Проблемные вопросы, возникающие при борьбе с коррупцией
admin 18 Марта 2009 в 11:53:08
В настоящее время на территории Республики Казахстан действует Уголовный Кодекс Республики Казахстан с последними изменениями от 5 июля 2008 года, где ст. 312 Уголовного Кодекса РК (Дача взятки) состоит из 5 частей, в старой редакции указанная статья состояла из 2-х частей.
Однако, в новой редакции отсутствует примечание к данной статье, которое было раньше в старой редакции, согласно которого "Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки".
В соответствии с действующим Уголовным Кодексом любое лицо, обратившееся в правоохранительные органы о вымогательстве взятки, должно быть привлечено к уголовной ответственности за дачу взятки по ст. 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.
При такой сложившейся ситуации никто из граждан о вымогательстве со стороны кого-либо взятки в правоохранительные органы обращаться не будет из-за боязни привлечения к уголовной ответственности.
Некоторые правоохранительные органы в отношении заявителей, обратившихся в органы о даче или о вымогательстве взятки, прекращают уголовное преследование в порядке ст. 65 Уголовного Кодекса Республики Казахстан в связи с деятельным раскаянием.
При этом, заявителям не разъясняют о том, что прекращение уголовного преследования согласно ст. 65 Уголовного Кодекса РК относится к нереабилитирующим основаниям, что также существенно нарушает конституционные права граждан, обратившихся в органы с заявлением о даче или о вымогательстве взятки.
Другие правоохранительные органы в отношении заявителей применяют пункт 12 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 18 от 13 декабря 2001 года "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией", согласно которому лицо, предоставляющее имущественные блага и преимущества, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство со стороны должностного лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о совершенном им подкупе, т.е., то же самое, что было раньше указано в примечании статьи 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан старой редакции.
Следует иметь в виду, что данное действующее Нормативное Постановление Верховного Суда РК прямо противоречит действующему Уголовному Кодексу Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 1 действующего Уголовного Кодекса Республики Казахстан "Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит исключительно из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс"
Таким образом, в настоящее время лица, обратившиеся в правоохранительные органы о даче или о вымогательстве взятки, должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, что повлечет за собой крайне низкую выявляемость коррупционных преступлений.
В этой связи, необходимо в срочном порядке в действующий Уголовный Кодекс внести соответствующие изменения.
Кроме этого, по Юго-Восточному транспортному региону сложилась практика по привлечению к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений директоров ТОО, единственным учредителем которых является НК "Казахстан Темир Жолы", которая, в свою очередь, имеет 100 % акции государства.
Органы уголовного преследования привлекают директоров данных ТОО к уголовной ответственности как субъектов, совершивших коррупционное преступление, в последующем суды их осуждают за коррупционные преступления.
Согласно пункта 4 ч.2 примечания к ст. 307 Уголовного Кодекса Республики Казахстан "лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов" приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций или иными словами являются субъектами коррупционных преступлений.
Если следователь точному исполнению требований данного законодательства, то к субъектам коррупционных преступлений будут относиться только те директора ТОО, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов. То есть непосредственно в учредительных документах этих ТОО должны быть акции государства.
В этом случае отнесение к субъектам коррупционных преступлений директоров ТОО, единственным учредителем которых является НК "Казахстан Темир Жолы", которая в свою очередь имеет 100 % акции государства, будет неправильным. Хотя логически это в целом не противоречит Закону РК "О борьбе с коррупцией".
В связи с изложенным, необходимо разъяснение Верховного Суда Республики Казахстан точного и правильного применения антикоррупционного законодательства в этой части.
www.procuror.kz
Однако, в новой редакции отсутствует примечание к данной статье, которое было раньше в старой редакции, согласно которого "Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки".
В соответствии с действующим Уголовным Кодексом любое лицо, обратившееся в правоохранительные органы о вымогательстве взятки, должно быть привлечено к уголовной ответственности за дачу взятки по ст. 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан.
При такой сложившейся ситуации никто из граждан о вымогательстве со стороны кого-либо взятки в правоохранительные органы обращаться не будет из-за боязни привлечения к уголовной ответственности.
Некоторые правоохранительные органы в отношении заявителей, обратившихся в органы о даче или о вымогательстве взятки, прекращают уголовное преследование в порядке ст. 65 Уголовного Кодекса Республики Казахстан в связи с деятельным раскаянием.
При этом, заявителям не разъясняют о том, что прекращение уголовного преследования согласно ст. 65 Уголовного Кодекса РК относится к нереабилитирующим основаниям, что также существенно нарушает конституционные права граждан, обратившихся в органы с заявлением о даче или о вымогательстве взятки.
Другие правоохранительные органы в отношении заявителей применяют пункт 12 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 18 от 13 декабря 2001 года "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией", согласно которому лицо, предоставляющее имущественные блага и преимущества, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство со стороны должностного лица или если это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о совершенном им подкупе, т.е., то же самое, что было раньше указано в примечании статьи 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан старой редакции.
Следует иметь в виду, что данное действующее Нормативное Постановление Верховного Суда РК прямо противоречит действующему Уголовному Кодексу Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 1 действующего Уголовного Кодекса Республики Казахстан "Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит исключительно из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс"
Таким образом, в настоящее время лица, обратившиеся в правоохранительные органы о даче или о вымогательстве взятки, должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 312 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, что повлечет за собой крайне низкую выявляемость коррупционных преступлений.
В этой связи, необходимо в срочном порядке в действующий Уголовный Кодекс внести соответствующие изменения.
Кроме этого, по Юго-Восточному транспортному региону сложилась практика по привлечению к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений директоров ТОО, единственным учредителем которых является НК "Казахстан Темир Жолы", которая, в свою очередь, имеет 100 % акции государства.
Органы уголовного преследования привлекают директоров данных ТОО к уголовной ответственности как субъектов, совершивших коррупционное преступление, в последующем суды их осуждают за коррупционные преступления.
Согласно пункта 4 ч.2 примечания к ст. 307 Уголовного Кодекса Республики Казахстан "лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов" приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций или иными словами являются субъектами коррупционных преступлений.
Если следователь точному исполнению требований данного законодательства, то к субъектам коррупционных преступлений будут относиться только те директора ТОО, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов. То есть непосредственно в учредительных документах этих ТОО должны быть акции государства.
В этом случае отнесение к субъектам коррупционных преступлений директоров ТОО, единственным учредителем которых является НК "Казахстан Темир Жолы", которая в свою очередь имеет 100 % акции государства, будет неправильным. Хотя логически это в целом не противоречит Закону РК "О борьбе с коррупцией".
В связи с изложенным, необходимо разъяснение Верховного Суда Республики Казахстан точного и правильного применения антикоррупционного законодательства в этой части.
www.procuror.kz
|