструктуре, тогда как частные владельцы ссылаются на проблемы с развитием регионов страны и недостаточным вниманием к ним со стороны центральных властей.

В промежуточной фазе поиска качественного и надежного инвестора находятся аэропорты, управляют которыми социально-предпринимательские корпорации (СПК) и Фонд «СамрукКазына». В ведении СПК находятся четыре аэропорта — Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Шымкент — реконструкция завершена в последних двух. Из двух аэропортов – Павлодара и Актобе – находящихся в ведении ФНБ, деньги на реконструкцию из госбюджета нашлись только для Актюбинского.
Правительственный ракурс

Согласно Стратегии индустриально-инновационного развития РК до 2015 года планируется реконструировать ВПП в 16 аэропортах. До 2010−го — в аэропортах Шымкента, Павлодара, Алматы, Актау, Костаная, Усть-Каменогорска, Уральска, Кызылорды и Жезказгана. Затем — в Караганде, Семипалатинске, Балхаше, Таразе, Петропавловске, Талдыкоргане и Кокшетау. В восьми аэропортах произведен ремонт ВПП.

Средства на реконструкцию выделялись из республиканского бюджета для аэропортов Астаны (1,5 млрд тенге), Актобе (3,114 млрд), Шымкента (5,35 млрд). В аэропорту Атырау строительство новой ВПП осуществлялось за счет займа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Аэропорт Алматы построил новую ВПП за счет собственных инвестиций. 30 сентября 2008 года ее сдали в эксплуатацию (строительство полосы обошлось в 87 млн долларов, а на объекты управления воздушным движением и метеооборудование затрачено еще более семи миллионов долларов).

А вообще на трехлетнюю программу развития отрасли в 2008−2010 годах правительство дополнительно направит один миллиард долларов, которые в основном пойдут на финансирование обновления парка самолетов региональных компаний и развитие наземной инфраструктуры.

В конце сентября — начале октября 2008 года МТК презентовал планы по переоснащению казахстанских аэропортов. Актюбинский аэропорт, где реконструировали полосу и построили новый терминал, стал третьим среди крупнейших портов-хабов в стране (наряду с Алматы и Астаной). В текущем году планируется завершить строительство ВПП в Кызылорде и возвести новый терминал в Атырау.

За основу улучшения инфраструктуры аэропортов взята концепция развития узловых аэропортов (хабов) как главной технической базы авиакомпаний. В частности, для выполнения основных международных рейсов формируются три хаба: в Астане (административный центр), Алматы (финансовый центр), Атырау (ресурсный центр). Эти города свяжут со всеми областными центрами регулярным воздушным сообщением, что позволит обеспечить удобные для пассажиров стыковки с международными рейсами. По данным МТК, по состоянию на конец 2008 года на развитие наземной инфраструктуры затрачено 53 млрд тенге. Авиационные власти считают, что международные рейсы в США, страны Евросоюза и Юго-Восточной Азии в перспективе могут быть открыты и из других казахстанских городов.

Однако создание национальной сети хабов должно основываться не только на политической и технической необходимости, но прежде всего на экономической целесообразности. «Принимая во внимание масштабы страны, — отметил Питер Фостер, — не каждый региональный аэропорт будет способен принимать большие воздушные суда. Наиболее оптимальный путь — развитие рынка воздушных перевозок в небольших городах. Это позволит аэропортам модернизировать инфраструктуру вплоть до уровня международных стандартов».

С другой стороны, по словам исполнительного директора авиакомпании «СКАТ» Александра Халева: «Важно точно знать объемы рынка, потребность, возможности, желание летать самолетами и уровень платежеспособности населения. Проблема страны как раз в том, что 17 млн человек буквально размазаны по всей территории, и определить, за редким исключением, точки концентрации спроса на авиаперевозки практически невозможно. К примеру, на востоке РК сосредоточена промышленность, в Караганде — металлургия, уголь. И следовать опыту Австралии, где только три крупных хаба, у нас не получится».

Поэтому стратегия трех ключевых хабов, инициированная авиационными властями, не совсем точно отражает потенциал регионов. К примеру, авиакомпания «СКАТ» активно задействовала аэропорт Актау как транспортный хаб по направлению на Кавказ: Грузия, Армения и Азербайджан, а также в российские города Минводы, Астрахань, Махачкала.

По мнению г-на Фостера, перспективным регионом для компании является Кызылординская область, «где присутствует огромный потенциал для развития». Но так как ВПП аэропорта Кызылорды не отвечает необходимым требованиям, «Эйр Астана» совместно с КГА, местным акиматом и администрацией аэропорта пытается найти выход из сложившейся ситуации.

При этом хабы привлекут авиаперевозчиков и окупятся лишь в том случае, если экономическая выгода от их использования будет сопровождаться высоким уровнем прямого и сопутствующего сервиса (гостиницы, туристические и грузовые услуги).

Если до 2005 года аэропорты РК практически не использовались для транзитных посадок крупнотоннажных воздушных судов типа «Боинг-747» и МД-11 (взлетной массой до 300 тонн), то сегодня в Алматинском аэропорту в неделю обслуживаются свыше 50, в Астане — свыше 30, а аэропорт Караганды еженедельно принимает до 20 подобных судов.

Однако самоуспокаиваться не стоит. Модернизация казахстанских аэропортов предполагает модернизацию сознания. Она, в свою очередь, сделает Казахстан привлекательным для крупных перевозчиков.

Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан»
Комментарии, по рейтингу, по дате
  donguluk 05.10.2010 в 10:58:09   # 66221
Поводом для написания данной публикации послужил репортаж, опубликованный 10.09.2010 на сайте местного телевизионного канала tdk42, и статьи на страницах vesti.kz от 23.09.2010 привожу их без сокращений, а поскольку тематика прямо касается необходимости модернизации аэропортов, посчитал возможным разместить материал здесь.

1. Аэропорт Уральска нужно закрыть

Такое требование сделал мажилисмен Аманжан Жамалов после восьми аварийных случаев на взлетно-посадочной полосе.

Аэропорт Уральска необходимо закрыть, чтобы провести основательный ремонт взлетно-посадочной полосы. С таким требованием к генеральному прокурору, министру транспорта и коммуникаций, а также главе КНБ обратился депутат Мажилиса Аманжан Жамалов. Состояние взлетной полосы уральского аэропорта настолько не удовлетворительное, что депутат ситуацию называет преступной халатностью. Взлетная полоса уральского аэропорта, которая построена в 1972 году, рассчитана на самолеты ТУ-154. Тогда как нынешняя нагрузка на асфальтовое покрытие превышена вдвое, аэропорт давно принимает тяжелые пассажирские самолеты западного типа. Помимо этого, взлетно-посадочную полосу постоянно латают, однако, плиты на четверть остаются треснутыми, в углублениях скапливается вода, кое-где видна арматура и щебень, отмечает депутат.

Аманжан Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Только в этом году уже зафиксировано 7 случаев создания аварийной ситуации при взлете и посадке самолетов компании «Эйр Астана», которые только по счастливой случайности не закончились трагедией. Я считаю, необходимо срочно принять меры по обеспечению безопасности пассажиров вплоть до запрета полетов в этот аэропорт. Такое требование сделал мажилисмен Аманжан Жамалов после восьми аварийных случаев на взлетно-посадочной полосе.

2. Аэропорт Уральска частично закрыт из-за изношенности ВПП

Из-за изношенности взлетно-посадочной полосы в аэропорту Уральска ограничен прием самолетов. «Согласно поручению Комитета гражданской авиации Казахстана с 20 сентября 2010 года необходимо ограничить в аэропорту города Уральск полеты воздушных судов с квалификационным числом (ACN) больше 27 единиц по взлетной массе и первым руководителям авиакомпаний, осуществляющих полеты в аэропорт Уральска, принять необходимые меры в связи с указанными ограничениями пока не будет выполнен необходимый срочный ремонт ВПП», - цитирует ИА «Новости-Казахстан» сообщение авиакомпании «Эйр Астана».

В связи с этим, отмечает пресс-служба, авиакомпания «Эйр Астана», руководствуясь данным предписанием, «была вынуждена произвести соответствующую замену самолетов, постаравшись минимизировать дискомфорт для пассажиров». «К примеру, самолет «Боинг 757», на котором будут осуществляться полеты из Алматы в Уральск и обратно, отвечает предъявленным требованиям и способен удовлетворить существующий спрос», - подчеркивается в сообщении.

Между тем, авиакомпания заявляет, что «ситуация требует скорейшего разрешения, поскольку Уральск играет важную роль в экономической, политической и культурной жизни страны".


Ситуация, сложившаяся с аэропортом Уральск, вполне логична и закономерна, являясь следствием преступного нарушения, незыблемых законов авиации, с точки зрения обеспечения требований безопасности полётов, и элементарных законов экономики, которые были попраны в послеперестроечный период, в этот период разнузданного и никем неконтролируемого накопления первоначального капитала отдельными лицами, создаваемого, кстати, на базе общенародной собственности.

Коротко о том, как это всё начиналось. Резкое падение спроса на пассажирские перевозки в период известного «развала Союза», обусловленного не менее резким падением материального положения простого народа, то есть основной массы потенциальных пассажиров и небывалое сокращение производства товаров народного потребления, привело к тому, что некоторые, наиболее практичные, руководители от авиации быстро смогли переориентироваться в сложившейся ситуации и организовали массовые грузовые перевозки.

Основания для этого были вполне реальные и, на первый взгляд, довольно эффективные в экономическом плане. Грузовиков Ил-76 в бывшем Союзе «наклепали» вполне достаточно, продавались они по «бросовым» ценам, а в основном просто приватизировались практически бесплатно. Спрос на дешёвый китайский товар народного потребления был огромный, а прибыли, вполне естественно, баснословные, так как статьи затрат ограничивались только текущими расходами, которые в реальной экономики составляют не более 8-12 процентов от общих расходов. При этом основные затраты на реновацию, восстановление, капитальный ремонт авиационной техники и наземного оборудования просто игнорировались, попросту говоря «жили одним днём», что вполне естественно для логики тогдашних руководителей.

Прекрасно осознавая, к чему это приведёт, тем не менее, руководствуясь вполне обоснованной причиной, заключающейся в том, что накопленные за многие
  Гость 31.10.2010 в 11:54:41   # 72758
ранее, при Союзе, средства на эти цели, «осели» где-то в бывшем министерстве, попросту говоря, были разворованы руководителями ещё больших рангов, они проводили аналогичную политику на местах, создавая при этом видимость небывалой активизации авиационной деятельности всей Республики и вполне респектабельное впечатление от их энергичной деятельности у руководителей страны и регионов.

Способствовало этому явное снижение активности отраслевого центра руководства отраслью, потерявшего свой статус в ходе реорганизации управления отраслью, в виде уже структурного подразделения Министерства транспорта - Комитета гражданской авиации (а не отдельного управления, как это было ранее), которое, будучи переукомплектовано новыми кадрами, было не в состоянии (или просто не смогло, или не хотело, или ему не «давали») обеспечить надлежащий контроль за финансово-экономической деятельностью авиапредприятий и даже и за обеспечение надлежащей безопасности полётов.

Создаётся впечатление, что вся вертикаль управления отраслью руководствовалось порочным умозаключение предполагая, что если Казахстану нужна авиация, то все материальные средства впоследствии выделит государство (как то не по рыночному, прибыли себе, а затраты на государство), но тем не менее, всё так и получилось и приведенные слова депутата являются логическим подтверждением этого. Все прекрасно осознают, что акционерное общество «Ак-жол» не располагает даже малой долей материальных средств, которые нужны для восстановления изношенной взлётно-посадочной полосы, а слова депутата это «мольба о помощи» Правительству РК.

Взлётно-посадочную полосу в аэропорту Уральск «разбили» грузовики Ил-76 Алма-Атинского авиапредприятия «Саяхат», созданного именно в то «горячее» время. В тот период были допущены массовые, в течении довольно длительного времени, превышения допустимого максимального посадочного веса самолётов. В начале полосы, в месте приземления, все плиты «вздыблены» и эта часть нуждается в капитальном ремонте, а та щебёнка и арматура на протяжении всей полосы – это результат её длительной эксплуатации без надлежащего технического обслуживания и превышения сроков проведения текущих ремонтов, а это уже является следствием того, что руководители аэропорта не могли (или не хотели) приводить всё в соответствие с требованиями действующих руководящих документов, ограничиваясь заявлениями о том, что средств на это недостаточно. Конечно, было бы явно недальновидно выделять такие «бешеные» деньги, при наличии дочернего частного предприятия «Беркут», принадлежащего руководителю авиапредприятия, их вполне легально можно использовать именно на этом предприятии, с аэропорта много не возьмёшь, а «Беркут» всё-таки свой.

Массовые нарушения диспетчерского состава, заключающиеся в том, что посадки самолётов с посадочным весом выше допустимого разрешались, гасились административным давлением, никто тогда так не рисковал, как они, или останешься безработным, или рискуешь стать «козлом отпущения» при расследовании возможного лётного происшествия.

Но в репортаже меня удивило не это. Всё что я описал, было достаточно прогнозируемо и логично, «сражает наповал» то, что нет абсолютно никаких предпосылок к коренному изменению (или хотя бы к продвижению) возникшей, я сказал бы для аэропорта, глобальной проблемы. Посмотрите сами: «Тогда как нынешняя нагрузка на асфальтовое покрытие превышена вдвое, аэропорт давно принимает тяжелые пассажирские самолеты западного типа.», «Только в этом году уже зафиксировано 7 случаев создания аварийной ситуации при взлете и посадке самолетов». Рядовой зритель, или читатель, как в данном случае, даже не представляет глубины сущности этих слов. Налицо системные нарушения требований действующих руководящих документов по обеспечению безопасности полётов. Семь случаев создания аварийной обстановки означает, что с начала года уже семь предпосылок к авиационному происшествию (инциденту, как это теперь квалифицируется).
О каждом инциденте в любом авиапредприятии течении часа раньше «знала Москва», сроки оповещения о таких случаях вышестоящего руководства и правоохранительных органов были строго регламентированы и соблюдались неукоснительно, расследование каждого производилось специально назначенными комиссиями, по уровню, в зависимости от значимости, от объединённого авиаотряда, до Министерства гражданской авиации, по каждому разрабатывались мероприятия по их предотвращению, результаты расследования по серийным инцидентам являлись основой для разработки и оперативного ввода в действие всех документов по обеспечению необходимого уровня безопасности полётов, многие из которых, с момента возникновения авиации вообще, написаны кровью пассажиров и членов экипажа. Более того, с целью профилактики авиационных происшествий, такие материалы рассматривала Международная авиационная организация ИКАО.

Теперь, как я понял, никому этого не надо, не уверен, что все инциденты были соответствующим образом расследованы и на всех у
  Гость 31.10.2010 в 11:56:49   # 72759
уровнях приняты необходимые профилактические мероприятия по предупреждению. Похоже, что жизнь пассажира или лётчика теперь ничего не стоит по сравнению с доходами, «добытыми» таким преступным путём, и винить в этом только одних должностных лиц Уральского авиапредприятия, похоже, не следует, что-то складывается не так по всей вертикали управления гражданской авиации.

Что же касается мер, которые в связи с заявлением депутата были предприняты со стороны Комитета гражданской авиации Казахстана, то их и полумерами назвать то нельзя, выглядят они «солидно» для абсолютно непосвящённых людей и являются ни чем иным, как отпиской. Да, самолёты с меньшим посадочным весом «доламывать» плиты будут, естественно, меньше и дольше по времени эксплуатации, однако состояние взлётно-посадочной полосы уже в настоящее время является посткритическим, и необходимые ограничения нужно было вводить несколько лет назад. Посудите сами, депутат констатирует (видимо всё-таки на основании какой-то достоверной и независимой экспертизы), что «плиты на четверть остаются треснутыми, в углублениях скапливается вода, кое-где видна арматура и щебень». Что это значит, это означает только одно, на взлёте или посадке самолёт с газотурбинными двигателями постоянно рискует «засосать» в тракт двигателя ту же щебёнку, с последующим разрушением двигателя, а турбовинтовой самолёт повредить воздушный винт. Чревато это трагическими последствиями. То есть в плане обеспечения безопасности полётов ничего не изменяется, а вышеупомянутый Комитет руководствуется не требованиями руководящих документов по этому вопросу, а ограничивается очередным лозунгом-призывом «ситуация требует скорейшего разрешения, поскольку Уральск играет важную роль в экономической, политической и культурной жизни страны», говоря простым языком действует не по закону, а по понятиям. Естественно, что Уральск играет какую-то роль в жизни страны, но это не значит, что ради этого нужно рисковать жизнью людей, вроде не война ещё.

Ну а кто желает ознакомиться подробнее, как это всё получилось и где «корни» явления, милости прошу на свой сайт http://donguluk2010.ucoz.ru , где всё описано подробно и «в лицах».

С уважением и благодарностью к редакции, за опубликование этого важного для всех жителей города материала, donguluk.
  Гость 12.11.2010 в 10:05:42   # 76915
Это круто
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь