Бастыки на “Достыке”

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 27 Марта 2009 в 10:39:08
Почему в страну не пускают чужую картошку, если свою не выращивают? Как десятки тысяч тонн овощей пересекают границу, не отражаясь в статистике? И сколько взяток “заложено” в цене каждого килограмма импортных продуктов?

Четверть потребляемого в стране риса, треть растительного масла, половина колбас, мясных консервов, сыра, маргарина, печенья и сахара, более двух третей сухого молока и сгущенки, почти все овощные и фруктовые консервы прибывают к нам из-за границы. Казахстан плотно сидит на продуктовой “игле” и не может обойтись без импорта.

Фрукты мы едим в основном узбекские и киргизские, овощи – китайские и российские. Даже на крупнейшем и самом дешевом из продовольственных рынков Алматы – “Алтын Орде” – 70% всей продаваемой зелени ввезено из-за границы, сообщил нам заместитель директора УТК “Алтын Орда trade” Алтай Маусымбай:

– Это соотношение держится уже несколько лет. Особенно много завозится фруктов – до 90%. Продавцы из наших южных регионов – Шымкента и Тараза – привозят свою продукцию, но мало.

Поставки овощей и фруктов должны идти бесперебойно – большой город ест много.

– Например, 20-тонный грузовик картошки на рынке продается в среднем за три дня, – говорит Алтай Маусымбай. – Больше привозить рискованно – негде хранить, нет складов. Мы на “Алтын Орде” можем хранить овощи сутки, не более.

Посчитаем все налоги

Одной картошки, по официальным данным, в прошлом году в страну ввезли 50 тысяч тонн. Каждую пятую тонну – из Китая. Растущий из года в год поток импорта облагают все новыми налогами и поборами. Попробуем подсчитать: из чего складывается цена корнеплода, путешествующего по маршруту Урумчи – таможенный пост “Достык” – Алматы.

На родине китайская картошка стоит примерно 0,25 доллара за килограмм. Таким образом, 20-тонный тягач вместит товара на 5 тысяч баксов. С этой суммы на границе необходимо уплатить сбор за таможенное оформление. Сбор исчисляется в евро, и после девальвации его сумма в тенге выросла. То есть сегодня он составляет 9712 тенге.

Весь 2008 год в Казахстане действовала “нулевая” ставка пошлин на импорт плодоовощной продукции, против чего активно выступало Министерство индустрии и торговли. Владимир Школьник убеждал правительство, что это на корню уничтожит и без того слабого отечественного производителя. Но, по мнению людей, знакомых с вопросом, дело не в таможенной пошлине, а в том, что в стране нет реальной системы поддержки местных фермеров. Потому чиновники опять просто решили собирать деньги за чужую продукцию.

Теперь на таможне за фрукты надо отдать 5% стоимости, за овощи – 15%. При такой ставке плата с грузовика картошки составит 112,7 тысячи тенге. Далее с груза надо оплатить налог на добавленную стоимость (НДС) – это еще 91,3 тысячи тенге. Таким образом, только при пересечении границы и только государству владелец груза отдаст 213,7 тысячи тенге.

Но это только часть расходов, причем не самая затратная. Аренда грузовика вместе с зарплатой водителя и расходами на топливо обойдется примерно в 400 тысяч тенге. 30 тысяч надо будет отдать за автостраховку, и в 35 тысяч тенге обойдется многократная виза в Китай для водителя. Услуги брокера на складе временного хранения (СВХ) стоят 7 тысяч тенге, а его гарантийное обязательство – 15 тысяч. Затем наступает очередь рыночных расходов – надо покупать разовый талон за

800 тенге, платить ветеринарам и фитосанитарному контролю – еще 600 тенге. Это, конечно, копейки, но в общей сумме только доставка от полей Урумчи до рынка с оформлением будет стоить еще 488,4 тысячи тенге.

Заметим, что одно лишь введение пошлин на ввоз вместе с девальвацией тенге увеличило сумму платежей на 449 тысяч тенге. Если считать в цене килограмма картошки, то ее себестоимость с доставкой увеличилась примерно с 55 до 70 тенге.

Кормушка на таможне

– Чтобы снизить конечную цену своего товара, оптовики вынуждены грузить свои фуры выше нормы, то есть больше 20 тонн. В результате чего они попадают в коррупционную систему и вынуждены платить неофициальные сборы, – отмечает вице-президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Жибек Ажибаева.

По ее словам, деньги берут за все бумажки и разрешения. После девальвации тенге, по данным Ассоциации рынков, разрешение на въезд на пограничную территорию “подорожало” с 24 тысяч до 30 тысяч тенге. Карантинная служба свое “благословение” сейчас оценивает примерно в 37 тысяч тенге с машины. Другая бумажка – импортное карантинное разрешение на 20-тонный тягач – теперь стоит 90 тысяч тенге.

Далее, говорят предприниматели, надо платить пограничному контролю 15 тысяч тенге, за ним следует таможенный контроль – еще 7 тысяч тенге. Услуги транспортной инспекции обходятся в 15 тысяч. Взвешивание автотранспорта пройдет без проблем, если заплатить те же 15 тысяч. В ту же сумму обойдутся опломбирование и услуги брокера. И, наконец, “толкач” – человек, который вам поможет договориться с бастыками по-хорошему, оценит свой труд примерно в 100 тысяч тенге.

Далее останутся мелочи – без проблем доехать до места назначения. Проблемы могут создать транспортная инспекция (от 15 до 45 тысяч тенге с машины) и дорожная полиция (от 5 до 15 тысяч тенге).

Поскольку на складах временного хранения всегда существует дефицит площадей, то там тоже есть свои “толкачи”, готовые достать место. Их помощь обойдется примерно в 100 тысяч тенге с машины. Когда машина покидает склад, то необходимо снять пломбу. Эта маленькая услуга обойдется ее владельцу в 8 тысяч тенге.

Таким образом, только всевозможные неформальные поборы на границе, трассе и складах обойдутся примерно в 430 тысяч тенге. Коррупционная наценка в целом составит примерно 21 тенге на каждый килограмм картофеля.

Пропавшая картошка Иссык-Куля

Самые дешевые продукты к нам везут из Кыргызстана, который имеет с нашей страной ряд договоров об упрощении таможенных процедур. Но даже самую простую процедуру при “правильном” подходе можно сделать очень доходной. Например, на своей территории киргизский фермер платит только 0,15% от заявленной стоимости вывозимой сельхозпродукции. Оплата за бланк грузовой таможенной декларации (ГТД) у соседей – не более 300 сомов (менее 10 долларов).

Точно такой же бланк в Казахстане стоит в десять раз дороже. Далее поставщик товара попадает в “объятия” казахстанского таможенного брокера, который по закону и занимается всеми процедурами (декларирование, оформление и расчет таможенных платежей). Только за его услуги торговец отдает до 100 тысяч тенге.

Следующую накрутку делает наше государство. НДС на сельхозпродукцию в размере 14% рассчитывается исходя из “условных цен на данную продукцию”, которая устанавливается чиновниками каждый квартал. Условная цена – это сколько тот или иной овощ стоит в среднем по Казахстану. Какое отношение эта цена имеет к импортному товару – непонятно. Например, баклажан, который в Бишкеке стоит 12 тенге, “оценят” по средним для Казахстана ценам – 40 тенге. С этой суммы и вычтут НДС – 5,60 тенге. То есть прямо на границе и только в результате уплаты одного налога цена товара вырастает вполовину.

Понятно, что в реальности столь разорительные налоги почти никто не платит. Официально, по отчетам нашего Таможенного комитета, в Казахстан из Иссык-Кульской области завозится 400–600 тонн киргизского картофеля в год. По данным департамента аграрной политики самой Иссык-Кульской области, только из этой области казахские и киргизские предприниматели ежегодно вывозят в Казахстан до 20 тысяч тонн картошки.

В феврале, по данным Ассоциации рынков, оборот на продуктовых базарах снизился на 15–18%. Деловая активность в сфере торговли упала примерно на 7–10%. Попав в “вилку” между высокими пошлинами и падающим спросом, большинство бизнесменов будут экономить – в первую очередь на налогах. Это значит, что товар все равно будут везти, но по “серым” схемам. А деньги, как показывает жизнь, могут осесть не в казне, а в карманах таможенников и пограничников. И кто от этого выиграет?

Факт в тему

Убытков от таможни – на 2 миллиарда

С легкой руки таможенников за пределы Казахстана незаконно отправили около семи тысяч тонн рыбы ценных пород.

Случай в регионе беспрецедентный – как и судебный приговор, вынесенный в конце концов нарушителям закона. Приговор вступил в законную силу, но даже сейчас следственные органы скупятся на комментарии – уж слишком неоднозначная ситуация.

Следствие выявило, что за полтора года, с июля 2006 по февраль 2007 года, сотрудники департамента таможенного контроля по Западно-Казахстанской области незаконно оформили 259 (!) грузовых таможенных деклараций. Что позволило как физическим, так и юридическим лицам вывезти за пределы республики немалое количество рыбы ценных пород.

Декларации выписывали шестеро рядовых сотрудников, стоящих на таможенном посту. По данным следствия, каждый действовал самостоятельно. В отношении каждого из них по отдельности были возбуждены и уголовные дела. Все дела так же, как и судебные приговоры, почти одинаковые, как близнецы-братья.

Органы предварительного расследования, передавая дело в суд, были уверены, что в действиях таможенников – не что иное, как превышение власти. Но суд посчитал, что таможенники допустили обычную халатность. Для человека, не посвященного в эти тонкости, это всего лишь слова. На деле – разные статьи Уголовного кодекса. Халатность относится к преступлениям небольшой тяжести, поэтому и мера наказания тут – минимальная. Штраф в размере одной заработной платы – чуть больше 46 тысяч тенге с каждого. Государство же пострадало на 2 миллиарда тенге, которые теперь никто уже не вернет.

http://www.caravan.kz/article/?pid=171&aid=8271
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Саид 27.03.2009 в 12:36:19   # 12129
Убытков от таможни – на 2 миллиарда

По последнему факту лучше бы разобрались внимательнее. Рыбный комитет издал свой внутренний документ о запрете на вывоз, а таможню-то не предупредил, а потом как фокусник. достал документ после того как рыба ушла за границу и....Вуаля!!!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь